Использование приемов критического мышления на уроках информатики для развития мыслительной деятельности
методическая разработка на тему

Шахвердова Светлана Юрьевна

Использование приемов критического мышления на уроках информатики  для развития мыслительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshleni_na_urokah_informatiki.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «СОИРО»

Кафедра профессионального образования

Использование приемов критического мышления на уроках информатики для развития мыслительной деятельности

Выполнила:

Шахвердова Светлана Юрьевна

преподаватель информатики и ИКТ

ГБПОУ СО «РПЛ»

Проверила:

Шкель В.Ф.

Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретические основы технологии развития критического мышления        

1.1.        Понятие критическое мышление        

Глава 2. Практическое применение технологии критического мышления на уроках информатики в системе СПО        

Заключение        

Список литературы        


Введение

“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Томас Эдисон

Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Поэтому сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Развитие мыслительных способностей обучающихся - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности обучающихся, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором обучающийся  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен моим интересом, добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности студентов осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. 

Цель работы: изучить и проанализировать приемы критического мышления для развития мыслительной деятельности студентов политехнического лицея на уроках информатики.

Круг вопросов, рассматриваемых в работе:

  1. Теоретические основы технологии развития критического мышления
  2. Понятие критическое мышление
  3. Практическое применение технологии критического мышления на уроках информатики в системе СПО

При работе над темой были изучены материалы И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, в которых критическое мышление понимается как «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Федотовская Е.И. описала в своей книге, что «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений».


Заключение

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Обучающиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Обучающиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривать возможности решения проблемы и т.д..

Применяя в своей практике данную технологию, заметила, что обучение стало более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления студентами получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации. Работа с изучаемым материалом стало более осознанной, научились обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Технологические приемы критического мышления с одной стороны позволяют мне как педагогу работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.


Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  7. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.
  8. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с. Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация, интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции Российского нового университета. - Москва, 2003. - с.279 – 283с.
  9. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с.
  10. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»

Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...

Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин.

Статья о приемах технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин. В статье подробно описаны приемы развития критического мышления такие как кластеры, инсент, фиш...

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...