Методические указания к лабораторным и практическим работам по Информатике
учебно-методическое пособие на тему

Феденева Надежда Александровна

Для специальностей СПО технического профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_ukazaniya_1_chast.docx587.5 КБ
PDF icon 2_chast.pdf2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Уральский политехнический колледж»

Методические указания для проведения

лабораторных и практических работ

по учебной дисциплине Информатика и ИКТ»

для социально-экономических и технических специальностей СПО

Разработала: Преподаватель Н.А. Феденева


Методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ»

для проведения лабораторных работ и практических занятий

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «Информатика и ИКТ»

по специальности СПО

Разработчики:

ГАОУ СПО СО «Уральский политехнический колледж»,

преподаватель Н.А. Феденева

Рассмотрена  и утверждена на заседании предметной комиссии программирования

Протокол №____________________от__________________201  г

Председатель предметной комиссии Кадочникова Г.А.____________


ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для социально-экономических и технических специальностей СПО: с целью закрепления теоретических знаний и практических умений 

В сборнике содержатся методические указания по выполнению:

  1. 2 практических работ по разделу дисциплины «Информационная деятельность человека»
  2. 10 лабораторных работ по разделам дисциплины: «Информационная деятельность человека» и «Информация и информационные процессы»

Выполнение студентами лабораторных работ способствует формированию общих и профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности по дисциплине:

ПК 1.1 Выполнять операции с применением современных информационных технологий.

ПК 3.1 Организовывать работу по обработке документов и осуществления расчетов.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск  и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

Каждая лабораторная работа имеет следующую структуру: тема, цели, краткие теоретические сведения, порядок проведения работы, требования к составлению отчета.

После выполнения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе. Оценку по практической работе студент получает, если студентом работа выполнена в полном объеме, студент может пояснить выполнение любого этапа работы, отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы, студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.

Зачет по выполнению лабораторных и практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ с отчетами по всем работам.


Лабораторная работа № 1.

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы

Цель: Ознакомиться с современными информационными ресурсами общества. Ориентироваться на рынке информационных ресурсов. Научиться находить и использовать необходимые образовательные ресурсы по специальности.

Теоретические сведения

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме», – Ю.М. Каныгин.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации;
  • форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  • доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
  • источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
  • назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

  • электронные учебно-методические издания для поддержки учебного процесса;
  •  электронные ресурсы справочно-информационного характера, сетевые электронные ресурсы;
  •  учебные среды самостоятельного конструирования ЭОР;
  •  имитационные среды;
  •  демонстрационные электронные ресурсы;
  •  учебно-игровые программные средства;
  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
  • системы тестирования;
  • электронные полнотекстовые библиотеки;
  • электронные периодические издания сферы образования.

Порядок выполнения работы:

  1. Загрузить Интернет браузер
  2. В адресной строке браузера ввести адрес информационного портала:

http://www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/3585/

  1. Дать характеристику одного из представленных на загруженном портале вариантов образовательных ресурсов.
  2. Сравнительный анализ образовательных ресурсов представить в таблице, согласно приведённому примеру.

Пример:

Логотип

Информационный портал

Интерфейс

Основные разделы

Поиск информационных ресурсов

Федеральный портал «Российское образование»

Широко представлена новостная лента, присутствует поиск по порталу, широко представлены разделы портала

Каталог образовательных интернет – ресурсов; законодательство, Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты, Глоссарий

Учреждения, Картографический сервис, Дистанционное обучение, Мероприятия Конкурсы, Образовательные CD DVD

Для поиска ресурсов нужно зайти в раздел «Каталог», далее можно ограничить круг поиска по одному из фильтров: предметной области, уровню образования, аудитории и типу ресурса

  1. Найти образовательные ресурсы по своей специальности. Дать им характеристику.
  2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите в Интернет ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления Хрущева Н.С.

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, отчет о выполненной работе.
  2. Подготовьте ответы на контрольные вопросы:
  • Дайте определение информационных ресурсов.
  • Дайте определение образовательных ресурсов.
  • Перечислите возможности образовательных интернет - ресурсов.
  • Приведите пример классификации информационных ресурсов.
  • Какие параметры используются для        классификации информационных ресурсов?
  • Какие объекты можно отнести к электронным образовательным ресурсам?

Лабораторная работа № 2.

Лицензионные и свободно распространяемые продукты

Цель: ознакомиться с лицензионными  и свободно распространяемыми продуктами. Научиться различать лицензионные и нелицензионные продукты. Изучить правовую сторону вопроса о несанкционированном распространении лицензионного продукта.

Теоретические сведения:

Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно - распространяемые.

Лицензионные программы

В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность. Лицензионные программы разработчики обычно продают.

Условно бесплатные программы

Некоторые фирмы - разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

Свободно распространяемые программы

Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:

  • новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).
  • программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).
  • дополнения к ранее выпущенным программам,  исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.
  • драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

Общие требования ко всем группам программного обеспечения:

  • лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения);
  • возможность консультации и других форм сопровождения;
  • соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу компьютеров, а также архитектуре применяемой вычислительной техники;
  • надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной среде;
  • наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке;
  • наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке;
  • возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей;
  • наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения.

При использовании нелицензионного, то есть измененной пиратами версии, программного продукта, могут возникнуть ряд проблем.

  • некорректная работа программы. Взломанная программа – это изменённая программа, после изменений не прошедшая цикл тестирования;
  • нестабильная работа компьютера в целом;
  • проблемы с подключением периферии (неполный набор драйверов устройств);
  • отсутствие файла справки, документации, руководства;
  • невозможность установки обновлений;
  • отсутствие технической поддержки продукта со стороны разработчика;
  • опасность заражения компьютерными вирусами (от частичной потери данных до полной утраты содержимого жёсткого диска) или другими вредоносными программами.

Порядок выполнения работы:

  1. Загрузить Интернет браузер
  2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» найдите определения к следующим понятиям:
  1. Информация

  1. Информационные технологии

  1. Информационно-телекоммуникационная сеть

  1. Доступ к информации

  1. Конфиденциальность информации

  1. Электронное сообщение

  1. Документированная информация

  1. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите в Интернет «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?

В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?

Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?

Что подразумевается под термином «контент» в ПС?

Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:

  • нарушением авторских прав и дискриминацией людей;

  • рассылкой спама;

  • обращением с животными;

  • размещением и пропагандой порнографии.

Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинга?

Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более

  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, отчет о выполненной работе.
  2. Подготовьте ответы на контрольные вопросы:
  • Что такое программное обеспечение компьютера?
  • Какие программы являются условно бесплатными?
  • Какие программные средства относят к свободно распространяемым программам?
  • В чем преимущества лицензионного программного обеспечения?
  • Какие проблемы могут возникнуть при использовании нелицензионного программного продукта?

Практическая работа № 1.

Преобразование чисел из одной системы счисления в другую

Цель: Научиться переводить десятичные числа в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно. Использовать стандартное приложение Windows - Калькулятор при переводе чисел из одних систем счисления в другие.

Теоретические сведения:

Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел. В любой системе счисления для представления чисел выбираются некоторые символы (их называют цифрами), а остальные числа получаются в результате каких-либо операций над цифрами данной системы счисления.

Система называется позиционной, если значение каждой цифры (ее вес) изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.

Число единиц какого-либо разряда, объединяемых в единицу более старшего разряда, называют основанием позиционной системы счисления. Если количество таких цифр равно P, то система счисления называется P-ичной. Основание системы счисления совпадает с количеством цифр, используемых для записи чисел в этой системе счисления.

Запись произвольного числа x в P-ичной позиционной системе счисления основывается на представлении этого числа в виде многочлена

x = anPn + an-1Pn-1 + ... + a1P1 + a0P0 + a-1P-1 + ... + a-mP-m

Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и десятичной системе, так как все они основываются на правилах выполнения действий над соответствующими многочленами. При этом нужно только пользоваться теми таблицами сложения и умножения, которые соответствуют данному основанию P системы счисления.

При переводе чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием P > 1 обычно используют следующий алгоритм:

1) если переводится целая часть числа, то она делится на P, после чего запоминается остаток от деления. Полученное частное вновь делится на P, остаток запоминается. Процедура продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Остатки от деления на P выписываются в порядке, обратном их получению;

2) если переводится дробная часть числа, то она умножается на P, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на P и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения. Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием P.

Стандартное приложение Windows - Калькулятор.

Калькулятор предназначен для выполнения математических вычислений - от самых простых, в одно-два действия, до сложных инженерных расчетов. Окно приложения Калькулятор может находиться в одном из двух состояний: обычный (рисунок 1)

Рисунок 1 – Приложение «Калькулятор» состояние обычный

или инженерный (рисунок 2). Выбор вида окна Калькулятора осуществляется с помощью пункта Вид главного меню.

Окно приложения Калькулятор очень похоже на настоящий калькулятор. Арифметические примеры можно вводить, нажимая соответствующие кнопки Калькулятора, или клавиши алфавитно-цифровой части клавиатуры, или с дополнительной клавиатуры при включенном режиме NumLock.  

Рисунок 2 - Приложение «Калькулятор» состояние инженерный

Окно Калькулятора в обычном состоянии (рисунок 1):

1) в центре расположены кнопки с цифрами (от 1 до 9) и кнопки + / - (смена знака числа) и , (запятая);

2) справа расположены кнопки вычисления некоторых функций, с которыми вы познакомитесь в старших классах, кнопка результата =,  а также кнопки со знаками арифметических действий:

  • / деление;
  • * умножение;
  • - вычитание;
  • + сложение.

3) вверху расположены кнопки:

  • (Backspace) — стирает последнюю цифру набранного числа;
  • (СЕ) - стирает последнее набранное число;
  • (С) - стирает результат предыдущих вычислений (он не виден на экране, но Калькулятор его «помнит»), записывает число 0 в строку ввода и подготавливает Калькулятор к новому вычислению.

4) слева расположены кнопки:

  • MS  - сохраняет число в памяти (записывает набранное число или результат вычислений в память);
  • MR - вызывает число из памяти (записывает в строку ввода число, хранящееся в памяти; при этом оно остается записанным и в памяти);
  • MC  -  очищает память (удаляет число, хранящееся в памяти, и записывает в память число 0);
  • М+ - прибавляет число из строки ввода к числу, хранящемуся в памяти, и сохраняет результат в памяти. Число в строке ввода не изменяется.

Окно Калькулятора в инженерном состоянии (рисунок 2):

1) инженерный калькулятор, кроме строки меню и индикатора, содержит три безымянные области с опциями: Hex (Шестнадцатеричное), Dес (Десятичное), Oct (Восьмеричное), Bin (Двоичное); Deg (Градусы), Rad (Радианы), Grad (Градиенты) и Inv (Инвертировать), Hyp (Гиперболический), а также расширенную клавиатуру.

2) опции в первой области предназначены для выбора системы представления чисел и соответствующей системы счисления. Наряду с традиционным десятичным (Dec) представлением можно выбрать шестнадцатеричное (Hex), восьмеричное (Oct) или Двоичное (Bin). Щелчком мыши на соответствующей опции можно производить переключение между четырьмя возможными системами счисления.

3) опции второй области предназначены для работы с тригонометрическими функциями и позволяют выбрать единицу измерения углов: в градусах (Deg), радианах (Rad) или градах (Grad), но только в десятичной системе счисления.

4) при выборе шестнадцатеричной, восьмеричной и двоичной систем представления чисел опции во второй области заменяются на опции Dword (Двойное слово), Word (Слово) и Byte (Байт), устанавливающие разрядность обрабатываемых чисел соответственно:

  • Dword — 32-битовые числа;
  • Word — 16-битовые числа;
  • Byte — 8-битовые числа.

Опции Inv и Hyp активизируют дополнительные функции инженерного калькулятора:

Опция Inv позволяет вычислять обратные функции.

Опция Hyp переключает калькулятор на вычисление гиперболических функций (синус, косинус, тангенс).

Порядок выполнения работы:

  1. В соответствии с вариантом выполнить перевод чисел из одной системы счисления в другую.
  2. Проверить полученные при вычислении результаты с использованием инженерной формы стандартного приложения Windows – Калькулятор.
  3. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, результаты вычислений с приведением полного расчета с проверкой на калькуляторе.


Практическая работа № 2

Арифметические операции над числами в двоичной системе счисления

Цель: Ознакомиться с правилами выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления, получить основные навыки работы с ней, освоить приёмы выполнения операций сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления, научиться проводить вычисления в двоичной системе счисления.

Теоретические сведения:

Основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны - это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления.

Сложение.

При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.

Пример:

Вычитание.


Умножение.

Выполняя умножение многозначных чисел в двоичной системе сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям.

Деление.

Деление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.

Порядок выполнения работы:

  1. В соответствии с вариантом выполнить действия по сложению, вычитанию, умножению и делению в двоичной системе счисления.

Вариант № 1

Вариант № 2

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1101010000(2)

+

11100100(2)

1000111110(2)

+

1011000101(2)

1001110111(2)

-

1001000110(2)

1100001001(2)

-

110110110(2)

100110111(2)

/

101

1001000(2)

/

100

101001000(2)

*

110

1101101001(2)

*

101

Вариант № 3

Вариант № 4

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1000111110(2)

+

10111111(2)

1110100100(2)

+

1010100111(2)

1100011001(2)

-

1010101001(2)

111001111(2)

-

110011100(2)

1111001(2)

/

111

1100001100(2)

/

101

110100110(2)

*

110

1010000001(2)

*

110

Вариант № 5

Вариант № 6

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1101100101(2)

+

100010001(2)

1010110101(2)

+

101111001(2)

1001100000(2)

-

111001000(2)

10111110(2)

-

1100010(2)

1100011(2)

/

100

1111100100(2)

/

110

110111011(2)

*

101

100110111(2)

*

101

Вариант № 7

Вариант № 8

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1111010100(2)

+

10000000010(2)

1010111011(2)

+

11001000(2)

1000001000(2)

-

101110000(2)

1011110110(2)

-

1001011001(2)

101001011(2)

/

101

1111101010(2)

/

11

10000000010(2)

*

110

1101100100(2)

*

101

Вариант № 9

Вариант № 10

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

11100101(2)

+

1110111111(2)

1011010111(2)

+

1011110101(2)

111100101(2)

-

1101101(2)

1001100011(2)

-

111111110(2)

1101111(2)

/

110

1110001001(2)

/

101

1000010(2)

*

10

1110101011(2)

*

11

Вариант № 11

Вариант № 12

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1100010100(2)

+

1100011010(2)

1100101011(2)

+

1010110010(2)

1111100100(2)

-

110101000(2)

1110111011(2)

-

100110111(2)

1001001(2)

/

110

110100111(2)

/

101

1100010001(2)

*

101

1100100010(2)

*

110

Вариант № 13

Вариант № 14

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1011101111(2)

+

10101100(2)

1110101(2)

+

1101101001(2)

10000000010(2)

-

100000001(2)

11110111(2)

-

11110100(2)

11001101(2)

/

111

100001011(2)

/

11

110010111(2)

*

100

10000000111(2)

*

101


Вариант № 15

Вариант № 16

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1101110(2)

+

10110001(2)

10000011(2)

+

1000011(2)

1100001010(2)

-

10000011(2)

1010010100(2)

-

11101110(2)

1100101110(2)

/

110

1010010000(2)

/

101

1001100(2)

*

100

1101111011(2)

*

11

Вариант № 17

Вариант № 18

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1110001001(2)

+

1110101011(2)

110100111(2)

+

1100100010(2)

1111001110(2)

-

111011010(2)

1010001000(2)

-

1000110001(2)

1110101(2)

/

110

1011010111(2)

/

101

1101101001(2)

*

11

1011110101(2)

*

110

Вариант № 19

Вариант № 20

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1111100100(2)

+

100110111(2)

1110100100(2)

+

1010100111(2)

1110101011(2)

-

100111000(2)

1111101110(2)

-

11100110(2)

1111001(2)

/

101

1010111011(2)

/

111

110100110(2)

*

10

11001000(2)

*

11

Вариант № 21

Вариант № 22

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1101100101(2)

+

100010001(2)

1010110101(2)

+

101111001(2)

1011010110(2)

-

1011001110(2)

1100101111(2)

-

100111000(2)

1100101110(2)

/

110

1101111(2)

/

101

1001100(2)

*

11

1000010(2)

*

10

Вариант № 23

Вариант № 24

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1110101001(2)

+

1110101001(2)

110100111(2)

+

1100100010(2)

1111001110(2)

-

11101011(2)

1010001000(2)

-

100011011(2)

1110101(2)

/

111

1011010111(2)

/

101

110101001(2)

*

101

1011100101(2)

*

110


Вариант № 25

Вариант № 26

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1111100100(2)

+

100110111(2)

1110100100(2)

+

101010011(2)

1110101011(2)

-

100111001(2)

1111101110(2)

-

11100010(2)

1111001(2)

/

110

1010111010(2)

/

111

110100110(2)

*

10

11001000(2)

*

11

Вариант № 27

Вариант № 28

Число

Число

Результат

Число

Число

Результат

1101100101(2)

+

100010001(2)

1010110001(2)

+

101111001(2)

1011010110(2)

-

101100100(2)

1100101101(2)

-

10011101(2)

1100101110(2)

/

101

1101111(2)

/

110

1001100(2)

*

11

1000010(2)

*

10

  1. Проверить полученные при вычислении результаты с использованием инженерной формы стандартного приложения Windows – Калькулятор.
  2. Результаты вычислений записать в десятичной системе счисления.
  3. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, результаты вычислений с приведением полного расчета с проверкой на калькуляторе.
  4. Подготовьте ответы на контрольные вопросы:
  • Что такое система счисления?
  • На какие виды делятся системы счисления?
  • Опишите алгоритм перевода числе из десятичной системы счисления в двоичную и обратно?
  • Как производятся арифметические действия в двоичной системе счисления?
  • Для чего предназначено приложение Калькулятор? Какие расчеты можно производить в приложении Калькулятор?
  • Какие кнопки используются для выполнения арифметических действий?


Лабораторная работа № 3

Программирование линейных алгоритмов

Цель: Ознакомиться с системой программирования Turbo Pascal, получить основные навыки работы с ней, освоить приёмы создания, компиляции и исполнения программы, научиться создавать программы для решения линейных задач.

Теоретические сведения:

Работа в системе программирования Turbo Pascal:

  • Активация меню: Клавиша (щелчок левой кнопкой мыши на нужном пункте меню)
  • Ввод текста: текст вводится на английском языке. После ввода каждой строки нажимается клавиша Enter. Смена алфавита: на русский язык - +(справа), на английский язык - +(слева)
  • Компиляция: меню Compile, команда Compile  (клавиши +)
  • Запуск программы: меню Run, команда Run (клавиши +)
  • Открытие нового окна: Каждая программа создается в новом окне. Чтобы открыть новое окно, выберите меню File, команду New
  • Переключение между окнами: Клавиши +<номер окна>
  • Открытие сохраненной программы: меню File, команда Open (клавиша). В открывшемся окне диалога в поле «Имя» введите полное имя нужного файла. Выберите команду Open.
  • Выход из программы: меню File, команда Exit (клавиши +).

Порядок выполнения работы:

  1. Запустите программу Turbo Pascal.
  2. Введите текст программы решения задачи: Найти сумму, разность, произведение и частное двух целых чисел.

Program Primer;

Var A, B, S, R, P: integer;

       Ch: real;

Begin

     Writeln(‘Введите два целых числа‘);

     Readln(A, B);

     S:=A+B;

     R:=A-B;

     P:=A*B;

     Ch:=A/B;

     Writeln(‘Сумма чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, S);

     Writeln(‘Разность чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, R);

     Writeln(‘Произведение чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, P);

     Writeln(‘Частное чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, Ch);

     Readln;

End.

  1. Откомпилируйте программу.
  2. Запустите программу и проверьте правильность решения задачи на числах:

                       20 и 5;                  36,6 и 6.

  1. Исправьте ошибку ввода данных, введя числа 36 и 6. Замените операторы Writeln и Readln на Write и Read.
  2. Рассмотрите, что изменилось в ходе выполнения программы. Покажите результат преподавателю.
  3. Разработать программу нахождения  значения следующего выражения:

№1 -a3c+b-2 ;      №2  *  -   ;        №3 x arctg xy ;

№4  -    ;        №5 3 – 4x + (y - );         №6 x -  +  ;

№7 ln| (y - )(x - );     №8 ex – x – 2 + (1 + x)2  ;      №9 ;

№10   ;     №11 ex - ;            №12   ;

№13 π+16xcos(xy) –2; №14 sin- sin; №15 x - ln x +   .    

  1. Составьте программу решения задачи:

Вычислить корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0, заданного коэффициентами a, b и с (предполагается, что а ≠ 0).

  1. Составьте программу решения задачи:

Дано трёхзначное число. Поменять местами вторую и третью его цифры.

Откомпилируйте программу. Проверьте правильность решения задачи на любом целом трехзначном числе.

  1. Составьте программу решения задачи:

Дана длина окружности. Найти площадь круга, ограниченного этой окружностью.

Откомпилируйте программу.    

  1. Составьте программу решения задачи: Найти площадь кольца, внутренний радиус которого R1, а внешний R2 (R1< R2).

Откомпилируйте программу. Используя составленную программу, вычислите площадь кольца, внутренний радиус которого – 16 см, а внешний – 25 см.

  1. Запишите полученные результаты в тетрадь.

  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, формулировки задач с решениями.

  1. Выйдите из программы Turbo Pascal.

Лабораторная работа № 4

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Цель: научиться составлять программы для решения задач, содержащих условия, продолжить освоение работы в системе программирования Turbo Pascal.

Теоретические сведения:

Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи команды ветвления:

if  логическое_условие                         если логическое_условие верно

           then оператор_1                         то выполняется оператор_1 ,

           else оператор_2;                         иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления:                 Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение>                                if <логическое выражение>

 then <оператор 1>                                           then <оператор>;

 else <оператор 2>;

Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:
  •  <                меньше,
  •  >                больше,
  •  <=        меньше или равно,
  •  >=        больше или равно,
  •  =                равно,
  •  <>        не равно.
  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
  •  not        логическое отрицание (НЕ),
  •  and        логическое умножение (И),
  •  or        логическое сложение (ИЛИ),
  •  Xor        исключающее ИЛИ
  • Порядок действий:  Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:        

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
  • Конструкция такого вида:         Begin   <последовательность операторов>  end о тносится к составным операторам.
  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

Порядок выполнения работы:

  1. Запустите программу Turbo Pascal.

  1. Составьте программу решения задачи: Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
  2. Составьте программу решения задачи: Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, то есть имеют ли они равные площади.

  1. Составьте программу решения задачи: Ввести два числа. Меньшее заменить полусуммой, а большее – удвоенным произведением.

  1. Составьте программу решения задачи: Вычислить значение У при значении Х=:

  1. Составьте программу решения задачи: Даны целые числа a и b. Определить, является ли число a делителем числа b.

Откомпилируйте программу. Используя составленную программу, определите, является ли число 43 делителем числа 553, а число 56 делителем числа 672.

  1. Запишите полученные результаты в тетрадь.

  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, формулировки задач с решениями.

  1. Выйдите из программы Turbo Pascal.

Лабораторная работа № 5

Программирование циклических алгоритмов.

Цель: закрепить практические навыки работы с системой Turbo Pascal, научиться правильно использовать оператор цикла с параметром; научиться составлять программы решения задач с использованием циклических структур.

Теоретические сведения:

Для реализации в языке Pascal используется составной оператор, состоящий из операторов for, to, downto, do и при необходимости из операторных скобок. Переменная параметр обязательно объявляется в декларационной части программы и может принадлежать одному из порядковых типов. Если при изменении переменной параметра необходимо использовать переход к следующему значению, то используется оператор to; если переход необходимо осуществить к предыдущему значению, то используется оператор downto. Тогда в общем виде цикл записывается так:

for I:=I0 to In do

begin

<оператор 1>;

<оператор 2>;

...

<оператор n>;

end;

где I0 и In – начальное и конечное значения.

Порядок выполнения работы:

  1. Составьте программу, выводящую на экран квадраты и кубы чисел от 10 до 20.

Откомпилируйте программу. Проверьте правильность решения задачи.

  1. Составьте программу решения задачи: Найти значение выражения 5x9+13x7-2x11, используя оператор цикла с параметром.

  1. Составьте программу, выводящую на экран таблицу умножения чисел от 1 до 9.

Откомпилируйте программу. Проверьте правильность решения задачи.

  1. Составьте программу решения задачи:  Дано натуральное число n. Вычислить

S=1!+2!+3!+4!+…+n! (n>1).

  1. Составьте программу решения задачи: Сколько можно купить ручек, тетрадей и карандашей, платя за ручку 5 рублей, за тетрадь – 10 рублей, за карандаш – 0,5 рублей, если на 100 рублей нужно купить 100 предметов. Откомпилируйте программу. Проверьте правильность решения задачи.

  1. Запишите полученные результаты в тетрадь.

  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, формулировки задач с решениями.

  1. Выйдите из программы Turbo Pascal.

Лабораторная работа № 6

Обработка одномерных массивов.

Цель: научиться описывать, заполнять, выводить и обрабатывать одномерные и двумерные массивы.

Теоретические сведения:

Массив – группа элементов одного типа, объединенных под общим именем.

Описание массивов

Массивы описываются в разделе описания переменных Var.

Общий вид описания одномерного массива:

<имя массива>: array [<начальный индекс>..<конечный индекс>] of <тип элемента>;

где имя - имя переменной-массива; array - ключевое слово, обозначающее, что переменная является массивом;  начальный индекс и конечный индекс - целые числа, определяющие диапазон изменения индексов (номеров) элементов массива и, неявно, количество элементов (размер) массива; тип - тип элементов массива.

Заполнение массива

Под вводом массива понимается ввод значений элементов массива. Ввод удобно реализовать при помощи инструкции FOR. Чтобы пользователь программы знал, ввода какого элемента массива ожидает программа, следует организовать вывод подсказок перед вводом очередного элемента массива. В подсказке обычно указывают индекс элемента массива. Заполнение массива можно производить:

  1. с клавиатуры: For i:=1 to n do readln(a[i]);
  2. через датчик случайных чисел: Randomize; For i:=1 to n do begin  а[i]:=random(i);  

Если требуется, чтобы значения элементов массива выбирались из определенного интервала [a,b], то a+Random(b-a+1);

  1. через оператор присваивания (по формуле): For i:=1 to n do а[i]:=i*3;

Вывод массива

Если в программе необходимо вывести значения всех элементов массива, то для этого удобно использовать инструкцию FOR, переменная-счётчик которой может быть реализована как индекс элемента массива. Например, For i:=1 to n do writeln(a[i]);

Удаление элементов из одномерного массива.

Для того, чтобы удалить из массива k-ый элемент нужно: найти номер элемента k; сдвинуть все элементы, начиная с k-го, на один элемент влево; последнему элементу присвоить значение, равное 0; уменьшить количество элементов массива на единицу.

Вставка элемента в одномерный массив.

Вставлять элемент можно до или после данного элемента, номер этого элемента можно вводить с клавиатуры или искать при определенных условиях. Пусть k - это номер элемента, после которого мы должны вставить элемент х. Тогда вставка осуществляется следующим образом: первые k элементов массива остаются без изменения, все элементы, начиная с (k+1)-го, необходимо сдвинуть на один назад, на место (k+1)-го элемента записываем значение х; увеличить количество элементов в массиве на единицу.


Порядок выполнения работы:

  1. Запустите программу Turbo Pascal.
  2. Ввести одномерный массив, состоящий из 10 элементов. Заменить отрицательные элементы на противоположные по знаку. Вывести полученный массив на экран.

  1. Ввести одномерный массив, состоящий из n элементов. Найти и вывести на экран номера четных элементов. 

  1. Ввести одномерный массив, состоящий из т элементов. Найти количество положительных и отрицательных элементов в данном массиве. 

  1. Ввести одномерный массив, состоящий из п элементов. Удалите из массива третий элемент. 

  1. Ввести одномерный массив, состоящий из п элементов. Вставьте в массив число 100 после пятого элемента. 

  1. Ввести одномерный массив, состоящую из n элементов. Найдите сумму всех элементов.

  1. Запишите полученные результаты в тетрадь. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, формулировки задач с решениями.

  1. Выйдите из программы Turbo Pascal.


Лабораторная работа № 7.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива

Цель: получение навыков архивирования файлов с защитой паролем, разархивирования файлов,  извлечения файлов из архива, защищённого паролем.

Теоретические сведения:

Архивация - это упаковка (сжатие, компрессия) файла или группы файлов с целью уменьшить место, занимаемое ими на диске. Архивацию используют при хранении запасных (страховых) копий на дискетах или жестких дисках, а также при создании дистрибутивных копий программных продуктов, чтобы уменьшить количество дискет при продаже или передаче продукта (или чтобы уместить дистрибутив на одном компакт-диске).

В России наиболее распространены архиваторы LHA (расширение .LZH), ARJ (расширение .ARJ), PKZIP/PKUNZIP (расширение .ZIP), RAR.

Для Windows широко используется WinRAR. Архиватор предусматривает полную поддержку архивов формата .ZIP и .RAR, а также распаковку архивов .ARJ, .LZH и некоторых других (рисунок 1).

Рисунок 1 – Окно программы «WinRaR»

Окно архиватора имеет знакомые вам элементы: меню, панель инструментов с всплывающими подсказками. Как видно на рис. 5, окно архиватора WinRAR, имеет средства навигации по дискам и папкам компьютера: поле списка для выбора дисков и папок, кнопку для перехода на верхний уровень в иерархии папок.

WinRAR имеет два основных режима: операции с файлами или операции с архивом. Если в поле списка отображается имя архивного файла, то WinRAR переключается в режим операций с архивом и при этом изменяется набор кнопок на стандартной панели инструментов.

Для выбора нужного диска используйте окно списка дисков. Для выхода в родительский каталог щелкните ярлык папки с именем «..». Для открытия нужной папки щелкните ярлык с названием папки.

Создание архива

Для упаковки нескольких файлов нужно выбрать в раскрывающемся списке папку с этими файлами и выделить их (удерживая нажатой ). Для выделения всех файлов данной папки можно выбрать команду [Файл-Select All] (Выделить все). Затем на панели инструментов нажмите кнопку Add (Добавить). В любом случае RAR выдаст окно с радиокнопками ZIP или RAR и предложит имя архива. Вы устанавливаете необходимые параметры и нажимаете OK.

Схему распаковки архива вы освоите самостоятельно. Надо выбрать папку для распакованных файлов и нажать кнопку Extract To(Извлечь…).


Создание архива, защищённого паролем

Для создания архивов, доступ к которым защищен паролем, необходимо выбрать в меню Файл команду, в окне Ввод пароля по умолчанию в поле Введите пароль ввести значение пароля и повторить ввод пароля в поле Повторите пароль для проверки. Щелкнув кнопку «ОК», завершить определение пароля.

Удаление файла из архива

Для удаления файла из архива необходимо открыть архив в окне архиватора WinRAR, указать удаляемый файл и щелкнуть кнопку «Удалить» на панели инструментов или выбрать команду Команды \ Удалить файлы.

Порядок выполнения рабты:

  1. Проведение сравнительного анализа архива и архивируемого файла:
  • создайте в своей рабочей папке (папке с вашей группой) следующие папки: папку со своей фамилией, в ней папку Архивы;
  • запустите программу WinRar;
  • найдите на компьютере файлы  трех типов  .doc, .bmp, .exe. , и скопируйте их в папку Архивы;
  • заархивируйте графический файл и сравните размеры обоих файлов (архива и архивируемого файла). Для этого выполните следующие действия:
  • сравните размеры исходного файла и архивного;
  • данные внесите в таблицу;
  • заархивируйте файл типа .doc и сравните размеры обоих файлов. Данные внесите в таблицу;
  • 6) заархивируйте файл типа .exe и сравните размеры обоих файлов. Данные внесите в таблицу;
  • 7) удалите исходные файлы.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики архива и архивируемого файла

Формат архива

Имя файла и его расширение

Исходный размер

Размер после архивации

Процент качества

 

 

 

 

  1. Создание архива с защитой:
  • найдите файл или группу файлов, которые вы хотите заархивировать с защитой паролем;
  • обычно архиватор, установленный на компьютере, доступен через контекстное меню. Выделим найденные файлы и через контекстное меню вызовем архиватор WinRar;
  • зададим параметры архивирования. На вкладке Дополнительно зададим пароль. Можно выбрать опцию Показывать пароль при вводе;
  • разархивируем файлы. Выполнить эту операцию можно двойным кликом по файлу архива, либо через контекстное меню - Извлечь файлы. При разархивации запаролированного архива от вас потребуются ввести пароль.
  1. Создание самораспаковывающегося архива:
  • выбрать файлы, который необходимо упаковать, и нажать на кнопку Добавить.;
  • в появившемся окне "Имя и параметры архива" необходимо указать параметр Создать SFX-архив;
  • Нажать на клавишу ОК.
  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, отчет о выполненной работе.
  2. Подготовьте ответы на контрольные вопросы:
  • Что такое архивирование?
  • Для чего используют архивирование?
  • Из каких частей состоит окно программы-архиватора WinRaR?
  • Как создать файл архива, защищенного паролем (два способа)?
  • Как удалить файл из архива?
  • Как распаковать архив?

Лабораторная работа № 8-9

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы

Цель: изучение интерфейса, назначения и особенностей поисковых WWW-серверов. Освоение приёмов поиска информации через каталоги и применения средств простого поиска. Освоение приёмов поиска и скачивания файлов через WWW.

Теоретические сведения:

Региональные сети объединяют ПК в пределах одного региона (города, страны, региона).

Корпоративные сети объединяют организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (военные, банковские, сеть корпорации Microsoft и пр.) и могу включать в себя десятки тысяч ПК, расположенных в различных странах и городах.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, корпоративные, региональные сети и включающая десятки миллионов компьютеров.

В каждой такой локальной или корпоративной сети обычно имеется хотя бы один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернет с помощью линии связи с высокой пропускной способностью. В качестве таких магистральных линий связи обычно используют оптоволоконные или спутниковые линии с пропускной способностью от 1 до 100 Мбит/с.

Таким образом, основу, «каркас» Интернет составляют более 40-ка миллионов серверов, постоянно подключенных к сети. К ним, в свою очередь, могут подключаться с помощью локальных сетей или коммутированных телефонных линий сотни миллионов пользователей Интернет.

Для подключения компьютера к телефонной линии используется модем. Компьютер передает модему информацию в виде последовательности электрических импульсов,  модем на передающей стороне преобразует цифровые сигналы компьютера (электрические импульсы) в  аналоговый сигнал.

Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы - информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность - это поисковые каталоги и поисковые указатели.

Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную.

Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор - работа должна быть автоматизирована.

Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:

  • сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы - черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
  • индексация базы данных – первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы - собственно поисковые указатели;
  • рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).

В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:

  • «Яndex» (www.yandex.ru)
  • «Pамблер» (www.rambler.ru)
  • «Google» (www.google.ru)
  • «Апорт2000» (www.aport.ru)

Порядок выполнения работы

  1. Для того чтобы освоить элементарные приёмы  поиска информации в сети Интернет необходимо выполнить следующие действия:
  • запустить обозреватель Mozilla FireFox;
  • в адресной строке набрать адрес поискового WWW-сервера;
  • открыть новое окно браузера, выполнив последовательность команд в главном меню Файл - Создать - Окно или использовав сочетание клавиш Ctrl+N;
  • повторить п.п. 2, 3 не менее четырех раз. В разные окна браузера загрузите главные страницы поисковых машин;
  • сравнить интерфейсы поисковых WWW-серверов;
  • с помощью справочных систем познакомьтесь с основными средствами простого и расширенного поиска;
  • организуйте поиск, заполните таблицу и прокомментируйте результаты поиска.

Ключевая фраза

Результаты поиска

Yandex

Google

Rambler

Апорт

информационные технологии в образовании

 

 

 

 

«информационные технологии в образовании»

 

 

 

 

активные методы обучения

 

 

 

 

  1.  Для поиска образовательных сайтов, выполните следующие действия:
  • запустить обозреватель Mozilla FireFox;
  • ввести адрес http://www.list.ru в адресную строку обозревателя;
  • в списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам. Образование – Наука – Школы – Физико-математические школы.

В результате мы получили список 14 физико-математических школ. Каждая строка списка – гипертекстовая ссылка, перейдя по которой, можно просмотреть заинтересовавший вас школьный сайт.

  1.  Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, формирование группы слов для организации простого поиска.

Найдите биографию всемирно известно программиста Питера Нортона с помощью поисковой системы Google.Ru. Выполните следующие действия:

  • запустить обозреватель Mozilla FireFox;
  • в адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.google.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса;
  • в интерфейсе начальной страницы поисковой системы Google.Ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: биография Питер Нортон;
  • инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск в Goоgle;
  • просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу.
  1. Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины. Индивидуальное задание. Задание следует выполнять аналогично заданию 3.
  • Назначение основных устройств ПК;
  • Операционные системы и среды;
  • Логическая структура жесткого диска;
  • Структура жесткого диска;
  • Основные устройства ввода данных на ПК;
  • Основные устройства вывода данных на ПК;
  • Локальные компьютерные сети;
  • Глобальные компьютерные сети;
  • История развития Internet;
  • Основные комплектующие устройства материнской платы;
  • Процессор – основное устройство ПК;
  • Реестр Windows;
  • Оболочки операционной системы MS DOS;
  • Файловая структура операционной системы;
  • Файловая система;
  • Программы-архиваторы;
  • Компьютерные вирусы;
  • Программное обеспечение ПК;
  • Средства управления выполнением задач Windows;
  • Поисковая машина AltaVista;
  • Ядро операционной системы;
  • Оперативно запоминающее устройство ПК;
  • Постоянное запоминающее устройство ПК;
  • Тупики в операционных системах;
  • Программы-Утилиты;
  • Внешняя память компьютера (Накопители на гибких магнитных дисках);
  • CD-ROM-устройства;
  • История развития ЭВМ;
  • Антивирусные программы;
  • Компьютерная графика;
  • Дискуссионные форумы и телеконференции в Internet;
  • Службы адресации в сети Internet;
  • Электронная почта.

  1. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, отчет о выполненной работе.
  2. Подготовьте ответы на контрольные вопросы:
  • Что такое региональная сеть?
  • Какие сети называются корпоративными?
  • Что такое Интернет?
  • Для чего используют модем?
  • Что называют электронным каталогом?
  • Чем отличаются поисковые каталоги от поисковых указателей?
  • Что называют поисковой системой? Какие поисковые системы вам известны?

Лабораторная работа № 10

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги

Цель: Создание личного адреса электронной почты студента. Освоение простейших операций с электронной почтой. 

Теоретическая сведения:

Электронная почта. Самый старый и самый популярный до сих пор сервис Интернета - это электронная почта (e-mail). Ежедневно в мире отправляются и принимаются сотни миллионов электронных писем, и это количество в будущем будет только увеличиваться. В самом деле, электронная почта доступна, удобна, быстра и бесплатна, в отличие от почты «бумажной».

Обмен сообщениями осуществляется через почтовые серверы, основное назначение которых заключается во временном (до запроса пользователем) хранении полученных писем и пересылке отправляемых писем по указанным адресам. Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только тестовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.).

Кроме того, электронная почта позволяет:

  • посылать сообщения сразу нескольким абонентам;
  • пересылать письма на другие адреса;
  • включить автоответчик и на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;
  • создавать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

Адрес электронной почты. Для того, чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма. Первая часть почтового адреса (user_name - имя пользователя) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть (server_name - имя сервера) является доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: user_name@server_name Адрес записывается только латинскими буквами, и не должен содержать пробелов.

Функционирование электронной почты. Любой пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Интернета, на котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма. Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ. С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. На этом этапе кроме написания текста сообщения необходимо указать адрес получателя сообщения, тему сообщения и вложить в сообщение при необходимости файлы.

Процесс передачи сообщения начинается с подключения к Интернету и доставки сообщения в свой почтовый ящик на удаленном почтовом сервере. Почтовый сервер сразу же отправит это сообщение через систему почтовых серверов Интернета на почтовый сервер получателя в его почтовый ящик.

Адресат для получения письма должен соединиться с Интернетом и доставить почту из своего почтового ящика на удаленном почтовом сервере на свой локальный компьютер.

Электронная почта с Web-интерфейсом. В последнее время для работы с электронной почтой стала использоваться Web-технология. Появились Web-сайты, которые предлагают всем желающим зарегистрировать бесплатный почтовый ящик. Для работы с электронной почтой  не обязательны специальные почтовые программы. Работа может производиться с помощью любого браузера после загрузки соответствующей Web-страницы.  Однако зачастую с электронной почтой бывает удобнее работать когда настроены специальные программы - почтовые клиенты. Например: Outlook Express. Большинство коммуникационных пакетв  включают и почтовую программу, как например, Opera, Mozilla.

Почтовые сообщения группируются по папкам:

  • Входящие - где содержатся получаемые адресатом письма;
  • Отправленные - содержатся доставленные на почтовый сервер;
  • Удаленные - содержатся удаленные письма.  Пользователь может создавать собственные папки для хранения тематически сгруппированных сообщений.

Регистрация почтового ящика Web-почты. Для новых пользователей предлагается процедура регистрации. Существуют достаточно много Интернет-серверов (www.aport.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.mail.ru и др.), которые предоставляют возможность бесплатно зарегистрировать почтовый ящик и пользоваться им. Важно, что с такой Web-почтой можно работать с использованием Web-интерфейса, т.е. непосредственно из браузера. Для регистрации почтового ящика необходимо загрузить в браузер домашнюю страницу сервера, предоставляющего почтовые услуги, и активизировать ссылку (Зарегистрироваться, Получить адрес и т.д.). После этого будет предъявлено лицензионное соглашение по использованию почтового сервиса, после принятия которого пользователь может выбрать имя своего почтового ящика и пароль доступа к нему (иногда, требуется также заполнить анкету). В некоторых случаях пользователь может выбрать не только имя почтового ящика, но и доменное имя почтового сервера, например, на сервере www.aport.ru можно выбрать следующие варианты почтового адреса: name@aport2000.ru, name@aport.ru, name@omen.ru, name@atrus.ru и name@au.ru.

Настройка Web-почты. Почта с Web-интерфесом позволяет осуществить настройку работы многих параметров почтового ящика. Такие настройки позволяют сделать процесс создания писем более быстрым и удобным. Для удобства абонентов, получателей ваших писем, можно ввести имя, которое будет указываться перед почтовым адресом во всех отправляемых вами письмах. В конце письма обязательно должна быть подпись, в данном случае имеется в виду не ваш автограф, а заключительная фраза письма, зависящая от ваших отношений с абонентом. Можно настроить также такие параметры работы почты как сортировка писем по различным параметрам, режим их удаления и другие. 

Как написать письмо?

Чтобы создать новое письмо, нажмите кнопку «Письма написать» . В появившемся окне заполните поля: «Кому» и «Тема». Поле «Кому» – обязательное, иначе просто будет непонятно, куда ваше письмо послать.

Поле «Тема» необязательно, но для удобства вашего корреспондента очень рекомендуется его заполнить. При необходимости можно приложить к письму файл.

Для немедленного отправления письма нажмите кнопку «Отправить» . Если вы хотите сохранить письмо, чтобы потом вернуться к его редактированию, нажмите кнопку «сохранить как черновик» .

Вы можете посылать письмо одновременно нескольким адресатам. В поле «Кому» надо разделять адресатов точкой с запятой и пробелом, например:

Кому: 1@yandex.ru; 2@yandex.ru; 3@yandex.ru

Если у вашего письма есть главный получатель, а остальным письмо посылается для ознакомления, напишите главный адрес в поле «Кому», а остальные – в поле «Копия».

Когда вы отправляете письмо, указав несколько адресов в поле «Кому». Все ваши адресаты увидят все перечисленные в письме адреса. Если вы хотите, чтобы адресаты не увидели некоторых адресов, напишите их в поле «Скрытая копия». Не злоупотребляйте этим полем – так часто рассылают почтовый спам, поэтому многие фильтры почтовых программ настроены таким образом, что удаляют письма, в видимой части которых нет почтового адреса данного ящика.

Как работать с файлами, приложенными к письму?

Чтобы добавить к письму файл, надо при написании письма нажать на кнопку «Browse» («Обзор») в разделе «Прикрепить файл:» (под окном для текста письма) и выбрать файл, находящийся на вашем жестком диске. Вы подтверждаете свой выбор кнопкой «Open» («Открыть»), после этого в окне для вложенного файла должен появиться полный путь к этому файлу. К одному письму можно приложить несколько файлов.

Если вы хотите сохранить полученный в письме приложенный файл на диске, щелкните правой кнопкой мышки по иконке, изображающей вложенный файл – при просмотре письма она расположена под текстом), и вам будет предложено сохранить его на диске.

Обратите внимание, что общий объем входящего и исходящего сообщения вместе с приложенными файлами не должен превышать 2,5 мегабайт.

Как работать с папками?

После регистрации вы получаете 5 стандартных папок для работы с письмами: «Входящие», «Черновики», «Отправленные» и «Удаленные». Их названия говорят сами за себя.

Вы также можете создавать другие папки и распределять между ними получаемые или отправляемые сообщения – это бывает удобно при интенсивной переписке. С помощью фильтров это можно делать автоматически.

Для перемещения писем из одной папки в другую отметьте нужные сообщения, выберите папку из списка и нажмите кнопку «Переложить в папку».

Все действия с папками производятся на странице «Настройка».

Чтобы создать новую папку, введите имя для нее и нажмите кнопку «Создать папку» . Можно переименовать или удалить папку (кроме стандартных). Также возможно удалить из папки все сообщения. Кроме этого, предлагается удобный способ удаления сообщений с сервера (из папки Удаленные).

Как удалять письма?

Удаление писем выполняется в два этапа. Вначале следует отметить ненужные письма и нажать кнопку «Удалить». В результате эти письма переместятся в папку «Удаленные». Окончательно письма пропадают только после их удаления из папки «Удаленные» – они стираются физически, то есть восстановить их уже невозможно.

Очень часто пользователи, удаляя письма, забывают почистить папку «Удаленные». В результате почтовый ящик оказывается, забит ненужными сообщениями и не может принимать новой почты. Для избежания такой ситуации введена автоматическая очистка папки «Удаленные». Все сообщения, попавшие в нее, могут быть удалены уже через двое суток. Если вы вдруг спохватились, что удалили нужное письмо, поскорее восстановите его (верните в нужную папку, воспользовавшись операцией «переместить»).

Как работать с адресной книгой?

В каждом «окне» почты на верхней навигационной панели есть кнопка «Контакты». При нажатии на нее вы попадаете в адресную книгу, в которой можно добавлять и редактировать адресатов (каждое такое действие подтверждается нажатием на кнопку «Добавить»), а также удалять ненужные записи .

Запись в адресной книге можно создать автоматически – для этого вам нужно зайти в письмо и нажать на кнопку «добавить в адресную книгу» справа от поля «от кого».

Чтобы воспользоваться адресной книгой при создании письма, нужно нажать на кнопку «Добавить» (справа от поля «Кому»), при этом открывается окошко с адресами. Можно выбрать несколько адресатов.

Порядок выполнения работы

  1. Зайти в почтовую систему и выполнить  следующие задания:
  2. создать и отправить письма трем студентам своей группы и получить от них ответ;
  3. создать и отправить преподавателю письмо с вложением файла. В тексте письма указать «Письмо с вложением файла.  Размер файла не более 50 кб;
  4. предварительно для создания файла, который будет пересылаться надо вызвать текстовый редактор, создать в нем простой файл, который должен содержать текст: «Этот файл создан для пересылки по электронной почте студентом группы хххххх  _____ФИО.» Файл следует сохранить в своей директории  на жестком диске под именем «фамилия студента». При выполнении работы в среде ОС WINDOWS следует использовать редактор WORD;
  5. завести адресную книгу и внести в нее адреса трех студентов своей группы;
  6. создать новые папки ГРУППА и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ;
  7. удалить все ненужные письма;
  8. в результате выполнения работы в папке ГРУППА должны быть письма от студентов своей группы, в адресной книге – адреса и фамилии студентов группы, в папке ВХОДЯЩИЕ – одно письмо от почтовой системы с реакцией на неправильный адрес, в папке ОТПРАВЛЕННЫЕ – копии всех отправленных писем, в папке УДАЛЕННЫЕ – все удаленные письма.
  9. Оформите отчет о проделанной работе, который должен содержать тему, цель работы, отчет о выполненной работе.
  10. Подготовьте ответы на контрольные вопросы:
  • Что такое WEB – почта?
  • Как зарегистрировать почтовый ящик?
  • Как написать письмо?
  • Как создать новую папку?
  • Как удалить письмо?
  • Как работать с файлами, приложенными письмами?
  • Как работать с адресной книгой?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине ЕН.02 Информатика (для студентов второго курса специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем венти...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям спец.дисциплин

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ, профессия: 08.01.24. Мастер столярно - плотничных, паркетных и стекольных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ РАБОТМДК 01.01. Технология изготовления столярных изделий. Технология столярно-монтажных работпрофесс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ, профессия: 08.01.24. Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯобучающимся по выполнению практических работПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ РАБОТМДК 01.01. Технология изготовления столярных изделий. Технологиястолярно-монтажных работ профессия: 08...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ, профессия: 08.01.24. Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯобучающимся по выполнению практических работПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ РАБОТМДК 01.01. Технология изготовления столярных изделий. Технология столярно-монтажных работпрофессия: 08...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ, профессия: 08.01.24. Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯобучающимся по выполнению практических работПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ РАБОТМДК 01.01. Технология изготовления столярных изделий. Технология столярно-монтажных работпрофессия: 08...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02 Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики МДК 02.01. Технология электромонтажных работ

Главная цель практических работ – формирование у обучающихся умений, связанных с основой деятельности будущего рабочего.Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицирова...