Рабочая программа Информатика 10 кл
рабочая программа на тему

Максимова Екатерина Викторовна

Рабочая программа для 10 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_inf_10kl_2015-16g.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Июсская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по информатики и ИКТ

образовательной области  «Информатика»

для      10     класса

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

Максимова Е.В.,

учитель математики и информатики

с. Июс

2015г.


Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).

Общая характеристика

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.  

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ – 3

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Место предмета в базисном учебном плане

      Согласно Федеральному базисному учебному  плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры на уровне основного общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе:

Основные содержательные линии

Введение (16 ч) Информация и информационные процессы.

Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.

1. Информационные технологии.

Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров

страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – 3Д. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум.

2. Коммуникационные технологии (19 ч)

Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Компьютерный практикум.

Практические работы:

Информационные технологии

Практическая работа №1.1. «Кодировки русских букв».

Практическая работа №1.2. «Создание и форматирование документа».

Практическая работа №1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

Практическая работа №1.4. «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документов».

Практическая работа №1.5. «Кодирование графической информации».

Практическая работа №1.6. «Растровая графика»

Практическая работа №1.7. «Трехмерная векторная графика»

Практическая работа №1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

Практическая работа №1.9. «Создание флеш-анимации»

Практическая работа №1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука»

Практическая работа №1.11. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

Практическая работа №1.12. «Разработка презентации «История развития ВТ»»

Практическая работа №1.13. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Практическая работа №1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №1.15. «Построение диаграмм различных типов»

Коммуникационные технологии

Практическая работа №2.1. «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».

Практическая работа №2.2. «Создание подключения к Интернету».

Практическая работа №2.3. «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».

Практическая работа №2.4. «Настройка браузера».

Практическая работа №2.5. «Работа с электронной почтой».

Практическая работа №2.6. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».

Практическая работа №2.7. «Работа с файловыми архивами».

Практическая работа №2.8. «Геоинформационные системы в интернете».

Практическая работа №2.9. «Поиск в интернете».

Практическая работа №2.10. «Заказ в Интернет - магазине».

Практическая работа №2.11. «Разработка сайта с использованием Web-редактора».

В результате изучения Информатики и ИКТ на базовом уровне учащиеся 10 класса должны:

знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
  • сущность алфавитного подхода к измерению информации
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Планируемые результаты изучения предмета

Информация и способы её представления

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
  • использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

  • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
  • понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
  • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
  • понимать термин «алгоритм»;
  • знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
    использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
  • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;
  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
  • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;

Учебно-методический комплект для учащихся:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса. Базовый уровень – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Учебно-методический комплект для учителя:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса. Базовый уровень – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2011


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Повторение

Дата

Примечание

План

Факт

Глава 1. Введение. Информационные технологии (16 ч)

Элементы обязательного минимума образования: Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

знать/понимать  

технику безопасности при работе на ПК в кабинете информатики, что такое информация; языки представления информации, кодирование; единицы измерения информации.

уметь: создавать, редактировать, форматировать документы; решать задачи на определение количества информации и вероятность событий, с использованием главной  формулы информатики

1

Введение. Информация и информационные процессы. Инструктаж по ТБ.

Информация в неживой и живой природе. Определение информации. Информационные процессы

2

Кодирование и обработка текстовой информации.

Практическая работа 1.1. «Кодировки русских букв»

Единицы измерения информации. Двоичное кодирование информации

3

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

Практическая работа 1.2. «Создание и форматирование документа»

Функции текстового редактора. Форматы текстовых документов. Способы форматирования текстового документа.

4

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Практическая работа 1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

Системы компьютерного перевода, организация работы программ перевода текста

5

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа 1.4. «сканирование бумажного и распознавание электронного текстового документа»

Методы распознавания. Распознавание рукописного текста

6

 Кодирование графической информации

Практическая работа 1.5. «Кодирование графической информации»

Единицы измерения графической информации. Аналоговый и дискретный сигнал

7

Растровая графика.

Практическая работа 1.6. «Растровая графика»

8

Векторная графика

Практическая работа 1.7. «Трехмерная векторная графика»

9

Практическая работа 1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Определение растровой и векторной графики

10

Практическая работа 1.9. «Создание флэш-анимации»

11

Кодирование звуковой информации

Практическая работа 1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука»

Аналоговый и дискретный сигнал

12

Компьютерные презентации

Практическая работа 1.11. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации « Устройство компьютера»

Практическая работа 1.12. «Разработка презентации «История развития ВТ»»

13

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Практическая работа 1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую при помощи калькулятора»

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

14

Электронные таблицы

Практическая работа 1.14. «Относительные, абсолютные, и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Относительная, абсолютная, смешанная ссылки. Запись формулы в электронных таблицах

15

Построение диаграмм и графиков

Практическая работа 1.15. «Построение диаграмм различных типов»

Способы построения диаграмм в табличном редакторе

16

Контрольная работа №1

Информация и информационные процессы

Глава 2. Коммуникационные технологии (19 ч)

Элементы обязательного минимума образования: Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

знать/понимать  основные виды информационных услуг сети Интернет; представление о скорости передачи информации по различным каналам линий связи; назначение модема и его основных характеристик; основы языка разметки гипертекста.

уметь: описывать основные виды информационных услуг сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине; создавать и публиковать в Интернете Web-сайт

17

Локальные компьютерные сети

18

Практическая работа 2.1. «Представление общего доступа к принтеру в локальной сети»

Виды локальных компьютерных сетей

19

Глобальная компьютерная сеть интернет

20

Подключение к интернету

Практическая работа 2.2. «Создание

подключения к интернету»

Определение сети Интернет. Способы установки соединения через телефонную линию

21

Практическая работа 2.3. «Подключение к интернету и определение IP-адреса»

Создание запросов с помощью командной строки

22

Всемирная паутина

Практическая работа 2.4 «Настройка браузера»

23

Электронная почта

Практическая работа 2.5. «Работа с электронной почтой»

Измерение количества информации. Виды информации

24

Общение в интернете в реальном времени

Практическая работа 2.6. «Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях»

Серверы общения. Способы общения в Интернете

25

Файловые архивы

26

Практическая работа 2.7. «Работа с файловыми архивами»

Протоколы передачи данных

27

Радио, телевидение и Web- камеры в интернете

Программы вещания в Интернете (аудио, видео,ТВ)

28

Геоинформационные системы в интернете Практическая работа 2.8. «Геоинформационные системы в интернете»

29

Поиск информации в интернете

Практическая работа 2.9. «Поиск в интернете»

Электронная коммерция в интернете

Виды поисковых систем в сети Интернет

30

Основы языка разметки гипертекста

31

Практическая работа 2.11. «Разработка сайта с использованием Web - редактора»

Таблица тегов языка разметки гипертекста HTML

32

Контрольная работа №2 «Коммуникационные технологии»

Коммуникационные технологии

33

Повторение курса информатики за 10 класс

Информационно – коммуникационные технологии

34

Итоговая контрольная работа

20.05

35

Рассмотрение задач из КИМ ЕГЭ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендация...

Рабочая программа Информатика 9 кл

Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Естествознание») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образовате...

Рабочая программа Информатика 11 кл

Рабочая программа для 11 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образователь...

Рабочая программа "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  ОУП.04 «Информатика» специальность31.02.02 «Акушерское дело» уровень подготовки - базовый Квалификация – акушерка (акушер)...

Рабочая Программа "Информатика" 1 курс

Рабочая программа для студентов 1-курса по предмету "Информатика"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИКА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД. 07 ИНФОРМАТИКАСпециальность:43.01.09 «Повар, кондитер»Укрупненная группа специальностей:43.00.00 «Сервис и туризм»Уровень подготовки: б...