Рабочая Программа "Информатика" 1 курс
рабочая программа на тему

Новиков Александр Игоревич

Рабочая программа для студентов 1-курса по предмету "Информатика". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ud_informatika_maor-11.docx106.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая  программа учебной общеобразовательной дисциплины
«Информатика»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки квалифицированных рабочих, служащих
специальность
8.01.07 Мастер общестроительных работ

 

г. Югорск, 2017


Одобрена  

цикловой комиссией

Программирования

Протокол № 1

от «_31_» __августа_ 2017г.

Председатель                     /Ненова Л.П./

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Примерной программы учебной дисциплины «Информатика» для специальностей технического профиля

 

Заместитель  директора по учебной работе

________________ /Крицына И.А./

Разработчик:

Новиков А.И., преподаватель БУ «Югорский политехнический колледж»


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»        7

2.        МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ        10

3.        РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        11

4.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        14

4.1.        Содержание учебной дисциплины        14

4.2.        Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов        20

4.3.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  учебной дисциплины «Информатика»        21

4.4.        Перспективно-тематическое планирование учебной дисциплины «Информатика»        22

5.        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»        32

5.1.        Оборудование учебного кабинета        32

5.2.        Библиотечный фонд        35

5.3.        Спецификация учебно-методического комплекса (УМК)        37

6.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        39


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине «Информатика» разработана:

  1. На основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика».
  2. С учетом требований ФГОС к получаемой специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
  3. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
  4. На основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика» (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО» г. Москва, выписка из протокола №2 от 26 марта 2015г.) и рекомендованной для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования).
  5. На основе выписки из рабочего учебного плана количества часов, отводимых на данную дисциплину.

Программа учебной дисциплины «Информатика» отражает содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.

Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей: 

  • формирование у обучающихся представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
  • владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    «ИНФОРМАТИКА»

Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.

При освоении специальности СПО 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям) технического профиля профессионального образования «Информатика» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы изучаются более углубленно, учитывая специфику осваиваемой специальности.

Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:

  1. Информационная деятельность человека.
  2. Информация и информационные процессы.
  3. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
  4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
  5. Телекоммуникационные технологии.

Содержание учебной дисциплины позволяет обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.

Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда обобщается и систематизируется учебный материал по информатике основной школы в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.

Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывает специфику осваиваемой специальности и предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в СМИ, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно- коммуникационных компетенций;

мета предметных:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • . владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО.

  1. Информационная деятельность человека
  1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Практические занятия. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

  1. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практические занятия. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

  1.  Информация и информационные процессы
  1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Практические занятия. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

  1. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка информации.
  1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.
  2. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Практические занятия. Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.

Практические занятия. Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных. Разработка несложного алгоритма решения задачи.

  1. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.

Практические занятия. Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложного алгоритма.

  1.  Компьютерные модели различных процессов.

Практические занятия. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы.

  1. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
  1. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практические занятия. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на внешние носители различных видов.

  1. Средства информационных и коммуникационных технологий
  1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии  целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Практические занятия. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

  1. . Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практические занятия. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

  1. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практические занятия. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

  1. Технологии создания и преобразования информационных объектов
  1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
  1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Практические занятия. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

  1. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Практические занятия. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из

различных предметных областей.

  1.  Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы правления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Практические занятия. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках

учебных заданий из различных предметных областей.

  1. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Практические занятия. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

Практические занятия. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

  1.  Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.

Практические занятия. Компьютерное черчение.

  1. Телекоммуникационные технологии
  1.  Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практические занятия. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

  1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Практические занятия. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

  1.  Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практические занятия. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

  1. Методы создания и сопровождения сайта.

Практические занятия. Средства создания и сопровождения сайта.

  1. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практические занятия. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

  1. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.

Практические занятия. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.


Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов

  1. Информационная деятельность человека
  1. Умный дом
  2. Коллекция ссылок на ЭОР на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки
  1. Информация и информационные процессы
  1. Сортировка массива
  2. Создание структуры базы данных библиотеки
  3. Простейшая информационно-поисковая система
  4. Конструирование программ
  1. Средства ИКТ
  1. Профилактика ПК
  2. Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам
  3. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста
  4. Мой рабочий стол на компьютере.
  5. Администратор ПК, работа с программным обеспечением
  1. .Технологии создания и преобразования информационных объектов
  1. Ярмарка профессий
  2. Звуковая запись
  3. Музыкальная открытка
  4. Плакат-схема
  5. Эскиз и чертеж (САПР)
  6. Реферат
  1. 5.Телекоммуникационные технологии
  1. Резюме: ищу работу
  2. Защита информации
  3. Личное информационное пространство

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебной дисциплины «Информатика»

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП НПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

по профессиям СПО технического профиля профессионального образования – 162 час. Из них – аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 108 час., внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 54 час.;

 


  1. Перспективно-тематическое планирование учебной дисциплины «Информатика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала
(аудиторные занятия и внеаудиторная самостоятельная работа студентов)

Объем
часов

Характеристика видов
деятельности студентов

Введение

  1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

2

  • находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять основные информационные процессы в реальных системах;
  • находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;
  1. Входной контроль

2

  1. Информационная деятельность человека

12
(8+4)

  1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
  1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, юридические базы данных, бухгалтерские системы).

2

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  • исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей;
  • выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения;
  • использовать ссылки и цитирование источников информации;
  • знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей,
  • владеть нормами информационной этики и права, соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  1. Работа с образовательными информационными ресурсами.

2

  1. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.
  1. Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). Портал государственных услуг.

2

  1. Работа с порталом государственных услуг.

2

Самостоятельная работа по Разделу 1:

  1. Поиск информации о правовой ответственности за правонарушения в компьютерной области.

4

  1. Информация и информационные процессы

48
(34+14)

  1. Представление и обработка информации
  1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

2

  • оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
  • знать о дискретной форме представления информации;
  • знать способы кодирования и декодирования информации;
  • иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • владеть компьютерными средствами представления и анализа данных;
  • отличать представление информации в различных системах счисления;
  • знать математические объекты информатики;
  • иметь представление о математических объектах информатики, в том числе логических формулах;
  1. Представление информации в двоичной системе счисления.

22

  1. Решение задач на определение количества информации

2

  1. Решение задач на перевод чисел в системах счисления.

2

  1. Применение арифметических действий в системах счисления

2

  1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.

2

  1. Построение логических выражений.

2

  1. Построение таблицы истинности.

2

  1. Применение законов логики при решении логических задач.

2

  1. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.

2

  1. Алгоритмизация и программирование.
  1. Алгоритм. Виды алгоритмов.

2

  • владеть навыками алгоритмического и программирование мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов;
  • уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
  • уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы.;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);
  1. Современные языки программирования

2

  1. Компьютерное моделирование.

2

  • иметь представление о компьютерных моделях;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;
  • выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  1. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров.
  1. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.

2

  • оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации;оценивать и организовывать хранение информационных объектов;
  • уметь создавать архивы;
  1. Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

2

  1. Архив информации. Создание архива.

2

  1. Извлечение данных из архива.

2

Самостоятельная работа по Разделу 2:

  1. Доклад «Поиск информации об истории развития компьютерных систем».
  2. Доклад «АСУ различного назначения, примеры их использования».
  3.  Поиск информации о вкладе учёных в развитие информатики, подготовка сообщения.
  4. Решение задач на тему: «Кодирование и измерение информации».
  5.  Решение задач на тему: «Перевод чисел в системах счисления»
  6. П Решение задач на тему: «Построение таблиц истинности».
  7. Решение задач на тему: «Упрощение логических формул».
  8. Решение задач на тему: «Алгоритмы и языки программирования».

14

  1.  Средства информационных и коммуникационных технологий

14
(8+6)

  1. Архитектура компьютеров.

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

  1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

2

  • анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;
  • определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов;
  • . выделять и определять назначения элементов окна программы;
  1. Компьютерные сети

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

  1. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита информации, антивирусная защита.

2

  • иметь представление о типологии компьютерных сетей;
  • определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети;
  • знать о возможности разграничения прав доступа в сеть;
  1. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

  1. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

2

  • владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • реализовывать антивирусную защиту компьютера;

Самостоятельная работа по Разделу 3:

  1. Подготовка доклада «Периферийных устройства современных ПК».
  2. Составление схемы структуры программного обеспечения ПК.

6

  1. Технологии создания и  преобразования  информационных  объектов

58
(44+14)

  1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

  1. Редактирование и форматирование текста. Оформление абзацев в документе. Колонтитулы.

2

  • иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных;
  • владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
  • уметь работать с библиотеками программ;
  • иметь опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных;
  • осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера;
  • пользоваться базами данных и справочными системами;
  1. Создание и форматирование таблиц.

2

  1. Создание списков в текстовых документах.

2

  1. Вставка объектов в документ.

2

  1. Проверка орфографии и грамматики..

2

  1. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.

2

  1. Организация расчетов в табличном процессоре MSExcel. Относительная и абсолютная адресация.

2

  1. Контрольная работа за 1 семестр

2

  1. Построение и форматирование диаграмм.

2

  1. Использование функций в расчетах. Работа с листами рабочей книги.

2

  1. Комплексное использование возможностей MSOffice для создания документов.

2

  1. Средства графического представления статистических данных – деловая графика.

2

  1. Использование функций в расчетах. Работа с листами рабочей книги.

2

  1. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.

2

  1. Работа с данными и создание отчетов в СУБД MSAccess

2

  1. Формирование запросов для поиска сортировки информации в базе данных.

2

  1. Графический редактор MS Visio: Создание схемы алгоритмов .

2

  1. Графический редактор MS Visio: Создание план помещения.

2

  1. Разработка и создание, оформление презентации в MS PowerPoint

2

  1. Разработка, создание, запись проекта в WindowsMovieMaker.

2

  1. Редактирование изображений в Paint.

2

  1. AdobePhotoShop. Работа с выделенными областями.

2

  1. Рисование и раскрашивание. Ретуширование фотографий

2

Самостоятельная работа по Разделу 4:

  1. Подготовка доклада «Программы – переводчики».
  2. Подготовка доклада «Возможности систем распознавания текстов».
  3. Подготовка доклада «Гипертекстовое представление информации».
  4. Подбор материала по теме «Моя профессия (специальность) – моё будущее» и создание  презентации

14

  1. Телекоммуникационные технологии

26
(10+16)

  1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
  1. Браузер. Работа с электронными ресурсами.

2

  • иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий;
  • знать способы подключения к сети Интернет;
  • иметь представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
  • определять ключевые слова, фразы для поиска информации;
  • уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации;
  • определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
  • иметь представление о способах создания и сопровождения сайта;
  •  иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения;
  •  планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом;
  •  анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
  1. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ.
  1. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

2

  1. Сетевые информационные системы для различных.
  1. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

2

Самостоятельная работа по Разделу 5:

  1. Работа с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
  2. Создание электронных коллекций информационных и образовательных ресурсов.
  3. Работа с образовательными специализированными порталами. 
  4. Подготовка доклада по теме «Ресурсы интернета».
  5. Участие в онлайн конференции, анкетировании, дистанционных курсах, Интернет-олимпиадах, компьютерном тестировании.

16

  1. Обобщение по курсу.

2

  1. Дифференцированный зачет

2

Всего

162 


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующий образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета информатики должны удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика», входят:

  1. Оборудование учебного кабинета

№ п/п

Наименование

Характеристики

Посадочные места по количеству обучающихся

Ученические столы, стулья

Компьютерные рабочие места по количеству обучающихся

компьютерный стол, офисный стул, компьютер:

  • процессор (IntelPentium 4 не менее 2,2 GHz,  ОЗУ не менее 1Гб, HDD от 120Гб, видеокарта не менее 512Мв),
  • монитор – ЖК,
  • клавиатура, манипулятор – мышь,
  • головная гарнитура,
  • web-камера.

Рабочее место преподавателя

рабочий стол, тумба, офисный стул, компьютер:

  • процессор (Intel(R) Core(TM) 2 Quad CPU не менее 2,4 GHz,  ОЗУ не менее 1Гб, HDD от 120Гб, видеокарта не менее 512Мв),
  • монитор – ЖК,
  • клавиатура, манипулятор – мышь.
  • головная гарнитура,
  • web-камера,
  • акустическая система.

Локально-вычислительная сеть

Доступ к Internet

Информационные тематические стенды

Информация, Информатика, Охрана труда, Техника безопасности

Шкаф – стеллаж для литературы

2 шт

Комплект учебно – демонстрационных плакатов.

Архитектура ЭВМ, состав ОС, Информационные технологии, ЛВС.

Лицензионное программное обеспечение ПК

  1. Windows XP.
  2. Архиваторы.
  3. Антивирусные программы.
  4. Пакетприкладныхпрограмм MS Office: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access, MS Publisher.
  5. Графические редакторы: AdobePhotoshop, CorelDraw.
  6. Программное обеспечение для интерактивной доски.
  7. Mimio–studia


  1. Библиотечный фонд

Основные источники:

Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: 2014

Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2014

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2014

Фиошин М. Е. «Информатики и ИКТ». 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 1: 10 кл.: учеб. для общеобразват. Учреждений. – 2 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 255,[1] с.

Фиошин М. Е. «Информатики и ИКТ». 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 2: 11 кл.: учеб. для общеобразват. Учреждений. – 2 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 271, [1] с.

Дополнительные источники:

1

Боргено Я. Я., Кирсанова М. В. «Офисные технологии»: учеб.пособие для сред. проф. образования – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006 – 256с.

2

Гришин В. Н., Панфилова Е. Е. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: учебник для сред.проф. образования – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,, 2009. – 416с.

3

Голицина О. Л., Партыка Т. Л. «Программное обеспечение»: учеб.пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006. – 432с.

4

Залогова Л. А.«Компьютерная графика. Элективный курс» : учеб.пособие –2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212с.

5

Залогова Л. А. «Компьютерная графика. Элективный курс» : практикум – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 245с.

6

Кузин А. В. «Микропроцессорная техника»: учебник для сред.проф. образования – 2-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия, 2006. – 304с.

7

Максимов Н.В., Попов И. И. «Компьютерные сети»: учеб.пособие для сред. проф. образования – 2-е изд., - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 448с.

Интернет-ресурсы:

www.firo.ru – сайт Министерства образования и науки Российской Федерациифедерального государственного учреждения «федеральный институт развития образования»

mon.gov.ru– Сайт Министерства образования и науки РФ

www.ed.gov.ru – Сайт Министерства образования РФ. Нормативные документы.

www.1september.ru– образовательный ресурс «Издательский дом

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

www.intuit.ru – Сайт Интернет-Университета Информационных Технологий

www.moi-universitet.ru– образовательный портал Мой университет

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.)


  1. Спецификация учебно-методического комплекса (УМК)

Наименование

Количество

Нормативно-правовая база

Закон РФ «ОБ образовании»

1

ФГОС СПО

1

ФГОС СОО

1

Примерная программа по УД

1

Рабочая программа учебной дисциплины

1

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

Инструкционные карты к практическим работам по темам

15

Иллюстративно - дидактические материалы

Фильм по темам:

  • Windows для гуманитариев 1,2 части - обучающий курс
  • Word для гуманитарев 1,2 части - обучающий курс
  • Excel - обучающий курс
  • Access - обучающий курс
  • PowerPoint - обучающий курс
  • Азбука Internet - практическийкурс
  • Как работать в Internet - практический курс
  • Internet Explorer - практическийкурс
  • OutlookExpress - практический курс
  • Компьютерный практикум: Н. Угринович
  • PhotoShop - обучающий курс
  • PhotoShop, Flash - электронные учебники
  • CorelDraw - обучающий курс
  • Компьютерный практикум (Уроки, Cеместры)
  • Диагностика ПК с нуля - практический курс
  • Мир информатики 1-2, 3-4 - практический курс

16

Презентации по темам

35

Индивидуально-раздаточный материал 

15

Контрольно-измерительные материалы

Комплект контрольно – измерительных материалов для промежуточной

15

Комплект контрольно – измерительных материалов для итоговой аттестации

15


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно- коммуникационных компетенций;

Текущий контроль

Итоговый контроль

Защита индивидуального проекта  

Самостоятельная (внеаудиторная) работа по УД

метапредметных:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

Текущий контроль

Итоговый контроль

Защита индивидуального проекта

Самостоятельная (внеаудиторная) работа по УД

предметных:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

Текущий контроль

Итоговый контроль

Защита индивидуального проекта

Самостоятельная (внеаудиторная) работа по УД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Рабочая программа курсов «Автоматизированное проектирование – Autodesk AutoCad»

Данная программа предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации в графической среде AutoCad.Задачи курса содержат формирование у сту...

Рабочая программа курса дополнительного образования "Героические страницы Москвы"

Данная рабочая программа является авторской, хотя формально создана на основе уже действующих.  Программа курса направлена на формирование знаний и представлений о героях и выдающихся москвичах, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться»

Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана на основе:Авторской программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески м...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »

Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам ...