РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса « Мир геометрии» 4 класс на 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему

Утина Елена Васильевна

Система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_geometrii.docx52.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:

  «___»____________20___г.

Принято

Педагогический совет

Протокол №___

 от «__» _________ 20____

Утверждаю:

Директор ГБ ОУ школы 529

Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса « Мир геометрии» 4 класс

на 2017-2018 учебный год

Разработчик  программы:

учитель начальных классов

                                                                                                              Утина Елена Васильевна

Санкт-Петербург

2017-2018 уч. год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса математики для 4-го класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, а также  на основе примерной программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост.Е.Н.Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  «Мир геометрии» 2011 года. Программа призвана расширить и углубить знания учащихся по математике. Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

  • Цель курса: расширение и углубление геометрических  представлений младших школьников.

Задачи курса:

  • формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
  •  развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
  •  рассматриваются измерение и вычисление площади плоских фигур, объема и площади многогранников, связь единиц измерения площади и объема. Развивается умение пользоваться единицами площади и объема.
  • развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
  • воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
  •  развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям
  • - развитие у обучающихся навыков сравнения, аналогии, анализа/синтеза, обобщения. ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч .год.)

Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер. Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов),делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы,

обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.

Основная форма выполнения заданий  -  самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

  • Для класса ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч.г.)

характерен средний уровень развития следующих умений: анализ/синтез, аналогия, сравнение, абстрагирование. Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.

Такие умения, как абстрагирование, обобщение  находятся в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога.

Задача 2017-2018 учебного года – зону ближайшего развития перевести в зону актуального развития.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2-4 классах.

Курс «Мир геометрии» не изучался нами в 1-2 классах, поэтому некоторые темы, необходимые в 3 – 4 классах были внесены в планирование для изучения.

Предпочтительной формой организацией учебного процесса является урок развивающего обучения .

Преобладающими формами  текущего контроля выступают устный опрос, практические, самостоятельные, контрольные работы..

Тематический  план

(34 часа)


раздела
/темы

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные, практические занятия, проекты, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1.

Что ты знаешь о фигурах?

2 ч

1 ч.

1 ч.

2.

Укладка «паркета»:

подготовка к введению меры площади

4 ч

1ч.

3 ч.

3.

Объем и площадь: понятия, система мер

5 ч

2 ч.

3 ч.

4.

Площадь прямоугольника

5 ч

1 ч.

3  ч.

1 ч.

5.

Палетка

1 ч

1 ч.

6.

Площадь прямоугольного треугольника

4 ч

1 ч.

3 ч.

7.

Объем прямоугольного параллелепипеда

5 ч

1 ч.

4 ч.

8.

Единицы метрической системы мер

1 ч.

3 ч.

1 ч.

9.

Обобщение

1 ч.

1 ч.

10.

Резерв

2 ч

2 ч.

Итого

34 ч.

8 ч.

24 ч.

2 ч

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ понимание причин успеха в учебной деятельности;

_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

_ представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

_ адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;

_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч .год.)

- умение оценивать свою работу  в соответствии с критериями оценки ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. год)

Обучающийся получит возможность научиться:

_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

_ самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы  по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

_ устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей;

_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

_ формулировать проблему;

_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. год) ;

- выполнять задания по абстрагированию( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. год)

Обучающийся получит возможность научиться:

_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ различать обоснованные и необоснованные суждения;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;

_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;

_ совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ критически относиться к своему и чужому мнению;

_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

_ принимать самостоятельно решения;

_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.


Календарно тематическое планирование

№ п/п

Тема

раздела

Тема

занятия

Тип

занятия

Элементы

содержания

Характеристика

деятельности

учащихся

Виды и формы контроля

Средства

наглядности

Дата

проведения

план

факт

Что ты знаешь о фигурах?

Открытия

«нового»

знания

Обобщение знаний о ранее изученных фигурах. Описание

данных фигур, их сходства и различия, разбиение на группы,

обоснование разбиения

Работа с рисунками с опорой на

имеющиеся знания о геометрических фигурах.

Игра-соревнование

Мультимедийная

презентация;

раздаточный материал

7.09

Что ты знаешь о фигурах?

отработки

умений

и рефлексии

Сопоставление названий фигур с их

развертками. Конструирование моделей многоугольников из

деталей игры «Пентамино». Выбор фигуры как единицы площади.

Чтение таблиц, работа по инструкции. Развитие геометрической зоркости,

выделение фигуры трафарета из орнамента. Решение задач на

построение..

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация; плоскостные геометрические фигуры

14.09

Укладка «паркета»:

подготовка к введению меры площади

Открытия

«нового»

знания

Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади

поверхности тела. Понятие мерки. Выбор соответствующих

мерок для измерения объектов, сопоставление величин с еди

ницами их измерения

Измерение площади с помощью

единичных квадратов. Измерение объема заполнением пространственной фигуры единичными кубами.

.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

21.09

Укладка «паркета»:

подготовка к введению меры площади

развивающего обучения

Понятие мерки. Выбор соответствующих

мерок для измерения объектов, сопоставление величин с еди

ницами их измерения

Конструирование моделей многоугольников из

деталей игры «Пентамино». Измерение площади

поверхности.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

28.09

Укладка «паркета»:

подготовка к введению меры площади

отработки

умений

и рефлексии

Понятие мерки. Выбор соответствующих

мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения

Конструирование моделей многоугольников из

деталей игры «Пентамино», измерение моделей единичными

квадратами.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

5.10

Укладка «паркета»:

подготовка к введению меры площади

отработки

умений

и рефлексии

Понятие мерки. Выбор соответствующих

мерок для измерения объектов, сопоставление величин с еди

ницами их измерения

Конструирование моделей многоугольников из

деталей игры «Пентамино», измерение моделей единичными

квадратами

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

12.10

Объем и площадь: понятия, система мер

Открытия

«нового»

знания

Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела.

Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино»,.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

19.10

Объем и площадь: понятия, система мер

развивающего обучения

Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела.

Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино»,

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

26.10

Объем и площадь: понятия, система мер

отработки

умений

и рефлексии

Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения.

Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино»,

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

9.11

Объем и площадь: понятия, система мер

отработки

умений

и рефлексии

Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения.

Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино»,.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

16.11

Объем и площадь: понятия, система мер.

отработки

умений

и рефлексии

Измерение площади с помощью единичных квадратов. Измерение объема заполнением пространственной фигуры единичными кубами

Измерение площади поверхности.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

23.11

Площадь прямоугольника

Открытия

«нового»

знания

Вывод формулы площади прямоугольника, квадрата.

Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники.

« крестики-нолики»

Мультимедийная

презентация;

30.11

Площадь прямоугольника

развивающего обучения

Вывод формулы площади прямоугольника, квадрата.

Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

7.12

Площадь прямоугольника

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники.

Нахождение всевозможных

вариантов построения, удовлетворяющих условию задачи.

Описание последовательности построения.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

14.12

Площадь прямоугольника

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники.

Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

21.12

Площадь прямоугольника

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон.

Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

11.01

Палетка

отработки

умений

и рефлексии

Палетка как средство приближенного определения площади произвольной плоской фигуры..

Изготовление палетки из кальки.  Измерение площади фигуры с избытком, с недостатком. Оценка площади фигуры, запись в виде системы неравенств.

Самостоятельная работа

Мультимедийная

презентация;

18.01

Площадь прямоугольного треугольника

Открытия

«нового»

знания

Вывод формулы площади прямоугольного треугольника

Вычисление площади прямоугольного треугольника.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

25.01

Площадь прямоугольного треугольника

Развивающего

контроля

Вычисление площади прямоугольного треугольника.

Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам, вычисление площади построенной фигуры.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

01.02

Площадь прямоугольного треугольника

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. Вычисление площади трапеции, параллелепипеда, произвольного треугольника.

Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам, вычисление площади построенной фигуры.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

8.02

Площадь прямоугольного треугольника

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. Вычисление площади трапеции, параллелепипеда, произвольного треугольника.

Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. «Танграм».

« крестики-нолики»

Мультимедийная

презентация;

15.02

Объем прямоугольного параллелепипеда

Открытия

«нового»

знания

Вывод формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

22.02

Объем прямоугольного параллелепипеда

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

29.02

Объем прямоугольного параллелепипеда

развивающего обучения

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

7.03

Объем прямоугольного параллелепипеда

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам.

Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

14.03

Объем прямоугольного параллелепипеда

отработки

умений

и рефлексии

Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам.

Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам.

« крестики-нолики»

Мультимедийная

презентация;

21.03

Единицы метрической системы мер

Открытия

«нового»

знания

Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Учатся находить соотношения

между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

4.04

Единицы метрической системы мер

Развивающего обучения

Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Учатся находить соотношения

между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

11.04

Единицы метрической системы мер

отработки

умений

и рефлексии

Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим..

Учатся находить соотношения

между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

18.04

Единицы метрической системы мер

развивающего контроля

Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Учатся находить соотношения

между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Самостоятельная

работа

Мультимедийная

презентация;

25.04

Единицы метрической системы мер

отработки

умений

и рефлексии

Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Учатся находить соотношения

между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим.

Практическая

работа

Мультимедийная

презентация;

плоскостные геометрические фигуры

3.05

Обобщающий урок «Страна Геометрия»

отработки

умений

и рефлексии

Повторение пройденного материала

Работа с раздаточным материалом с опорой

имеющиеся знания о геометрических фигурах и телах

Игра-соревнование

Мультимедийная

презентация;

16.05

Резерв

15.05

Резерв

22.05


Ресурсное обеспечение

  1. Учебно - методический комплекс:

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная _литература», 2011. _ 64 с.

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий:тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. _ Самара :Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,

2001. _ 64 с.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом

«Федоров», 2006. _ 80 с.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Площадь и объем: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон.  Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.

 Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная

литература», 2011. _

 2.Рекомендуемая литература для  учителя:

Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост.Е.Н.Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  «Мир геометрии» 2011 года.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Площадьи объем». Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров», 2007. _ 48 с.

3.  Интернет-ресурсы

сайт « http// zankov.ru»

 Презентации 900

Презентации Вики

4. Оборудование и  приборы:

набор приспособлений для крепления таблиц;

демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули, транспортиры, набор угольников);

демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;

детали игр «Удивительный треугольник», «Волшебный  квадрат», «Танграм»;

 магнитная доска;

компьютер, мультимедийный  проектор, экспозиционный экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

программа кружка "МАСТЕРСКАЯ ДОМОВЕНКА КУЗИ" на 2017-2018 учебный год

Образовательная программа внеурочной занятости  актуальна тем, что она вводит обучающихся, проживающих в общежитии, в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способн...

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»

Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....

Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия 1- 4 класс)

Адаптированная  рабочая   программа курса    коррекционных   занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ  ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия  ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...