МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 01.01 «Системное программирование» ПМ 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем для студентов специальности 230115 «Программирование в компью
рабочая программа на тему

Для спецдисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ КК КГТК

_______________ Ю.В. Юрченко

«_____» _______________2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ   

ПО МДК 01.01 «Системное программирование» ПМ 01 Разработка  

программных модулей программного обеспечения для компьютерных

систем  для студентов специальности 230115

 «Программирование в компьютерных системах»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

г. Краснодар, 2015


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

ГАПОУ КК КГТК

______________ Н.И. Тутынина

«___» _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

 ГАПОУ КК КГТК

_______________ Г.А. Словцова

«_____» _______________2015 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Программирования и рекламы

Заведующий кафедрой

_______________   Л.А.Пятовская

«___» _____________ 2015г.

Составитель: Комова А.Н.., преподаватель ГАПОУ   КК КГТК

 

Методические рекомендации по выполнению  курсовой работы  являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по  МДК 01.01 «Системное программирование» ПМ 01 Разработка  программных модулей программного обеспечения

Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также  содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.

Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения о курсовой  работе        

2  Структура, содержание и оформление выпускной курсовой работы        

2.1 Общие правила оформления  курсовых работ        

2.1.1 Оформление текстового материала        

2.1.2 Порядок оформления сносок        

2.1.3 Требования к структуре курсовой работы        

2.1.4 Порядок оформления содержания, введения и заключения        

2.1.5  Порядок оформления введения и заключения        

2.1.6 Оформление иллюстраций        

2.1.7. Порядок оформления графического материала и формул        

2.1.8  Требования к оформлению таблиц        

2.1.9 Оформление списка используемой литературы        

2.1.10 Оформление приложений        

2.1.11 Оформление списков        

2.2 Общие требования по разработке и оформлению программных изделий.  Документирование алгоритмов        

2.3  Оформление презентации        

3  Порядок защиты курсовой работы        

Приложение 1        

Приложение 2        

1 Общие положения о курсовой  работе

Курсовая работа по МДК 01.01 «Системное программирование» предусмотрена учебным планом специальности 230115 Программирование в компьютерных системах и является итоговым контролем знаний студентов.

Выполнение курсовой работы является неотъемлемой и необходимой частью изучения дисциплины «Системное программирование».

Выполнение курсовой работы по МДК 01.01 «Системное программирование» ставит перед студентом следующие цели и задачи:

•         систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения;

•          разработка математической модели поставленной задачи и ее обоснование;

•         определение практической составляющей  задачи;

•         разработка студентом программного продукта, отвечающего требованиям к уровню подготовки специалиста по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.

Особенностью выполнения данной курсовой работы  является наличие у студентов определенных навыков работы в средах программирования.

      Учитывая специфику МДК 01.01 «Системное программирование» рекомендуется выполнять курсовую работу в следующем порядке:

1)        решить «вручную» не менее трех задач по предоставленной теме;

2)        составить математическую модель задачи;

3)        определить входные и выходные данные задачи;

4)        составить обобщенную блок схему решения задачи;

5)        разработать интерфейс программы;

6)        приступить к программированию;

7)        во время отладки программы необходимо протестировать с помощью алгоритма не менее 10 задач по данной теме с целью выявления ошибок и неполадок в работе программы;

Следует также помнить, что курсовая работа по МДК 01.01 «Системное программирование» должна являть собой законченный программный продукт, к которому предъявляются  определенные требования: обязательно наличие справки, руководства пользователя, сведения о разработчиках.

Цель курсовой работы заключается в получении и закреплении навыков

создания программного обеспечения для решения поставленных задач.

Задачами курсовой работы являются обучение:

  • разработке алгоритмов и программ для решения прикладных задач,
  • осуществление постановки и выбор алгоритмов решения задач, в том числе с применением математических методов;
  • применению на практике основных алгоритмических структур, графических средств языка;
  • использованию алгоритмических языков высокого уровня, средств автоматизации программирования.

Выполнение курсовой работы начинается с разработки технического задания (ТЗ) и завершается составлением отчета, в котором должно содержаться описание всей проделанной работы.

В результате выполнения курсовой работы студент должен научиться:

  • создавать программу в соответствии с основными этапами ее разработки;
  • строить схему алгоритма работы программы в соответствии с требованиями ГОСТ 19.701-90;
  • грамотно тестировать программу;
  • анализировать результаты работы программы и делать выводы.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
  • включать анализ материала;
  • иметь обязательные самостоятельные выводы в заключении работы;
  • иметь необходимый объем;
  • быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.

При выборе темы курсовой работы студент должен учитывать:

  • ее актуальность;
  • познавательный интерес к ней;
  • возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание дипломной работы).

Техническое задание - это основной документ, регламентирующий все этапы

выполнения курсовой работы. Техническое задание должно содержать следующие разделы:

  • назначение программы;
  • требования к программе;
  • требования к программной документации;
  • стадии и этапы разработки.

В разделе "назначение программы" указывается, для решения какой задачи

разрабатывается программа.

В разделе "требования к программе" должны быть следующие подразделы:

  • "требования к функциональным характеристикам" - здесь перечисляются все функции, которые должна выполнять программа, требования к организации входных и выходных данных (именно требования, а не сама организация);
  • "требования к надежности" - в этом подразделе указываются требования к обеспечению надежного функционирования программы (контроль входной информации, защита от сбоев, и т.п.).
  • "требования к составу технических средств" - здесь указывается состав технических средств: тип ЭВМ, необходимый комплект внешних устройств, и т.п.;
  • "требования к информационной и программной совместимости" – это требования к информационным структурам на входе и выходе, методам решения, языкам программирования, операционным системам и другим программным средствам, которые будет использовать данная программа.
  • В разделе "требования к программной документации" указываются
  • программные документы, которые следует разработать (в данной работе

разрабатывается ТЗ).

В разделе "стадии и этапы разработки" устанавливаются необходимые стадии разработки, этапы и содержание работ, а также сроки их выполнения.

№ п.п

Содержание работ

Срок

1

Разработка структуры входных и выходных данных

2

Разработка алгоритма решения задачи

3

Разработка структуры программы

4

Разработка тестов

5

Написание текста программы

6

Отладка программы

7

Написание отчета о работе

Выполнение курсовой работы осуществляется в несколько этапов. В конце каждого этапа студент демонстрирует преподавателю результаты выполнения работы в виде фрагментов пояснительной записки и соответствующих текстовых или графических материалов, иллюстрирующих разработку.

Основные этапы выполнения курсовой работы, сроки их выполнения, представляемые преподавателю результаты приведены в таблице 1

Таблица 1 -  Этапы выполнения курсовой работы

Этап

Содержание  этапа

Сроки и

объем

Представляемые результаты

1

Разработка технического задания

 4 неделя

(20 %).

Готовое техническое задание

2

Анализ требований и уточнение спецификаций

7 неделя

(40 %)

Интерфейс программного продукта

3

Работаирование основных компонентов

 10 неделя (60%).

Прототип программного продукта

4

Реализация

13 неделя

(80 %).

Готовый программный продукт

5

Подготовка пояснительной записки

16 неделя (100%).

Полностью оформленная записка в рукописном или печатном варианте.

6

Защита курсовой работы

16 неделя

Программа, записка, приложения.

Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа.

2  Структура, содержание и оформление выпускной курсовой работы

Курсовая работа каждого студента должна содержать самостоятельно выполненную разработку программного обеспечения.

Требование самостоятельности выполнения работы полностью исключает возможность дублирования отчетных материалов несколькими студентами.

Структура курсовой работы:

 Пояснительная записка

Пояснительная записка курсовой работы должна включать титульный лист, задание на курсовую работу и далее текстовую часть, которая содержит:

- содержание;

- введение;

- основные разделы, предусмотренные заданием на курсовую работу:

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Введение. Во введении раскрывается научная новизна, прикладное и практическое значение проблемы и вопросов, рассматриваемых в курсовой работе, чётко формулируется цель выполнения работы, указываются методы решения проблемы, кратко излагаются полученные результаты (1-2 страницы).

Основные разделы. К основным разделам работы относят аналитическую (исследовательскую) часть и проектную часть, содержащую описание программной реализации.

Приведённое содержание основных разделов носит рекомендательный характер и может быть изменено научным руководителем в соответствии с индивидуальным заданием на курсовую работу.  

Заглавие аналитической части должно быть созвучно теме курсовой работы, отражать основную научную или производственно-техническую идею. В разделах аналитической части отражаются:

  • содержательное описание и формальная постановка системотехнической задачи разрабатываемой в работе, характеристика объекта исследования, обоснование выбора объектов автоматизации;
  • анализ и выбор необходимых системотехнических решений, в том числе, математических моделей и методов, моделей организации данных и технологических процессов, привлекаемых для решения задачи работы;
  • описание и формализацию технологии сбора, передачи и обработки информации, необходимой для решения задач;
  • описание архитектуры разрабатываемых программных средств с обоснованием  выбора интерфейса доступа к данным и межпрограммного взаимодействия;
  • формализацию и оценку эффективности алгоритмов решения или схем расчётов;
  • обоснование выбора состава и структуры математического, информационного, технического и прочих видов обеспечения разрабатываемых инструментальных средств.

Содержание аналитической части должно иллюстрироваться  структурно-функциональными схемами, схемами взаимодействия, диаграммами информационных и бизнес-процессов, которые отражают основные системотехнические решения. Эти иллюстрации необходимы для подготовки презентации доклада и формирования раздаточного материала, который является неотъемлемой частью выполненной работы и сдаётся вместе с пояснительной запиской, отзывом руководителя в архив.

Проектная часть выполняется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к документированию программных продуктов, и содержит основные положения программной реализации:

- общие положения;

- назначение и цель создания;

- требования   к  системе  (требования к функциям системы; требования к интерфейсу пользователя; требования к реактивности системы; требования к защите информации; требования к надёжности системы);

- описание функциональных возможностей и схем диалога;

- перечень и описание входных и выходных данных;

- загрузка и руководство к использованию и эксплуатации;

- результаты экспериментальной проверки работоспособности и заключение о внедрении.

Заключение должно содержать окончательные выводы, характеризующие результаты работы, степень проработки и реализации поставленной задачи (не более 1 страницы).

Здесь следует отметить преимущества реализованных в работе системотехнических решений перед уже известными разработками, охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работы в этой области.

Список используемой литературы должен содержать только ту литературу, которая непосредственно использована при работе и на которую имеются ссылки в тексте пояснительной записки. Источники, включая иностранную литературу, должны располагаться в порядке появления ссылок в тексте.

В приложениях к пояснительной записке должны помещаться материалы вспомогательного характера, которые при включении их в основную часть загромождают текст. Например, трудоёмкие доказательства, численные таблицы, исходные документы, протоколы испытаний и пр.

В обязательном порядке в приложения оформляются исходные тексты программных модулей и результатов их работы.

Требования к оформлению пояснительной записки соответствуют общим требованиям стандарта и нормам контроля по оформлению технической документации, принятой в колледже.

2.1 Общие правила оформления  курсовых работ

2.1.1 Оформление текстового материала

Текстовая часть работы должна быть исполнена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля: нижнее – 20 мм.; верхнее – 20 мм.; левое – 30 мм.; правое – 10 мм. Объем КР должен составлять 25 – 30 страниц. Все страницы работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля. (шрифт номера страницы Times New Roman, размер шрифта - 12)

Весь текст КР должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы  не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.

При делении работы на разделы (главы) согласно ГОСТ 2.105-95 обозначение производят порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа, выделяют жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то между ними точка ставиться. Вторая строка наименования заголовка, подзаголовка пишется от границы левого поля.

При необходимости подразделы  (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками.  В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.

 Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.

Переносы в словах заголовков и подзаголовков не допускаются. Заголовки отделяются от основного текста пустой строкой.

Не допускается оставлять заголовки, подзаголовки текста, а так же заголовки таблиц и рисунков на одной станицы, а текст, таблицу или рисунок на другой.

Если заголовки и подзаголовки, а так же наименования таблиц и рисунков состоят из нескольких строк, то их прописывают через один интервал.  

Перечисления в тексте допускается отмечать с помощью знаков: “*”, “-” и т.п., который ставиться перед каждой позицией перечисления.

Для дальнейшей детализации могут быть использованы арабские цифры со скобкой.

Например:       а) . . . .

  1. . . . .
  2. . . . .

Каждое перечисление указывается с абзацного отступа.

2.1.2 Порядок оформления сносок

Сноска – это элемент, содержащий вспомогательный текст пояснительного или справочного характера.

Сноска связана с текстом цифрой (1). Знак сноски ставиться на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, символа, цитаты, предложения, к которым дается пояснение или справочные данные.

Нумерация сносок сквозная.

Содержание сносок помещают в конце листа, с абзацного отступа, отделяют от основного текста короткой тонкой линией, проведенной от границы левого поля на 1/3 страницы.

__________________________________________  

1 Фамилия И.О. автора. Название. Место, год издания. Страница, с которой взята цитата.

В таблице сноски помещают над линией, обозначающей окончание таблицы.

Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав  работы, должна быть сквозная.

В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы.

При написании введения необходимо правильно формулировать обязательные элементы.

2.1.3 Требования к структуре курсовой работы

Элемент

введения

Комментарий к формулировке

Актуальность

темы

Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в трудах экономистов

Цель работы

Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации

Задачи работы

Определяются, исходя из  развития цели работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3 – 4 задачи.

Объект изучения

Дать определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность.

Предмет изучения

Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления.

Информационная база исследования

Перечислить источники информации, используемые для исследования.

Практическая значимость исследования

Не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов  и предложений придает работе большую практическую значимость.

Структура работы

Кратко изложить содержание глав работы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение – резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

2.1.4 Порядок оформления содержания, введения и заключения

В начале курсовой работы помещают содержание, которое включает номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров страниц,  на которых они размещаются.

Слово “СОДЕРЖАНИЕ” пишется прописными буквами и центрируется относительно границ левого и правого полей.

Если наименование разделов, подразделов написаны на нескольких строках, то номер страницы ставиться на уровне последней строки.

Текст курсовой работы делят на разделы и подразделы.

Номера разделов обозначают арабскими цифрами без точки на конце. Нумерация разделов производится в пределах всей курсовой  работы.

Подразделы имеют нумерацию в пределах каждого раздела, их номера состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Нумерация подразделов первого раздела:

1.1

1.2

Нумерация подразделов второго раздела:

2.1

2.2

     Если подраздел включает в себя пункты и  подпункты:

Номер состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенными между собой (.)

Например:

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                            Стр.

Введение…………………………………………………..……………………................3

1 Теоретические основы эффективности производства ………………………………5

1.1 Понятие эффекта и экономической эффективности производства ….…………...6

2  Эффективность производства и реализации продукции в ОАО  «Дека» ………    10

Заключение …………………………………………………………………...……..........45

Список используемой литературы …………………………………………..………... 48

Приложение 1 ………………………………………………………………….…...........51

Приложение 2  ……………………………………………………………………...........52

2.1.5  Порядок оформления введения и заключения

Слово «ВВЕДЕНИЕ» - центрируется, пишется прописными буквами, выделяется жирным шрифтом.

Нумерация введения начинается с 3 стр.

Введение составляет –   1-1,5 стр. от основного текста.

Включает:

  • Актуальность  (почему создан текстовой документ);

-     Область применения, порядок применения;

  • Цели, задачи создания текстового документа
  • Методы исследования;
  • Источники информации.  

Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» - центрируется, пишется прописными буквами, выделяется жирным шрифтом.

Заключение составляет –   1-1,5 стр. от основного текста.

Включает: содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов

2.1.6 Оформление иллюстраций

Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует располагать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.

Размещаемые в тексте  иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации,  разделенных точкой, например Рисунок 1.1.

Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.

2.1.7. Порядок оформления графического материала и формул

Графический материал

 Графический материал (графики, рисунки, диаграммы и т.д.) служит для наглядного отображения излагаемого текста, результатов исследования или выводов. Его размещают по тексту курсовой работы (после первой ссылки на него), а так же в приложениях к работе.

Не допускается выполнять графический материал чернилами разного цвета, вклеивать в работу.

Весь графический материал (иллюстрации) должен быть пронумерован арабскими цифрами в пределах всей курсовой работы (1,2,3 и т.д.).

Иллюстрации должны иметь наименование, которое размещается под ней и состоит из: слова «рисунок», его номера и наименования, нанесенного с пропиской буквы после тире.

При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночным текстом), которые располагаются между изображением и наименованием.

                - Удельный вес работников промышленно – производственного персонала

Рисунок 2 – Состав и структура работников открытого акционерного общества «Веста»

 Если в дипломной работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют.

Формулы

Формулы нумеруют в пределах всей курсовой работы арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, саму формулу помещают в центре листа.

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они ранее не пояснены в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле.

                                              СТП

                                   ПТ =     Т       ,                                     (1)

          где ПТ – производительность труда, руб.;

          СТП – стоимость товарной продукции в текущих оптовых ценах, руб.;

          Т – затраты труда на производство продукции, тыс. чел.-час.

Переносить формулу на следующую строку допускается на знаках выполняемых операций, причем знак вначале следующей строки повторяют. Например, при переносе формулы на знаке умножения пишут строчную букву «х».

Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Скобки необходимо писать так, чтобы они полностью охватывали по высоте, заключенные в них формулы.

В случае применения одинаковых по начертанию скобок, внешние скобки должны быть большего размера, чем внутренние.

Знак корня должен скрывать все элементы подкоренного выражения.

При написании дробей, особенно многострочных, основная линия должна быть длиннее линий других дробей, входящих в состав данной математической формулы.

2.1.8  Требования к оформлению таблиц

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы помещают над ней, после слова «таблица» и ее номера.

Слово «Таблица» пишут с прописной буквы от границы левого поля. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах курсовой работы (1, 2, 3).

Основные структурные элементы таблицы следующие:

Ветви

Заголовки граф

Боковик, заголовки строк

подзаголовки граф

строки

горизонтальные

                     

Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной, если они имеют самостоятельное значение.

В конце заголовка и подзаголовка точка не ставится. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями.

Не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями.

Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы, при необходимости допускается размещать их перпендикулярно.

Размер шрифта в таблице – 12, интервал – одинарный.

Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте.

              Таблица 4 – Состав и структура основных средств открытого акционерного  

                                    общества «Веста»

Вид основных средств

2014 г.

1. Основные производственные средства

тыс. руб.

к итогу, %

2. Непроизводственные средства

Всего

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

Если таблица не входит на формат листа по ширине:

- вводят дополнительную строку, где указывают номера граф;

- таблицу делят на части и размещают их одна над другой;

- над первой частью указывают название и номер таблицы;

- над последующими частями пишут от границы левого поля слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера:

- во второй и последующих частях таблицы повторяют головку и боковик.

            Таблица 2 – Динамика производства продукции

Вид продукции

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1

2

3

4

5

Разработка драйвера

Разработка приложения

         

        Продолжение (окончание) таблицы 2

Вид продукции

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

1

2

3

4

5

Разработка драйвера

Разработка приложения

Если таблица не входит на формат листа по длине:

- вводят дополнительную строку с номерами граф;

- над первой частью таблицы указывают ее название и номер;

- над последующими частями пишут от границы левого поля слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера;

                Таблица 3 – Основание экономические показатели деятельности

                                     ОАО «Трансвит»

Показатель

2002 г.

2003 г.

1

2

3

1. Среднегодовая численность работников, чел

2. Стоимость готовой продукции, тыс. руб.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

                 Продолжение (окончание) таблицы 2

1

2

3

3. Производительность труда, руб.

4. Рентабельность продаж, %

При отсутствии отдельных числовых данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

        Цифры в графах таблицы должны быть записаны так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим.

При наличии небольшого по объему цифрового материала его желательно давать не таблицей, а текстом, располагая цифровые данные в виде колонок.

Например:

Предельные отклонения могут составлять:

по высоте…………………...2,5

по ширине…………………..1,5

по длине……………………..0,3

2.1.9 Оформление списка используемой литературы

Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии.

Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке (по фамилии автора или названии)  и нумеровать арабскими цифрами.

Список литературы помещается в конце курсовой работы.

Сведения о каждом источнике помещают от левого края.

Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если авторов более трех, приводят фамилию автора, указанную в книге первой с добавлением слов “и др.”.

Если авторов не более трех, то их фамилии и инициалы приводят в той последовательности, в которой они приведены в книге через запятую.

Название книги или статьи пишется без кавычек и сокращений.

Место издания пишется с прописной буквы. Наименование городов Москва и Ленинград (Санкт-Петербург) пишут сокращенно (М., Л., С-Пб.), а название других городов - полностью.

Наименование издательства пишут так, как оно приведено в книге.

Год издания указывают цифрами без дополнительных пояснений (год должен быть не позднее 5 лет, исключение – нормативно-правовая документация).

Например:  2009, 2010 и т.п.

Сведения, касающиеся периодической литературы (газеты, журналы и т.п.) приводят в следующем порядке: автор (ы), наименование статьи, знак (//), наименование журнала, газеты, дата издания, число или месяц (только для газет), номер выпуска (только для журналов), страницы (кроме газет объемом 8 и менее страниц).

Образец оформления раздела «Список используемой литературы»

(порядок размещения по алфавиту)

Список используемой литературы

Нормативные документы

  1. ГОСТ 7.9 – 77 Реферат и аннотация. М.: Изд-во стандартов, 1981. – 6 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30  ноября 1994 г.  N 51-ФЗ (с последующими изменениями).
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля  1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2001) (с последующими изменениями и дополнениями).
  4. Федеральный Закон  от  26  декабря  1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных  обществах"  (с последующими изменениями и дополнениями).

  1. Научные, технические и учебно-методические издания
  2. 5. Бойко В.В. Проектирование баз данных информационных систем / Бойко В.В., Савинков В.М.  – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 350 с.;
  3. 6.  Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. / Дейт К. Дж.  – 6-е изд. – Киев: Диалектика, 2010 г. – 784 с.;

  1. Электронные издания и Интернет-ресурсы

  1. Малышева Н. Виртуальные покупки Электронная версия еженедельника «Аргументы и факты» - http://www.aif.ru
  2. Методика создания Интернет-магазина - http://www.delna.ru/ page/ shop. html 
  3. Сайт Fodex - Этапы разработки Интернет-магазина - http://www.fodex.ru

.

2.1.10 Оформление приложений

В приложениях помещают материал, дополняющий основной текст. Приложениями могут быть, например, графические материалы, таблицы большого формата, расчеты, технологические карты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложения оформляют как продолжение основного на последующих ее листах или в виде самостоятельного документа.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки, например: Производные единицы системы СИ (Приложения 1, 2 и 5).

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова Приложение и его обозначения. Рядом со словом Приложение ставят обозначение, под ним в скобках указывают или слово “обязательное”, или “рекомендуемое”. В свою очередь рекомендуемое приложение может быть «справочным» и «информационным».

Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой, и выравнивается по центру.

Структура КР, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяется в зависимости от темы, объекта, предмета и целей направленности и следования.

Курсовая работа может быть частью дипломной работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) ВКР.

Готовая курсовая работа должна содержать:

  1. Пояснительную записку, оформленную в соответствии с указанными ниже требованиями.
  2. Демонстрационный материал для выступления.
  3. Диск с программным кодом, технической документацией и демонстрационным материалом (для 230115, 230701).
  4. Графические компоненты (файлы для демонстрации) необходимые для демонстрации в процессе защиты дипломной работы.

При определении объёма курсовой работы следует руководствоваться следующими требованиями:

  1. Пояснительная записка должна полностью соответствовать заданию   по своему содержанию и наименованию разделов.
  2. По содержанию курсовая работа носит   практический характер. По объему курсовой работа должна быть не менее 20 и не более 25 страниц печатного текста (без текста программы).

2.1.11 Оформление списков

Маркированный список. Наиболее предпочтительным видом списков является маркированный список с маркировкой кружочком: «». Знак маркировки должен находиться в положении начала красной строки. Пример оформления такого списка:

Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:

  • управляет функционированием системы;
  • определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены;
  • выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач;
  • реализует взаимодействие между компонентами системы, операторами и источниками данных.

При этом текст в списке должен начинаться с маленькой (строчной) буквы, а заканчиваться – точкой с запятой (за исключением, конечно, последнего пункта в списке, заканчивающегося точкой).

Нумерованный список. Если необходимо использовать нумерованный список, то основные характеристики формата такого списка (положение нумератора, расположение и выравнивание текста) эквивалентны маркированному списку. Пример оформления такого списка:

Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:

  1. управляет функционированием системы;
  2. определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены;
  3. выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач;
  4. реализует взаимодействие между компонентами системы, операторами и источниками данных.

2.2 Общие требования по разработке и оформлению программных изделий.  Документирование алгоритмов

Алгоритм работы программного изделия должен быть оформлен в виде блок-схемы. Блок-схема алгоритма – графическое представление алгоритма, дополненное элементами словесной записи. Каждый пункт алгоритма отображается на схеме некоторой геометрической фигурой – блоком (блочным символом). Различным по типу выполняемых действий блокам соответствуют различные геометрические фигуры, изображаемые по ГОСТу.

Применяемые графические символы, отражающие основные операции процесса обработки данных, устанавливает ГОСТ 19.003-80 (обозначение символов соответствует международному стандарту ISO 1028-73). В табл1 приведены наиболее употребляемые структурные блоки с пояснениями.

Графические блоки на схемах соединяются линиями потока информации.. При направлении стрелок сверху вниз и слева направо их можно не указывать. По отношению к блоку линии потока могут быть входящими и выходящими.

Количество входящих линий для блока не ограничено. Выходящая линия может быть только одна. Исключение составляют логические блоки, имеющие не менее двух выходящих линий потока, каждая из которых соответствует одному из возможных исходов проверки логического условия, а так же блоки модификации. При выполнении схем алгоритмов необходимо выдерживать минимальное расстояние 3 мм между параллельными линиями потоков и 5 мм между остальными блоками. В блоках приняты размеры: а – 10, 15, 20 мм; b – 1,5a.


Таблица 1 Обозначения условные графические ГОСТ 19.003-80

Название символа

Символ

Отображаемая функция

1

Блок вычислений (процесс)

Выполнение вычислительного

действия или последовательности вычислительных действий.

2

Логический блок (решение)

Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых условий.

3

Блоки ввода-вывода

Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод).

Вывод данных, носителем

которых служит документ.

Ввод данных вручную

(с помощью клавиатуры).

Представление информации с использованием дисплея.

4

Начало-конец

Начало, выполнение или конец алгоритма или программы.

5

Предопределен-ный процесс

Вычисление по ранее

созданной подпрограмме.

6

Блок модификации (заголовок цикла)

Выполнение операций, меняющих команды или группы команд, изменяющих программу.

7

Соединитель

Указание связи между прерванными линиями потока информации в пределах одной страницы.


Продолжение таблицы 1

8

Межстраничный соединитель

Указание связи между частями схемы, расположенными на разных листах.

9

Линия потока

Указание последовательности

связей между символами.

10

Пересечение линий потока

Пересечение двух несвязных линий потока.

11

Слияние линий потока

Место слияния линий потока допускается обозначать точкой или цифрой 0.

12

Параллельные действия

Начало или окончание двух или более одновременно выполняемых операций.

13

Комментарий

Связь между элементом

схемы и пояснением.

Для облегчения вычерчивания и нахождения на схемах блоков рекомендуется графическое поле разбивать на координационные зоны. Размер зон устанавливается с учетом минимальных размеров блоков, изображенных на данном листе. Допускается один блок размещать в двух или более зонах, если его размер превышает размер зоны. Координация записывается в виде сочетания букв и цифр и присваивается блокам, записанным в поле этих зон, например A1, A2, A3, B1, B2 и т.д.

Координация зоны по горизонтали отмечаются арабскими цифрами слева направо в верхней части листа, а по вертикали – прописными буквами латинского алфавита  сверху вниз в левой части листа. Вместо координационных зон можно также проставлять порядковые номера блоков в верхней части графического символа в разрыве его контура.

Допускается разрывать линии потока, размещая на обоих концах разрыва специальный символ соединитель. Внутри поля соединителей, отмечающих разрыв одной и той же линии, ставится одинаковая маркировка отдельной буквой или буквенно-цифровой координатой блока, к которому подходит линия потока.

Элементарные структуры могут соединяться между собой, образуя более сложные структуры, по тем же элементарным схемам. Примеры таких конструкций изображены на рис.9. Они обладают функциональной полнотой, т.е. любой алгоритм может быть реализован в виде композиции последовательности (а), структурой выбора (разветвлением) (б) и структура цикла с предусловием (или предусловием) (в). Символ Р обозначает условие, S, S1, S2 – действия.

а).                                                                                                                                б).

в).                                                                                                                                                г).

Если схема располагается на нескольких листах, переход линий потока с одного листа на другой обозначается с помощью символа межстраничный соединитель (рис.8 б). При этом на листе с блоком-источником соединитель содержит номер листа и координаты блока-приемника. Внутри блоков и рядом с ними делают записи и обозначения (для уточнения выполняемых ими функций) так, чтобы их можно было читать слева направо и сверху вниз независимо от направления потока.

а).                                                                                б).                                                                                                        в).

Схема является исключительно наглядным и простым способом представления алгоритма. При этом не накладывается никаких ограничений на степень детализации в изображении алгоритма. Излишне общий характер схемы нежелателен из-за малой информативности. С другой стороны, очень детальная схема проигрывает в наглядности. Поэтому, для сложных и больших алгоритмов, целесообразно составлять несколько схем различного уровня детализации.

Например, схема первого уровня отображает весь алгоритм целиком, схема второго уровня раскрывает логику отдельных блоков схемы первого уровня. При необходимости могут быть составлены схемы последующих уровней с еще большей степенью детализации.

2.3  Оформление презентации

            Презентация выполняется в программе Power Point с целью сопровождения защиты курсовых  работ. Происходит это следующим образом: читается доклад и, одновременно выводятся через компьютерный проектор на экран слайды, раскрывающие и дополняющие содержание доклада в виде текста, графики, звуковых и видео фрагментов. Смена слайдов выполняется чаще всего по нажатию клавиши мыши или клавиатуры.

Презентация должна состоять из 10-25 слайдов. На каждый слайд должна быть выведена основная информация из дипломной работы с учетом графической информации, подготовленной для описания работы программы.

Содержание слайдов:

1 слайд должен быть заголовочный – представление темы, студента, организации.

Второй слайд – цели и задачи работы.

Третий  слайд – назначение и область применения данной разработки.

Несколько слайдов, которые описывают данную программную разработку.

Последний слайд должен содержать информацию о том, что доклад окончен, докладчик готов ответить на вопросы.

На каждый слайд должна быть вынесена информация, рассказ о которой длиться не  более 20-40 секунд. Показ слайдов должен сопровождать доклад и также по времени не должен превышать 7- 10 мин, в противном случае показ слайдов может быть остановлен председателем комиссии.

Содержание и количество слайдов должно быть согласовано с руководителем курсовой работы.

Правила оформления слайдов:

1. На одном слайде допускается наличие только одной картинки.

2. Текст слайда должен быть:

  • для заголовков – 24-36 пунктов.
  • для информационного текста 18-22 пункта.
  • для надписей – обозначений в рисунке на объектах не ниже 12 пункта

3. Количество строк текста должно не превышать 7-8.

4. Изображение должно занимать не более 60% размера слайда.

5. Количество графических объектов изображения должно не превышать 10-20 на

 один слайд.

3  Порядок защиты курсовой работы

Курсовая работа допускается к защите при условии законченного оформления, допуска научного руководителя, после прохождения нормоконтроля.

В случае не допуска курсовой работы к защите, руководитель курсовой работы проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.

Защита курсовых работ должна быть проведена до начала экзаменационной сессии. Защита курсовых работа проводится в виде публичного выступления студента. Курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критериями оценки курсовой работы являются:

- актуальность и степень разработанности темы;

- творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах; полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;

- уровень овладения методикой исследования;

- научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций; научный стиль изложения;

- соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения

Накануне дня защиты студенты должен убедиться, что  на компьютере установлено необходимое ему программное обеспечение, имеется папка, в которой находится его презентация и программный модуль (exe-файл), а также убедиться в правильности работы своей программы и презентации.

Защита курсовой работы осуществляется в следующем порядке:

1.        Доклад студента.

2.        Вопросы к студенту.

3.        Дискуссия.

4.        Заключительное слово студента.

Доклад студента по результатам выполненной курсовой работы не должен длиться от 7 до 10 мин. Если доклад проводится свыше 10 минут, докладчик может быть остановлен. В докладе должна быть обоснована актуальность темы, раскрыты цель и задачи, основное содержание работы и полученные результаты.

Изложение доклада должно быть свободным, без зачитывания письменного текста. Доклад должен сопровождаться показом презентационного материала, а также комментированием представленного графического материала и демонстрацией разработанного программного продукта.

Приложение 1

Образец письменного отзыва руководителя о курсовой работе

Министерство образования и науки Краснодарского края

ГАПОУ КК «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ О КУРСОВОЙ         РАБОТЕ

Студента (ки) курса_____  группы  №________   ________________________________________________________________________

                                                                (Ф.И.О.)

Специальность  __________________________________________________________

Тема курсовой работы___________________________________________________

Руководитель_____________________________________________________________

(ФИО, должность)

Соответствие содержания курсовой работы заявленной теме____________________

_________________________________________________________________________

Актуальность темы ________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Оценка сформированных ОК и ПК по виду профессиональной деятельности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка  полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка курсовой работы________________________________

Руководитель ____________________             «___»______________2015 г.

                                           (подпись)                               

Зав. кафедрой _____________________________

                                                                         (подпись, Ф.И.О.)

Приложение 2

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»

                                                                         

                                                                    Допускается к защите

                                                                                  Заместитель директора по УР

                                                                                  ___________ Г.А. Словцова

                                                                                   «___» ______________2015 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по специальности________________________________________

                                                                  (код, наименование специальности)

на тему:________________________________________________________

                                                                                         

                                                                                     Выполнил (а) студент (ка)

                                                                                   ____ курса, группы ________

                                                                                   _________________________

          (Ф.И.О.)

        Руководитель

                                                                                   _________________________

         (Ф.И.О., должность)

Работа защищена  с оценкой _______________

Краснодар 2015 г.

Обратная сторона титульного листа курсовой работы

                                                                 

Эксперты нормоконтроля:

Содержательная экспертиза:

____________________    /________________________________/

           (подпись)                                 (Ф.И.О.  руководителя ВКР)

Техническая экспертиза:

_____________________    / Коноваленко Т.Г., методист  ГБПОУ КК КГТК/

           (подпись)

Курсовая работа прошла нормоконтроль

«___» ______________2015 г.     

                      М.П.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Разработка программных модулей программного обеспечения"

Образовательная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 230115 ...

КОС по ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Комплект контрольно - оценочных средств (далее - КОС) по профессиональному модулю 01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»разработан на основе Федерального ...

Фонд оценочных средств ПМ. 01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Фонд оценочных средствНазначение: Фонд оценочных средств предназначен контроля и оценки результатов освоения профессионального модуляСпециальность: 230115 «Программирование в компьютерных системах»Инд...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Всего – 590 часов, в том числе:максимальной учебной нагрузки обучающегося–467 часов, включая:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 181 часа;самостоятельной работы обучающегося –123 ч...

Рабочая программа ПМ-01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...