РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Разработка и администрирование баз данных программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
рабочая программа по теме


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 02 Разработка и администрирование баз данных

программа подготовки специалистов среднего звена

по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

профиль получаемого профессионального образования - технический

г. Краснодар, 2016

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

ГАПОУ КК КГТК

______________ Н.И. Тутынина

«___» _____________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

  ГАПОУ КК КГТК

_______________ Г.А. Словцова

«_____» _______________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

 Директор ООО  Вестел-Юг

 _____________ О.С. Фурманюк

«___»_____________ 2016г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

программирования и рекламы

Заведующий кафедрой

_______________   Л.А. Пятовская

«___» _____________ 2016 г.

ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета  

протокол № ___

от «___» _____________ 2016 г.

Секретарь___________ И.А. Руденко

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07. 2014 № 804, регистрация Минюст (№ 33733 от  21.08.2014), укрупненная  группа 09.00.00  «Информатика и вычислительная техника», рабочего учебного плана № 62, утвержденного 29.08. 2014 г.

Организация-разработчик: ГАПОУ КК КГТК

Разработчик: Комова А.Н.

преподаватель ГАПОУ КК КГТК

Кривоногова Л.М.

преподаватель ГБПОУ  КК КГТК

                     

    ____________

(подпись)

    ____________

(подпись)

Чаплыгина И.В.  преподаватель информационных технологий ГАПОУ КК Краснодарский монтажный техникум

 квалификация по диплому математик - программист                                

               

                             

                               ___________

 (подпись)

Фурманюк Олег Саввич, директор ООО  Вестел-Юг, квалификация по диплому инженер

____________________________________________                                

               

____________

(подпись)

 

Название разделов

стр.

1. Паспорт программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

6

3 Структура и содержание профессионального модуля

7

4 Условия реализации профессионального модуля

12

5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

15

5. Приложение 1

16

6 Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

17



 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Название профессионального модуля

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГА ПОУ КК КГТК   по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» базового/ уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке работников в области разработки программного обеспечения при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

Рабочая программа составлена для очной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ)) формам  обучения.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

Базовая часть

        С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • построения концептуальной модели баз данных и  разработки структуры баз данных;
  • работы с  объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;
  • использования  средств создания и заполнения  базы данных;
  • использования стандартных методов защиты объектов базы данных;

уметь:

  • создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
  • работать с современными СASE-средствами проектирования баз данных;
  • формировать и настраивать схему базы данных;
  • разрабатывать структурированные запросы с использованием языка SQL;
  • создавать хранимые процедуры и триггеры базы данных;
  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

знать:

  • основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
  • основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;
  • современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;
  • методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД);
  • структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
  • методы организации целостности данных;
  • способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
  • основные методы и средства защиты данных в базах данных;
  • модели и структуры информационных систем;
  • основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;
  • информационные ресурсы компьютерных сетей;
  • технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;
  • основы разработки приложений баз данных.

Вариативная часть

        С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки под конкретное рабочее место, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:

иметь практический опыт:

  • построения топологической структуры сетей телекоммуникаций;
  • поиск и устранение проблем с IP адресацией и маршрутизацией на  3 уровне модели OSI;

уметь:

  • проводить анализ и синтез топологической структуры и алгоритмов управления информационными потоками в сетях телекоммуникаций;
  • применять навыки выбора и верификации протоколов различных уровней архитектуры цифровой сети;

знать:

  • методику выбора  архитектуры  узлов коммуникации сетей  ЭВМ и телекоммуникаций для неоднородных потоков информации;
  • методы  построения  структурных образований среды распространения цифровых  сигналов;
  • принципы управления обменом информации в вычислительных сетях.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

666

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

516

Курсовая работа/проект

не предусмотрено

Учебная практика

72

Производственная практика

144

Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:

Выполнение презентаций по темам

Выполнение докладов по темам

Выполнение домашнего задания

150

Итоговая аттестация в форме (указать)

Экзамен


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Разработка и администрирование баз данных», в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС  по специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Разрабатывать объекты баз данных.

ПК 2.2  

Реализовывать базу данных в конкретной СУБД.

ПК 2.3

Решать вопросы администрирования баз данных.

ПК 2.4

Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

Вариативная часть профессионального модуля направлена на формирование дополнительных (вариативных) ПК:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.6

методику выбора  архитектуры  узлов коммуникации сетей  ЭВМ и телекоммуникаций для неоднородных потоков информации;

ПК 1.5

методы  построения  структурных образований среды распространения цифровых  сигналов;

ПК 3.1

принципы управления обменом информации в вычислительных сетях.

В процессе освоения ПМ у студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней свой устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникационные технологии в   профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде,  эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  Разработка и администрирование баз данных 

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.3, ПК 2.4

Раздел 1. МДК 02. 01.  Инфокоммуникационные системы и сети

198

 132

70

 

66

 

 

 

ПК 2.1,ПК 2.2,

ПК 2.3,  ПК 2.4

Раздел 2. МДК 02. 02.  Технология разработки и защита баз данных

252

 168

90

84

 

ПК 2.1,ПК 2.2,

ПК 2.3,  ПК 2.4

Учебная,

72

72

производственная практики (по профилю специальности), часов

144

144

Всего:

666

300

160

150

72

144

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 02 Инфокоммуникационные системы и сети

132

МДК 02.01. Инфокоммуникационные системы и сети

132

Тема 1.1. Архитектура и устройство сетей и систем.  

Содержание

10

2

2

2

4

1.

Понятие сетевой архитектуры.  Сети  и системы.    

2

2.

Модели и структуры информационных систем

3.

Основные типы сетевых технологий

4

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.2. Межсетевое взаимодействие

Содержание

8

4

4

1.

Технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях

2

2.

Основные команды операционной системы Cisco IOS

Лабораторные работы

18

1

Интерфейс Cisco Packet Tracer. Физическая комплектация оборудования

4

2

Режим симуляции в Cisco Packet Tracer

4

3

Сетевые службы. Настройка сетевых сервисов

4

4

Знакомство с командами IOS

6

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.3 Модели и структуры информационных сетей

Содержание

6

2

2

2

1.

Топология сети типа звезда. Кольцевая топология сети.

2

2.

Шинная топология сети. Шинно-звездообразная топология

3.

Звездообразно-кольцевая топология. Физическая сотовая топология.

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.4. Средства и способы представления и передачи данных в сетях

Содержание

16

4

4

4

4

1.

Передающая среда. Метод доступа.

2

2.

Управляющие узлы сети. Форматы представления данных.

3.

Физические среды. Повторители

4.

Маршрутизаторы. Мосты и коммутаторы

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.5. Коммуникационные подсети

Содержание

26

6

6

4

6

4

Лабораторные работы

1

Статическая маршрутизация. Настройка статической маршрутизации

2

Построение таблиц маршрутизации

3

Динамическая маршрутизация Настройка протокола RIP

4

Настройка протокола RIP в корпоративной сети

5

Настройка протокола OSPF

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.6. Методы маршрутизации информационных потоков

Содержание

4

4

1.

Виртуальные локальные сети VLAN

2

Лабораторные работы

18

1

Служба NAT. Преобразование сетевых адресов NAT

6

2

Настройка VLAN на одном коммутаторе Cisco

4

3

Настройка VLAN на двух коммутаторах Cisco

4

4

Настройка VLAN в корпоративной сети

4

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.7. Методы коммутации информации. Протокольные реализации

Содержание

12

4

4

4

1.

Коммутация пакетов в виртуальных каналах. Преимущества и недостатки.

2

2.

Выделенные аналоговые и цифровые линии. Архитектура протоколов. Структура связей протокольных модулей.

3.

Потоки данных. Протоколы IP/TCP, IPX/SPX, NetBios

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.8. Организация и сопровождение серверов информационных сетей

Содержание

6

2

4

1.

Доступ к базам данным информационных сетей.

2

2.

Функциональные серверы. Функции и характеристики сетевых операционных систем.

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Тема 1.9. Территориальные и глобальные сети как средство взаимодействия

Содержание

8

Лабораторные работы

8

4

4

1.

Многопользовательский режим работы

2

Списки доступа

Практические занятия

не предусмотрено

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02 Инфокоммуникационные системы и сети

66

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Подготовка к практическим работам, оформление практических работ и подготовка к их защите
  • Подготовка понятийного словаря.
  • Подготовка сообщений по темам:
  1. «Современные сетевые технологии»
  2. «Виды протоколов межсетевого взаимодействия»
  3. «Коммутаторы и маршрутизаторы. Отличия».
  • Подготовка презентаций по темам:
  1. «Топологии сетей»
  2. «Маршрутизаторы. Мосты и коммутаторы»
  3. «Таблица маршрутов»

Раздел ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

252

МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных

168

Тема 2.1. Разработка и проектирование баз данных

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

18

2

4

2

1.

Основные понятия и определения теории баз и банков данных. Основные принципы проектирования баз данных

2.

Системный анализ предметной области. Модель «сущность – связь». Построение ER – диаграммы

3.

Логическое проектирование баз данных. Модели данных.

4

4.

Функциональная и многозначная зависимости. Нормализация отношений

4

5.

Работа с современными CASE – средствами проектирования баз данных

4

Практические работы

18

1.

Выбор и анализ предметной области при проектировании базы данных

4

2.

Формулировка запросов пользователей. Внутренние и внешние ограничения

2

3.

Использование модели «сущность-связь» при построении  ER-диаграммы

4

4.

Выбор ключей и нормализация отношений

4

5.

Логическое проектирование. Построение схемы отношений

4

Лабораторные работы

не предусмотрено

Тема 2.2. Реализация баз данных в конкретной СУБД

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

24

2

2

2

6

6

6

1.

Структуры данных. Общий подход к организации представлений, таблиц, индексов

2

2.

Инструментальные средства создания и заполнения баз данных. Методы и средства модификации баз данных

3.

Основные приемы работы с базами данных. Сортировка, поиск, фильтрация данных

4.

Основные инструкции структурированного языка запросов SQL

5.

Статические и динамические запросы. Сложные и вложенные запросы

6.

Основы разработки приложений с использованием языка SQL

Практические работы

30

1.

Создание таблиц базы данных. Модификация структуры таблиц. Ведение данных

2

2.

Создание схемы данных. Типы связей. Индексирование таблиц

2

3.

Основные приемы работы с данными: сортировка, поиск и фильтрация данных. Редактирование, добавление, удаление записей таблицы

4

4.

Построение запросов с использованием Конструктора запросов

4

5.

Использование конструкций языка SQL для организации выборки данных из двух и более таблиц. Типы и особенности  оператора JOIN

4

6.

Использование функций агрегирования. Группировка данных в запросах

4

7.

Статические и динамические запросы. Вывод результатов запросов

4

8.

Сложные и вложенные запросы. Подзапросы. Правила объединения результатов запросов с помощью UNION

4

9.

Разработка прикладных программ. Создание отчетов

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 Тема 2.3. Администрирование баз данных

 

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

18

2  

4

4

4

4

18

2

4

4

1.

Основные понятия и определения  администрирования баз данных. Общее управление базами данных.

2

2.

Логическая структура и физическая организация баз данных. Ведение и восстановление БД

3.

Управление доступом к данным. Управление обработкой

4.

Резервное копирование и восстановление данных

5.

Хранимые процедуры и триггеры. Обеспечение достоверности информации

Практические работы

1.

Управление привилегиями и доступом к данным

2.

Создание хранимых процедур

3.

Разработка локальных и глобальных хранимых процедур

4.

Создание и использование функций: встроенных, скалярных, табличных, многооператорных

4

5.

Использование ограничений и триггеров для обеспечения целостности данных

4

Лабораторные работы

не предусмотрено

Тема 2.4. Защита баз данных

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

18

1.

Основные проблемы и способы защиты

2

2.

Технологические методы защиты

2

3.

Организационные рекомендации по обеспечению безопасности

2

4.

Методы организации целостности данных

4

5.

Способы контроля доступа к данным и управление привилегиями

4

6.

Основные методы и средства защиты данных

4

Практические работы

24

1.

Организация целостности данных. Защита данных

4

2.

Управление транзакциями. Свойства транзакций

4

3.

Средства защиты СУБД

6

4.

Управление параллельным доступом

4

5.

Восстановление базы данных

6

Лабораторные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания)

84

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Подготовка к практическим работам, оформление практических работ и подготовка к их защите;
  • Подготовка сообщений по темам:
  1. «Модели данных: сетевая, иерархическая и  реляционная»
  2. «Нормализация отношений»
  • Подготовка презентаций по темам:
  1. «Создание базы данных по индивидуальному заданию»
  2. «Построение и реализация запросов»

Учебная практика

Виды работ:

Раздел 1 Инфокоммуникационные системы и сети

Основные типы сетевых технологий

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Сравнительный анализ топологий сети

Раздел 2. Разработка и администрирование баз данных

Системный анализ предметной области

Способы и средства объединения данных

Администрирование и  управление базами данных

Организационные и технологические методы защиты баз данных

72

30

6

12

12

42

12

12

12

6

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

Раздел 1 Инфокоммуникационные системы и сети

Определение архитектуры и устройства сетей и систем.

Определение межсетевого взаимодействия

Описание модели и структуры информационных сетей

Построение коммуникационных подсетей

Сопровождение  серверов информационных сетей

Раздел 2. Разработка и администрирование баз данных

Разработка и проектирование баз данных

Реализация баз данных в конкретной СУБД

Администрирование баз данных

Защита баз данных

144

60

12

12

12

12

12

84

24

36

12

12

Примерная тематика курсовых работ (проектов) 

не предусмотрена

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

не предусмотрена

Производственная практика(по профилю специальности) итоговая по модулю 

не предусмотрена

Всего

666

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного мониторного кабинета; лабораторий технологии разработки баз данных и инфомационно - коммуникационных систем, полигона вычислительной техники.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: компьютеры, сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть, комплект учебно-методической литературы.

Оборудование полигона вычислительной техники: компьютеры, сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть.

Реализация программы модуля предполагает обязательную практику по профилю специальности.  

     

      Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть.

4.2. Информационное обеспечение обучения  (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

  1. О.Л. Галицина. Базы данных. Учебник. Москва, 2014г.
  2. Т.С. Карпова. Базы данных: модели, разработка, реализация. Москва, 2014 г.
  3. А. Хомоненко. Работа с базами данных. Санкт-Петербург, 2012г.
  4. В.Г. Олифер. Компьютерные сети. Санкт-Петербург, 2013г.
  5. К. Дейт. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных. Санкт-Петербург, 2012г.
  6. Э.В. Фуфаев. Разработка и эксплуатация удаленных баз данных. Москва, 2011г.
  7. «Компьютерные сети»         Олифер В.Г.        Санкт-Петербург 2011 г
  8. Компьютерные сети 3-е изд        Кузин А.В.        М., ИД «ФОРУМ» -  ИНФРА - М, 2011.
  9. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Издание 4-ое.        Олифер В.Г. , Олифер Н.А.        Питер 2011

Дополнительные источники

  1. А.М. Епанешников. Программирование СУБД. Москва 2012г.
  2. Михаил Гук «Аппаратные средства локальных сетей»  Питер 2011г.
  3. И.И. Попов, Н.В. Максимов «Компьютерные сети» Учебное пособие, Москва 2012г.
  4. В.В. Бойко, В.М. Савинков. Проектирование баз данных информационных систем. Москва, 2012г.
  5. Подшивка журнала «Компьютер Пресс»
  6. «Аппаратные средства локальных сетей»         Михаил Гук        Питер 2011г.
  7. «Компьютерные сети» Учебное пособие        Попов И.И., Максимов Н.В.        Москва 2012 г.
  8. Современные компьютерные сети. 2-е изд..        Столлингс В.        СПб.: Питер, 2011
  9. Информационные сети и системы телекоммуникаций        Родионов М.А.        СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2010.
  10. Компьютерная сеть своими руками        В. Холмогоров        СПб.: Питер. 2011

Интернет-ресурсы

  1. Институт новых технологий   www.intschool.ru
  2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
  3. Сайт цифровых образовательных ресурсов  www.cor.home-edu.ru
  4. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия  http://ru.wikipedia.org
  5. Газета «Информатика http://inf.1september.ru
  6. Образовательный портал INTUIT.RU

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Освоение ПМ «Разработка и администрирование баз данных» производится в соответствии с учебным планом по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК 02.01 Инфокоммуникационные системы и сети и МДК 02.02 Технология разработки и защита баз данных, включающих в себя как теоретические, так и практические занятия.

Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины: «Операционные системы», «Архитектура компьютерных систем», «Информационные технологии», «Основы программирования», «Технические средства информатизации», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

 Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).

Практические работы проводятся в специально оборудованных лабораториях: Системного и прикладного программирования с установкой оборудования CISCO, Технологии разработки баз данных.

В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики  для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по практическим работам и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по МДК: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Разработка и администрирование баз данных» и специальности «Программирование в компьютерных системах ».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: Дипломированные специалисты, преподаватели дисциплины «Разработка и администрирование баз данных».

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1.Разрабатывать объекты баз данных

- определение и нормализация отношений между объектами баз данных, демонстрация нормализации;

- выбор методов построения схем баз данных и демонстрация  применения выбранного метода;

- демонстрация методов манипулирования данными;

- знание типов запросов, выбор типа запроса и демонстрация умения построить запрос.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;.

-защиты                  лабораторной работы;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по практической работе

ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной СУБД

- Выбор технологии разработки базы данных исходя из ее назначения;

- демонстрация построения концептуальной, логической и физической модели данных

- выбор и использование утилит автоматизированного проектирования баз данных;

- демонстрация навыков серверной и клиентской части базы данных;

 - демонстрация навыков построения SQL– запросов к базе данных;

- демонстрация навыков модификации базы данных

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- защиты лабораторных заданий;

- экспертная оценка в  процессе защиты отчета по практической работе

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования баз данных

- Определение ресурсов администрирования бах данных;

- определение модели информационной системы;

- выбор сетевой технологии и методов доступа к базе данных;

- выбор и настройка протоколов для передачи данных по сети;

- демонстрация навыков разработки и модификации серверной и клиентской части базы данных с возможностью ее администрирования;

- демонстрация навыков построения SQL–запросов к базе данных с учетом распределения прав доступа;

- демонстрация навыков изменения прав доступа

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

-защиты лабораторных заданий;

- экспертная оценка в процессе защиты отчета по практической работе

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных

- Выбор сетевой технологии, выбор и настройка протоколов для передачи данных;

- демонстрация навыков устранения ошибок межсетевого взаимодействия

- демонстрация обеспечения непротиворечивости и целостности данных в базе, навыков внесения изменений в базу для защиты информации;

- демонстрация навыков применения аппаратных и программных средств защиты данных.

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- защиты лабораторных заданий;

- экспертная оценка в процессе защиты практической работы;

- экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней свой устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 - Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки баз данных;

- оценка эффективности качества выполнения.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- Решение стандартных и нестандартных  профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося

в процессе освоения  образовательной программы

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и использование  информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Эффективный поиск необходимой информации;  - использование различных источников информации, включая электронные.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности.

- Разрабатывать, программировать и администрировать базы данных

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью  обучающегося в процессе освоения программы

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- Взаимодействие с другими обучающимися и преподавателями в ходе обучения

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения программы

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- Самоанализ и коррекция результатов своей работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профес-сионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

- Организация самос-тоятельных занятий при изучении профессионального модуля.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- Анализ инноваций в области разработки и администрирования баз данных

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- Использование знаний и навыков в области разработки и эксплуатации баз данных,  полученных в процессе обучения, при исполнении воинской обязанности;  

- решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы

Приложение 1

обязательное

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ

ПК 2.1.Разрабатывать объекты баз данных

Кол-во

часов

Уметь:

  • создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
  • работать с современными СASE-средствами проектирования баз данных;

Тематика лабораторных/практических работ

Выбор и анализ предметной области при проектировании базы данных

Формулировка запросов пользователей. Внутренние и внешние ограничения

Использование модели «сущность-связь» при построении  ER-диаграммы

Выбор ключей и нормализация отношений

Логическое проектирование. Построение схемы отношений

18

Знать:

  • основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
  • основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;
  • современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;

Перечень тем, включенных в МДК

Основные понятия и определения теории баз данных, баз знаний. Основные принципы проектирования баз данных

Системный анализ предметной области. Модель «сущность – связь».Функциональная и многозначная зависимости. Построение ER – диаграммы.Работа с современными CASE – средствами проектирования баз данных

Понятие сетевой архитектуры.  Сети  и системы.    

Модели и структуры информационных систем

Основные типы сетевых технологий

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях.WEB - технологии

Организация межсетевого взаимодействия

Установка протоколов в операционных системах

Способы обнаружения и устранения ошибок при передаче данных

39

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим  работам, оформление практических  работ и подготовка к защите

Подготовка понятийного словаря

Написание реферата по темам:

Управление транзакциями

Подготовка презентаций:

1.        «Топологии сетей»

2.        «Маршрутизаторы. Мосты и коммутаторы»

3.        «Таблица маршрутов»

30

ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной СУБД

Уметь:

  • формировать и настраивать схему базы данных;
  • разрабатывать структурированные запросы с использованием языка SQL;.

Тематика лабораторных/практических работ

Создание таблиц базы данных. Модификация структуры таблиц. Ведение данных

Создание схемы данных. Типы связей. Индексирование таблиц.Основные приемы работы с данными: сортировка, поиск и фильтрация данных. Редактирование, добавление, удаление записей таблицы

Построение запросов с использованием Конструктора запросов.Использование конструкций языка SQL для организации выборки данных из двух и более таблиц. Типы и особенности  оператора JOIN

Использование функций агрегирования. Группировка данных в запросах

Статические и динамические запросы. Вывод результатов запросов

Сложные и вложенные запросы. Подзапросы. Правила объединения результатов запросов с помощью UNION.Разработка прикладных программ. Создание отчетов

30

Знать:

  • методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД);
  • структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;.

Перечень тем, включенных в МДК

Структуры данных. Общий подход к организации представлений, таблиц, индексов.

Инструментальные средства создания и заполнения баз данных. Методы и средства модификации баз данных. Сортировка, поиск, фильтрация данных. Модификация баз данных

Основные инструкции структурированного языка запросов SQL

Статические и динамические запросы. Сложные и вложенные запросы

Основы разработки приложений с использованием языка SQL

Топология сети типа звезда. Кольцевая топология сети.

Шинная топология сети. Шинно-звездообразная топология

Звездообразно-кольцевая топология. Физическая сотовая топология.

Передающая среда. Метод доступа.

Управляющие узлы сети. Форматы представления данных..Физические среды. Повторители

Маршрутизаторы. Мосты и коммутаторы

38

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим  работам, оформление практических  работ и подготовка к защите

Подготовка понятийного словаря

Написание реферата по темам:

        Выполнение  нормализации

        Создание базы данных по индивидуальному заданию

20

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования баз данных

Уметь:

  • разрабатывать структурированные запросы с использованием языка SQL;
  • создавать хранимые процедуры и триггеры базы данных;.

Тематика лабораторных/практических работ

Управление привилегиями и доступом к данным

Создание хранимых процедур

Разработка локальных и глобальных хранимых процедур

Создание и использование функций: встроенных, скалярных, табличных, многооператорных

Использование ограничений и триггеров для обеспечения целостности данных

Статическая маршрутизация. Настройка статической маршрутизации

Построение таблиц маршрутизации

Динамическая маршрутизация Настройка протокола RIP.Настройка протокола RIP в корпоративной сети

Настройка протокола OSPF

18

26

Знать:

  • структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
  • методы организации целостности данных;
  • способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

Перечень тем, включенных в МДК

Основные понятия и определения  администрирования баз данных. Общее управление базами данных.

Ведение и восстановление базы данных

Управление доступом к данным. Резервное копирование и восстановление. Управление обработкой

Хранимые процедуры и триггеры. Обеспечение достоверности информации

Подсети. Маска подсети. Имена.

Таблица маршрутов

Прямая маршрутизация

Косвенная маршрутизация.

Маршрутизаторы. Одношаговый подход к маршрутизации. Пакет. Маршрутизация по умолчанию.

Фиксированная маршрутизация. Простая маршрутизация. Адаптивная маршрутизация

Маршрутизация с помощью IP-адресов.

Прямая и косвенная маршрутизация.

28

Самостоятельная работа

Написание реферата по темам:

Тематика самостоятельной работы:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим работам, оформление практических работ и подготовка к защите

Подготовка понятийного словаря

        Построение и выполнение запросов

         Выполнение экспорта данных в WORD,  EXCEL  

Подготовка презентаций по темам:

«Топологии сетей»

«Маршрутизаторы. Мосты и коммутаторы»

«Таблица маршрутов»

53

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных

Уметь:

  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;.

Тематика лабораторных/практических работ

Организация целостности данных. Защита данных

Расчет адресации в сетях

Подключение и настройка локальных сетей

Настройка коммутаторов и мостов.

Разработка программы обмена данными с использованием протокола TCP/IP

Отладка программы обмена данными с использованием протокола TCP/IP

Интерфейс Cisco Packet Tracer. Физическая комплектация оборудования

Режим симуляции в Cisco Packet Tracer

Сетевые службы. Настройка сетевых сервисов

Знакомство с командами IOS

Служба NAT. Преобразование сетевых адресов NAT

Настройка VLAN на одном коммутаторе Cisco

Настройка VLAN на двух коммутаторах Cisco

Настройка VLAN в корпоративной сети

Многопользовательский режим работы

Списки доступа

68

Знать:

  • методы организации целостности данных;
  • способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
  • основные методы и средства защиты данных в базах данных;
  • ;
  • .

Перечень тем, включенных в МДК

Основные проблемы и способы защиты

Технологические методы защиты

Организационные рекомендации по обеспечению безопасности

Методы организации целостности данных

Способы контроля доступа к данным и управление привилегиями

Основные методы и средства защиты данных

Коммутация. Коммутация каналов. Коммутация сообщений. Коммутация пакетов. Коммутация датаграммных пакетов.

Коммутация пакетов в виртуальных каналах. Преимущества и недостатки.

Выделенные аналоговые и цифровые линии. Архитектура протоколов. Структура связей протокольных модулей.

Потоки данных. Протоколы IP/TCP, IPX/SPX, NetBios

Доступ к базам данным информационных сетей.

Функциональные серверы. Функции и характеристики сетевых операционных систем.

Стандарты сопряжения информационных сетей.

Основные услуги. Электронная почта. Файловый обмен. Телеконференции и доски объявлений. Информационная система WWW.

35

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим  работам, оформление практических  работ и подготовка к защите 

Подготовка понятийного словаря

Написание реферата по темам:

  1. «Современные сетевые технологии»

2.        «Виды протоколов межсетевого взаимодействия»

3.        «Коммутаторы и маршрутизаторы. Отличия».

47


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


Комова А.Н

Кривоногова Л.М

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 02. РАЗРАБОТКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ

программа подготовки специалистов среднего звена

по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

профиль получаемого профессионального образования - технический

 


[1]* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ2.Разработка и администрирование баз данных

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего  профессионального образования  09.02.03 Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство

Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа ПМ)  является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 сварочное производство базового уровн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06 Финансы

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы российской федерации разработана в соответствии с требованиями:- федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 06. Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтам Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденный приказом Министерства о...