РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ2.Разработка и администрирование баз данных
рабочая программа на тему

Королева Дарина Стасевна

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего  профессионального образования  09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Всего – 692 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 440 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 304часа;

самостоятельной работы обучающегося– 136 часов;

учебной практики – 108 часа;

производственной практики –144 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pm_02.docx119.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ2.Разработка и администрирование баз данных

название программы профессионального модуля

для специальности СПО

09.02.03. «Программирование в компьютерных системах»

(базовая подготовка)

Группа ПК-13

г. Курганинск, х. Красное Поле,  2015г

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения общеобразовательного цикла  «Программист» и «Общеобразовательных дисциплин по профильным, математическим  и естественнонаучным дисциплинам».

Председатель МО

___________Королева Д.С.

                     Утверждаю:

Директор ГБПОУ КК « КАТТ»

___________________П.Ф. Середа

«_____» ________________ 2015 г.

 

Утверждена  на заседании педагогического совета

протокол №   от «29» августа 2015 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего  профессионального образования  09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 804, зарегистрированным  Министерством юстиции (рег.  № 33733 от  21 августа 2014  г).

Организация разработчик: государственное бюджетное  профессиональное образовательное  учреждение Краснодарского края  «Курганинский аграрно-технологический техникум»

Разработчик:

Королева Д.С., преподаватель спецдисциплин, первой категории  ГБПОУ КК «КАТТ»

квалификация по диплому: Инженер-программист           

                                                       ___________

                                                       (подпись)

Рецензенты:

Шепель А.В., заместитель директора по НМР ГБПОУ  КК «КАТТ»  

квалификация по диплому: к.п.н  

                                                                       ___________

                                                                    (подпись)

Кутузов С.В. , Начальник отдела информатизации, ИФМС по Курганинскому району Краснодарского края Квалификация по диплому: Инженер-программист

                                                             ___________

                                                           (подпись)


Содержание

стр.

1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

6

3. Структура и содержание профессионального модуля

8

4. Условия реализации профессионального модуля

22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионально модуля

26

Приложение 1

38

Приложение 2

42

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ02.Разработка и администрирование баз данных

название профессионального модуля

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03. Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 804, зарегистрированным  Министерством юстиции (рег.  № 33733 от  21 августа 2014 ) специализация 09.02.03.Программирование в компьютерных системах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.2.1

Разрабатывать объекты базы данных. 

ПК.2.2

Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами

данных (СУБД). 

ПК.2.3

Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4

Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном образовании в рамках подготовки специалистов по курсу «Разработка и администрирование баз данных»

Рабочая программа составляется для очной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий формам обучения.

1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;
  • использования средств заполнения базы данных;
  • использования стандартных методов защиты объектов базы данных;

уметь:

  • создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
  • работать с современными Сase-средствами проектирования баз данных;
  • формировать и настраивать схему базы данных;
  • разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;
  • создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;
  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

знать:

  • основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
  • основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;
  • современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;
  • методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД);
  • структуры данных систем управления базами данных (СУБД), общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
  • методы организации целостности данных;
  • способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
  • основные методы и средства защиты данных в базах данных;
  • модели и структуры информационных систем;
  • основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;
  • информационные ресурсы компьютерных сетей;
  • технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;
  • основы разработки приложений баз данных.

В результате освоения вариативной части модуля обучающийся должен иметь практический опыт:

- работы с различными архитектурами баз данных, используя современные технологии;

 уметь:

-     выбирать архитектуру удаленных баз данных под требования конкретной задачи;

  • работать с различными технологиями доступа к данным;
  • создавать многоуровневые приложения с помощью различных технологий.

знать:

  - архитектуру удаленных баз данных;

           -типовые элементы доступа к базе данных на основе различных технологий

          -   технологии многоуровневой работы с базами данных.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля

Всего – 692 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 440 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 304часа;

самостоятельной работы обучающегося– 136 часов;

учебной практики – 108 часа;

производственной практики –144 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

        Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

Разработка и администрирование баз данных

.

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Базовая подготовка

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Разрабатывать объекты базы данных.

ПК 2.2

Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (далее - СУБД). 

ПК 2.3

Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4

Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных. 

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1 Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Базовой подготовки

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

ПК 3

ПК 4

Раздел 1.Проектирование  и обслуживание инфокоммуникационных систем и сетей

224

160

30

-

64

-

43

43

ПК 1

ПК 2

ПК 3

ПК 4

Раздел 2.Разработка, эксплуатация  и защита баз данных

216

144

54

-

72

-

65

101

Учебная практика, часов

108

Производственная практика, часов

144

Всего:

692

304

84

-

136

-

108

144

\

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Базовая подготовка

1

2

3

4

Раздел ПМ 1.

Проектирование  и обслуживание инфокоммуникационных систем и сетей

160

МДК 02.01

Инфокоммуникационные системы и сети

160

V  семестр

Тема 1.1  Основы построения сети.

Содержание

11

Основные принципы построения компьютерных систем и сетей: общий состав; взаимодействие двух компьютеров. Топологии сетей. Виды компьютерных сетей и требования к ним. Системы и каналы передачи данных: структура системы передачи данных. Каналы связи (виды, основные характеристики) Линии связи (понятие и виды линий, типы и стандарты кабелей). Аппаратура передачи данных: сетевые адаптеры/карты (виды, характеристики). Модемы (назначение, разновидности, характеристики).

2

Практические работы

4

1

Сетевые адаптеры.

2

Передача данных по телефонным линиям

3-4

Прямое соединение компьютеров.

Тема 1.2.

Беспроводные технологии передачи данных

Содержание

4

Беспроводные локальные сети: оборудование; методы передачи данных. В1-2.Инфракрасная связь, основные принципы технологии Bluetooth.

Практические работы

4

1-2

Настройка беспроводнойсети (Wi-Fi).

3-4

Организация соединений при помощи инфракрасной связи.

Тема 1.3

Стек коммуникационных протоколов TCP/IP

Содержание

13

Модель взаимодействия открытых систем. Программное обеспечение компьютерных сетей: службы и протоколы; сетевой уровень в Интернете; адресация компьютеров в сети. Реализация межсетевого взаимодействия средствами TCP/IP: типы адресов стека TCP/IP. Установка и настройка сетевых протоколов. В3.Служба имен доменов: система доменных имен DNS. Основы службы DNS; разрешение имен. Маршрутизация пакетов в IP сетях: понятие маршрутизации. Таблицы маршрутизации

2

2

Практические работы

3

1

Настройка стека протоколов TCP/IP.

2

В1. Настройка клиента службы DNS.

3

Маршрутизация пакетов в IP сетях.

Тема 1.4.

Локальные вычислительные сети

Содержание

         8

Создание и администрирование пользователем совместно используемых ресурсов: общие папки; установка разрешений; контроль над пользователями. Использование общих ресурсов. Общение в локальной сети. Управление удаленным компьютером.

2

Практические работы

3

1

Создание общих ресурсов и управление ими.

2

В2.Оперативный обмен информацией в ЛВС.

3

В3.Удаленный рабочий стол

Тема 1.5.

Проектирование и администрирование компьютерных сетей

Содержание

19

Основные этапы проектирования компьютерных сетей: определение исходных данных. В4.Выбор размера и структуры сети, оборудования. В5.Выбор сетевых программных средств. В6.Расчет примерной стоимости оборудования. Функции, процедуры и службы администрирования. В7-8.Задачи администратора учебной компьютерной сети. Требования, предъявляемые к компьютерным сетям. Служба каталогов ActiveDirectory. Система доменных имен (DomainNameSystem, DNS). Разрешение имен. Основы службы DNS. В9. Основы проектирования ЛВС.

2

Практические работы

3

1

Установка серверной операционной системы.

2

В4.Установка и настройка сервера DNS.

3

В5.Работас Active Directory.

Тема 1.6.

Настройка домена и его безопасность

Содержание

12

Планирование безопасности домена. Создание учетных записей пользователей Реализация запланированной политики безопасности домена. Подготовка файлового сервера. В10-13.Алгоритм технологии установки и настройки FTP-сервера и Web-сервера

2

Практические работы

2

1

Настройка параметров безопасности домена.

2

В6.Работа с серверами HTTP и FTP.

Тема 1.7 Обеспечение компьютерной безопасности в информационных системах и сетях.

Содержание

15

Цели, функции и задачи защиты информации в сетях. Возможные угрозы в сети. Виды информационных атак. Информационная безопасность в компьютерных сетях: уровни защиты. Сервисы безопасности в сети. Проблемы защиты в беспроводных сетях. Мониторинг сети: просмотр системных событий. Мониторинг производительности компьютера. В13.Работа с портами: категории портов; присвоение имени порту. В14.SSL – протокол защиты сокетов; сканирование портов. Антивирусная защита: установка серверной и клиентской частей антивирусного пакета. Конфигурирование сервера. Планирование антивирусной проверки. Настройка клиентов

2

Практические работы

2

1

В7.Мониторинг состояния элементов сети.

2

В8.Сетевая антивирусная защита.

Тема 1.8 Защита информации в инфокоммуникационных системах и сетях.

Содержание

11

2

Виды информационных атак. Переносимые программы: Java-апплеты. Управляющие элементыActiveX, скрипты. Цифровая подпись. Сертификаты. Параметры конфиденциальности браузера. В15.Межсетевой экран и его функции Основные компоненты брандмауэра. Резервное копирование системных конфигурационных файлов. Восстановление системных конфигурационных файлов.

Практические работы

2

1

В9.Настройка параметров безопасности Интернет браузера.

2

В10.Технология защиты сетевых компьютеров. Брандмауэр. Создание резервных копий.

Тема 1.9 .WEB технологии

Содержание

6

2

Основные принципы технологии АТМ. Структура и основные принципы работы сети Internet. Способы доступа к Internet. Возможности, предоставляемые сетью Internet. В16.Потоковая передача аудио и видео. В18.Технологии виртуальных защищенных сетей VPN

Практические работы

2

1

В11.Установка и настройка InternetExplorer. Подключение к Internet. Работа с Web-страницей.

2

В12.Настройка параметров работы OutlookExpress Работа с сообщениями.

Тема 1.10. Установка и настройка Joomla 2.5

Содержание

3

2

Создание базы данных. Установка Joomla 2.5. Русификация Joomla 2.5. Административная панель Joomla 2.5. В19.Глобальные настройки сайта. Поисковая оптимизация сайта. Статистика сайта.

Практические работы

1

1

В13.Установка и русификация Joomla 2.5. Работа с административной панелью. Работа с глобальными настройками сайта

Тема 1.11. Работа с расширениями Joomla 2.5

Содержание

4

2

Стандартные компоненты Joomla 2.5, менеджер расширений: установка и удаление расширений. Управление модулями. Менеджер модулей. Менеджер плагинов. Активизация плагинов. Модули Joomla 2.5. Плагины Joomla 2.5

Практические работы

1

1

В14.Настройка компонентов Joomla 2.5. Установка и настройка модулей Joomla 2.5. Установка и настройка плагинов Joomla 2.5

Тема 1.12. Работа со статьями в Joomla 2.5

Содержание

5

2

Менеджер материалов, информация о материалах, сброс блокировок материала.

Очистка кеша, операции над материалами, фильтры материалов, архивирование и скрытие материалов.Операции со статьями.В20.Создание и работа с категориями. Добавление материалов.

Тема 1.13. Создание и работа с меню в Joomla 2.5

Содержание

5

2

Типы меню. Главное меню. Удаление и добавление меню. Создание и редактирование второстепенных меню. Редактирование пунктов меню

Практические работы

2

1

Работа с главным меню сайта

2

Работа со свойствами и типами меню

Тема 1.14. Безопасность сайта

Содержание

11

2

Общие подходы к безопасности сайта. «Дыры» в системе Joomla 2.5. Работа с правами доступа. Установка прав доступа. Отключение потенциально опасных директив PHP. Обеспечение доступа к панели управления с определенных IP-адресов. Манипуляции с сайтов в случае взлома

Практические работы

1

1

В15. Манипуляции с сайтом в случае взлома

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ1.

  1. Составление конспекта: понятие локальной и глобальной сети
  2. В1. Составление конспекта по теме: Компьютерная сеть Fidonet
  3. В2.Доклад  по теме: «Современные каналы передачи данных»
  4. Конспект:Сетевой адаптер. Назначение. Функции.
  5. В3.Реферат:Повторитель, концентратор. Назначение, функции
  6. Конспект:Технологии глобальных сетей. Выделенные линии.
  7. В4.Конспект на тему: Беспроводные технологии передачи данных. Перспективы развития
  8. В5.Конспект на тему: Модель открытых систем OSI. Определение. Структурная схема. Принцип действия.
  9. Конспект на тему:Стек протоколов TCP/IP
  10. В6.Конспект на тему: Классификация сетей по протоколам. Протоколы ISO, ITU, IEEE.
  11. Конспект по теме:Маршрутизатор, коммутатор. Назначение, функции. Отличия маршрутизации и коммутации.
  12. Конспект по теме:Функции коммутаторов в модели OSI.
  13. В7.Реферат на тему: Функции маршрутизаторов в модели OSI.
  14. В8.Реферат на тему: Прокол TCP/IP. Функции, назначение. Протоколы прикладного уровня стека TCP/IP.
  15. В9.Конспект:  Классификация методов доступа к сетям.
  16. Создание презентации на тему:Программы для обеспечения общения в сети
  17. Презентация на тему:  Программы для обеспечения общения в сети
  18. В10.Конспект на тему: Приоритетный доступ.
  19. В11. Доклад: Программные средства для удаленного управления ПК в сети.
  20. В12.Доклад: Локальные сети на основе маркерной шины. Структура, принцип действия.
  21. Оформить отчет по ПЗ
  22. Презентация: сетевые программные средства
  23. В13. Сообщение на тему: Высокоскоростные технологии. Общая характеристика, принцип действия, отличия.
  24. В14.Функции системного администратора
  25. Сообщение на тему:Система доменных имен
  26. В15. Доклад:  Метод доступа к передающей среде CSMA/CD
  27. Конспект по теме: Эволюция вычислительных систем
  28. В15. Конспект по теме: ActiveDirectory        
  29. В16.Конспект по теме:Система доменных имен
  30. Доклад Первые глобальные сети. Наследие телефонных сетей.
  31. В17. Реферат на тему: Первые вычислительные машины и операционные системы.
  32. В18. Конспект по теме: Эволюция сетевых операционных систем
  33. В19. Реферат на тему: Типы серверов. Виды, характеристики.
  34. В20. Доклад на тему: Коммутация каналов. Принцип действия, достоинства, недостатки.
  35. В21. Реферат на тему: Сетевая архитектура FastEhternet. Метод доступа, аппаратура, характеристики.
  36. В22. Самостоятельная работа №39:Конспект по теме: FTP-сервера и Web-сервер.
  37. В23. Самостоятельная работа №40: Конспект по теме: серверы HTTP и FTP
  38. В24. Доклад  по теме: Коммутация каналов. Принцип действия, достоинства, недостатки.
  39. В25.Конспект по теме: Классификация методов доступа к сетям.
  40. В26. Презентация на тему: Стандартные сетевые протоколы. Функции драйвера сетевого адаптера в модели OSI.
  41. В27.Презентация на тему: Стандартные сетевые протоколы. Функции драйвера сетевого адаптера в модели OSI.
  42. Коммутаторы. Виды, принцип действия, характеристики.
  43. Презентация на тему: Антивирусные программы
  44. В28.Реферат на тему: Информационная безопасность в компьютерных сетях.
  45. Доклад на тему: OutlookExpress
  46. В30.Доклад на тему: Joomla
  47. В31.Создать презентацию на тему: Локальные и глобальные сети. Тенденции к сближению.
  48. В32.Конспект на тему: потенциально опасные директивы PHP
  49. В33.Конспект: Права доступа
  50. Проект: Подберите коммутационное оборудование для сети небольшого офиса.
  51. В34.Проект: Подберите коммутационное оборудование для сети небольшого офиса.
  52. Конспект: Приоритетный доступ.
  53. Доклад: Маркерные методы доступа: маркерная шина.
  54. В35. Доклад: Маркерные методы доступа: маркерной кольцо.

64

Учебная практика

43

Виды работ: 

Тема 1. Вводное занятие

Тема 2. Архитектура и устройство сетей и систем

Тема 3. Аппаратные компоненты компьютерных сетей

Тема 4.  Сетевые модели, протоколы

Тема 5. Межсетевое взаимодействие

Тема 6. Проектирование компьютерной сети предприятия.

Производственная практика (по профилю специальности)

43

Виды работ: 

Тема 1. Вводное занятие

Тема 2. Архитектура и устройство сетей и систем

Тема 3. Аппаратные компоненты компьютерных сетей

Тема 4.  Сетевые модели, протоколы

Тема 5. Межсетевое взаимодействие

Тема 6. Проектирование компьютерной сети предприятия.

Раздел ПМ 2

Разработка и эксплуатация  баз данных

216

МДК 02.02

Технология разработки и защиты баз данных

216

Vсеместр

Тема 1.1. Основные понятия и определения баз данных

Содержание

24

2

Определение и назначение, область применения баз данных. Системы управления базами данных – СУБД. Информационная модель данных. Состав и три типа логических моделей. Типы взаимосвязей в модели.  Обеспечение непротиворечивости и целостности баз данных. Основы реляционной алгебры. В1-В2. Основы реляционной алгебры Нормализация баз данных .В3. Средства ускоренного доступа к данным. Средства ускоренного доступа к данным. Этапы проектирования баз данных. Проектирование на основе модели типа объект – отношение.

Тема 1.2. Использование СУБД Access для создания баз данных.

Содержание

8

Основные характеристики и возможности СУБД Access. Основные компоненты, типы данных  СУБД Access. Создание новой базы данных, таблиц БД. Создание схемы данных в СУБД Access и модификация структуры базы данных.

Содержание

14

2,3

Запросы в СУБД Access: основы конструирования .Запросы в СУБД Access: условия отбора записей .Сортировка и фильтрация данных. Изменение данных в БД средствами запроса. Формы. Основы создания формы. Технология загрузки, просмотра и корректировки данных базы  с использованием форм. Разработка многотабличных форм. Разработка отчётов.

Практические работы

28

1-2

Создание объектов  баз данных (таблиц)

3

Создание объектов  баз данных (таблиц) КП

4

Создание  форм  для баз данных

5

Создание  форм  для баз данных КП

6

Создание   отчётов для баз данных КП

7

Установка атрибутов и ключей.

8

Установка атрибутов и ключей. КП

9-10

В1-2.Установка и нормализация отношений в базе данных (различные нормальные  формы)

11-12

Установка и нормализация отношений в базе данных (различные нормальные  формы) КП

13-14

В 3-4.Построение схем баз данных (различного уровня сложности)

15-16

В 5-7. Манипулирование данными  (хранение, добавление, редактирование данных)

17-20

Манипулирование данными  (хранение, добавление, редактирование данных) КП

21-24

Сортировка, поиск и фильтрация данных

25

В8. Построение запросов к СУБД (различного уровня сложности)

26-28

Построение запросов к СУБД (различного уровня сложности) КП

Тема 1.5. Разработка и эксплуатация удалённых баз данных

Содержание

27

3

Понятия и определения. Архитектуры баз данных (двух- и трёх-звенная структуры). Архитектуры баз данных (клиент – сервер, файл – сервер). Типовые клиенты доступа к базе данных на основе различных технологий (например, ADO, BDE,  COM, CORBA). Основные принципы проектирования. Описание баз данных. Концептуальная, логическая и физическая модели данных. Классификация инструментальных средств проектирования структуры базы данных. В4. Утилиты автоматизированного проектирования базы данных: ErWin. В5.Утилиты автоматизированного проектирования базы данных: VisioEnterprise. Инструментальные оболочки для разработки баз данных (Delphi). Разработка и эксплуатация серверной части: создание, модификация и удаление таблиц. В6.Разработка и эксплуатация серверной части: создание, модификация и удаление таблиц. Индекс и ключ.  Создание, перестройка и удаление индекса. Разработка и эксплуатация клиентской части. Построение запросов к базе данных (SQL). Создание хранимых процедур и триггеров в   базах данных. Внесение изменений в базу данных: управление транзакциями. Внесение изменений в базу данных: кеширование памяти. Внесение изменений в базу данных: перехват исключительных ситуаций и обработка ошибок.

Практические работы

15

1

Построение концептуальной модели базы данных

2

В7. Построение концептуальной модели базы данных

3

В8. Создание логической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования БД

4

Создание логической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования БД

5

Создание логической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования БД. КП

6

Создание физической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования БД

7

В9.Создание физической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования БД

8

Создание физической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования БД. КП

9-10

Разработка серверной части базы данных в инструментальной оболочке

11-12

В10-11Разработка серверной части базы данных в инструментальной оболочке

13

В12. Построение запросов к базе данных на языке SQL (различных типов)

14

Построение запросов к базе данных на языке SQL (различных типов)

15

Построение запросов к базе данных на языке SQL (различных типов). КП

Тема 1.6. Основные понятия администрирования.

Содержание

8

2

Понятия администрирования, привилегия, доступ. Виды пользователей и группы привилегий, соответствующие виду пользователя. В7-8.Возможности операционной системы для администрирования. Принцип и архитектура администрируемой базы данных. В9.Условия защиты БД

Практические работы

2

1

В13. Распределение и управление привилегиями пользователей

2

Распределение и управление привилегиями пользователей. КП

Тема 1.7. Слой персистирования веб-приложения.

Содержание

4

2

Вопросы обеспечения безопасности СУБД . Методика противодействия SQL-инъекциям. Проблема магических кавычек. 

Практические работы

5

1

В14.Хеширование. Исключение PDOException

2

В15.Обработка ошибок, возникающих при работе с PDO

3

В16.Обработка ошибок, возникающих при работе с PDO

4

Разработка системы регистрации, аутентификации и авторизации КП

5

В17.Разработка системы регистрации, аутентификации и авторизации

Тема 1.8. Технология защиты баз данных

Содержание

5

2

Технические методы и средства защиты баз данных. В13.Контроль доступа к данным. Управление привилегиями пользователей БД. В14.Идентификация и аутентификация пользователя. В15.Антивирусная защита данных.

Практическиеработы

4

1

Идентификация и аутентификация пользователя.

2

Идентификация и аутентификация пользователя. КП

3

В15. Установка антивирусной защиты.

4

Установка антивирусной защиты. КП

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

  1. В 1. Составление конспекта:
  2. СУБД. Компоненты банка данных. Назначение компонентов.
  3. В 2. Составление конспекта по теме: типы логических моделей БД
  4. В 3. Доклад  по теме: «Этапы проектирования баз данных»
  5. Конспект по теме: Типы взаимосвязей
  6. В 4. Реферат: Обзор СУБД
  7. В 5. Конспект: Основы реляционной алгебры
  8. Презентация на тему: СУБД Access
  9. В 6. Конспект на тему: реляционные базы данных
  10. Конспект на тему: схемы данных в СУБД
  11. Конспект на тему: Состав базы данных в Access
  12. Конспект по теме: Запросы БД
  13. В 7. Реферат на тему: Формы. Основы создания формы.
  14. Реферат на тему: Формы. Элементы управления.
  15. В 8. Конспект: отчёты в Access
  16. В 9. Самостоятельная работа № 16: создание презентации на тему: Реляционные БД
  17. Презентация на тему: Таблицы, запросы, формы, отчеты баз данных в Access
  18. Оформить отчет по ЛР
  19. В 10. Доклад:Манипулирование данными  в БД
  20. В 11. Конспект по теме: Сортировка, поиск и фильтрация данных.

72

  1. В 12-13. Доклад   по теме: Двухуровневая архитектура СУБД. Принцип построения, характеристики.
  2. В 14. Доклад   по теме: Технологии ODBC, OLEDB.
  3. В 15. Доклад   по теме: Концептуальная, логическая и физическая модели данных.
  4. В 16. Типология моделей представления информации: инфологические модели.
  5. В 17. Конспект по теме: Утилиты автоматизированного проектирования базы данных
  6. В 18. Презентация на тему: Утилиты автоматизированного проектирования базы данных
  7. В 19. Реферат: Разработка и эксплуатация серверной части
  8. В 20. Конспект на тему: Разработка и эксплуатация клиентской части
  9. В 22-23. Реферат: Место языка SQL в разработке информационных систем, организованных на основе технологии клиент – сервер.
  10. В 24. Реферат: Понятие, виды и назначение хранимых процедур. Понятие, виды и назначение триггеров.
  11. В 25. Конспект на тему: Назначение и виды каскадных воздействий
  12. В 26. Доклад: Основные понятия администрирования
  13. Презентация «Администрирование БД»
  14. В 27. Реферат: Обеспечение безопасности СУБД
  15. В 28. Доклад: SQL-инъекции
  16. В 29. Доклад: PHP Data Objects (PDO)
  17. Доклад: Управление привилегиями пользователей БД.
  18. В 30. Подготовить презентацию: Идентификация и аутентификация пользователя.

Учебная практика

65

Виды работ:

 Тема 7. Разработка базы данных

Тема 8. Нормализация данных

Тема 9. Построение базы данных в MS Access

Тема 10. Создание форм для ввода и редактирования данных

Тема 11.Создание отчетов для вывода данных

Тема 12. Использование SQL Access

Тема 13.  Разработка интерфейса приложения

Тема 14.  Оформление отчёта по практике

Дифференцированный зачёт

Производственная практика (по профилю специальности)

101

Виды работ:

 Тема 7. Разработка базы данных

Тема 8. Нормализация данных

Тема 9. Построение базы данных в MS Access

Тема 10. Создание форм для ввода и редактирования данных

Тема 11.Создание отчетов для вывода данных

Тема 12. Использование SQL Access

Тема 13.  Разработка интерфейса приложения

Тема 14. Разработка серверной части БД

Тема 15. Разработка клиентской части  БД

Тема 16. Эксплуатация удалённых баз данных

Тема 17. Администрирование баз данных

Тема 18. Технология защиты баз данных

Тема 19.  Оформление отчёта по практике

Дифференцированный зачёт

Всего:    

692

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие лабораторий  технологии разработки баз данных и инфокоммуникационных систем  и полигона учебных баз практики .

Оборудование лабораторий, полигона учебных баз практик и рабочих мест:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических документации;

- дидактические материалы.

  - учебно-наглядные пособия по МДК:

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры ( объединенные в учебную локально- вычислительную сеть с выходом в сеть Интернет) по количеству обучающихся с лицензионным программным обеспечением: ОС WindowsXP, WindowsServer 2003, 2008, OCUnix; MicrosoftOfficeAccess 2003, Delphi версии 7.0 сSQL - серверомInterBase;

- мультимедиапроектор,  ноутбук преподавателя;

- принтер;

- интерактивная доска;

- учебно-лабораторный комплекс «корпоративные сети» (аппаратный брандмауэр. Управляемые коммутаторы 2-го и 3-го уровня, беспроводной маршрутизатор, неуправляемый коммутатор, набор коммутационных кабелей витой пары);

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебнуюи производственную практику

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.   Е.О. Новожилов. О.П. Новожилов, Компьютерные сети: 2009 учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования.-М.:Издательский центр «Академия», 2011.-304с

2 . Олифер В.Г., Олифер Н.А. Основы компьютерных сетей.- СПб.: Питер, 2009-352с.

3. Таненбаум Компьютерные сети.4-е изд.-Спб.:питер,2009.-992с.

4 Олифер В.Г., Олифер Н.А., Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учебник для вузов.3-изд.-СПб.: питер, 2008.-958 с.

5. Максимов Н.В.. Партыка Т.Л., Попов И.И., Технические средства информатизации: учебник.-2-е изд.,-М.: ФОРОУМИНФРА-М,2008.-592 с.

  6. Виснадул Б.Д.. Лупин С.А. Основы компьютерных сетей:  учебное пособие/ Под ред. Л.Г. Гагариной М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007.-272 с.

  1.  Основы компьютерных сетей:  учебное пособие/ Б.Д. Виснадул.-М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.-272 с
  2. Кумскова И.А. Базы данных. – ООО Издательство «КноРус», 2010
  1. В.П.Агальцов.Базы данных. В 2-х кн.  Книга 1. Локальные базы данных: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009
  2. В.П.Агальцов. Базы данных. В 2-х кн.  Книга 2. Распределенные и удаленные базы      данных: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.
  3.  В.В. Фаронов. Программирование баз данных в Delphi. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2006
  4. Голицына О.Л., Попов И.И, Партыка Т.Л.  Системы управления базами данных. – ООО Издательство «Форум», 2006
  5. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – ОИЦ «Академия», 2010
  6. Хомоненко А.Д. Самоучитель Delphi. 2-е изд. Перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008
  7. Бобровский С.И. Технологии Delphi. Разработка приложений для бизнеса. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2007
  8. Шаньгин В.Ф. Защита компьютерной информации. – М: ДМК Пресс, 2008

Дополнительные источники:

  1. Компьютерные сети: Учебное пособие по администрированию локальных и объединенных сетей/ А.В. Велихов, К.С. Cтрочников, Б.К. Леонтьев/-3-е изд., доп. и испр.- М.:ЗАО «новый издательский дом», 2005.-304.
  2. Башлы П.Н. Современные сетевые технологии.: Учебное пособие.- М.:Горячая линия-Телеком, 2006.-334
  3. В. В. Фаронов. Система программирования Delphi, БХВ-Петербург, 2005
  4. Мартин Грубер. Введение в SQL, БХВ-Петербург, 2006.
  5. Касперский К. Записки исследователя компьютерных вирусов. —СПб.:Питер, 2005.
  6. Фаронов.  Delphi 7. Руководство разработчика баз данных. – М.: Нлидж, 2007.
  7. Дейт К. Дж. Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase. 3-изд —СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
  8. К.Дж.Дейт.  Введение в системы баз данных, 8-е издание.: Пер. с англ. – М. :Издательский дом «Вильямс», 2005.
  9. Информатика: учебник для студентов образовательных учреждений профессионального образования (СПО) / М.В. Гаврилов, Н.В. Спрожецкая. – М.: Гардарики, 2006.
  10. Криптон – Замок. Руководство пользователя. – М., АНКАД, 2006
  11.  Криптон – Замок. Руководство Администратора. –  М.,  АНКАД, 2006

Интернет ресурсы:

  1. Система федеральных образовательных порталов Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ict.edu.ru(2003-2011).
  2. Российское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс] – режим доступа::http://www.edu.ru(2002-2011).
  3. База знаний. [Электронный ресурс] – режим доступа:: http://knowledge.allbest.ru(2000-2011).
  4. Программирование. [Электронный ресурс] – режим доступа::  http://programming-lang.com/ (2002-2011).

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение профессионального модуля  «Разработка и администрирование баз данных» производится в соответствии с учебным планом по специальности 09.02.03. «Программирование в компьютерных системах» и календарным графиком.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий. График освоения профессионального модуля предполагает последовательное освоение МДК «Технология разработки и защиты баз данных» и МДК «Инфокоммуникационные системы и сети» включающих в себя как теоретическое, так и лабораторных занятий.

Освоению модуля предшествует обязательное изучение учебных дисциплин:«Элементы высшей математики»,  «Элементы математической логики», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Архитектура компьютерных систем», «Технические средства информатизации»,  «Основы экономики», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Численные методы в программировании».

Изучение теоретического материала может проводится как в каждой группе, так и для несколько групп (при наличии несколько групп по специальности).

При проведении лабораторных работ проводится деление групп студентов на подгруппы, численность не более 15 человек.

В процессе освоения профессионального модуля предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения профессионального модуля выступают профессиональные компетенции, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

При освоении профессионального модуля каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций развешен на входной двери каждого  лаборатории.

Обязательным условием допуска к производственной практики в рамках профессионального модуля «Разработка и администрирование баз данных» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.

Текущий учет результатов освоения профессионального модуля производится в журнале по профессиональному модулю. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю являются для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок по ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Разработка и администрирование баз данных» и специальности  «Программирование в компьютерных системах».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК2.1. Разрабатывать объекты базы данных. 

  • определение и нормализация  отношений  между объектами баз данных;

  • изложение правил установки отношений  между объектами баз данных;

  • демонстрация нормализации и установки отношений  между объектами баз данных;

  • выбор методов описания и построения схем баз данных;

  • демонстрация построения схем баз данных;

  • демонстрация методов манипулирования данными;

  • выбор типа запроса к СУБД;

  • демонстрация построения запроса к СУБД

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

ПК  2.2. Реализовывать базу данных в конкретной СУБД. 

  • выбор архитектуры и типового клиента доступа в соответствии с технологией разработки базы данных;

  • выбор технологии разработки базы данных исходя из её назначения;

  • изложение основных принципов проектирования баз данных;

  • демонстрация построения концептуальной, логической и физической моделей данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования базы данных;

  • выбор и использование утилит автоматизированного проектирования баз данных;

  • демонстрация навыков разработки серверной части базы данных в инструментальной оболочке;

  • демонстрация навыков модификации серверной части базы данных в инструментальной оболочке;

  • демонстрация навыков разработки клиентской части базы данных в инструментальной оболочке;

  • демонстрация навыков построения запросов SQL к базе данных;

  • демонстрация навыков изменения базы данных (в соответствии с ситуацией)

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и по разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

ПК  2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

  • определение вида и архитектуры сети, в которой находится база данных;

  • определение модели информационной системы;

  • выбор сетевой технологии и, исходя из неё, методов доступа к базе данных;

  • выбор и настройка протоколов разных уровней для передачи данных по сети;

  • демонстрация устранения ошибок межсетевого взаимодействия в сетях;

  • выбор технологии разработки базы данных, исходя из требований к её администрированию;

  • демонстрация навыков разработки  и модификации серверной части базы данных в инструментальной оболочке с возможностью её администрирования;

  • демонстрация навыков разработки  и модификации клиентской части базы данных в инструментальной оболочке с возможностью её администрирования;

  • демонстрация навыков построения запросов SQL к базе данных с учётом распределения прав доступа;

  • демонстрация навыков изменения прав доступа в базе данных (в соответствии с ситуацией);

  • определение ресурсов администрирования базы данных;

  • демонстрация навыков правильного использования программных средств защиты

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и по разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

-  контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и по разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

-  контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и по разделу профессионального модуля

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

-  контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

-  тестирования;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

ПК  2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

  • выбор сетевой технологии и, исходя из неё, методов доступа к базе данных;

  • выбор и настройка протоколов разных уровней для передачи данных по сети;

  • демонстрация устранения ошибок межсетевого взаимодействия в сетях;

  • демонстрация использования сетевых устройств для защиты данных базы данных при передаче по сети;

  • демонстрация обеспечения непротиворечивости и целостности данных в базе данных;

  • демонстрация навыков внесения изменения в базу данных для  защиты информации;

  • демонстрация навыков правильного использования аппаратных средств защиты;

  • демонстрация навыков правильного использования программных средств защиты

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

- тестирования;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной практике и  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

-  тестирования;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных занятий;

Зачеты по учебной практике и по  разделу профессионального модуля.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Базовая подготовка

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-овладевает первичными профессиональными навыками и умениями

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации

-определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации

-предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля

-определяет критерии оценки продукта на основе задачи деятельности

-анализирует риски (определяет степень вероятности и степень влияния на достижение цели) и обосновывает достижимость цели

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации

- извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре

- задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности

делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-применяет ИКТ при выполнении творческих заданий

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) фактическую и оценочную информацию, определяя основную тему, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы, оценки

- создает продукт письменной коммуникации сложной структуры, содержащий сопоставление позиций и \ или аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

-оценивает работу и контролирует работу группы

-умеет представить результаты выполненной работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-выбирает технологии, применяемые  в профессиональной деятельности


Приложение 1

Обязательное

ПК 2.1.Разрабатывать объекты базы данных. 

Иметь практический опыт:

  • работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

Виды работ на практике

Создание базы данных в среде СУБД Paradox системы     программирования  Delphi.

Установление ссылочной целостности

Обеспечение достоверности данных

Создание приложения базы данных.

Уметь:

  • создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;

Тематика практических занятий:

Установка и нормализация отношений в базе данных (различные нормальные  формы)

Создание объектов  баз данных (таблиц)

Установление взаимосвязей между таблицами

Определение условий ссылочной достоверности.

Разработка приложений баз данных

Манипулирование данными  (хранение, добавление, редактирование, удаление данных)

Создание, перестройка и удаление индекса

Создание объектов  баз данных (отчётов)

Сортировка, поиск и фильтрация данных

Знать:

  • основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
  • основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;
  • современные инструментальные средства разработки схемы базы данных
  • основы разработки приложений баз данных

Перечень тем:

Основные  определения теории баз данных.

Проектирование баз данных.

Модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная. Развитие способов организации данных: постреляционные модели данных.  

Реляционная модель данных. Проектирование реляционных баз данных.

Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации.

Проектирование реляционных баз данных на основе концептуальной модели.

Средства автоматизации проектирования баз данных

Проектирование баз данных в среде программирования. Проект. Состав и назначение элементов. Инструменты для работы с базами данных.

Создание баз данных.

Назначение и структура файлов базы данных.  Создание и перемещение файла базы данных. Создание, открытие, редактирование и модификация таблицы.

Приложение для работы с базами данных. Источник данных. Наборы данных. Визуальные компоненты.

Манипулирование данными

Индексирование. Работа с индексами с помощью команд. Работа с индексами с помощью утилиты.

Сортировка, поиск и фильтрация (выборка) данных).

Обеспечение достоверности данных. Контроль ввода данных.

Формирование   отчетов.

Назначение и виды отчетов. Визуальное конструирование отчетов.

Самостоятельна работа студента

Тематика самостоятельной работы:

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя

Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

ПК 2.2.Реализовывать базу данных в конкретной СУБД. 

Иметь практический опыт:

  • использования средств заполнения базы данных;

Виды работ на практике

Создание концептуальной, логической и физической модели данных.Работа с утилитами автоматизированного проектирования базы данных.

Разработка серверной и клиентской части базы данных в инструментальной оболочке.

Построение запросов разных типов к базе данных на языке SQL.

Сортировка, поиск и фильтрация данных.

Создание отчетов разных видов.

Уметь:

  • работать с современными сase-средствами проектирования баз данных;
  • формировать и настраивать схему базы данных;
  • разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;
  • создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

Тематика практических занятий:

Построение концептуальной модели базы данных

Создание логической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования базы данных

Создание физической модели данных с помощью утилиты автоматизированного проектирования базы данных

Разработка серверной части базы данных в инструментальной оболочке

Визуальное проектирование структуры базы данных

Разработка клиентской части базы данных в инструментальной оболочке

Построение запросов к базе данных на языке SQL (различных типов)

Выполнение сортировки, поиска, фильтрации данных: в базах данных и выборках

Создание и использование хранимых процедур.

Создание генераторов и триггеров  в   базах данных. Каскадные воздействия.

Формирование и печать отчетов

Создание сервера приложений с помощью системы программирования

Создание клиентской программы

Знать:

  • современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;
  • методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД);
  • структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
  • методы организации целостности данных

Перечень тем:

Основные понятия удаленных баз данных

Архитектуры баз данных (двух- и трёх-звенная структуры, клиент – сервер, файл – сервер).

Технологии удаленных баз данных

Типовые клиенты доступа к базе данных на основе различных технологий (например, ADO, BDE,  COM, CORBA).

Системы управления базами данных (СУБД)

Классификация и сравнительная характеристика СУБД. Базовые понятия СУБД. Структуры данных СУБД..

Общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров. Методы описания и построения схем баз данных в современных СУБД

Обеспечение непротиворечивости и целостности данных.

Классификация инструментальных средств проектирования структуры базы данных.

Утилиты автоматизированного проектирования базы данных (например, ErWin, VisioEnterprise и т.п.).

Физическая структура базы данных в среде InterBase: файл базы данных, внутреннее представление базы данных.

Разработка и эксплуатация серверной части: создание, открытие, регистрация файла базы данных

Разработка и эксплуатация серверной части: создание, модификация и удаление таблиц

Создание, перестройка и удаление индекса.

Создание и использование хранимых процедур в базах данных.

Создание и использование триггеров, представлений и генераторов в базах данных.

Разработка и эксплуатация клиентской части. Компоненты доступа к данным.

Построение запросов к базе данных (SQL). Создание запросов на добавление, редактирование и удаление записей.

Формирование запросов к базе данных  для извлечения записей.

Внесение изменений в базу данных: управление транзакциями, кеширование памяти, перехват исключительных ситуаций и обработка ошибок.

Технологии многоуровневой работы с базами данных. Понятие многоуровневой архитектуры. Веб-архитектура – развитие клиент-серверной архитектуры.  

Создание многоуровневого приложения с помощью различных технологий.

Самостоятельна работа студента

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя

Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

ПК 2.3.  Решать вопросы администрирования базы данных.

Иметь практический опыт:

  • решать вопросы администрирования базы данных.

Виды работ на практике

Установление привилегий доступа

Уметь:

  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

Тематика практических занятий

Установление привилегий доступа

Копирование и восстановление данных

Копирование клиентской части

Знать:

  • способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
  • основные методы и средства защиты данных в базах данных;.

Перечень тем

Основные понятия и определения

Понятия администрирование, привилегия, доступ. Виды пользователей и группы привилегий, соответствующие виду пользователя.

Ресурсы администрирования

Возможности операционной системы для администрирования. Принцип и архитектура администрируемой базы данных. Условия защиты базы данных.

Резервирование и перенос базы данных

Самостоятельна работа студента

Тематика самостоятельной работы:

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к тестированию.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных

Иметь практический опыт:

  • . использования стандартных методов защиты объектов базы данных;

Виды работ на практике

Резервное копирование.

Уметь:

  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

Тематика практических занятий

Идентификация на основе простых паролей.

Идентификация на основе  динамических паролей.

Шифрование перестановкой.

Шифрование заменой.

Шифрование  компьютерное.

Копирование резервное.

Администрирование с применением криптон-замок АПМДЗ.

Администрирование с применениемтокенов

Знать:

  • модели и структуры информационных систем;
  • основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;
  • информационные ресурсы компьютерных сетей;
  • технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;.

Перечень тем

 Контроль доступа к данным. Учетные записи. Разграничения прав доступа.

Управление привилегиями ActiveDirectory.

Идентификация. Аутенфикация. Пароли.

Карты доступа. Токены.

Шифрование симметричное.

Шифрование асимметричное.

Аппаратные средства защиты информации.

Антивирусная защита

Самостоятельна работа студента

Тематика самостоятельной работы:

Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Приложение 2

Обязательное

ЛИСТ ИЗМЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменений, дата изменения, № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись внесшего изменение



[1]*Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  09.02.03 Программирование в компьютерных...

Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)

Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)...

Рабочая программа ПМ-02. Разработка и администрирование баз данных

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09....

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 РАЗРАБОТКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ специальности среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа профессионального модуляПМ.02 РАЗРАБОТКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХспециальности среднего профессионального образования230115 Программирование в компьютерных системах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: «Технологии физического уровня передачи данных» для специальности: 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование».

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 09.02.06 «Сетевое и системное администрир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОП 10. Администрирование отеля Специальность 43.02.14 Гостиничное дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ОП 10. Администрирование отеля Специальность 43.02.14 Гостиничное дело...