РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП 08 Теория алгоритмов .
рабочая программа на тему

Предмет «Теория алгоритмов » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика». Тесно связан с математикой и многими специальными дисциплинами. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, используются при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_algoritmov_2016_god.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального  государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Майкопский государственный технологический университет»

в поселке Яблоновском

Политехнический колледж

Предметная (цикловая) комиссия информационных и математических дисциплин

Утверждаю

Зам. директора по СПО

_______________ А.З. Рысьмятов

«____»_______________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине         ОП 08 Теория алгоритмов             .

по программе базовой подготовки

по специальности          09.02.03  Программирование в компьютерных системах        .

квалификация выпускника          техник-программист                                              .

форма обучения                  очная                                                                                             .

Яблоновский –2015


Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Составитель рабочей программы:

Преподаватель                                 ________________                  Хуаде Р.А.
                                                              
подпись

Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии информационных и математических дисциплин «____»____________2015г.

Председатель 

предметной (цикловой) комиссии  ________________                          Схаплок А.А.                                                              подпись

Методист колледжа

«____»____________2015г.                ________________                 Алескерова А.А.                                                        подпись

Председатель выпускающей

предметной (цикловой) комиссии  _____________                                  Схаплок А.А.

                                                подпись


1. Цели и задачи освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП базового уровня

Предмет «Теория алгоритмов » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика». Тесно связан с математикой и многими специальными дисциплинами. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, используются при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

-основные модели алгоритмов;

- методы построения алгоритмов;

- методы вычисления сложности работы алгоритмов;

уметь:

-разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

- определять сложность работы алгоритмов;


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. Техник-программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3.2. Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

Аудиторные занятия (всего)

48

48

в том числе:

лекции (Л)

32

32

практические занятия (ПЗ)

16

16

Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

24

24

в том числе:

подготовка презентационного материала

4

4

работа с конспектом лекций

20

20

Форма промежуточной аттестации:

Экзамен в 5 семестре

Общая трудоемкость

72

72


5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Структура дисциплины

п/п

Раздел дисциплины

Семестр / неделя семестра

Виды учебной дисциплины, включая самост. и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

ПЗ

СРС

1

Введение

5/1

2

-

-

2

Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели

54 / 1-8

16

12

16

Самостоятельная работа

3

Вычислимые функции и разрешимые множества

5 / 8-10

10

-

4

Самостоятельная работа

4

Сложность алгоритма

5/ 11-12

4

4

4

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация

экзамен

Итого

32

16

24



5.2.Содержание разделов дисциплины «Теория алгоритмов», образовательные технологии

№ п/п

Наименование тем

Трудоёмкость

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение

2

Цели, задачи дисциплины. Место дисциплины «Теория алгоритмов» в теоретической информатике

ОК 1-10

Знать: Сущность и задачи дисциплины. Связь дисциплины «Теория алгоритмов» с другими учебными дисциплинами. Построение и логика данного курса. Роль дисциплины в профессиональной деятельности

Уметь: организовать свою  самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.

Лекция

2.

Подходы  к уточнению понятия алгоритма

2

Интуитивное (неформальное) понятие алгоритма. Необходимость в формализации понятия «алгоритм». Подходы к формализации понятия «алгоритм».Основные модели алгоритмов. Методы построения алгоритмов;

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: подходы к формализации понятия «алгоритм»

Лекция-беседа

3.

Графическое представление алгоритмов

4

Различные способы представления алгоритмов. Конструкции для изображения блок-схем алгоритмов. Блок схема как ориентированный граф. Три типа вершин графа. Основные алгоритмические конструкции: композиция, альтернатива, итерация.

Практическое занятие № 1. Решение задач по созданию блок-схем с использованием основных алгоритмических конструкций.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: различные способы представления алгоритмов; основные алгоритмические конструкции

Уметь: применять основные алгоритмические конструкции для изображения блок-схем алгоритмов

Комбинированный урок

4.

4.

Свойства алгоритмов

2

Свойства неформального толкования понятия алгоритма: дискретность, понятность, определенность(детерминированность), результативность, массовость.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: свойства неформального толкования понятия алгоритма:

Комбинированный урок

5.

Понятие алгоритмического языка

4

Алгоритмический язык. Требования к записи алгоритма на алгоритмическом языке. Вспомогательный алгоритм. Встроенные(стандартные)вспомогательные алгоритмы. Рекурсивный алгоритм. Прямая и косвенная рекурсия. Алгоритмический язык исполнителя робот.

Практическое занятие № 2. Составление алгоритмов решения задач на алгоритмическом языке.  

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: понятие алгоритмического языка и вспомогательного алгоритма

Уметь: применять вспомогательные алгоритмы  для решения задач в среде алгоритмического языка

Комбинированный урок

6.

Машина Поста

4

Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере машин Поста. Понятие машины Поста. Команды машины поста. Программы для машины Поста. Примеры программ.

Практическое занятие № 3. Составление программ для машины Поста

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: понятие машины Поста, команды машины Поста

Уметь: составлять программы для машины Поста

Комбинированный урок

7.

Машина Тьюринга

4

Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере машин Тьюринга. Понятие машины Тьюринга. Команды машины Тьюринга. Программы для машины Тьюринга. Примеры программ.

Практическое занятие № 4. Составление программ для машины Тьюринга.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: понятие машины Тьюринга, команды машины Тьюринга

Уметь: составлять программы для машины Тьюринга

Комбинированный урок

8.

Нормальные алгоритмы Маркова

4

Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере нормальных алгоритмов Маркова. Понятие ассоциативного исчисления. Алфавит, буква, слово. Смежные слова. Эквивалентные слова. Понятие нормального алгоритма. Нормализуемый алгоритм. Способы композиции нормальных алгоритмов. Примеры нормальных алгоритмов.

Практическое занятие № 5. Составление нормальных алгоритмов Маркова.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

Знать: понятие ассоциативного исчисления. Понятие нормального алгоритма Маркова. Способы композиции нормальных алгоритмов.

Уметь: составлять алгоритмы Маркова для решения прикладных задач

Комбинированный урок

9.

Рекурсивные функции

4

Формализация понятия алгоритма на основе теории рекурсивных функций. Простейшие функции. Частичная функция, вычислимая частичная функция, полувычислимая функция, невычислимая функция. Элементарные операции над частичными функциями: композиция, соединение, рекурсия. Частично-рекурсивная функция, примитивно-рекурсивная функция. Тезис Чёрча.

Практическое занятие № 6. Решение задач по вычислению значений функций.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • принцип равносильности теорий машин Тьюринга, машин Поста, нормальных алгоритмов Маркова и рекурсивных функций;

уметь:

  • доказать  равносильность теорий машин Тьюринга, машин Поста, нормальных алгоритмов Маркова и рекурсивных функций;

Комбинированный урок

10.

Вычислимые функции

2

Понятие вычислимой функции. Теория вычислимых функций. Эффективная вычислимость. Эквивалентность утверждений «функция вычислима» и «существует алгоритм, вычисляющий функцию».

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • понятия вычислимой функции и эффективной вычислимости;

Комбинированный урок

11.

Нумерация алгоритмов

2

Нумерация множества. Нумерация программ. Эффективно-счетное множество. Нумерация вычислимых функций.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • понятия нумерации множества, нумерации программ, нумерации алгоритмов;

Комбинированный урок

12.

Разрешимые множества и перечислимые множества

2

Понятие разрешимого множества. Понятие перечислимого множества. Разрешимые множества и их свойства. Перечислимые множества и их свойства. Перечислимое множество как множество определения вычислимой функции. Перечислимое множество как множество значений вычислимой функции.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • понятие разрешимого множества;
  • свойства разрешимого множества;
  • понятие перечислимого множества;
  • свойства перечислимого множества;

Комбинированный урок

13.

Примеры алгоритмически неразрешимых проблем в математике и информатике

2

Математические проблемы Д.Гильберта. Проблема «самоприменимости» алгоритма. Проблема распознавания выводимости. Тезис Чёрча.. Проблема «остановки». Метод сведения как метод доказательства алгоритмической неразрешимости

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • алгоритмически неразрешимые проблемы в математике;
  • алгоритмически неразрешимые проблемы в информатике;

Комбинированный урок

14.

Проблема универсального алгоритма

2

Понятие универсальной функции. Вычислимость универсальной функции. Теорема о существовании универсального алгоритма.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • понятие универсальной функции;
  • понятие универсального алгоритма.

Комбинированный урок

15.

Понятие сложности алгоритма

4

Понятие сложности алгоритма. Временная сложность. Теоретическая сложность: линейная, квадратичная, кубическая. Эффективность алгоритма.

Практическое занятие № 7. Вычисление сложности алгоритмов, имеющих линейную структуру.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  •  понятие сложности алгоритма;
  • понятие временной сложности;
  • понятие теоретической сложности;
  • понятие эффективности алгоритма;
  • уметь:
  • определять сложность алгоритма;
  • приводить примеры алгоритмов, имеющих линейную сложность;

Комбинированный урок

16.

Анализ алгоритмов поиска

Анализ алгоритмов сортировки

4

Последовательный поиск в неупорядоченном массиве: алгоритм последовательного поиска в неупорядоченном массиве, алгоритм поиска минимального элемента в неупорядоченном массиве, эффективный алгоритм поиска в неупорядоченном массиве максимального и минимального элементов одновременно. Алгоритм бинарного поиска в упорядоченном массиве.

Алгоритм обменной сортировки методом «пузырька». Сортировка выбором. Сортировка вставками. Сортировка слиянием.

Практическое занятие № 8 Определение сложности алгоритмов сортировки.

ОК 1-10

ПК 1.1-1.2

знать:

  • зависимость сложности алгоритма от размерности задачи.
  • зависимость сложности алгоритма от размерности задачи.

уметь:

  • приводить примеры задач, в которых необходимо выполнять поиск информации в большом объеме данных;
  • вычислять сложность алгоритмов для каждого из видов поиска;
  • вычислять сложность алгоритмов для каждого из видов сортировки.

Комбинированный урок

Итого:

48

В том числе:

Лекции

ПЗ

32

16




.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах

п/п

Наименование практических и семинарских занятий

№ раздела дисциплины

Объем в часах

1

2

3

4

Практическое занятие № 1. Решение задач по созданию блок-схем с использованием основных алгоритмических конструкций.

Раздел 1. Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели.

2

Практическое занятие № 2. Составление алгоритмов решения задач на алгоритмическом языке.  

Раздел 1. Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели.

2

Практическое занятие № 3. Составление программ для машины Поста

Раздел 1. Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели.

2

Практическое занятие № 4. Составление программ для машины Тьюринга.

Раздел 1. Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели.

2

Практическое занятие № 5 Составление нормальных алгоритмов Маркова.

Раздел 1. Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели.

 

2

Практическое занятие № 6. Решение задач по вычислению значений функций.

Раздел 1. Формализация понятия алгоритма, компьютерные модели.

2

Практическое занятие № 7. Вычисление сложности алгоритмов, имеющих линейную структуру.

Раздел 3. Сложность алгоритма

2

Практическое занятие № 8. Составление алгоритма поиска в неупорядоченном массиве максимального и минимального элементов одновременно Определение сложности алгоритмов сортировки.

Раздел 3. Сложность алгоритма

2

Итого

16


5.4 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

5.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.

5.6. Самостоятельная работа студентов

Содержание и объем самостоятельной работы студентов


п\п

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объем в

часах

1

2

3

4

5

Составить хронологическую таблицу фундаментальных достижений (с указанием фамилий авторов и дат их жизни) в области теории алгоритмов

Написание  конспекта

сентябрь

4

Познакомиться с правилами оформления блок-схем алгоритмов в соответствии с ГОСТ 10.002-80 ЕСПД, ГОСТ 10.003-80 ЕСПД

Написание  конспекта

сентябрь

4

Познакомится с принципом работы программы-эмулятора машины Поста.

Написание  конспекта

октябрь

2

Познакомится с принципом работы программы-эмулятора машины Тьюринга.

Написание  конспекта

октябрь

4

Познакомиться с принципом работы программы-эмулятора нормальных алгоритмов Маркова.

Написание  конспекта

ноябрь

2

Подготовить сообщение на тему «Теория множеств».

Написание  конспекта

ноябрь

4

Подготовить компьютерную презентацию по теме «Алгоритмически неразрешимые проблемы в информатике»

Подготовить презентацию

декабрь

4

Всего

24


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения

6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

6.2. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации(экзамен)

  1. Основные понятия и проблемы теории алгоритмов
  2. Примитивно рекурсивные функции. Базис элементарных функций. Операции подстановки и примитивной рекурсии.
  3. Примитивно рекурсивные функции. Основные свойства операций подстановки и примитивной рекурсии.
  4. Примитивно рекурсивные функции относительно совокупности функций. Основные свойства.
  5. Производные операции над функциями.
  6. Частично рекурсивные функции
  7. Машина Тьюринга. Применение машины Тьюринга к словам.
  8. Тезис Тьюринга(основная гипотеза теории алгоритмов)
  9. Конструирование машины Тьюринга. Операции над  машинами Тьюринга.
  10. Вычислимые по Тьюрингу функции.
  11. Правильная вычислимость функций на машине Тьюринга.
  12. Происхождение рекурсивных функций.
  13. Основные понятия теории рекурсивных функций и тезис Чёрча.
  14. Вычислимость по Тьюрингу примитивно рекурсивно функций. Суперпозиция.
  15. Вычислимость по Тьюрингу примитивно рекурсивно функций. Примитивная рекурсия.
  16. Уточнение понятия алгоритма через машину с неограниченными регистрами.
  17. Нормальные алгоритмы Маркова и их применение к словам.
  18. Нормально вычислимые функции и принцип нормализации Маркова.
  19. Эквивалентность уточнений понятия алгоритма.
  20. Рекурсивно-перечислимые множества.
  21. Вычислимые функции и разрешимые множества. Вычислимость, разрешимость и перечислимость.
  22. Вычислимые функции и разрешимые множества. Множество натуральных чисел.
  23. Вычислимые функции и разрешимые множества. Универсальная общерекурсивная функция.
  24. Вычислимые функции и разрешимые множества. Диагональная конструкция.
  25. Вычислимые функции и разрешимые множества. Перечислимое неразрешимое множество.
  26. Вычислимые функции и разрешимые множества. Главные универсальные нумерации.
  27. Вычислимые функции и разрешимые множества. Свойства главных универсальных нумераций
  28. Нумерация алгоритмов
  29. Нумерация машин Тьюринга.
  30. Существование невычислимых по Тьюрингу функций.
  31. Алгоритмически неразрешимые проблемы в общей теории алгоритмов.
  32. Теорема Райса.
  33. Проблемы распознавания самоприменимости и применимости.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. . ЭБС «Znanium.com» Игошин, В.И. Теория алгоритмов: учебное пособие / В.И. Игошин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 318 с. - Режим доступа:  http://znanium.com/

б) дополнительная литература

  1. Игошин, В.И. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. пособие/ В.И Игошин. - М.:Академия,2008. --448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена  на  основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена  на  основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа учебной дисциплины ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ для специальности 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономическая теория специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной  дисциплины  Экономическая теория  специальность 46.02.01  Документационное обеспечение управления и архивоведение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины «Основные теории информации» для специальности: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 09.02.06. «Сетевое и системн...