Выработка информационной культуры - один из основных приоритетов в целях современного образования.
статья на тему

Правдина Елена Анатольевна

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. 

В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrabotka_informatsionnoy_kultury.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выработка информационной культуры  -  один из основных приоритетов в целях современного образования.

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура — это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. Это понятие находится в ряду таких понятий, как «художественная культура», «культура поведения» и т. п. К информационной культуре относится умение пользоваться источниками информации — справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
      В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым:
      • Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений, непосредственно связанных с используемыми ИКТ. Школьники знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами могут осваиваться ими самостоятельно в ходе их применения.
      • Изучение информатики и информационных технологий в рамках отдельного предмета разгружается за счет практической отработки умений и навыков в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности; основным вариантом изучения становится полная интеграция содержания информатики и информационных технологий в математике, технологии, других школьных дисциплинах без выделения отдельного предмета.
      • Происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального программирования.
      • Расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и правовые вопросы работы с информацией).
      • Начало изучения информатики переносится в начальную школу, что приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся.

В связи с этим с уверенностью можно говорить, что изучение вопросов представления информации становится неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки человека к жизни, профессиональной деятельности в условиях новой информационной среды. Сформированные умения представлять информацию важны в любой области знания, в практической деятельности, сегодня они рассматриваются как универсальные способы деятельности. В целом, роль изучения вопросов представления постоянно возрастает, что, несомненно, обуславливает необходимость использования этого потенциала в школьном образовании.

Хочу вас познакомить с учебно-методическим комплектом Натальи Владимировны Матвеевой. Матвеева Н.В. -  К.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Несомненно, основным  плюсом  УМК является то, что  он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть немало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

Содержание2 класс

  • учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода
  • вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.)
  • изучают устройство компьютера
  • учатся работать с электронными документами

Содержание 3 класс

  • представление и кодирование информации,
  •  ее хранение на информационных носителях
  •  вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним.
  • представление о компьютере как системе. осваивают информационные технологии
  • знакомятся с современными инструментами работы с информацией

Содержание 4 класс

  • работа с различными научными понятиями: понятие информационной модели, в том числе компьютерной
  • понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов
  • учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности,
  • описывать их в терминах информатики,
  • приводить примеры из своей жизни

УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их личного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на персональном компьютере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Основные отличия нового закона об образовании от старого"

Доклад на тему "Основные отличия нового закона об образовании от старого" с презентацией...

Десять основных положений нового закона об образовании

Десять основных положений нового закона об образовании...

Презентация "Основные социально-значимые проблемы современного общества"

исследовательская работа на тему "Основыне социально-значимые проблемы современного общества"  "Саратовсикй техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса"...

«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси

20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...

Методические рекомендации «Практика интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения»

Методические рекомендации раскрывают нормативное сопровождение интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения...

2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании

2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль  классного руководителя в современном образовании...

Профориентация обучающихся объединений бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Орловская станция юных натуралистов» в условиях современного образования

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения мотиваций к труду, к осознанному планированию и выбору рода профессион...