Профориентация обучающихся объединений бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Орловская станция юных натуралистов» в условиях современного образования
статья

Алексашкина Ольга Валерьевна

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения мотиваций к труду, к осознанному планированию и выбору рода профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей, а также требований профессий и рынка труда. Профессиональная ориентация (далее – профориентация) является одной из основных задач, которую реализует в своей работе педагогический коллектив БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов».

Проблема профориентации школьников всегда стояла очень остро. Именно в школьный период мы начинаем задумываться о выборе профессии, о месте дальнейшего обучения. Поэтому педагогическим коллективом учреждения была определена цель, которая направлена на создание условий для помощи обучающимся в профессиональной ориентации, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности

Основными задачами профессиональной ориентации обучающихся объединений БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов» являются:

– оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

– получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения;

– обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых на занятиях объединений;

– выработка гибкой системы взаимодействия учреждения с образовательными организациями профессионального  образования, а также с предприятиями региона.

Решение обозначенной проблемы заключается в интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий в единое образовательное пространство и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности. Профориентационная деятельность в учреждении организуется при помощи новых эффективных инструментов. Образовательные события в этом направлении охватывают детей с дошкольного возраста и открывают перспективу дальнейшего непрерывного профессионального образования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksashkina_o.v.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  учреждение  Орловской области дополнительного образования  «Орловская станция юных натуралистов»

 «Профориентация обучающихся объединений бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Орловская станция юных натуралистов» в условиях современного образования»

                                   Автор:

                                     Алексашкина Ольга Валерьевна

                                       методист БУ ОО ДО «Орловская

                                 станция юных натуралистов»

ОРЁЛ

Профессиональная ориентация обучающихся объединений БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов» в условиях современного

образования.

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения мотиваций к труду, к осознанному планированию и выбору рода профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей, а также требований профессий и рынка труда. Профессиональная ориентация (далее – профориентация) является одной из основных задач, которую реализует в своей работе педагогический коллектив БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов».

Проблема профориентации школьников всегда стояла очень остро. Именно в школьный период мы начинаем задумываться о выборе профессии, о месте дальнейшего обучения. Поэтому педагогическим коллективом учреждения была определена цель, которая направлена на создание условий для помощи обучающимся в профессиональной ориентации, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности

Основными задачами профессиональной ориентации обучающихся объединений БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов» являются:

– оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

– получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения;

– обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых на занятиях объединений;

– выработка гибкой системы взаимодействия учреждения с образовательными организациями профессионального  образования, а также с предприятиями региона.

Решение обозначенной проблемы заключается в интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий в единое образовательное пространство и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности. Профориентационная деятельность в учреждении организуется при помощи новых эффективных инструментов. Образовательные события в этом направлении охватывают детей с дошкольного возраста и открывают перспективу дальнейшего непрерывного профессионального образования личности.

Очень важно привить любовь и бережное отношение к живой природе, развить интерес обучающихся к изучению растений и животных с раннего школьного возраста с первого класса общеобразовательного учреждения. Поэтому, набор обучающихся в объединения  осуществляется уже с первого года обучения в школе на добровольной основе путём анкетирования обучающихся и их родителей. Анкетирование проводят педагоги дополнительного образования станции юных натуралистов - руководители объединений. По результатам анкетирования определяются наиболее увлечённые дети, проявляющие интерес к изучению живой природы. В процессе обучения  в объединениях педагоги  дополнительного образования ставят перед собой одну из самых важных задач дополнительного образования - профессионально ориентировать школьников, то есть повлиять на будущий выбор ими профессии. Под профессиональной ориентацией следует понимать деятельность педагога, направленную на популяризацию какой-либо профессии. Профессиональная ориентация среди школьников - залог успешного развития их личности. Педагог не только рассказывает школьникам о профессиях эколого-биологического  профиля, но и приводит конкретные примеры из жизни о том, какое значение для человека и общества в целом имеет та или иная профессия, какое моральное и материальное удовлетворение можно получить, занимаясь той или иной деятельностью. Педагог, профессионально ориентируя школьников, действует по принципу «все работы хороши, выбирай на вкус», то есть он не призывает к выбору именно той или иной  конкретной профессии, а характеризуя каждую  профессию, отмечает как положительное и интересное, так и трудности, проблемы, которые могут возникнуть  на пути к получению профессии и какими путями их можно преодолеть.  При этом выбор остаётся за самим школьником. Профориентационная работа наиболее необходима и эффективна с обучающимися средних и старших классов, но её основы можно и нужно закладывать уже в начальной школе.

Деятельность профориентационной работы осуществляется по следующим этапам:

1. Обеспечение  профориентационной работы учреждения учебно-методическими  материалами.

В БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов» четко скоординирована работа руководства, объединяющая деятельность методистов, педагогов дополнительного образования, учителей школ по совершенствованию и организации процесса профориентации. Разработаны методические рекомендации по темам: «Тематика и методика опытов с овощными культурами», «Тематика и методика опытов с цветочно-декоративными  культурами», «Тематика и методика опытов с  плодовыми и ягодными культурами»,    «Тематика и методика опытов с семенами плодовых и ягодных культур»,  программы: «Экология сада», «Экология родного края», «Уровни организации живой материи»,  «Современные методы биологического исследования», «Современные агротехнологии», «Юный биолог», «Юный орнитолог», «Экология растений», «Юный зоолог», «Юный цветовод»,  «Юный овощевод»,  «Юный лесовод», «Геоэкология», «Физиология  растений, животных и человека»,  обучающая и диагностическая литература. Педагогами разработаны дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности для обучающихся разных возрастных категорий. В основе  программ лежит предметно-практическая деятельность обучающихся и практико-ориентированный подход, которые направленны на получение биолого-экологических и агроэкологических знаний, умений и навыков.

Особенностью  общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Уровни организации живой материи» педагога Алексашкиной Ольги Валерьевны является то, что одним из направлений деятельности является помощь в подготовке к таким важным видам деятельности, как выпускные экзамены и профильная подготовка обучающихся для поступления в учебные учреждения сельскохозяйственной направленности. Особенностью программ также является прикладной характер: занятия направлены на создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального и нравственного совершенствования; формирование профильной ориентации обучающихся.

Программа «Экология сада» включает изучение плодовых и ягодных культур, приобретение оригинальных приёмов и навыков по уходу за растениями сада. Приёмы возделывания плодовых и ягодных культур требуют высокой квалификации, без которой не возможно правильно их выполнить. Овладение разными способами вегетативного размножения, формирования кроны, обрезки, хранения и переработки, защиты растений от болезней и вредителей способствует формированию у обучающихся интереса к работе в индивидуальном саду. Нетрадиционные приёмы, применяемые в современных интенсивных садах, значительно расширяют познавательные способности обучающихся и побуждают их к творческой опытнической и  практической деятельности в плодовом саду.

Опытническая деятельность проводится с целью заинтересовать обучающихся возможностью использования знаний, умений, навыков на практике (на учебно-опытном, приусадебном участках, в личном подсобном хозяйстве); ориентировать на получение профессий сельскохозяйственной направленности.

Опытничество приобщает обучающихся к самостоятельному поиску, способствует обогащению знаний, выработке пунктуальности и точности опытнической  работы, развитию логики мышления, совершенствованию практических, трудовых и организационных умений и навыков, а в конечном итоге даёт возможность обучающимся принимать непосредственное участие в решении задач современного сельскохозяйственного производства.

В плодовом саду обучающиеся получают первые представления о методике постановки опытов, овладевают техникой учётов, ведения  записей и обработки полученных данных. В производственных условиях полученные   знания дают возможность обучающимся выдвигать обоснованные предложения.

В процессе проведения опытнической работы с плодово-ягодными культурами обучающиеся знакомятся с научными основами высокой культуры земледелия, определяющими получение высококачественной экологически   чистой сельскохозяйственной продукции; выясняют актуальные  вопросы развития местного сельскохозяйственного  производства, резервы повышения урожайности и рентабельности выращивания плодово-ягодных культур. Всё это  способствует приобретению оригинальных трудовых навыков, профессиональной ориентации, выбору профиля для дальнейшего обучения.

Следовательно, актуальность профессионального самоопределения и подготовки детей и молодёжи к работе в современных экологических условиях очевидна и неоспорима.

Обучающиеся объединения «Экология сада» выполнили следующие исследовательские работы:

«Хозяйственно-биологическая оценка сортов яблони на слаборослых подвоях в условиях Орловской области»;

«Хозяйственно-биологическая оценка сортов яблони на различных подвоях  и устойчивость к основным абиотическим  факторам в условиях Орловской области».

 «Сравнительная характеристика основных биологически активных веществ в свежих ягодах и различных видах переработки некоторых сортов смородины чёрной в условиях Орловской области»;

 «Сортоиспытание перца сладкого для открытого грунта  в условиях Орловской области»;

«Содержание и сохранность аскорбиновой кислоты в свежих ягодах и консервах некоторых сортов чёрной и красной смородины, малины, ежевики   в условиях Орловской области»

В программе объединения «Природа и мы» большое внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ведется результативная индивидуальная работа с детьми старшего школьного возраста.

В течение ряда лет под руководством педагога дополнительного образования и научных сотрудников проводились следующие исследования: «Влияние электромагнитного излучения на энергию прорастания семян огурцов», «Влияние электромагнитного излучения на энергию прорастания семян томатов», «Изучение видового разнообразия растений рода Allium с целью использования их в зелёном строительстве», «Изучение влияния видовой принадлежности на рост и развитие сеянцев сирени».

Опыт работы с природными объектами, навыки лабораторных исследований, позволили им закрепиться в выборе профессии - трое  выбрали Орловский медицинский вуз, двое поступили в Московские вузы на профессии, связанные с биологией.

Обучающиеся объединений являлись призёрами и победителями региональных, межрегиональных и Всероссийских конкурсов, олимпиад, выставок. Многие выпускники объединения уже являются студентами БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж», Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, ФГБОУ ВО Орловский государственный  университет имени   Н.В. Парахина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

2. Профессиональное просвещение.

Данный этап не имеет возрастных и временных ограничений. Он продолжается в течение всего процесса профессионального самоопределения учащегося и объединяет в единое профессионально-ориентированноесообществосубъекты профориентационной деятельности:  обучающийся — педагогический коллектив —научные работники — социальное окружение обучающегося — семья обучающегося.Цель профессионального просвещения — формирование предметного сознания профессий естественнонаучной направленности и процесса профессиональной подготовки. Методы, формы и средства в данном случае разнообразны: от обычной беседы до совместной научно-исследовательской деятельности в творческих микрогруппах на базе университетских, научно-исследовательских лабораторий, на производстве, а также участие в творческих олимпиадах и конкурсах, научных семинарах и конференциях.Профессиональная и методическая компетентность педагогов, умение найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся позволяет показывать высокие результаты при сдаче выпускных экзаменов на протяжении многих лет. Положительная динамика уровня освоения программ воспитанниками характеризуется положительными итогами участия детей в конкурсах, олимпиадах и научных конференциях различных уровней.

3. Профпроба — это этап становления профессионального сознания учащихся посредством испытания себя в конкретной деятельности специалиста. Реально данный процесс осуществляется на практических занятиях или во время экскурсий на базе образовательных учреждений, на производство. Например, на занятиях по почвоведению часто используются профессионально-ориентируемые задания с элементамипрофессиональной деятельности специалистов АПК: качественный или количественный анализ состава почв, удобрений, биологических объектов, расчет влажности или питательности и т. д. Педагоги биологического отдела проводят с учащимися практические занятия по темам: «Биологические основы обрезки», «Технология зимней прививки», «Технология обрезки», «Технология зеленого черенка», «Декоративное садоводство» и т. д. На занятиях объединений  большое внимание уделяется практическим занятиям, экскурсиям, индивидуальной работе с обучающимися, привлечение их к опытнической и исследовательской работе, к  участию в региональных,  межрегиональных  и Всероссийских мероприятиях:  конкурс-выставка «Юннат», конкуры: «Юный любитель сельскохозяйственных животных», «Зеркало природы», «Юные Тимирязевцы», «Юные исследователи окружающей среды», Слёт агроэкологических объединений «АгроСтарт».

Важное значение имеет трудовое воспитание обучающихся в условиях модернизации образования и сельского хозяйства. Областная станция юннатов координирует работу агроэкологических объединений обучающихся среднего и старшего школьного. Наиболее эфективно работа в этом направлении поставлена в МБОУ «Павловская СОШ» Залегощенского района и в МБОУ «Ярищенская СОШ» Колпнянского района.   Школьники-участники областного и Всероссийского слёта агроэкологических объединений «АгроСтарт» участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Стало традицией проведение конкурсов пахарей, дояров, бригадиров, животноводов, растениеводов и других, посредством которых учащиеся приобщаются к интересующим их профессиям, осваивают их. Такие конкуры проводятся непосредственно в поле, на животноводческой ферме, используя специальную сельскохозяйственную технику, тем самым закрепляя ранее полученные теоретические знания на практике. Обучающиеся по окончании общеобразовательного учреждения уже имеют ориентир на будущую профессию и могут определиться: пойти ли им далее учиться по профилю в техникум, в ВУЗ или продолжать осваивать рабочую профессию эколого-биологического профиля.

4. Профвоспитание — это формирование и развитие качеств личности (общепрофессиональных и специальных), необходимых для успешной профессиональной деятельности. Задачами профессионального воспитания школьников  являются:

- формирование потенциального призвания, убежденность в правильности профессионального выбора и положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности специалиста;

- формирование чувства сопричастности к профориентационному процессу.

5. Оценка эффективности профориентационной деятельности осуществляется по следующим критериям:

  • наличие устойчивых профессиональных интересов у учащихся;
  • активность обучающихся в реализации профессиональных намерений и стремлений;
  • общий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

 Результаты деятельности профориентационной работы позволяют констатировать повышение обозначенных показателей  обучающихся:

  • наличие устойчивых профессиональных интересов;
  • активность в реализации профессиональных намерений и стремлений;
  • общий уровень готовности к самоопределению на профессии АПК и естественнонаучной направленности.

Выводы

Профориентационная деятельность, осуществляемая на базе БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов», помогает сформировать у школьников ценностное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Это подтверждается многочисленными положительными отзывами, как самих детей, так и их родителей, и педагогов. У обучающихся формируются представления о профессиях. Они приобретают первоначальный опыт и навыки профессиональной практики. Начальная профориентация помогает ребенку определить свое место в будущем и реализовать себя как личность. Именно в учреждении дополнительного образования в связи с отсутствиемжестких стандартов появляется реальная возможность работы с обучающимисяпо профессиональному самоопределению на основе выбора индивидуального маршрута.Возможность выбора направления профильного обучения, по результатам выполненных технологических и профессиональных проб, с учетом склонностей и желаний обучающихся, их родителей, специализации по отдельным программам допрофессиональной подготовки. На наш взгляд, для эффективного профессионального самоопределения и ориентации школьников необходимо создавать условия  для формирования у учащихся персонального опыта, необходимого при определении ими направлений своего дальнейшего образования, сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольного занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

Разработка государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь, после длительного перерыва, привлекли интерес широкой педагогической общественности ...

Страницы истории Ленинградской городской станции юных натуралистов (ГСЮН)

Материал посвящен истории Ленинградской городской станции юных натуралистов (ГСЮН) с момента создания в апреле 1944 года до марта 2008 года....

Методическая разработка «Имидж кружка «Юный правовед» в условиях современного образования»

Проблема формирования имиджа кружков в учреждениях дополнительного образования приобретает уместность в современном мире. Учреждения дополнительного образования  должны работать над позитивным из...

ПК 3.3. Систематезировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы. самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

В данном разделе размещена информация о систематизации  и оценивании педагогического опыта и образовательных технологий в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной л...

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

В данном разделе размещены работы исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей...