Воспитательская программа по ИКТ
учебно-методическое пособие на тему

Программа предназначена для воспитателей образовательных учреждений, работающих с детьми начальной и средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelskaya_programma.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Детский центр № 23

Петроградского района

Учебно-воспитательская программа

«Информационные технологии»

Составитель

___________Беликов С.Г.

«31» августа 2013г.

Санкт - Петербург

2013г.

Пояснительная записка

 Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний, умений и навыков осуществлялось на доступном для учащихся уровне и способствовало развитию коммутативных навыков.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VII вида:

  • “общекультурная” цель - ознакомление учащихся с ИКТ, достижениями в разработке новых ИТ, формирование целостного мировосприятия.
  • “технологическая” цель - приобретение знаний по устройству ПК, получение навыков работы с компьютерными программами;  
  • коррекционная цель - способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), расширению словарного запаса;
  • “общепедагогическая”- использование современных форм и методов подачи учебного материала для формирования гармонично развитой личности, развитие познавательной активности учащихся.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно - развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Факультативный курс “Информационные технологии” следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому факультативному курсу.

Основные задачи задача факультативного курса:

  1. формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
  2. усвоение учащимися правил работы и поведения при «общении» с компьютером;
  3. приобретение учащимися навыков работы на клавиатурных и программных тренажерах;
  4. использование на занятиях игровых программ с целью развития моторики пальцев;
  5. развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Основные цели факультативного курса:

Развивать:

  • технологическое мышление;
  • способность анализа сообщений ПО и умение принятия соответствующих решений;
  • навыки работы с текстовыми редакторами, с электронными таблицами.
  • самостоятельность, сосредоточенность, аккуратность;
  • ответственность за результаты своей работы;
  • навыки работы с учебными пособиями и дополнительными источниками информации.

Воспитывать:

  • внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с ПО;
  • интерес к самостоятельной работе, творчеству;
  • ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса;
  • ответственность и требовательность к себе;
  • трудолюбие, дисциплинированность, чувство собственного достоинства.

Перечень средств ИТ, необходимых для реализации программы

факультативного курса

        Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

        Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

        Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

        Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Операционная система Windows XP

Стандартные приложения Windows XP

Пакет офисных программ Microsoft Office 2003.

Карточки с заданиями

 ___класс

34 часа (1 раза в неделю)

Современный персональный компьютер (4 часа)

  • Как он работает?
  • Системный блок
  • Устройства ввода
  • Устройства вывода

Операционная система Windows (6 часов)

  • Первое знакомство
  • Рабочий стол
  • Справка и поддержка
  • Дополнительное приложение
  • Удаление программ
  • Настройка ПК
  • Экран
  • Настройка звука
  • Меню – Пуск
  • Генеральная уборка
  • Типы файлов
  • Пакет офисных программ

Текстовый редактор MS Word (24 часа)

Знакомство с Word
Общий план Word
Как работать в Word
Прогулки по документу
Основы редактирования
Найти и заменить
Работа с текстовыми блоками
Работа над ошибками
Вопросы сохранения
Все о принтерах и печати
Советы опытного пользователя

Форматирование в Word 
Форматирование символов, шрифтов и текста
Форматирование абзацев
Установка позиций табуляции
Форматирование страниц
Форматирование документов
Работа со стилями
Шаблоны документов
Маленькие хитрости форматирования
 


Пройдемся рукой мастера 
Рамки, границы и затенение
Работа с таблицами
В колонки стройся!
Оглавление и указатели
Рисунки и картинки
Вставка объектов

        

Мир странный, но забавный 
У меня есть план!
Работа над документом совместно с другими пользователями
Управление документами
Настройка Word
Проблемы в Word

 Что еще может Word 
Печать письма и конверта
Брошюры и поздравительные открытки
Изготовление наклеек

Великолепные десятки 
Десять заповедей Word
Десять удивительных возможностей, о которых мало кто знает
Десять потрясающих трюков
Десять советов, которые стоит запомнить.

  

 Учащиеся должны знать:

  • состав современного компьютера и назначение его устройств; классификацию и назначение программного обеспечения.
  • понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»; типовые задачи обработки текстовой информации; кодирование текстовой информации; элементы текстового документа; основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа; оформление таблиц; вставка объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • загружать операционную систему;
  • выполнять основные операции управления файлами;
  • запускать текстовый редактор; создавать и редактировать текстовый документ; сохранять, открывать и готовить к печати текстовый документ.

___ класс

34 часа (1 раза в неделю)

Современный персональный компьютер (4 часа)

  • Как он работает?
  • Системный блок
  • Устройства ввода
  • Устройства вывода

Операционная система Windows (6 часов)

  • Первое знакомство
  • Рабочий стол
  • Справка и поддержка
  • Дополнительное приложение
  • Удаление программ
  • Настройка ПК
  • Экран
  • Настройка звука
  • Меню – Пуск
  • Генеральная уборка
  • Типы файлов
  • Пакет офисных программ

Текстовый редактор Microsoft Office Word (5 часа)

  • Создание и редактирование текстовых документов.
  • Стили. Маркировка и нумерованные списки.
  • Оформление текста в несколько столбцов. Создание таблиц.

Электронные таблицы- Microsoft Office Excel (19 часов)

Введение в Excel

  • Элементы рабочего окна Excel
  • Ячейки Excel

Организация вычислений

  • Формулы и их запись

Работа с Мастером функций

  • 1 этап — выбор функции
  • 2 этап — задание аргументов функции

Ошибки в формулах

  • Вычисления с массивами

Ввод и форматирование данных в Excel

  • Ввод данных
  • Общие принципы форматирования
  • Операции выделения
  • Операции копирования и перемещения
  • Форматирование текстовой информации
  • Форматирование числовой информации

Работа со списками

  • Сортировка списков
  • Поиск записей

Применение фильтров

  • Автофильтр
  • Расширенный фильтр

Построение диаграмм

Учащиеся должны знать:

  • названия и назначения основных устройств компьютера;
  • назначение и функции операционной системы;
  • понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»; типовые задачи обработки текстовой информации; кодирование текстовой информации; элементы текстового документа; основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа; оформление таблиц; вставка объектов.
  • понятия «электронная таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «формат числовых данных», «абсолютная ссылка» и «относительная ссылка»; назначение и возможности электронных таблиц; правила ввода и редактирования чисел, текста и формул; копирование ячеек; порядок подготовки таблицы к печати.

Учащиеся должны уметь:

  • загружать операционную систему;
  • выполнять основные операции управления файлами;
  • запускать текстовый редактор; создавать и редактировать текстовый документ; сохранять, открывать и готовить к печати текстовый документ.
  • запускать программное средство; вводить и редактировать данные, выполнять операции над ячейками; сохранять и загружать таблицу.

Учебно-тематический план

для ___ класса

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Форма занятий

Формы подведения итогов

Техническое обеспечение

занятий

Современный персональный компьютер

4

3

1

Обсуждение

Объяснение

Демонстрация

Текущая проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Программное обеспечение информационных технологий

Системная среда Windows

13

3

10

Объяснение

Демонстрация

Практическая работа

Самостоятельная работа

Текущая проверка

Контрольная  проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Текстовый редактор MS Word

17

3

14

Объяснение

Демонстрация

Практическая работа

Самостоятельная работа

Текущая проверка

Контрольная проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Итого:

34

9

25

Учебно-тематический план

для __ класса

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Форма занятий

Формы подведения итогов

Техническое обеспечение

занятий

Современный персональный компьютер

4

3

1

Обсуждение

Объяснение

Демонстрация

Текущая проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Программное обеспечение информационных технологий

Системная среда Windows

13

3

10

Объяснение

Демонстрация

Практическая работа

Самостоятельная работа

Текущая проверка

Контрольная проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Текстовый редактор MS Word

3

-

3

Демонстрация

Практическая работа

Самостоятельная работа

Текущая проверка

Контрольная проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Электронные таблицы – MS Excel

14

3

11

Объяснение

Демонстрация

Практическая работа

Самостоятельная работа

Текущая проверка

Контрольная проверка

ПК, МК

Карточки с заданиями

Итого:

34

9

25

Поурочное планирование

___ класса

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

1

Персональный компьютер. Как он работает

2

Системный блок

3

Устройства ввода

4

Устройства вывода

5

OC Windows. Первое знакомство

6

Рабочий стол

7

Справка и поддержка

8

Дополнительные программы

9

Удаление программ

10

Настройка ПК

11

Экран

12

Настройка звука

13

Меню – Пуск

14

Компьютер для каждого

15

Генеральная уборка

16

Типы файлов

17

Пакет офисных программ

18

Текстовый редактор MS WORD. Набор текста

19

MS WORD. Работа над ошибками

20

MS WORD. Выделение, копирование, удаление

21

MS WORD. Форматирование символов

22

MS WORD. Word Art

23

MS WORD. Форматирование абзацев

24

MS WORD. Форматирование текста

25

MS WORD. Таблицы. Верстка таблиц

26

MS WORD. Вставка, форматирование таблиц

27

MS WORD. Рисование таблиц

28

MS WORD. Инструменты для работы с таблицами

29

MS WORD. Виды таблиц

30

MS WORD. Вставка иллюстраций в документ

31

MS WORD. Панель рисования

32

MS WORD. Учимся рисовать

33

MS WORD. Рисование сложных макетов

34

MS WORD. Особенности работы с большими текстами

Поурочное планирование

___ класса

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

1

Персональный компьютер. Как он работает

2

Системный блок

3

Устройства ввода

4

Устройства вывода

5

OC Windows. Первое знакомство

6

Рабочий стол

7

Справка и поддержка

8

Дополнительные программы

-

9

Удаление программ

10

Настройка ПК

11

Экран

12

Настройка звука

13

Меню – Пуск

14

Компьютер для каждого

15

Генеральная уборка

16

Типы файлов

17

Пакет офисных программ

18

Текстовый редактор MS WORD. Таблицы

19

MS WORD. Рисуем схемы

20

MS WORD. Рисуем сложные схемы

21

Электронные таблицы. MS EXCEL. Основные понятия

22

MS EXCEL. Элементы рабочего окна Excel

23

MS EXCEL. Ячейки Excel

24

MS EXCEL. Формулы и их запись

25

MS EXCEL. Формулы и их запись. Работа с Мастером функций

26

MS EXCEL. Выбор функции

27

MS EXCEL. Задание аргументов функции

28

MS EXCEL. Форматирование числовой информации

29

MS EXCEL. Ошибки в формулах

30

MS EXCEL. Ввод и форматирование данных в Excel

31

MS EXCEL. Работа со списками

32

MS EXCEL. Применение фильтров

33

MS EXCEL. Построение диаграмм

34

MS EXCEL. Построение диаграмм. Продолжение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"

На воспитательском  часе дети  знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....

Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"

1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...

Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"

1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...

Воспитательский час "Виды браков"

Занятие предназначено для детей старшего возраста, познакомить учащихся с видами семейных браков....

Конспект воспитательского часа "Дети Войны"

Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы, познакомить воспитанников с боевыми наградами, которыми награждались юные герои...

Конспект воспитательского часа "Самые «Зелёные» профессии."

Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода  в жизни человека....

Конспект воспитательского часа «Безопасность пищевых продуктов»

Формирования здорового образа жизни у воспитанников в процессе знакомства с правилами здорового питания....