ОДП.11. Информатика и ИКТ Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по профессии 260807.01. Повар, кондитер
методическая разработка по теме

Марчук Наталья Аркадьевна

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер. В методическом пособии представлены 10 самостоятельных работ по темам учебной дисциплины ОДП.11. Информатика и ИКТ. Для каждой работы четко сформулированы  цели выполнения работ; указана форма работы, рекомендовано содержание работ, указаны сроки выполнения работы, определен ориентировочный объём работы, указаны основные требования к результатам работы, указана форма контроля, подобраны  источники информации, а также сформулированы критерии оценки работ.

            Методическое  пособие  предназначено для преподавателей, студентов  профессиональных образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.rab-povar-na.docx108.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П. СТАРАЯ МАЙНА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Профессия  260807.01 Повар, кондитер

УД                   ОДП.11. ИНФОРМАТИКА И ИКТ        

Старая Майна

2012

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании ЦМК ОД, ОГСЭ и ЕН дисциплин.

Председатель ЦМК

____________С.В.Радчук

Протокол заседания ЦМК

 1 от «29» августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_______________ Г.В.Ширманова

«29» августа 2012 г.

Автор-разработчик:

Марчук Н.А., преподаватель____________________________________________________

Рецензент___________________________________________________________________  

        

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер. В методическом пособии представлены 10 самостоятельных работ по темам учебной дисциплины ОДП.11. Информатика и ИКТ. Для каждой работы четко сформулированы  цели выполнения работ; указана форма работы, рекомендовано содержание работ, указаны сроки выполнения работы, определен ориентировочный объём работы, указаны основные требования к результатам работы, указана форма контроля, подобраны  источники информации, а также сформулированы критерии оценки работ.

        Методическое  пособие  предназначено для преподавателей, студентов  профессиональных образовательных учреждений.


СОДЕРЖАНИЕ

Программа самостоятельной работы по дисциплине ОДП.11. ИНФОРМАТИКА И ИКТ

4

Самостоятельные работы

Самостоятельная работа №1

6

Самостоятельная работа №2

7

Самостоятельная работа №3

8

Самостоятельная работа №4

9

Самостоятельная работа №5

11

Самостоятельная работа №6

12

Самостоятельная работа №7

13

Самостоятельная работа №8

15

Самостоятельная работа №9

16

Самостоятельная работа №10

17

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Библиографические правила цитирования источников

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Требования к оформлению работы в целом

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Реферат. Требования написания реферата

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Порядок подготовки к защите реферата

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Учимся конспектировать

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Требование к созданию презентации

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Что такое «тезисы», как их писать?

32



Программа самостоятельной работы по дисциплине

ОДП.11. ИНФОРМАТИКА И ИКТ


п/п

Темы

Часы

Задания

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Вид деятельности

Уровень сложности (форма представления)

1

2

3

1

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

2

рекламный буклет

Работа с Интернет-источниками

Стоимостные характеристики информационной деятельности.

2

рекламный буклет

Работа с Интернет-источниками

2

Примеры компьютерных моделей различных процессов

4

схемы

Работа с учебником

3

Отличительные особенности записи и извлечения информации с компакт-дисков различных видов

2

таблица

Познавательная деятельность – работа с источниками информации

4

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности

2

таблица

Познавательная деятельность – работа с источниками информации

Назначение и функции операционных систем

2

реферат

Работа с Интернет-источниками

 Реферат-конспект

 Реферат-обзор

 Реферат-доклад

5

Программно-техническое обеспечение компьютерных сетей

2

реферат

Работа с Интернет-источниками

 Реферат-конспект

 Реферат-обзор

 Реферат-доклад

6

Компьютерные вирусы

2

реферат

Работа с источниками, учебными и периодическими изданиями

 Реферат-конспект

 Реферат-обзор

 Реферат-доклад

7

Текстовый процессор Microsoft Word

5

презентация

Оформление учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности

Презентация со сценарием

Интерактивная презентация

Непрерывно выполняемые

8

Текстовый процессор Microsoft Exсel

5

презентация

Оформление учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности

Презентация со сценарием

Интерактивная презентация

Непрерывно выполняемые

9

Графический редактор Paint

5

рисунок

Выполнение работы

10

Графический редактор CorelDraw

5

презентация

Оформление учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности

Презентация со сценарием

Интерактивная презентация

Непрерывно выполняемые

11

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

2

тезис

Работа с Интернет-источниками

Выполнение работы

Интернет-технологии

2

тезис

Работа с Интернет-источниками

Выполнение работы

Способы и скоростные характеристики подключения, провайдер

2

тезис

Работа с Интернет-источниками

Выполнение работы


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1.

ЦЕЛЬ работы:

- систематизировать и закрепить полученные  теоретические  знания по определению видов профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

 -  углубить и расширить теоретические знания;

- выработать навыки поиска информации,  извлечения и первичной обработки информации;  письменной коммуникации.

ТЕМА 1.1: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

ФОРМА РАБОТЫ: рекламный буклет

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

Разрекламировать профессии

- программист;

- системный администратор;

- оператор ПК

- пользователь

-преподаватель информатики.

ТЕМА 1.2: Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Составить прейскурант зарплат

- программист;

- системный администратор;

- оператор ПК

- пользователь

-преподаватель информатики.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не более 5 печатных страниц.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: особых требований нет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Библиографические правила цитирования источников.)

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ источники информации:

  1. www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf
  2. video.yandex.ru/search.xml

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2.

ТЕМА: Примеры компьютерных моделей различных процессов

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- систематизировать и закрепить полученные  теоретические  знания по построению компьютерных схем решения задач

- выработать навыки поиска информации,  извлечения и первичной обработки информации;  

ФОРМА РАБОТЫ: построение схем в текстовом редакторе по условию задачи

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не ограничен.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: особых требований нет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

Дополнительные источники:

  1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.
  2. Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Процент результативности (правильных ответов)

по каждому заданию

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Оценка в журнал

балл (отметка)

вербальный аналог

Средний балл

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3.

ТЕМА: Отличительные особенности записи и извлечения информации с компакт-дисков различных видов

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

-  изучить отличительные особенности записи и извлечения информации с компакт-дисков различных видов;

- выработать навыки поиска информации,  извлечения и первичной обработки информации;  

ФОРМА РАБОТЫ: 

№ п/п

Тип диска

размер

достоинства

недостатки

Флоппи-диск

флэш-диск

CD-R

CD-RW

DVD-R

DVD-RW

Таблицу можно модифицировать по своему усмотрению.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: -

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: особых требований нет.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников

На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в работе материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме работы;
- умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании работы;
На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению работы;
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема работы раскрыта недостаточно полно;
-  неполный список литературы и источников;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ источники информации:

  1. www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf
  2. video.yandex.ru/search.xml

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4.

ТЕМА 4.1: «Выбор комплектации компьютера для решения различных задач»  

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

-  научиться комплектовать компьютер в соответствие с предъявляемыми требованиями жизнедеятельности человека;

- выработать навыки планирования деятельности, планирование ресурсов; поиска информации,  извлечения и первичной обработки информации;  эффективного общения с окружающими людьми.

ФОРМА РАБОТЫ: 

  1. таблица  «Комплектация компьютера для развлечений».
  2. таблица « Комплектация компьютера для решения профессиональных задач бухгалтера».
  3. Таблица «Универсальная» комплектация компьютера».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- раскрыть суть выбранного комплекта;

- назначение каждого устройства в профессиональной деятельности;

- составить алгоритмы подключения периферийных устройств;

- оценить собственный уровень овладения информационной культурой;

- развивать исследовательские умения.

ТЕМА 4.2: «Назначение и функции операционных систем»

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ: реферат

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- о разнообразии операционных систем и их возможностей

- отличительные особенности  операционной системы Linux.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не более 10 печатных страниц.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. ПРИЛОЖЕНИЯ 3,1,2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления реферата стандартом.

На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в реферате материала, умение рамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата;
- умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании реферата;
- наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».
На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению реферата;
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема реферата раскрыта недостаточно полно;
-  неполный список литературы и источников;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Защита реферата.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

Дополнительные источники:

  1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.
  2. Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5.

ТЕМА: «Программно-техническое обеспечение компьютерных сетей»

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

-  научиться организовывать работу и обмен данными в локальной сети с целью организации групповой работы в сети и использование общих ресурсов.

ФОРМА РАБОТЫ: 

1.уровень.  Конспект – план.

2.уровень. Конспект-схема.

3.уровень. Текстуальный конспект (кол-во источников определяется преподавателем).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- назначение каждого устройства для создания локальной сети;

- составить алгоритмы подключения устройств для создания локальной сети;

- оценить собственный уровень овладения информационной культурой;

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не более 10 страниц.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. ПРИЛОЖЕНИЯ 5,1,2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления презентации требованиям.
На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в презентации материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме презентации;
- наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
т.е. при защите презентации показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».
На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению презентации;
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема презентации раскрыта недостаточно полно;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

4.Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.

5.Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6.

ТЕМА : Компьютерные вирусы 

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ: реферат

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- о разнообразии компьютерных вирусов

- методы обнаружения и уничтожения вирусов.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не более 10 печатных страниц.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. ПРИЛОЖЕНИЯ 3,1,2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления реферата стандартом.
На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в реферате материала, умение рамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата;
- умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании реферата;
- наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».
На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению реферата;
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема реферата раскрыта недостаточно полно;
-  неполный список литературы и источников;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Защита реферата.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

Дополнительные источники:

  1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.
  2. Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7.

ТЕМА: Текстовый процессор Microsoft Word

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ: 

  1. уровень.  Презентация со сценарием: показ слайдов под управлением докладчика,- «Элементы окна текстового редактора».
  2. уровень. Интерактивная презентация: диалог между пользователем и компьютером,- « Основные возможности текстового редактора».
  3. уровень. Непрерывно выполняемые: без диалога с пользователем и без докладчика,- «Вставка различных объектов в текстовый документ».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

Определяется обучающимся

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: от 5 до 10 слайдов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления презентации требованиям.

На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в презентации материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме презентации;
- наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
т.е. при защите презентации показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».

На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению презентации;
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема презентации раскрыта недостаточно полно;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: демонстрация.

1.Педагог  объявляет о начале защиты:
- называет Ф.И. ученика;
- тему работы;
2. Изложение автором существа реферата (кратко актуальность, цель, задачи, методы исследования, кратко основные идеи реферата, полученные результаты) на 10-15 минут.
3. Ответы на вопросы.
4. Выступление руководителя с характеристикой презентации.
5. Принятие решения  об оценке.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

4.video.yandex.ru/search.xml

Дополнительные источники:

1.Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.

2.Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8.

ТЕМА : Текстовый процессор Microsoft Exсel

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ: 

  1. уровень.  Презентация со сценарием: показ слайдов под управлением докладчика,- «Элементы окна электронной книги».
  2. уровень. Интерактивная презентация: диалог между пользователем и компьютером,- « Основные возможности электронной таблицы».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

Определяется обучающимся

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: от 5 до 10 слайдов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. СР № 7.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

Дополнительные источники:

1.Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.

2.Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9.

ТЕМА9.1 : Графический редактор CorelDraw

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ: 

  1. уровень.  Презентация со сценарием: показ слайдов под управлением докладчика,- «Элементы окна».
  2. уровень. Интерактивная презентация: диалог между пользователем и компьютером,- « Основные возможности».
  3. Уровень. Создание рисунка на профессиональную тему.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

Определяется обучающимся

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: от 5 до 10 слайдов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. СР № 7.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.

2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.

3.www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

Дополнительные источники:

1.Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.

2.Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

ТЕМА9.2 : Графический редактор Paint

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ: 

рисунок на тему «Моя профессия»

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

Определяется обучающимся

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: 1 печатный лист.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: постараться применить все средства графического редактора.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10.

ТЕМА 10.1: Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- систематизировать и закрепить полученные  теоретические  знания,

- оценить собственный уровень овладения информационной культурой.

ФОРМА РАБОТЫ: тезис

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- модемы, назначение, принцип работы,типы;

- факс, назначение, принцип работы

ТЕМА 10.2 Интернет-технологии

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

-  углубить и расширить теоретические знания и практические навыки по использованию Интернет-технологий,

ФОРМА РАБОТЫ: тезис

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- электронная почта;

- Skype,

- одноклассники.

ТЕМА 10.3 Способы и скоростные характеристики подключения, провайдер

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- сформировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию,      совершенствованию и самоорганизации путём изучения, углубления и расширения знаний

ФОРМА РАБОТЫ:  реферат 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ: определяется обучающимся

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не более 10 печатных страниц.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2,7.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота изложения материала
- Соответствие оформления тезиса  стандартам.
На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в тезисе материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту тезиса;

- умение анализировать фактический материал тезиса

- наличие качественно выполненного презентационного материала тезиса.
На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению тезиса
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема тезиса раскрыта недостаточно полно;
-  неполный список литературы и источников;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ : Проведение устного опроса.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основные источники:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 187 с.:ил.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 212  с.:ил.
  3. www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_information_teoria.pdf

Дополнительные источники:

  1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 394 с.:ил.
  2. Макарова Н.В. и др. Информатика 10-11 класс. – СПб.: Питер, 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Библиографические правила цитирования источников

      К презентации, как и к реферату, проекту, работе на научно-практическую конференцию, составляется список ресурсов, включающий в себя библиографические описания книг, дисков, статей из периодики, ссылок на сайты интернет. Как правило, порядок списка алфавитный.
Книги на печатной основе
Автор, Имя Отчество. Заголовок описания: Сведения, относящиеся к заглавию/Сведения об ответственности. — Сведения об издании. — Место издания, дата издания. — Объем.
Примеры:
1 автор
Акимушкин, Игорь Иванович. В мире животных/Игорь Акимушкин; Худож. Е. Подколозин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2004. – 128 с.: ил.
2-3 автора
           Белогуров, Сергей Борисович. Профилактика подростковой наркомании: Нагляд. пособие для педагогов и родителей/С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 134 с.: ил.
Книги с 4 авторами описываются под заглавием (названием)
без автора
           Белый шаман: Сборник фантастики/Сост. В.И. Макатровский; Худож. В.А. Краснорезов. – М.: Мол. гвардия, 1991. - 368 с.: ил. – (Фантастика).
Статьи из периодики
Автор, Имя. Отчество. Заголовок описания: Сведения, относящиеся к заглавию/Сведения об ответственности//Название издания (источника). — Год издания. — № . – С.:_-_.
Примеры:
Из журнала:
Змеи//Читаем, учимся, играем. – №2. - №8.- С.: 85-88.
Из газеты:
         Феоктистова, Наталья Юрьевна. Особенности обоняния у человека: Человек и его здоровье/Н.Ю. Феоктистова// Перв. сентября. Биология. – 2004. - №16,17.
Домшлак,  Маргарита Георгиевна. Путешествие в невидимый мир: Общ. Биология/М.Г. Домшлак// Перв. сентября. Биология. – 2003. - №2-14; 2005. - №1-4.
Ильичев, Владимир Дмитриевич. Трясогузки/В.Д. Ильичев, О.Л. Силаева//Перв. сентября. Биология. – 2004. - №20.
Статья из книги:
         Арсеньев, Корней. Факир без магии/Корней Арсеньев//Время искать. – М.,1986. – С.: 216-219.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
Название [Электрон, ресурс]: Подзаголовочные данные/Авторство.  —  Место издательства, название издательства, год. - 1 электрон. опт. диск.
Пример:
Пензенский зоопарк [электрон. ресурс.]: Виртуал. экскурсия. – Пенза, Алюр, Дера, 2004. – 1 электрон. опт. диск.
Математика [Электрон. ресурс]: 1С. 5-11 кл./Под ред. Дубровского В.Н. – М.: 1С, Интерактивная линия, Институт новых технологий, 2003. - 1 электрон. опт. диск.
Ресурсы Интернета
Автор, Имя Отчество. Название: Подзаголовочные данные/Авторство. Ссылка на ресурс.
Примеры:
1.       Веб-документ:
Смольникова, Ирина Анатольевна. Рабочий конспект для внедряющих информационнные технологии в школе/Ирина Анатольевна Смольникова. - Центр «Информика». http://www.informi-ka.ru/text/school/its.html (18 фев. 1999).
2.       Электронная почта:
Виктор Кривощеков О конкурсе ThmkQuest в России. Личная переписка (12 апр. 2002).
3.       Телеконференции (Usenet newsgroups):
Розина И. Н. rozina@edu.donpac.ra. Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 янв. 1999. — edu@emissia.spb.su GROUP emissia.offline, ART 629 (18 фев. 1999)
4.       FTP:
Mukhtarin, Eugene Верстка учебных материалов (теория и практика) v.0.4.6, 1999. — ftp http://www.citforum.ru pub/os/yerstka.zip (23 feb. 1999).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования к оформлению работы в целом

- Изложение текста и оформление работы  выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
- Работа должна быть выполнена любым печатным способом  при помощи компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим!
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивать заголовки не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Реферат. Требования написания реферата

       Реферат - это одна из форм устной итоговой аттестации. Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

       Требования к реферату

Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.

1. Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал.
2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].
5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.
7. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
8. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.

          Требования к оформлению реферата

- Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
- Реферат должен быть выполнен любым печатным способом  при помощи компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим!
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивать заголовки не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.
- В тексте реферата рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.

Пример:

Цель работы:
1). Научиться организовывать свою работу;
2). Поставить достижимые цели;
3). Составить реальный план;
4). Выполнить его и оценить его результаты


- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.
- Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».
- Номер страницы на титульном листе не проставляется!
- Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.
- Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Оформление литературы:
Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- фамилия и инициалы автора;
- наименование;
- издательство;
- место издания;
- год издания.
        Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:
- законодательные акты;
- постановления Правительства;
- нормативные документы;
- статистические материалы;
- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.
       В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Порядок подготовки к защите реферата

Работа сдается руководителю не позже чем за I месяц до срока. Руководитель готовит рецензию, решает вопрос о допуске к защите реферата. Окончательное решение о допуске к защите реферата как формы аттестации принимает педагог.

Порядок защиты реферата

  1. Педагог  объявляет о начале защиты:
    - называет Ф.И. ученика;
    - тему работы;
    - Ф.И.О. руководителя и рецензента.
    2. Изложение автором существа реферата (кратко актуальность, цель, задачи, методы исследования, кратко основные идеи реферата, полученные результаты) на 10-15 минут.
    3. Ответы на вопросы.
    4. Выступление руководителя с характеристикой реферата. Выступление рецензента.
    5. Принятие решения  об оценке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Учимся конспектировать

          Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений.  На него опирается весь учебный процесс, так как  обучающимся  постоянно приходится опираться на него для  подготовки к занятиям.

            Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;

- выделить в письменном или устном тексте  самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;

-  создать модель проблемы (понятийную или структурную);

-  упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.

       Слово конспект состоит из двух корней, первым из которых является «кон». В русском языке «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект – это вторичное рождение источника, но в ином виде – свернутом, сжатом. Это   напоминает  сепарирование   молока, когда  от него  отделяют сливки: конспектируемый источник – молоко, а  сам  конспект  - это сливки.  Не зря  в словарях не разночтений. Почти везде конспект определяется как  краткое изложение, краткая запись.

      Но не  любую краткую запись можно назвать конспектом  Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или, по крайней мере, двух любых этих форм. Главное требование к конспекту -  запись должна быть систематической, логической,  связной. 

      Прочтем еще раз определение конспекта и подчеркнем в нем часть фразы – систематическая, логически связанная  запись. Это – одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

       Конспектом, написанным одним человеком, могут пользоваться другие – он более универсален, чем иные виды записей. По той же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами. При работе с ним меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок, планов и даже тезисов, не говоря уже о набросках – беглых заметках «для себя».

           Каковы особенности составления конспектов?

 1)  Беглый просмотр с целью определить полноту раскрытия темы;

определение характера текста (теоретический или эмпирический, т.е.  основанный на опыте); выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования.  

2) Научно-исследовательская работа по переработке информации. Все начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное.

3) Выделение главных мыслей текста – тезисов.  Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть: понятие или категория и их определения, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т.д. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора. Насколько часто можно цитировать в конспекте – вопрос открытый. По необходимости, но не очень много (исключение составляют текстуальные или цитатные конспекты).

       Прежде всего, составляя конспект,   обычно стремятся к форме связного пересказа, но делают это не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. И тут важно заметить, что связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами.

     С другой стороны, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запомнится.

        Поэтому при составлении конспекта записывают не только основные положения. Не следует также избегать повторений, если они по-другому подводят в вопросу или дополнительно, более выразительно освещают его. Это тот «аромат стиля», который помогает глубже разобраться в материале  и лучше его запомнить. «Истинный лаконизм – это не внешняя краткость, не обглоданная до кости фраза», - заметил как-то Юрий Нагибин.

    На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст так, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авторская, а где ваша личная трактовка вопроса.

      Часто полагают, что конспект может полностью заменить книгу. Тут нужно сделать существенную оговорку.

    «Конспект читаемой книги. Нужно ли говорить, что для работы над текстом, для прочтения его необходимо иметь перед глазами книгу... которая законспектирована. Только при этих условиях могут быть поняты, иногда даже просто прочитаны многие места». Так сказал замечательный исследователь пушкинского творческого наследия С. М. Бонди.

      Конспекты условно можно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат),  свободные,  тематические. 

      Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения.  При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи.

      Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

       При наличии навыка плановый конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.

      Однако работать с  таким конспектом, если пройдет много времени с момента его написания, достаточно затруднительно, т. к. по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.

       Самый простой  конспект – схематический  плановый конспект -  составляется в виде ответов на пункты  плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

       Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект  – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.

        Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта  не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его. 

         Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память. Бывает так, что обучающийся  написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат.

          Свободный конспект. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его  или даже в процессе создания «переходит» в свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта заключается в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом.

         Свободный конспект требует умения  самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь вы на деле  можете продемонстрировать свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.

       Тематический конспект  дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.

     Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

       Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

     Надо отметить возможность использования так называемого обзорного  тематического конспекта. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

         К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, основное, чему посвящена вся запись, это установление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на эту же тему, хронологический конспект значительно более краткий.

                Несколько советов по организации текста конспекта

        Составление конспектов требует  не только  логики изложения, но и умелой организации текста, которая влияет и на содержание записи, и на удобство пользования ею. С некоторыми приемами   вы уже познакомились на предыдущем уроке. Что касается конспектирования как вида записи,  то в его процессе целесообразно использовать  различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии выделения в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.

      Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков. Например, вместо слов «равенство», «подобие», «сходство». можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» - математические знаки «<,> » и т. д.

       Таким образом, в результате особой техники переработки конспектируемого текста создается новый документ с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Это и есть конспект. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Требование к созданию презентации

 Методические рекомендации

        Презентация – (от лат. Praesentatio -представление) официальное представление, открытие чего-либо созданного, организованного. (Популярный энциклопедический словарь. – М.: Бол. Рос.Энциклопедия, 1999. – С.: 1056.)
       Нас интересует презентация – наглядное представление, дополнение доклада, выступления на

уроке, внеклассном мероприятии, научно-практической конференции. Презентация создается в помощь докладчику, не подменяя, а дополняя ее. Презентация не заменяет, а дополняет ваш рассказ.

       На ней представлен материал, дополняющий рассказ, тот, который нельзя рассказать –

 рисунки, диаграммы, таблицы, музыка, видео  и др.
Работа над презентацией включает:

  • - накопление материала (поиск в интернете, подбор книг);
  • -отбор
  • - систематизация (заводятся папки для рисунков, видео, музыки и  список ресурсов);
  •         Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентация. Тезисы (краткая запись главной мысли);
  • Структура презентации  (переходы внутри презентации и навигация).  К презентации предъявляются определенные требования.

      Требования к созданию презентации

       Тема определяет стиль подачи материала. Презентации для руководства, спонсоров

выступление на научно-практической конференции  должны быть строгими. Не допускается использование легкомысленных картинок или анимаций.
     Для оформления выбираются соответствующие темы шаблона, а лучше изготавливать свой шаблон. Скромно, но со вкусом. Допускается использование максимум 3-х цветов в гамме, чтобы не утомлять зрителей. Чтобы быть убедительным, используйте диаграммы, фотографии, статистические данные. Подача материала должна быть оригинальной, лозунговой: восклицание («Статистика предупреждает!», «Да здравствует чистый лес!» и наглядный материал чистого леса с краткими подписями), вопрос («Почему гибнет лес?» и развитие поставленного вопроса тезисно, по пунктам). Другое дело – презентация-подарок другу на день рождения. В ней допускаются вольности, но не забывайте о чувстве меры и эстетике подачи материала.

      Титульный слайд
Титульный слайд оформляется в соответствии с требованиями оформления рефератов. Титульный лист
 содержит следующие сведения:
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, должность, место учебы/работы, год.
3. Руководитель проекта/учитель, проверивший работу.

Структура и грамматика
         Цвет шрифта читаемый, тип в соответствии с темой и фоном. Легкомысленный Comic  Sans навряд ли подойдет для научно-практической конференции. А размер шрифта выбирайте в пропорции с размером слайда.
     Подписи к картинкам лучше выполнять сбоку или внизу, если только это не название самого слайда. Word Art   лучше подойдет для  титульного слайда, заголовок в Word Art меньшего размера – для заголовков слайдов. Заголовки слайдов должны не затмевать его содержание.
    Небольшая презентация оформляется в едином цветовом решении (реже первый – лицевой слайд выполняется по-другому). Если презентация большая, то есть смысл разделить ее на части, выделив каждую соответствующим цветом. Цвет создает эмоциональный настрой (радость – яркие тона, печаль – строгие, потемнее) и может также работать на ваше выступление.
     Подписи к фотографиям и рисункам и тезисы краткие, отражают самое важное, пишутся грамотно. Ошибки во весь экран, неграмотное написание английских слов производят неприятное впечатление и портят впечатление от вашего блестящего доклада и оригинального решения презентации. Точки в названиях, подписях под картинками не ставятся. Вспомните оформление книги, газет, журналов. (Наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
Текст
1. Форматируется
по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
Пример 1.
Моя семья:

  • папа;
  • мама;
  • брат.

(Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими).

  • На схемах текст лучше форматировать по центру.

6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка
Неграмотно смотрится большое количество текста на слайде, который так же еще и читается со слайда во время показа.
Не забывайте о пропорциональности размеров шрифта. Крупным выделяются название презентации, слайда, а не фамилия создателя презентации.

Вставка рисунка
      Рисунок нельзя увеличивать до бесконечности – он мажется из-за растянутости ячеек – пикселей. Если вам необходим рисунок большого формата, терпеливо ищите в Internet таковой, тем более в Google есть возможность при поиске указывать размер рисунков. Используйте сканирование необходимых рисунков.
     Рисунки не растягивать за уголок, что приводит к искажению изображения, а, выделив рисунок, через правую клавишу мыши найти позицию размер рисунка
(Office 2007) и сохранив пропорции, изменить размер на нужный. (Для Office старше 2007 – выделив рисунок, через правую клавишу мыши найти позицию формат рисунка,  а в ней выбрать закладку размер).
     Если обрезаете рисунок в Adobe Photoshop, делайте это качественно, если пока получается с рваными краями, откажитесь от размещения такого рисунка или поместите оригинал на белом фоне, что смотрится значительно эстетичнее. Опыт подсказывает, что размер самых больших рисунков 15*10 см достаточен. Если у вас размеры больше, измените их в Adobe Photoshop или в простеньком просмотрщике Диспетчер рисунков Microsoft Office Manager:  Изменить рисунки –      

       Выбрать обрезку или изменение размеров или др. Размер рисунка влияет на его объем, что затрудняет загрузку. Чтобы сократить объем рисунков в презентации, используйте закладку Формат – Сжатие рисунков (закладка открывается, если рисунок выделен) и применить ко всем.
     Рисунки не размещаются от угла до угла слайда! Вспомните оформление книг: всегда есть поля, которые облегчают чтение.

Вставка музыки
    Форматы музыки, используемые программой PowerPoint – wav, mp3, wma.
Вставка музыки осуществляется двумя способами.
     Первый способ: вставка – звук из файла (формат wav, mp3) автоматически или по щелчку.  На слайде появляется знак громкоговорителя, который служит гиперссылкой на указанный файл, поэтому его необходимо прикладывать в папку с презентацией. Удобство: позволяет воспроизводить музыку по желанию докладчика, музыка не прописывается в саму презентацию, а, значит, не утяжеляет ее.
     Второй способ: закладка анимация - настройка анимации – открывается строка «Нет звука», в которой есть возможность выбрать «Другой звук» - музыкальный файл  с вашего компьютера, диска, но только в формате wav, указать начало музыки по щелчку или с предыдущим. Этот вариант имеет свои преимущества: не надо прикладывать музыкальные файлы, они прописываются в презентации, больше вариативности использования (прекратить с определенного слайда, воспроизводить непрерывно). Единственный недостаток – большой объем wav формата, что утяжеляет презентацию.
   Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения. Так как музыка в формате wav имеет значительный объем, рекомендую нарезать музыкальные фрагменты. Музыка так же, как и фон,  подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой.
 

  • Вставка видео 

      Вставка видео подчиняется тем же правилам, что и музыка. Форматы, видео, используемые программой PowerPoint – wmv, avi, mpg, mpeg.
    Первый способ: Вставка – Фильм из файла, указать по щелчку или автоматически.
    Второй способ: с объекта на слайде (рисунок, слово, стрелка, кружочек) сделать гиперссылку на видеофайл. Видеофайл обязательно приложить к презентации в папку. Этот способ удобен, если формат файла не поддерживается PowerPoint, например, flv. Такой подход позволяет, не закрывая презентацию во время показа, демонстрировать видеофайл.
     Рекомендации: скачать видео и музыкальный конвертор, который позволит перевести  аудио или видеофайл в нужный для вставки формат.

Эффекты
      Не увлекайтесь анимациями! Развивайте чувство меры и уместности. Большое количество анимации отвлекает внимание от сути изложения.  Помните: вход – движение открытия (открываем книгу, дверь), а уход – движение закрытия (закрываем дверь,  книгу). Накладывая анимацию на текст, подберите оптимальный вариант скорости: быстрый, средний, медленный. Движение букв не должно утомлять глаз читающего и не должно припаздывать при воспроизведении. Проверьте, как работает презентация, если один слайд, перегруженный  анимацией, долго грузится, смотреть ее уже не хочется

 Советы
Правило 1. Стройно и логично

      Содержание презентации должно быть четко структурировано: стройность и логичность изложения позволяют слушателю не потеряться в презентации. Это относится как к плану устного выступления, так и к визуальным элементам. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли построена презентация, — быстро прочитать только заголовки. Если после этого станет ясно, о чем презентация — значит, структура построена верно.
     Человек одновременно может помнить только семь разных вещей, но презентер из этих семи ячеек может рассчитывать максимум на четыре.

Правило 2. Краткость — сестра убедительности

     После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Краткость — сестра не только таланта, но и убедительности.    

     Оптимальным объемом презентации считается 24 традиционных слайда, если презентация умещается в 16 слайдов — еще лучше, ну а 12 и менее слайдов — это то, что редко встречается и крепко запоминается.

Правило 3. Смерть тексту! Или 2:1(2- части изображение, 1 часть – текст)

     И наконец, еще одно правило, которое тем важнее, чем чаще им пренебрегают. Оно гласит: смерть тексту! А точнее, смерть любому тексту, кроме абсолютно необходимого. Толку в нем меньше, чем думает подавляющее большинство презентеров, населяющих слайд за слайдом списками (значками–маркерами слева от начала абзаца). Читать страницу за страницей и запоминать текст совсем непросто (а уж читать с экрана, так и вовсе пытка), не говоря о том, что голое чтение никого не убеждает. В старое время, когда презентации делали профессионалы, это правило соблюдалось неукоснительно: количество текста в презентациях докомпьютерной эпохи составляло 35%. Сейчас оно доходит до 80%. Словом, весь ненужный текст следует оставить либо для устного выступления, либо заменить его иллюстративным материалом: графиками, картинками и т.д.

Правило 4: Книга – подсказчик

Если вдруг Вы забыли все правила, вспомните, как оформлена книга. Вот Вам и подсказка.

Настройка презентации

по щелчку облегчает показ нужных слайдов в нужном месте выступления при условии, что показывает презентацию другой человек. Автоматическая настройка презентации дает возможность показа самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).

Требования к содержанию мультимедийной презентации 
(для подготовки учителя):

– соответствие содержания презентации поставленным целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), библиографическое описание по стандартам;
– лаконичность при максимальной информативности текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);
–соответствие изображений содержанию;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.
– работоспособность элементов навигации;
– качество интерфейса;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями должна загружаться одним заархивированным файлом.

Заключение

Создание презентации – увлекательный творческий процесс, в котором ключевое слово: ГАРМОНИЯ! Ищите, дерзайте, творите!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Что такое «тезисы», как их писать? 

        Если вас заинтересовала статья, то для того, чтобы лучше усвоить ее содержание, составьте тезисы.

       Тезисы — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.

      Умение правильно формулировать тезисы говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок.

       Рекомендуем:

§ При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

§  Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.

§  Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).

§  По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменная экзаменационная работа по профессии 260807.01 Повар, кондитер

Прошу ознакомиться с материалами для успешной подготовки к ГИА.Данная работа может быть использована для написания письменной экзаменационной работы как образец....

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению профессия 260807.01«Повар, кондитер» Тема: « БЛЮДА ИЗ РУБЛЕНОЙ МАССЫ»

Методическая разработка урока направлена: сформировать у обучающихся практические умения и навыки по приготовлению и отпуску блюд из рубленой массы, умения давать оценку качества приготовленному блюд....

«Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ по техническому переводу»

        Что такое технический перевод текста? Это сложная и очень ответственная работа для специалистов, владеющих не только иностранным языком, но и разбирающихся в техниче...

Методическое пособие для выполнения самостоятельной работы Тема: «Проект - мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо»,«Составление кроссворда»

Данное методическое пособие для выполнения самостоятельной работы по теме: «Мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо», «Составление кроссворда» составлено в соответствии с Рабочей...

Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ обучающимися 1 курса

Сборник заданий для самостоятельных работ для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена...

Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по праву

Краткое описание заданий для самостоятельных работ учащихся по праву и рекомендации по их выполнению...

Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» по МДК 05.01«Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»

В данном методическом сборнике предоставлены задания для самостоятельных работ для обучающихся 2 курса по профессии "Повар,кондитер". Целью учебного пособия  является оказание помощи уч...