ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 9,11 КЛАССОВ
статья

Львова Татьяна Александровна

ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ulyanova_lvova_1.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.016:51(045)

ББК 22.1 р

ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СПО

ЛЬВОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ГБПОУ РМ «Саранский элетромеханический колледж». Саранск, Россия

79625940978@yandex.ru

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования № 2783 от 18.07.2002 г., профильное обучение определяется как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [1].

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели [там же]:

– обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преем-ственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Для самостоятельного и осознанного выбора старшеклассниками профиля обучения в старшей школе еще до перехода на итоговую ступень школьного обучения большую роль играет предпрофильная подготовка учащихся основной школы. На сегодняшний день, в этой области достигнут существенный прогресс. Предпрофильная подготовка в основной школе, во-первых, состоялась как особое педагогическое явление, во-вторых, она получила широкую и интенсивную эксперементальную апробацию.

Проблемы управления введением и распространением предпрофильной подготовки в системе общего образования рассмотрены в трудах Е. В. Ворониной, С. С. Кравцова, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, И. С. Сергеева, С. Н. Чистяковой и др. Их анализ позволяет определить предпрофильную подготовку как систему педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых им профилирующих направлений будущего обучения [4, 6].

Разработке содержательного и методического обеспечения профильного и предпрофильного обучения математике посвящены исследования Е. И. Барановой, О. В. Лосевой, М. Г. Мехтиева, С. М. Мирзаева, Т. Г. Пискуновой, М. Е. Сангаловой, Э. Т. Селивановой, Е. В. Степановой, П. Т. Сухановой и др. По мнению многих авторов, основным средством реализации предпрофильного обучения школьников являются предпрофильные элективные курсы. Содержание таких курсов и их методическое наполнение направлено на реализацию нескольких основных направлений [4]:

– пропедевтико-профессионального, связанного с созданием и применением инструментария, необходимого школьнику в будущей учебной и учебно-профессиональной деятельности;

– познавательного, связанного с развитием определенного стиля мышления, характерного для того или иного профиля;

– потребностно-мотивационного, обеспечивающего формирование ценностного отношения к соответствующему виду деятельности и осознанную возможность выбора профиля обучения.

Элективные курсы, в отличие от факультативов, обязательны для учащихся и реализуются за счет школьного компонента учебного плана. В контексте предпрофильной подготовки учащихся они должны:

– учитывать познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

– «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне;

– осуществлять внутрипрофильную специализацию обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.

Лейтмотивом содержания предпрофильных элективных курсов по математике выступают специально подобранные задачи. Решая их, учащийся убеждается, что многие математические понятия, имеют приложения в реальной жизни, в практике людей, в различных сферах жизнедеятельности человека. Подобное как раз и играет огромную роль в предпрофильной подготовке.

В настоящее время, задача нередко трактуется как многоаспектное явления обучения, согласно которому она есть [5, 7]:

1) носитель действий (с точки зрения содержания обучения);

2) одна из форм проявления и реализации методов обучения (с точки зрения методов обучения);

3) средство целенаправленного формирования знаний, умений навыков (с точки зрения средства обучения);

4) один из способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся (с точки зрения деятельностного аспекта);

5) средство связи теории с практикой (с точки зрения прикладного аспекта).

Такая многоаспектность задач однозначно доказывает, что их можно использовать как эффективное средство предпрофильнй подготовки учащихся. Особенно этому в наибольшей степени отвечают задачи прикладного характера, требующие для решения привлечения знаний, основанных на материале разных предметных областей, а также – задачи, при решении которых наглядно отражается роль математики в разных профилях обучения: индустриально-технологическом, естественнонаучном, социально-экономическом, физико-математическом, гуманитарном, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном и др. [2, 6].

Например, при изучении тригонометрических функций можно активно использовать межпредметные связи математики и многих других предметных дисциплин. Так как эти функции находят широкое применение, в частности, везде, где приходится иметь дело с периодическими процессами и колебаниями – будь то акустика или оптика, качание маятника или биоритмы, военное дело или архитектура и т.д. Тогда, в контексте предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, последним можно предложить следующие прикладные задачи 1-3 по теме «Изучение тригонометрических соотношений в треугольнике» [3].

Задача 1. (Художественно-эстетический профиль). Двускатная крыша древнегреческого храма Парфенона с главного (западного) фасада имела фронтон высотой 3,55 м и шириной 28,35 м. Определите угол наклона крыши храма.

Задача 2. (Оборонно-спортивный профиль). Квадрокоптер, находящийся на высоте h, виден из начала пехотной колонны под углом α, а из конца колонны – под углом β. Определите, на какой высоте находится квадрокоптер, если длина колонны по прямой равна n. (Рассмотрите всевозможные положения квадрокоптера относительно колонны).

Задача 3. (Индустриально-технологический профиль). На рисунке 1 показан кривошипно-шатунный механизм бензинового двигателя. Плечо ОА имеет длину 11 см и вращается по часовой стрелке вокруг О. Шатун АВ имеет длину 32 см. Его конец В движется горизонтально. а) Определите угол между шатуном АВ и горизонталью в положении, показанном на рисунке 1. б) Определите длину ОВ в том же положении, показанном на рисунке 1.

Представленные задачи направлены на выявление у учащихся профориентационных возможностей и способностей, их склонностей к разным видам профессиональной деятельности и профессиональных интересов в контексте предстоящего им в дальнейшем выбора соответствующего профиля обучения.

Список использованных источников

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Интеграция образования. – 2003. – № 2/3. – С. 9-21.
  2. Особенности изучения математики в разных профилях: методическое пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 29 с.
  3. Попов, Г. Н. Как применялась и применяется тригонометрия на практике / Г. Н. Попов. – М.: Учпедгиз. – 1931. – 88 с.
  4. Пудовкина, Ю. Н. Предпрофильная подготовка школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных курсов (на примере курса математики): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Юлия Николаевна. Пудовкина. – Нижний Новгород, 2012.– 22 с.
  5. Саранцев Г. И. Методика обучения математике: методология и теория: учеб. пособие / Г. И. Саранцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.
  6. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003. – 110 с.
  7. Ульянова, И. В. Задачи в обучении математике. История, теория, методика : учеб. пособие / И. В. Ульянова; Мордовский госпединститут. – 2006. – 65 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных умений у учащихся 3 – 4 классов в процессе обучения решению текстовых задач.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в ср...

Компетентностно-ориентированные задания для текущего и промежуточного контроля успеваемости по астрономии как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа.

Важнейшим требованием современного общества к подготовке высоко квалифицированных выпускников и рабочих кадров является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знани...

Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

Презентация Профессиональные пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» по направлению "Поварское дело".

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...

Элективный курс «Практикум по решению физических задач» предназначен для учащихся 10-11 классов.

Программа элективного курса отличается от общеобразовательной программы по физике тем, что дает возможность учащимся, обучающимся в образовательных классах  хорошо овладеть навыками решения задач...

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...