Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности по дисциплине «Глобальные вычислительные сети» «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ WWW»
методическая разработка на тему

Букатина Ольга Вячеславовна

Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.

Первая часть занятия – защита проектной работы «Социальные сети или жизнь online». В данной проектной работе раскрыты понятия: социальная сеть, разновидности социальных сетей, психология социальных сетей, их достоинства и недостатки. Выявлено влияние на сознание человека, рассказано о таком психологическом заболевании, как Интернет-зависимость и ее новой форме – зависимости от социальных сетей. Приведены результаты социологического исследования студентов колледжа.

Вторая часть – практическое занятие. Студенты закрепляют знания об информационном поиске: информация, информационная система, информационная потребность, релевантность. Основное содержание информационного поиска. Релевантность и пертинентность. Методы определения релевантности. Виды информационных документов. Текстовые документы. Запросы. Типы запросов. Предметный поиск. Информационно-поисковые системы (ИПС). Типы ИПС. Краткий обзор основных типов. Формируют умения работы с различными информационно-поисковыми системами, критерии отбора для определенных поисковых систем. Закрепляют навыки определения релеватности и пертинетности, избирательности и чувствительности поисковой системы. Закрепляют навыки анализа данных с помощью MS Excel, построение таблиц и графиков. Формируют навыки использования синтаксиса языка запросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГАПОУ СПО «Промышленно-технологический колледж»

Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности

по дисциплине «Глобальные вычислительные сети»

«РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ  WWW»

Разработал:

преподаватель О.В.Букатина

 

Мичуринск 2017 уч.год


Дидактическая цель:  сформировать навыки работы  с иноформационно-поисковыми системами; научиться выбирать оптимальный способ использования ИПС.

Задачи:

Обучающие: научить ориентироваться в современных ИПС, показать многообразие ПС и их возможности, повторение и закрепление навыков и умений работы в среде Microsoft Excel: использования относительных и абсолютных адресов, использования формул, использования функций построения графиков.

Развивающие: развитие умений выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных, продолжение формирования мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения в практической деятельности, развитие умения излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно, развитие мотивации к познавательной деятельности, развитие личности студента и адаптация ее в мировом информационном пространстве, при условии активизации учебно-познавательной деятельности, формирование информационной культуры посредством использования технологий работы с большими объемами информации в современных электронных информационных ресурсах.

Воспитательные: актуализация значимости курса на современном этапе развития общества, формирование умений планирования дальнейшей деятельности, воспитание ответственности за свою работу, воспитание умения самостоятельно отрабатывать практические навыки.

Педагогические методы и технологии:

Информационно-познавательные

Практические (репродуктивный метод – выполнение работ по заданному)

Проблемно-поисковые

Диагностические (анализ результатов)

Система согласованного обучения

Тип занятия: практическое занятие с элементами проектной деятельности.

Циклограмма:

Организационный момент-3 мин

Вступление-5 мин

Защита проектной работы-35 мин

Оценивание проектной деятельности-5 мин

Выполнение практической работы-25мин

Самостоятельная работа-20 мин

Выводы-7 мин


План занятия:

Организационный момент

Защита проекта.

Здравствуйте, ребята.

Месяц назад стартовала наша проектно-исследовательская работа. Весь этот период мы усиленно собирали материал по заданной теме, ставили цели и задачи, выдвигали гипотезы, вместе решали возникающие по мере работы проблемы, учились находить и обрабатывать  информацию. Поэтому сегодняшнее занятие у нас необычное мы с проектной группой представляем результаты проделанной работы

Слово предоставляется проектной группе.

Проект - Социальные сети или жизнь online

В какой бы стране мира вы не жили, в каком бы месте не находились, у вас есть возможность  получить доступ в Интернет. Это стало таким же обычным явлением, как просмотр телевизионных передач. Поэтому, в последние несколько лет Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. В Интернете мы ищем различную информацию, работаем, развлекаемся, общаемся. Большинство людей уже не могут представить свою жизнь без Интернета, и не удивительно, многие находятся в сети круглосуточно. Кто – то скажет, что это нормально, мы живем в век информационных технологий и новшеств, поэтому использование плодов труда современной науки – это только шаг вперед. Другие утверждают напротив, что такие новинки приводят к деградации личности.

Не так давно в Интернете появилось такое явление, как социальные сети, и буквально за пару лет они стали настолько популярны, что теперь практически у каждого Интернет-пользователя есть своя страничка в той или иной социальной сети, а скорее всего и не в одной. Социальные сети – это самый популярный ресурс в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 – это классические социальные сети и еще 60 – в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру используют социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Социальные сети стали центром современного Интернета.

Определение понятия «Социальная сеть»

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.

Раньше и никто и представить не мог, что социальные сети приобретут такую популярность. Сейчас же большинство не может представить свою жизнь без социальных сетей. В наше время социальные сети становятся все более и более распространенными как среди молодого поколения, так и более старшего.

В социальных сетях можно найти старых знакомых и приобрести новых. На сайте возможно указать информацию о себе, которая позволит отыскать вас другим пользователям. В последнее время в России наиболее популярными стали такие сайты, как Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Skype, ICQ и другие. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них.

Разновидности социальных сетей

Одноклассники - социальная сеть, русскоязычный аналог сайта Classmates.com (англ.), используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. Сайт является одним из самых популярных ресурсов русскоязычного Интернета, занимая, по некоторым данным, одно из лидирующих мест по ежемесячному охвату для аудитории российских интернет - пользователей 14—55 лет (данные на июль 2011 года), среди сайтов, не относящихся к поисковым системам и среди всех русскоязычных ресурсов. По данным собственной статистики сайта, на июль 2011 года зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, посещаемость сайта — 19 млн. посетителей в сутки/

«В Контакте»— крупнейшая в Рунете социальная сеть, третий по популярности сайт на Украине и в Казахстане, четвёртый— в Беларуси, 42-й— в мире. Ресурс изначально был создан для студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным и быстрым способом общения». С января 2009 года «В Контакте» посещало больше людей, чем его главного конкурента в России— «Одноклассники». «В Контакте» после его создания и распространения, стали называть клоном Facebook. Это связанно с тем что «В Контакте» имеет однотипный дизайн и архитектуру, как и Facebook. На все обвинения по этому поводу Павел Дуров отвечает, что и правда впервые ознакомился с принципами социальных сетей, на примере Facebook. Но реализация сайта потребовала адаптации концепции под российскую систему образования, а также написания собственного программного кода. Схожесть дизайна объясняется использованием открытой концепции стилей, описанной, в частности, в книге «The CSS Anthology: 101 Essential — Tips, Tricks&Hacks».

Skype – это бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Эта программа, позволяющая общаться через Интернет со своими родственниками, друзьями, коллегами по всему миру.  Обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Первый релиз программы и сайт появились в сентябре 2003 года.

Facebook - самая популярная социальная сеть в мире. Так, недавно в сети зарегистрировалось 120-миллионный пользователь. В России популярности особой она не испытывает, так как здесь правит балом  «В контакте». Facebook является детищем Марка Цукерберга. Facebook зародилась в институтские годы Марка. Поступив а Гарвард Марк выделялся из всех студентов по 2-м причинам: хорошей успеваемостью и тем, что взломал сервер Гарварда. Цукерберг взломал сервер и создал приложение, суть которого заключается в том, что оно выводило попарно фотографии студенток Гарварда, а пользователям предлагалось выбрать ту, что симпатичнее. И 4 февраля 2004 года на свет появилась сеть.

ICQ - революционный, удобный для пользователя инструмент, который информирует о том, кто находиться в режиме online в любое время, и позволяет связаться с ними, если это нужно. Эпоха требовала связи  - быстрого, надежного способа найти в Сети нужного тебе человека. И неудивительно, что дебютный продукт-icq-никому не известной израильской фирмы Mirabilis (в 1998 году приобретенной America-On-Line), появившийся на свет 13 лет назад, вдруг превратился в сенсацию мирового масштаба. Сервер Mirabilis трещал и разве что не разваливался под напором желающих немедленно скачать эту замечательную программу. В итоге к началу 1999 года эта программа была установлена уже на 30 миллионах компьютеров, а в марте 2001 года число ее пользователей достигло 100 000 000 отметки! А в 2005 году уже 500 000 000 пользователей.

Достоинства и недостатки социальных сетей

  • Сеть ускоряет познание человека, а значит — ускоряет его сознание. Но ослабляет память, ведь не нужно помнить то, что можно всегда подсмотреть. И ослабляет ответственность, ведь сеть, в отличие от жизни, не столь требовательна. В итоге мы видим зачастую тех, кого ещё десяток лет назад называли «манкуртами», людей без памяти и чести.
  • Длительное пребывание студентов в социальных сетях негативно сказывается на их успеваемости в учебе. Согласно последнему исследованию психологов, успеваемость у студентов, подключенных к Facebook даже в фоновом режиме, в среднем на 20% ниже, чем у других учеников. При этом выяснилось, что те студенты, которые не тратят время на социальные сети, уделяют учебе вне стен университета на 88% больше времени.
  • Патологическое использование компьютера и времяпровождение в социальных сетях, возможно, не так опасны в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания. Однако очевидно, что такая зависимость все же негативно влияет на личность человека.
  • Социальные сети вызывают изменения в мозге у молодых пользователей. Как утверждается, такие сайты как Facebook, Twitter и Bebo рассеивают внимание и делают молодых людей более эгоцентричными.
  • Более 150 миллионов людей используют Facebook, еще 6 миллионов пользуются Twitter, однако на волне популярности этих сайтов возрастающее число психологов и неврологов считают, что они приносят больше вреда, чем пользы.
  • Оказывается, не только зависимостью опасны социальные сети, но и своим вмешательством в семейные отношения. Специалисты из Санкт-Петербургского психоаналитического центра опубликовали результаты своего исследования, которое было посвящено изучению социальных сетей на предмет их влияния на количество разводов. Согласно выводам ученых, 15% браков распалось именно по вине этих самых сетей.

Психология социальных сетей

Влияние социальных сетей на жизнь людей огромное! А какое оно, это влияние?

Социальные сети – это самое популярное занятие в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 – это классические социальные сети и еще 60 – в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру используют социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Социальные сети стали центром современного Интернета.

Интернет-зависимость – это уже давно признанное психологическое заболевание, а зависимость от социальных сетей - её новая форма.

Стремясь удовлетворить свои потребности, человек проводит в сети огромное количество времени, однако социальная сеть дает только ощущение удовлетворения этих потребностей, наступает зависимость, которая приводит к множеству проблем: появляются комплексы, депрессия, страхи, перепады настроения и мн. др.

Интернет не может заменить реальной жизни, человеку хочется еще и еще, и еще, но чем больше он получает «общения» через Интернет, тем больше его хочется, а потребности все также остаются неудовлетворенными.

Как влияют социальные сети на сознание человека: мнения

Финансист и независимый журналист Нестор Комарницкий:

Социальные сети в умеренных дозах помогают человеку поддерживать связи с огромным числом людей, находить последователей и учителей, с которыми в противном случае человек никогда бы не встретился, помогают личностному росту и развитию. Проблема в том, что данные и виртуальные социальные контакты вызывают зависимость, часто сравнимую с наркотическими веществами, и вредят, как в жизни человека, злоупотребляющего ими, так и в его физическом и душевном здоровье.

Социальный психолог, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский:

Социальные сети делают сознание человека в большей мере коллективным. На индивидуальном же уровне они способствуют большей концентрации внимания, повышению темпа психической деятельности. В социально-психологическом плане — некоторой аутизацией, компенсируемой ростом виртуальных контактов.

Журналист и переводчик Даниэль Штайсслингер:

На сознание, они никак не влияют. Общительные люди существовали и до появления компьютеров, сейчас им предоставили дополнительные технические возможности. К тому же, сеть даёт такие плюсы, как отсутствие необходимости в дресс-коде (за компьютером можно сидеть хоть в семейных трусах, да и бриться перед общением с приличными людьми становится менее нужным), небольшая степень анонимности (для собеседников), позволяющая честно высказывать своё мнение, хотя это — палка о двух концах, некоторые  распоясываются и т.п. Конечно, это виртуальные контакты, тем не менее, это позволяет показать человеку себя, установить какие-то виртуальные связи. По мнению психолога, общение в социальной сети нельзя назвать зависимостью. Социальная сеть позволяет человеку быть максимально включенным в современное общество и его ритм. «Да, виртуальное общение затягивает. Но нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо, потому, что человек зависим прежде, чем он зарегистрировался в сети. Он уже страдает, а в сети это проявляется».

Пользователей социальных сетей распределили по типажам

Американский социолог и футурист - аналитик Брайан Солис предложил типы пользователей социальных сетей.

Активные доброжелатели - те, кто  демонстрирует бескорыстное доброе поведение в Сети и вне ее.

Решатели проблем - это те, кто ищет интересную информацию, и делятся ею или описывают собственный опыт.

Комментаторы - источники мыслей, наблюдений, опыта, а иногда нефильтрованой реакции на информацию в Сети.

Исследователи - являются источником опросов и дискуссионных постов.

Собеседники – активно принимают участие в разговорах и т.п.

Кураторы - ищут и делятся только той информацией, которая проходит через фильтр "интересно мне и понравится моим френдам".

Производители - "элита онлайна", пользователи-генераторы относительно большого количества оригинального контента в разных сетях.

Вещатели - по большому счету, односторонние распространители информации.

Эго-кастеры утрачивают связь с реальностью и начинают восприниматься френдами как забавный персонаж.

Маркетологи - создают страницы, посвященные маркетинговым идеям, продуктам и услугам в пределах или за пределами своего портфолио.  

Веб-звезды - лица, которые обрели конкретный уровень сетевой популярности.

Селф-промоутеры - не скрывают своих намерений использовать социальная сеть, как место для трансляции своих достижений и анонсирования событий со своим участием.

Спамеры - профили, которые создаются без учета тех, с кем они вступают в контакт.

Жалобщики - когда нам нравится что-то - мы говорим об этом друзьям, когда нас что-то беспокоит - мы говорим всем. Для жалобщиков недовольство - основной ингредиент их социального потока

Наблюдатели - неактивные пользователи, которые не обновляют свой блог и не заполняют профайл.

Карьеристы - "социальный капитал" - не только репутация, которую обретают в социальной сети, это еще и метод "подняться" в реальной жизни, поэтому карьеристы используют различные профили для достижения своих целей.

"ЧМИ" - "чересчур много информации", статус, которым характеризуют данного пользователя его "читатели".

Личеры - пользователи, которые "одалживают" результат работы других людей и используют его почти исключительно для продвижения своего дела.

Классификация социальных сетей по профессиональному признаку

Опрос Superjob.ru среди 4000 человек показало, что самыми заядлыми любителями социальных сетей являются event-менеджеры. 67% из них не только зарегистрированы на ресурсах, но и ведут в них активную деятельность. Не отстают и переводчики, менеджеры по туризму (по 54%), а также преподаватели (52%).

Время от времени уделяют внимание социальным ресурсам менеджеры по страхованию (59%) и закупкам (55%), а также инженеры по охране труда и технике безопасности (54%).

Люди, которые когда-то активно пользовались, а сейчас забросили соцсети: среди них преобладают программисты (13%), руководители и менеджеры по работе с клиентами (по 12%).

Не зарегистрированы на социальных ресурсах очень занятые люди, либо те, кто далек от интернета. Так, ни в одной из сетей не имеет аккаунта каждый пятый управленец (20%), по 14% прорабов, кладовщиков и юристов, по 13% персональных водителей и квалифицированных рабочих.

В «Одноклассниках» чаще других любят заседать бухгалтеры (74%) и медсестры (72%),

«ВКонтакте» - event-менеджеры (97%), продавцы-

консультанты (96%) и PR-менеджеры (94%).

Facebook предпочитают переводчики (68%), event-менеджеры (63%) и PR-менеджеры (62%),

«Мой мир» - медсестры (63%), госслужащие (61%) и бухгалтеры (57%).

Писать в «Живом журнале» любят, что не удивительно, журналисты (30%), а также PR-менеджеры (27%), менеджеры по рекламе и event-менеджеры (по 18%).

Большинство зарегистрированных на Twitter - event-менеджеры (23%), журналисты, редакторы, PR-менеджеры (по 22%), системные администраторы и менеджеры по рекламе (по 19%).

Психология общения:

самовыражение через статусы в социальных сетях

Любое общение построено на желании показать свои лучшие стороны, хочется самовыразиться и чтобы тебя признали интересной личностью. Для этого очень хорошо подходят задушевные беседы на хорошо знакомую тему. Но такие беседы возможны одновременно с небольшим количеством человек. Для широкой публики предназначены статусы, которые могут охарактеризовать человека, выразить его настроение или описать произошедшие события. Именно статусы помогают увидеть в человеке родственную душу.

Чаще всего используют оригинальные статусы. Они характеризуют человека, как интересную, уникальную и самобытную личность. Но у такого рода статусов есть одна большая опасность. Нельзя использовать часто повторяющиеся, уже затертые и заштампованные фразы - можно получить обратный эффект. Хорошо в качестве оригинального статуса смотрятся цитаты и фразы известных людей. В таком случае создается впечатление человека читающего и умеющего применять знания к месту. Другим вариантом статуса может стать забавная фраза. Она сразу говорит о чувстве юмора человека, но и о любви к определенного рода шуткам. Есть люди, которые обожают шутки ниже пояса, другие их терпеть не могут.

Забавный статус поднимает настроение окружающих и собственное. С помощью статуса можно выразить свои чувства. Если грустно или весело, в душе любовь к миру или ненависть к окружающим, то небольшая фраза поможет поделиться чувствами или частично их сбросить, уменьшить негатив. Именно статус поможет вам избежать встречи и возможной ссоры.

В настоящее время можно даже говорить о некоем заболевании на просторах интернета – статусомании. Люди изыскивают интересные фразы для размещения на своей странице, другие люди придумывают их в промышленных масштабах и размещают на специальных ресурсах. Если посмотреть посещаемость таких сайтов, то можно убедиться, что люди активно и охотно пользуются их  услугами.

Результаты анкетирования

Проведя анкетирование среди студентов нашего колледжа, мы выявили, что:

98% студентов пользуются Интернетом, причем 5% пользуются им круглосуточно, 42% не пользуются им, лишь, когда спят, 50% - пару часов в день и 3% - редко;

61% предпочитают социальную сеть Вконтакте, 18% – Одноклассники, 8% - Твиттер, 4%  - Facebook, 4% - Мой мир.  

Студенты колледжа практически не подвержены статусомании, т.к. 60% опрошенных меняют статусы очень редко, 18% не меняют их никогда, и только 22% меняют их каждый день, а 5% даже каждый час. 70% - лишь иногда обращают внимание на статусы своих друзей, и лишь 15% - не обращают на них никакого внимания. На вопрос «Влияют ли статусы на настроение?» более 70% ответили положительно, 28%- статусы на настроение не влияют.

Так же мы выяснили, что более 60% студентов используют социальные сети в основном для общения и скачивания информации.

Отрадно было узнать, что 77% пользователей предпочитают общаться вживую, нежели в социальных сетях.

Заключение

Нельзя точно сказать, хорошо пользоваться социальными сетями или нет, но важно помнить, что это влияние огромное! А как они повлияют на пользователя, зависит в большей степени от него самого.

Социальные сети могут оказать пагубное воздействие, если стремясь удовлетворить свои потребности, человек проводит в сети огромное количество времени. Но социальная сеть дает только ощущение удовлетворения этих потребностей. Интернет не может заменить реальной жизни, человеку хочется еще и еще, и еще, но чем больше он получает «общения» через Интернет, тем больше его хочется, а потребности все также остаются неудовлетворенными.

Но если пользоваться социальными сетями разумно, то это может даже положительно сказаться на его сознании, помочь личностному росту и развитию, и позволят человеку быть максимально включенным в современное общество и его ритм.

Оценивание работы проектной группы

Спасибо ребята, садитесь. Вы все молодцы и подготовили отличную проектную работу!

Итак, подведем итоги:

Чистякова М. – помогла нам разобраться с определением «Социальная сеть», описала разновидности социальных сетей, их достоинства и недостатки, участвовала в анкетировании студентов колледжа.

Конюхова Е. также помогала в проведении соц. опроса среди студентов колледжа, подведение итогов соц опроса, помогла нам разобраться в вопросе самовыражения через статусы

Миронюк Ю. – лидер проектной группы. Координировала работу участников. Помогла нам разобраться с психологией социальных сетей. Анализировала результаты проведенного исследования и подготовила отчетную презентацию.

Все участники проектной работы заслуживают отличных отметок.

Выполнение практической работы:

Наряду с традиционными информационными ресурсами сегодня актуальными становятся электронные информационные ресурсы. В том числе современный человек должен владеть технологиями поиска информации в глобальной сети Интернет.

Прежде чем приступим к выполнению практической работы давайте вспомним

Вопросы:

  1. Дайте определение WWW.(Всемирная паутина (World Wide Web) или WWW - это система организации информации в Интернет, которая позволяет объединять в одном структурированном документе (веб-странице) информационные элементы различного происхождения (текст, изображения, звук), а также включать в любой документ ссылки на другие документы, расположенные в произвольных местах сети)
  2. Какая технология лежит в основе «Всемирной паутины»?( В основе Всемирной паутины лежит технология гипертекста. Изобретенный в начале 1990 годов язык разметки гипертекста – HTML)
  3. Назовите причины сложностей, возникающих при поиске информации в Интернете. (Во-первых, число источников в Сети чрезвычайно велико. Во-вторых, массив информации в Сети не только колоссален по объему, но еще и крайне динамичен. За те полминуты, что вы потратили на чтение первых строк этого раздела в виртуальной вселенной появилось порядка сотни новых или измененных документов, десятки были перемещены на новые адреса, а единицы навсегда прекратили свое существование. Интернет никогда не спит, как никогда не спит наша планета, по которой непрерывно катится волна деловой активности человечества в точном соответствии со сменой часовых поясов.)
  4. Что такое информационно-поисковая система?( Поисковая система - это система, которая занимается сбором информации о ресурсах Интернет и ее систематизацией для того, чтобы упростить пользователю доступ к интересующей его информации.)
  5. Для решения каких задач предназначены поисковые каталоги?( Каталоги — это, по сути, большие электронные энциклопедии, тематически структурированные и тем самым обеспечивающие возможность сужать круг поиска. При вызове в своем браузере каталога на экран выводится общий список тем, озаглавленных, например, следующим образом: «Наука и образование», «Люди и общество», «Компьютеры и Интернет», «Бизнес и коммерция», «Средства массовой информации»..)
  6. Как работают поисковые машины? (Поисковые же машины определяют всю паутину Сети как огромную базу данных. Здесь при вводе какого-либо термина программа выдает перечень документов, содержащих искомое определение. И чем опытнее и умнее сёрфер (специалист по поиску в Сети), чем конкретнее вводимое им определение (лучше, если это будет словосочетание), тем меньший объем результатов или перечень сайтов, содержащих введенные слова, выдаст машина)
  7. Какие приемы ввода ключевых слов в поисковые строки  оптимизируют поиск?( охват лексической базы (все ли слова запоминаются системой, или только названия, заголовки, составные первых двух страниц текста, или вообще лишь ключевые термины, запрограммированные создателями сайтов); как часто система перепроверяет содержимое сети; «понимает» ли поисковая машина морфологические особенности; практичность самого интерфейса, возможность использовать дополнительные функции)
  8. Что должен сделать пользователь, чтобы воспользоваться поисковой системой?( Набрать запрос).
  9. Что такое запрос?( это набор соединенных операторами ключевых слов, с помощью которых поисковая система автоматически ведет поиск и отбор необходимых документов)
  10. По каким критериям можно оценивать поисковую систему?( По общему количеству найденных сайтов. По количеству найденных релевантных документов)
  11. Что такое релевантный документ?( найденный в процессе поиска документ, соответствующий сделанному запросу.)
  12. Что такое пертинентный документ?( подходящий документ среди просматриваемых (в нашем случае мы требуем полного совпадения с запросом и поэтому это будет подходящий документ среди релевантных)
  13. Что такое пертинентный документ?( подходящий документ среди просматриваемых (в нашем случае мы требуем полного совпадения с запросом и поэтому это будет подходящий документ среди релевантных)
  14. Что такое избирательность ПС?( способность ПС отбирать документы, соответствующие запросу, не включая лишних документов. Избирательность – величина, обратная числу отобранных документов, не соответствующих запросу. Чем выше избирательность, тем меньше посторонних документов попадает к пользователю. N – найдено документов; R – найдено релевантных; I – избирательность, I=1/(N-R)
  15. Что такое чувствительность ПС? (способность ПС отбирать документы, соответствующие запросу, не пропуская нужных документов. Чувствительность - величина, обратная числу пропущенных нужных документов. Чем выше чувствительность, тем меньше вероятность пропуска нужного документа.C – чувствительность; P – найдено пертинентных,С=1/(Pmax-P)

Давайте оценим на практике по этим критериям несколько поисковых систем.)

 Практическая работа и анализ результатов

  1. Вы должны заполнить таблицу с учетом перечисленных критериев для определенной поисковой системы

(Между студентами распределяются поисковые системы (каждый работает в одной).

Поисковая система _____________________

Найдено

 

Найдено релевантных

 

Найдено пертинентных

 

Избирательность

 

Чувствительность

 

Занести полученные средние результаты в общую таблицу на компьютере преподавателя.

Открыть файл сравнительная таблица поиска общая.xls

yyandex

ggoogle

Rrambler

ААпорт!

MSN

Altavista

@mail.ru

webalta

what.ru

Nigma.ru

Найдено

Найдено релевантных

Найдено пертинентных

Избирательность ПС

Чувствительность ПС

 

Построить график

Сохранить документ в общем ресурсе.

Сделать выводы по полученным результатам

План ответа по анализу

Наилучшие результаты по критерию показала ПС…

Хуже всего по этому критерию проявила себя ПС…

Обобщение по всем ПС

  1. Заполнить таблицу примерами

Таблица «Синтаксис языка запросов»

Синтаксис языка

Значение

Пример

!

+

- (пишется слитно с исключаемым словом)

&

I

~

&&,~~

«»

/

/(n m)

()

$title

Как вы думаете, какой критерий является определяющим при оценке ПС? (пертинентность).

Закрепление

Выводы:

Д/З: Проверить, будут ли справедливы наши выводы для других видов информации. Ответ подготовить по заданной форме.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

- основная литература:

  1. Попов И.И. Компьютерные сети. М.: Форум, 2004
  2. Холмогоров В. Компьютерная сеть своими руками. СПб, Питер, 2004

- средства обучения:

  1. Интерактивная система.
  2. LAN.
  3. MAN.
  4. Персональный компьютер.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  • http//www.sqi.ru
  • http//www.iso.ru
  • http//www.firstsep.ru
  • http//www.yandex.ru
  • http//www.intuit.ru

ТОГАПОУ СПО «Промышленно-технологический колледж», преподаватель: О.В. Букатина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: «Проблемы экологии» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность раздел МДК 01.01.Пропедевтика в акушерстве на тему: Обследование беременной

В данной методической разработке для практического занятия по диагностике беременности представлены дидактические материалы для формирования практических умений по обследованию беременных....

Методическая разработка практического занятия ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Профилактика внутриутробной гипоксии и родовой травмы

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населенияразде...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населения разд...

Методическая разработка практического занятия для дистанционного обучения по учебной дисциплине "Основы выполнения живописных работ"

В данной разработке практического занятия содержатся методические рекомендации по выполнению живописного этюда акварелью из простых предметов быта. Материал расчитан для студентов первого курса учереж...

Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Методическая разработка практического занятия по теме  Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Методическая разработка практического занятия по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия  по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...