МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи
методическая разработка на тему

Смирнова Татьяна Валентиновна

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населения раздел  МДК 04.01. Сохранение и  укрепление  здоровья  на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

 Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное

                                      образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»        

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ.04.Профилактическая деятельность

раздел  МДК 04.01. Сохранение и  укрепление  здоровья

на тему:

Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи 

Время – 6 часов

Курс III  по специальности 31.02.01.. «Лечебное дело»

Углубленная подготовка

 

Автор: преподаватель

Смирнова Татьяна Валентиновна

Санкт-Петербург

2015


ТЕМА: Профилактика внутриутробной гипоксии и родовой травмы

Тип занятия: приобретение умения проводить профилактику внутриутробной гипоксии и родовой травмы

Вид занятия:практическое.

Продолжительность: 270 минут.

Место проведения: симуляционный кабинет педиатрии

Оснащение: конспект занятия, оснащение доклинического кабинета, видеоаппаратура

презентация, ТСР,контрольные вопросы для входного и заключительного контроля, манекены новорожденных детей, предметы ухода,гигиены.

Цель занятия: научить определять группы риска различных заболеваний; проводить патронажную деятельность.

Задачи:

Учебные: сформировать умение проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.( ПК 4.6.)

Развивающие: способствовать формированию стремления к расширению своих профессиональных знаний, понимания социальной значимости профессии, умения анализа ситуации и выбора решения ( ОК 01, ОК 03)

Воспитательные: способствовать  формированию:  объективность,  добросовестность,  интереса к профессии, нравственных качеств личности(ОК 11)

Уровни усвоения:

Уметь

  • определять группы риска развития различных заболеваний;
  • осуществлять скрининговую  диагностику при проведении диспансеризации населения; 
  • организовывать и проводить патронажную деятельность на закрепленном участке;
  • проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здорового населения;

Знать        особенности организации диспансеризации и роль фельдшера в ее проведении;

  • принципы диспансеризации при различных заболеваниях;
  • группы диспансерного наблюдения при различной патологии;
  • виды профилактики заболеваний

Ход занятия:

270 минут

1

Организационный момент:

Формулировка темы и план занятия

2 мин.

Постановка  цели и уровня усвоения

3 мин.

2

Контроль уровня исходных знаний по вопросам

Демонстрация заполнения ИПР с комментариями

Инструктаж по сам.работе

Сам. Работа ( заполнение истории болезни)

проверка качества заполнения  с комментариями

Демонстрация особенностей составления плана реабилитации

Инструктаж по сам.работе

Сам. работа( составление плана)

проверка качества составления плана с комментариями

30 мин

30 мин.

5 мин.

45 мин.

30 мин

15 мин

5 мин

45 мин

30 мин.

3

Контроль усвоения материала

20 мин.

4

Обсуждение и обобщение изученной темы

10 мин.

5

Домашнее задание

2 мин.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов:составить презентацию на тему: Специализированный уход за детьми с наследственными заболеваниями.

Задание для самоподготовки_(на следующее занятие)_ Особенности выхаживания новорожденного с экстремальной низкой массой тела (ЭНМ). Составление фармакологической таблицы и выписка рецептов по теме занятия (Выполнить фрагмент истории болезни)

Литература( для выполнение домашнего задания) Запруднов А.М. учеб., 2013.стр.191-200

Основная: Запруднов А.М. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб.

для СПО 060101- М.: ГЭОТАР-Медиа,2013,-560с

Дополнительная : Шабалов, Н.П. Педиатрия : учебник для  студентов мед. вузов / Н.П.Шабалов.-М.: СпецЛит,2010.- 935

ФРАГМЕНТ КОС ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИИ

Мальчик Б., 6 месяцев,

Анамнез жизни: ребенок от второй беременности, протекавшей с токсикозом в первой половине, срочных родов. Масса тела при рождении 950 г, длина - 50 см. Оценка по шкале Апгар 6/3 баллов. Находился в палате интенсивной терапии для восстановления дыхательной функции. На 10 день жизни переведен на второй этап выхаживания в отделение недоношенных. К груди в родильном залене приложен. Вакцинация БЦЖ в родильном доме, других прививок не проводили.

Анамнез заболевания: в 2месяца на фоне смеси «Агу-1», у мальчика на коже щек появились участки покраснения с элементами микровезикул, которые в дальнейшем подвергались мокнутию с ббразованием зудящих корочек. В возрасте 3 месяцев на волосистой части головы появились диффузные серовато-желтые чешуйки. С 4-месячного возраста проводилась частая смена молочных смесей («Фрисолак», «Энфамил», «Симилак», «Хумана», «НАН» и т.д.), на фоне чего кожные проявления заболевания усилились, вовлекая в процесс лицо, верхние и нижние конечности, туловище. В дальнейшем в процесс вовлекалась кожа сгибательных поверхностей рук и ног, область ягодиц. Применение наружных медикаментозных средств («болтушки», кремы, мази, травяные ванны) и антигистаминных препаратов давали кратковременный эффект. В 5,5 месяцев введен прикорм - овсяная каша, после чего отмечалось выраженное беспокойство, появился разжиженный стул со слизью и непереваренными комочками. Ребенок в последнее время практически не спит. Для обследования и лечения ребенок был направлен в стационар.

Семейный анамнез: мать - 29 лет, страдает экземой (в настоящее время в стадии обострения); отец - 31 год, страдает поллинозом.

При поступлении состояние ребенка тяжелое. Резко беспокоен. На волосистой части головы выражены проявления себорейного шелушения в виде «чепчика». Кожные покровы практически повсеместно (за исключением спины) покрыты мокнущими эритематозными везикулами, местами покрыты корочками. За ушами, в области шейных складок, в локтевых и подколенных сгибах, на мошонке и в промежности отмечаются участки с мокнутием и крупнопластинчатым шелушением. Пальпируются периферические лимфатические узлы до 0,5 см в диаметре, безболезненные, эластической консистенции, не спаяны с окружающими тканями. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, ясные, ЧСС -114 ударов в мин. Живот несколько вздут, безболезненный при пальпации во всех отделах; урчание по ходу кишечника. Печень +3,0 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул разжиженный, желто-зеленого цвета, с непереваренными комочками и слизью. Моча светлая. Общемозговых, очаговых и менингеальных симптомов не выявляется.

Дополнительные данные исследования к задаче по педиатрии

Общий анализ крови: НЬ - 104 г/л, Эр - 3,5х1012/л, Ц.п. - 0,8, Лейк - 11,2х109/л, п/я - 7%, с - 33%, э - 9%, л - 41%, м - 10%, СОЭ - 12 мм/час.

Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, удельный вес - 1010, белок - нет, глюкоза - нет, эпителий плоский - много, лейкоциты - 6-8 в п/з, эритроциты - нет, цилиндры - нет, слизь - много.

Задание к задаче по педиатрии

2.Обоснуйте Ваш диагноз. С какой целью переведен на второй этап выхаживания?

3.Перечислите основные патогенетические механизмы развития заболевания у данного больного.

4.Можно ли на основании представленных результатов обследования подтвердить диагноз?

5.Если это необходимо, наметьте план дальнейшего обследования.

6. Какие морфологические изменения кожи характерны для стадии мокнутия (спонгиоз или паракератоз)?

7.Перечислите факторы риска, способствовавшие реализации заболевания у данного ребенка.

8.Каким механизмам отводится ключевая роль в развитии атопических заболеваний?

9.Клинические проявления данного заболевания отражают иммунологическую, патохимическую или патофизиологическую фазу аллергической реакции?

10.Какие свойства антигистаминных препаратов способствуют уменьшению клинических проявлений заболевания?

11.Какие фазы аллергической реакции подавляют антигистаминные препараты: задитен, кларитин, зиртек?

12.С учетом каких показателей и рекомендаций строится диета у данной категории больных?

13.Какие проблемы могут возникать при неконтролируемом использовании наружных глюкокортикоидных средств?

14.Основные принципы терапии данного заболевания

Задача

Девочка 8 месяцев,  с выраженными тоническими судорогами.

Из анамнеза известно, что девочка от первой беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, артериальной гипотонией, анемией I ст., судорогами в икроножных мышцах. Роды преждевременные. Масса при рождении 800 г, длина 53 см. С рождения на искусственном вскармливании. Прикорм введен с 4 мес. В настоящее время получает: каши, овощное пюре, кефир. С 2 мес. диагностирован рахит. Назначено лечение масляным раствором витамина D2.

Объективно: девочка повышенного питания, голова гидроцефальной формы, выражены лобные и затылочные бугры. Краниотабес. Большой родничок 2x2 см, края податливы. Грудная клетка килевидной формы, нижняя апертура развернута. Тургор тканей резко снижен. Напряжение икроножных мышц, симптом «руки акушера». Тоны сердца слегка приглушены, ЧСС - 150 ударов в мин. В легких пуэрильное дыхание. Живот распластан. Печень на 3 см выступает из-под реберной дуги, селезенка не пальпируется. Сидит с опорой, не стоит, периодически тонические судороги.

Дополнительные данные исследования к задаче по педиатрии

Общий анализ крови: НЬ - 100 г/л, Эр - 3,Зх1012/л, Ц.п. - 0,8, Ретик. - 2%, Лейк - 7,0х109/л, п/я - 4%, с - 26%, л - 60%, м - 10%, СОЭ - 10 мм/час.

Общий анализ мочи: количество - 50,0 мл, цвет - светло-желтый, прозрачная, относительная плотность - 1,012, лейкоциты - 2-3 в п/з, эритроциты - нет.

Задание

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?

4. Какие изменения кислотно-основного обмена следует ожидать у ребенка?

6. Каков патогенез развития судорожного синдрома?

7. Связано ли развитие судорожного синдрома с временем года?

8. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?

9. Какие исследования необходимо провести для уточнения генеза анемии?

10. Какова терапия этого заболевания?

11. Каков прогноз?

12. Какие профилактические мероприятия следует проводить ребенку?

Итоговый контроль СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ

Выбрать правильный ответ

1. ДЛЯ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА ХАРАКТЕРЕН СРОК ГЕСТАЦИИ СЛЕДУЮЩИЙ:

1) родившийся на сроке беременности менее 37 нед.    

2) родившийся на сроке менее 38 нед.  

3) родившийся на сроке беременности  37-42 нед.  

4) родившийся на сроке беременности 38-42 нед.  

2.  ДОНОШЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНОК, РОДИВШИЙСЯ НА СРОКЕ БЕРЕМЕННОСТИ:

1) родившийся на сроке беременности менее 37 нед.  

2) родившийся на сроке  беременности 37-42 нед.  

3) родившийся на сроке  беременности 37-41 нед.    

4) родившийся на сроке беременности более 42 нед.  

3. ПЕРЕНОШЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК, РОДИВШИЙСЯ НА СРОКЕ БЕРЕМЕННОСТИ:

1) родившийся на сроке беременности менее 37 нед.  

2) родившийся на сроке беременности более 41 нед.  

3) родившийся на сроке беременности более 42 нед.    

4) родившийся на сроке беременности 38-41 нед.  

4. НОВОРОЖДЕННЫЙ С ОЧЕНЬ НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА ЭТО НОВОРОЖДЕННЫЙ :

1) родившийся с массой тела менее 2750 г.  

2) родившийся с массой тела менее 2000 г.  

3) родившийся  с массой тела менее 1500 г.    

4) родившийся с массой тела менее 1000 г.  

5. НОВОРОЖДЕННЫЙ С НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА - ЭТО НОВОРОЖДЕННЫЙ:

1) родившийся с массой тела  менее 2750 г.  

2) родившийся с массой тела менее 2500 г.    

3) родившийся с массой тела  менее 1750 г.  

4) родившийся с массой тела менее 1000 г.  

6. НОВОРОЖДЕННЫЙ С ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА - ЭТО НОВОРОЖДЕННЫЙ:

1) родившийся с массой тела менее 2000 г.  

2) родившийся с массой тела менее 1500 г.  

3) родившийся с массой тела  мене 1000 г.    

4) родившийся с массой тела менее  750 г.  

7.  КУРЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА:

1) недоношенного,  

2) с гипотрофией  

3) с врожденным пороком сердца  

4) все ответы правильные.  

8. ДЛЯ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СИМПТОМЫ КРОМЕ:

      А. открытый большой и малый родничок;

      Б. низкое расположение пупка;

      В. наличие яичек в мошонке;

      Г. относительно большой мозговой череп;

      Д. слабое развитие подкожной клетчатки

9. ВСЕ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ ВХОДИТ В ОЦЕНКУ НОВОРОЖДЕННОГО ПО ШКАЛЕ АПГАР, КРОМЕ:

А. ЧСС;

Б. АД;

Г. живость рефлексов;

Д. цвет кожных покровов.

 10. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ СОСТАВЛЯЕТ (В МЕС.)

а) 1

б) 4

в) 6

г) 12

11. ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ КУПАНИЯ  НЕДОНОШЕННОГО РЕБЁНКА ДОЛЖНА БЫТЬ (ГРАД.)

а) 35,5-36,0

б) 38,0-39,0

в) 36,5-37,0

г) 39,0-40,0

12. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ЭТО ФОРМА

а) ф-112

б) ф-114

в) ф-116

г) ф-286

13. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ УСКОРЯЕТ СОЗРЕВАНИЕ

ЛЕГКИХ ПЛОДА:

1) партусистен

2) гинипрал

3) дексаметазон  

4) изоптин

14. ПРИЧИНОЙ РАХИТА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ:

      А. рождение в зимнее время года;

      Б. быстрая прибавка в массе тела;

      В. дефицит витамина С;

      Д. недоношенность.

15. К ОЧАГОВЫМ ПРИЗНАКАМ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС У НОВОРОЖДЕННОГО ОТНОСИТСЯ

а) рефлекс Моро

б) симптом Бабинского

в) симптом Кернига

г) симптом Грефе

16. ПУШКОВЫЕ ВОЛОСЫ НА ТЕЛЕ НОВОРОЖДЕННОГО — ЭТО

а) лануго

б) стридор

в) склерема

г) тризм

17. КАКОГО ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ У ПЛОДА (ВНУТРИУТРОБНОГО ЗАРАЖЕНИЯ)?:

А. шигеллез;

 Б. цитомегаловирусная инфекция;

В. вирусный гепатит;

Г. краснуха;

Д. коксаки-вирусная инфекция.

18. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФУРОСЕМИДА У РЕБЕНКА С РОДОВОЙ ТРАВМОЙ ЦНС ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВВОДЯТ ПРЕПАРАТЫ

а) калия

б) кальция

в) железа

г) фтора

19. В ЗАКРЫТЫЙ КЮВЕЗ ПОМЕЩАЮТ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО С МАССОЙ ТЕЛА МЕНЕЕ (Г)

а) 2100

б) 1900

в) 1700

г) 1500

20. ОПТИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В ПАЛАТЕ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ (°С)

а) 18-20

б) 26-28

в) 28-29

г) 24-26

21. КРИТЕРИЙ ПЕРЕВОДА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО С ЗОНДОВОГО КОРМЛЕНИЯ НА КОРМЛЕНИЕ ИЗ БУТЫЛОЧКИ

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

22.ИДЕАЛЬНОЙ ПИЩЕЙ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ

а) Бона

б) Нарине

в) цельный кефир

г) грудное молоко

23. ЦЕЛЬЮ ПЕРВОГО ЭТАПА  РЕАНИМАЦИИ ПРИ АСФИКСИИ НОВОРОЖДЕННОГО ЯВЛЯЕТСЯ

а) искусственная вентиляция легких

б) закрытый массаж сердца

в) коррекция метаболических расстройств

г) восстановление проходимости дыхательных путей

24.ЦЕЛЬЮ ВТОРОГО  ЭТАПА РЕАНИМАЦИИ ПРИ АСФИКСИИ НОВОРОЖДЕННОГО ЯВЛЯЕТСЯ

а) восстановление проходимости дыхательных путей

б) восстановление внешнего дыхания

в) коррекция гемодинамических расстройств

г) коррекция метаболических расстройств

25.  ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕЙСТВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ОКАЗАНИЯ РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННОМУ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ НЕОБХОДИМО ОЦЕНИВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:

1)частоту сердечных сокращений

2)наличие/отсутствие самостоятельного дыхания

3)цвет кожных покровов

4) все ответы правильные

26.  ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ НОВОРОЖДЕННОМУ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МОЖНО ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ:

1)        увеличению частоты сердечных сокращений

2)        появлению самостоятельного дыхания

3)        по розовению кожных покровов

4)        все ответы правильные

27. ПРИЧИНАМИ АПНОЭ У НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ:

1)        респираторный дистресс-синдром

2)        внутрижелудочковое кровоизлияние

3)        анемия

4)        все ответы правильные

28.ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АПНОЭ НЕДОНОШЕННЫХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

1)        гидрокортизон

2)        кофеин

3)        этимизол

4)        изопротеренол

29.  УКАЖИТЕ ПРЕПАРАТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОТОРОГО МОГУТ НАБЛЮДАТЬСЯ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ В ВИДЕ ТАХИКАРДИИ, СУДОРОГ, ВОЗБУЖДЕНИЯ, РВОТЫ, ГИПЕРГЛИКЕМИИ:

1) глюконат кальция

2) эуфиллин

3) оксибутират натрия

4) магния сульфат

30. ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ С ВНУТРИУТРОБНОЙ

ГИПОТРОФИЕЙ ХАРАКТЕРНА:

1) поражение ЦНС

2) тяжелое течение гипербилирубинемии

3) развитие отечного синдрома

4) развитие аспирационной пневмонии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Профилактика внутриутробной гипоксии и родовой травмы

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населенияразде...

Методическая разработка практического занятия "Искусственное питание" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия по теме «Искусственное питание» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по...

Методическая разработка практического занятия по психологии для специальности 31.02.01 Лечебное дело, тема: "Общение с пациентом"

Методическая разработка практического занятия по  психологии для специальности 31.02.01 Лечебное дело, тема: "Общение с пациентом"...

Методическая разработка практического занятия по ПМ 04. Выполнение работ по рабочей профессии: младшая медицинская сестра по уходу за больными

Тема: "Выполнение манипуляций по оказанию помощи при обструкции дыхательных путей младенцу, ребенку, взрослому, беременной женщине"...

Методическая разработка практического занятия по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации на тему: "Оперативное планирование производства"

Методическая разработка практического занятия составлена с целью активизации познавательной деятельности и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся по специальности 19.02.10 Техно...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени"

Данная методическая разработка предназначена для для преподавателей и студентов при проведении проактических занятий по теме "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени.В ходе занятия идет закре...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Преобразование степенных выражений"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по математике  для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело" в соответствии с темат...