Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени"
методическая разработка

Кальницкая Раиса Николаевна

Данная методическая разработка предназначена для для преподавателей и студентов при проведении проактических занятий по теме "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени.В ходе занятия идет закрепление теоретического материала и отработка практических умений и навыкров по теме. Используются Элементы групповой, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей технологий.Методическая разработка соответствует с рабочей программе, разработанной в соответствии сФГОС для специальности 34.02.01 "Сестринское дело", 1 курс.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения Воронежской области

БПОУ ВО «БМТ»

                                                                       

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по предмету: МАТЕМАТИКА

Раздел: Алгебра и начала математического анализа

Тема: «Решение уравнений и неравенств 1 и 2 степени»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело   Курс: 1

 

г. Бутурлиновка

2018

Рассмотрено на заседании    цикловой методической комиссии гуманитарных и общеобразовательных дисциплин.

Протокол № _____ от «_____» _________20____г.                                              

Председатель ЦМК: _____________                                              

                                           

Автор – составитель: преподаватель математики первой квалификационной категории Кальникая Р.Н.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения двух практических занятий  по  дисциплине «Математика» раздел: алгебра и начала математического анализа, тема «Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени» в соответствии с тематическим планированием. Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени». В процессе практического занятия студенты закрепляют  знания и  умения, полученные при изучении теоретического материала.

В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-

ориентированной технологии, здоровьесберегающей технологии.

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по  дисциплине: « Математика», разработанной в соответствии с ФГОС для специальности 34.02.01 «Сестринское дело». В структуре  методической разработки содержится необходимый теоретический материал и практические тренировочные упражнения для закрепления и более прочного усвоения изучаемой темы, подготовки к контрольной работе по теме «Уравнения и неравенства 1и 2 степени». Содержатся  требования к знаниям и умениям обучающихся к каждому разделу темы. Имеется список рекомендуемой литературы.

 

Тема: «Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени» (2 занятия)

Цели:  - Развитие логического мышления, алгоритмической культуры,             критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

             -овладение математическими знаниями и умениями ,необходимыми в повседневной жизни;

             -воспитание средствами математики культуры личности.

Задачи:  - формирование умения применять методы решения  уравнений и неравенств 1и 2 степени;

              -отработки алгоритмов  решения;

              -выработка умения применять полученные навыки в нестандартной ситуации.

Оснащение занятия: презентации, дидактический материал.

Литература:

Основные источники:        

  1. А.А. Дадаян. Математика. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Москва Форум – Инфра – М 2017 г.
  2. А.А. Дадаян. Сборник задач по математике. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва Форум – Инфра – М 2017 г.

Дополнительные источники:  

 Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие  программы, тесты для диагностики  уровня знаний.     

После изучения темы студенты должны:

знать:

-определения и общий вид уравнений и неравенств 1и 2 степени;

- методы решения  уравнений и неравенств 1и 2 степени;

- понятие равносильности уравнений и неравенств;

- понятие ОДЗ выражения с переменной.

    уметь:

- решать  уравнения и неравенства 1и 2 степени;

- показывать на координатной плоскости геометрическую иллюстрацию решения  неравенств 1и 2 степени;

Занятие 1 (2 часа)

Тема: «Решение уравнений и неравенств 1 степени с одной и двумя переменными» 

Информация:

Уравнением 1 степени с одной переменной называется уравнение вида ах+в=0, где а, в-числа,  х- переменная. Его называют также линейным уравнением с одной переменной.

Решить уравнение - значит найти его корни или убедиться, что корней нет.

Два уравнения  называются равносильными, если они имеют одни и те же корни, т.е. каждый  корень одного, уравнения  является корнем другого уравнения.

ОДЗ  (областью определения) выражения с переменной называется множество значений переменной, при которых выражение имеет смысл.

Случаи при решении уравнений 1 степени с 1переменной:

1) При  а≠0, в≠0  ах+в=0,   х = -     - 1 корень

2)  При а=0, в≠0   0∙х = -в,  нет корней

3)  При а=0, в=0   0∙х=0 , х - любое число.

Примеры. 1. Решить уравнения:

1)7х+8 = 0;  2) 3х- 4 = 5х+3;  3) 3х- 4 = 2(1,5х-2);  4) 4х- 8 = 2(2х+1);  5) 

6) 7) =10;  8)  

 (2х-3) (х+4) (х - 2) = 0  

Неравенство 1 степени с одной переменной имеет вид: ах+в ‹ 0, где знак неравенства может быть другой. Его называют также линейным неравенством с одной переменной.

Решить линейное  неравенство с одной переменной - значит найти такие значения переменной, которые обращают его в верное числовое равенство.

Примеры: 1.Решить  неравенства:

1)7х+8 ≥ 0;  2) 3х- 4 ‹ 5х+3;  3) 3х- 4 ≤ 2(1,5х-2);  4) ;   5)  ≤ 1; 6) ;    7)  

Решить систему  неравенств с одной переменной - значит найти такие значения переменной, которые обращают каждое неравенство системы в верное числовое неравенство

2. Решить системы неравенств:

2)   3)4)

Информация:

Уравнением 1 степени с 2 переменными называется уравнение вида ах+ву+с=0, где а, в, с - числа,  х, у – переменные. Его называют также линейным уравнением с 2 переменными.

Решить уравнение  1 степени с 2 переменными - значит найти пару значений переменных, которая обращает уравнение в верное числовое равенство.

Пример: пара (0;2) -  решение уравнения 5х+3у-6=0, т.к. 5∙0+3∙2-6=0 - верное  равенство.

Уравнение 1 степени с 2 переменными имеет бесконечно много решений.

Алгоритм решения  линейного уравнения 1 степени с 2 переменными:

 5х+ 3у - 6=0, 3у = - 5х+6, у = х + 2; если х=0, то у=2; если х=3, то у=-3 и т.д. Пары (0;2 ) и (3;-3) –решения уравнения 5х+3у-6=0.

Геометрическая  интерпретация решения  уравнения 1 степени с 2 переменными:

если изобразить на координатной плоскости все точки, координаты которых являются решениями  уравнения 1 степени с 2 переменными, то получим прямую.

График линейного уравнения 1 степени с 2 переменными - прямая.

Построим график линейного уравнения 5х+ 3у - 6=0 по точкам: (0;2) и  (3;-3)

Решим неравенство:            5х+ 3у - 6  0,     3у -5х+6,   у  х + 2;

                             5х+ 3у - 6=0        

Решением неравенства  5х+ 3у – 6  0    является множество точек плоскости  хОу, лежащих ниже прямой  у = х + 2, т.е. открытая полуплоскость, расположенная ниже прямой  у = х + 2. Если же надо решить нестрогое неравенство   у≤+ 2, то его решением   является множество точек плоскости  хОу, лежащих ниже прямой  у = х + 2 вместе сточками этой прямой, т.е. полуплоскость с границей  у = х + 2.

Выполнить упражнения

1.Является ли пара чисел (2;3) решением уравнения 2х-3у=0?

2.Найдите три  какие-либо решения  уравнения 3у - 9х=18.

3.На графике уравнения 4х- 5у=10 взята точка  А. Найдите абсциссу точки А, если ее ордината равна 2.

4. Решить систему уравнений:

   

 5.Какое из следующих чисел удовлетворяет решению системы неравенств   ?

1)-25        2)-10      3)1     4)12

 Домашнее задание:

Источник 2: §4.1-4.3;  №№4.3, 4.5; 4.16, 4.18, 4.190.

№4.3 4(6-3х)+2х-1=3      №4.5  1 +  х =3(х-7)  №4.16    

№4.18   №4.190  

                                                      Итог занятия.

Ответы к заданиям

Примеры. 1. Решить уравнения:1) -  ; 2) -3,5; 3) х- любое число; 4) нет решений; 5) 7; 6) нет решений; 7);  8) 52.Найдите наибольший корень уравнения :4  

Решить  неравенства: 1) [-  2)(3, 5) 3) (-) 4) (- 

           5) (- 6) [ 56 7) ( )

 2. Решить системы неравенств: 1) ()  2) (0,1  3)нет решений

                   4) (-3,2              

        Выполнить упражнения:1.Нет; 2.Например, () и (); 3.5; 4.() 5)2

          Домашнее задание: №4.3 ответ 2;  №4. ответ    №4.16 ответ  

           №4.18  №4.190  (-)

Занятие 2 (2 часа)

Тема: «Решение уравнений и неравенств 2 степени с одной переменной» 

        Информация:

Уравнением 2 степени (квадратным уравнением) с одной переменной называется уравнение вида ах2+вх+с=0, где а ,в, с -числа,  х-переменная, причем  а≠0.

 Алгоритм решения: находим D=в2-4ас;

1) Если D > 0, 2 корня: х1=  х2 =

2) Если D= 0, 1 корень: х1=  или 2 равных корня: х1= х2 =

3)  Если D < 0, нет корней.

Примеры: решить уравнения :

а) 3х2+2х-5=0, б) х2- 64= 0 , в) х2-6х=0,  г) х2-5х-6 =0.

Неравенством 2 степени с одной переменной называется неравенство вида ах2+вх+с > 0, где а, в, с - числа,  х-переменная, причем  а≠0 (вместо знака  > может быть любой из знаков <,  ≤ ,  ≥).

Алгоритм решения:

1) С помощью графика квадратичной функции – параболы;

2) С помощью метода интервалов.

Примеры: решить неравенства:

 а) х2 +2х-8 ≤ 0; б) х2 - 100>0; в) 6х2 + х< 0;  г)0; д)0;              

е) ≥ 0; ж)  з)≥0; 

         

Задания для самостоятельного решения:

1.Решите уравнения и неравенства: 

Вариант 1                                                 Вариант  2

а)15,6-6х=0;                                             а) 10,2-2х=0;

б)2,3(4х-3)=6х-8,5;                                  б) 3,1(х+4)=4,2-х;

в) 4х-1≥6х+0,5;                                        в) 2-7х<14-3х;

г) 2х2-5х-7=0;                                           г) 5х2  +12х-9=0

д) х2-х-2≥0                                                д) 5х2 -14х+8< 0        

е)  < 0                                 е)       

ж)                                      ж) 0

2. Решите системы неравенств:              2. Решите системы неравенств:

а)   б)    а)   б)

Домашнее задание:

Источник 2: §4.1- 4.3;  №№4.85- 4.87, 4.189; 4.191.

Итог занятия.

Ответы к заданиям

Примеры: решить уравнения: а) -  б) -8;8 в) 0; 6 г ) -1; 6 

Примеры: решить неравенства: а)  б) (-) в) (- )

г) (- ) д) (-7 е) [-5)  ж) (- з) [- 4)

 и) (-5) 

Задания для самостоятельного решения:

1.Решите уравнения и неравенства: 

Вариант 1                                                 Вариант  2

а)2,6                                                        а)5,1

   б)-0,5                                                      б)-2

   в) (-                                       в)

г)-1; 3, 5                                                   г)-3; 0,6

д) (-                             д)

е) (-                                               е) (-

ж) [ )                                 ж) (-) 

2. Решите системы неравенств:          2. Решите системы неравенств:    

а)  б)                                 а)  б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ЕН.02 ИТвПД

Методическая разработка практического занятия...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Производная функций и ее приложения

Настоящее учебное пособие по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия». предназначено для самостоятельной работы обучающихся первого курса (на базе основ...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Английский язык" для студентов 2 курса СПО специальности "Сестринское дело".

Методическая разработка учебного практического занятия составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Английский язык» в соответствии с требованиями ФГОС по специаль...

Методические разработки практический занятий по дисциплине "Операция с недвижимостью" для специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

Рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ по специальности «Земельно-имущественные отношения» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины Операции с недв...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Преобразование степенных выражений"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по математике  для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело" в соответствии с темат...