Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса
методическая разработка на тему

Касаткина Ольга Николаевна
Методические рекомендации содержат материал по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Информатика и ИКТ и предназначены для студентов 1 курса всех специальностей. В данной работе представлены рекомендации и требования к оформлению творческих самостоятельных работ (реферата, доклада, презентации), некоторые способы структурирования информации (создание таблиц, схем и диаграмм), а также перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература, список интернет-источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_srs.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное

бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Воронежской области

«Бутурлиновский механико-технологический

колледж»

                                                 

                                                                                                                                                                     

О.Н. Мазаева

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

для студентов 1 курса

Бутурлиновка 2017 г.

           Методические рекомендации содержат материал по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Информатика и ИКТ и предназначены для студентов 1 курса всех специальностей. В данной работе представлены рекомендации и требования к оформлению творческих самостоятельных работ (реферата, доклада, презентации), некоторые способы структурирования информации (создание таблиц, схем и диаграмм), а также перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература, список интернет-источников.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных  дисциплин.

Протокол №   2   от  26. 09. 2017 г.

Председатель ПЦК ____________ Мазаева О.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов первого курса всех специальностей.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 56 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:

- практические умения и навыки:

  • умение оперировать данными на информационном рынке;
  • умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
  • умения обрабатывать информацию средствами информатики.

- учебные умения:

  • использовать различные информационные источники;
  • расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;
  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

- специальные учебные умения:

  • осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
  • организовывать работу на компьютере;
  • выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
  • излагать информацию средствами информатики.

Виды заданий для самостоятельной работы

  1. Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
  2. Для закрепления и систематизации знаний: применение электронных таблиц для решения задач в MS Excel, создание презентации в MS Power Point, создание структуры базы данных MS Access.
  3. Для формирования умений: обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.

Формы самостоятельной работы

  1. Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
  2. Написание рефератов на заданные темы, используя текстовый редактор MS Word.
  3. Создание мультимедийных презентаций с помощью программного продукта MS PowerPoint.
  4. Составление кроссвордов на заданные темы.

Критерии оценки результатов внеаудиторной

самостоятельной работы студентов:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:

  • Контроль сообщений осуществляется на уроках.
  • Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
  • Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
  • Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и конференциях внутри колледжа.

Правила оформления списка литературы

  • Книга:

Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2000.

  • Статья из сборника:

Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2002. - С.102-104.

  • Статья из журнала:

Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. - С.52 - 63.

  • Источник, взятый из Интернета:

http://xxx.iter.ru/

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Перечень самостоятельных работ

Тема работы 

Количество часов

1.

Шифрование информации

5

2.

Языки шифрования, их история

5

3.

Компьютерные вирусы

5

4.

Автоматизация технологического процесса

5

5.

Мультимедийные технологии

5

6.

Программное обеспечение ПК

5

7.

Операционные системы

5

8.

Языки программирования

5

9.

Зарождение понятия «Алгоритм»

5

10.

Шины и их виды

6

11.

Язык программирования Turbo Pascal, история его создания

5

        

Самостоятельная работа № 1

Шифрование информации

Задание: изучите историю возникновения шифрования информации.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 2

Языки шифрования, их история

Задание: изучите историю возникновения различных языков шифрования информации

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 3

Компьютерные вирусы

Задание 1: изучите самостоятельно тему «Компьютерные вирусы» 

Форма выполнения задания: создание мультимедийной презентации.

Задание 2. Выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:

  • Касперский;
  • Avast;
  • Nod32;
  • Avira;
  • DrWeb;
  • Panda.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 4

Автоматизация технологического процесса

Задание: изучите АСУ различного назначения, приведите примеры их использования.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 5

Мультимедийные технологии

Задание: изучить информационную технологию создания, редактирования, настройки анимации и показа презентаций.

Форма выполнения задания: создание мультимедийной презентации.

Самостоятельная работа № 6

Программное обеспечение ПК

Задание: изучите основные устройства и ПО компьютера.

Форма выполнения задания: создание кроссворда.

Самостоятельная работа № 7

Операционные системы

Задание: изучите историю развития операционных систем.

Форма выполнения задания: реферат

Самостоятельная работа № 8

Языки программирования

Задание: изучить историю возникновения различных языков программирования.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 9

Зарождение понятия «Алгоритм»

Задание: изучите самостоятельно тему «Алгоритмы, их свойства и способы их описания», постройте алгоритмы для решения следующих задач:

  1. Вводятся оценки за контрольные работы по физике и математике. Выведите на экран "Молодец", если их сумма равна или более 9, иначе - "Подтянись".
  2. Рис расфасован в два пакета. Вес первого - m кг, второго - n кг. Определить какой пакет тяжелее - первый или второй?
  3. Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют 20 лет рабочего стажа и возраста не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу.

Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.

Самостоятельная работа № 10

Шины и их виды

Задание: изучить классификацию, виды и назначение компьютерных шин.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 11

Язык программирования Turbo Pascal, история его создания

Задание: изучить историю создания языка высокого уровня Turbo Pascal. Скачать программу Turbo Pascal, самостоятельно изучить пользовательский интерфейс.

Форма выполнения задания: скачивание и установка программы.

Список литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера : Том 1. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г. Игформатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.
  7. http//www.informatika.ru
  8. http//www.student.informatika.ru
  9. http://mirgeo.ucoz.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Реферат

Реферат (от лат. Refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки. В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п. Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературы и других источников. Рефераты в рамках учебного процесса в техникуме оцениваются по следующим основным критериями:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота

анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.

Составление списка использованной литературы.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.

1. Основные этапы работы над рефератом

В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание

реферата, составление списка использованной литературы.

Написание реферата.

Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты.

Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.

2. Структура реферата

Введение

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата, который мы определили (10-15 страниц), - 1,2 страницы.

Основная часть.

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение.

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

Список использованных источников.

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов.

Приложение 2

Требования к оформлению презентаций в MS PowerPoint

1. Минимальный размер шрифта – 18 пт.

2. Текст должен хорошо читаться. Не должно быть черных надписей на сиреневом фоне (или других подобных сочетаний).

3. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда). Для этого можно, например, растянуть рисунки, увеличить размер шрифта.

4. По возможности используйте верхние ¾ площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна.

5. Первый слайд презентации должен содержать тему проекта, ФИО исполнителя, группу, сведения о руководителе.

6. Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится.

7. Перед использованием скриншотов проверьте текст на наличие ошибок, чтобы на изображении не остались красные (зеленые) подчеркивания ошибок.

8. При использовании скриншотов лишние элементы (панели инструментов, меню, пустой фон и т.д.) необходимо обрезать.

9. Не перегружайте слайды анимационными эффектами. Для смены слайдов используйте

либо один и тот же анимационный эффект, либо похожие.

10. Если слайд содержит единицы измерения в м 2 или м 3, нужно использовать верхние индексы.

11. Гиперссылки в тексте необходимо выделять. Вместо слов «генеральный план» должно быть написано «схема генерального плана».

12. При использовании формул можно оставить общую форму записи и/или результат. Отображать всю цепочку решения не надо.

13. Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

14. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

15. По-возможности, нужно уменьшать разрядность чисел. Вместо 40000 руб. лучше писать 40 тыс.руб.

16. На заключительный слайд нужно вынести самое основное, главное, что было в презентации.

Приложение 3

Доклад (сообщение)

Доклад (сообщение) – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- стилевая однородность доклада;

- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию. Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарам, занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило,

ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к занятиям, семинарам, закрепить ранее изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Структура данного пособия включает следующие разделы:−       Система органов дыхания;−       Пищеварительная система;−...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Энергосбережение технологических процессов"

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 «Энергосбережение технологических процессов», разработанной на основе Федерального государственного об...

«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов колледжа»

Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «Математи...

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Информатика" 1 курс (Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.13 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика" 1 курс

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика" для студентов 1 курса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.02 МАТЕМАТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ І КУРСА

Данная методическая разработка  посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт. Рассматрива...