Деловая игра «Биржа знаний»
методическая разработка по теме

Цацаева Татьяна Николаевна

В современных условиях с позиций реализации ФГОС и компетентно-ориентированных подходов имитационная (деловая игра) является одним из видов контрольно-оценочных средств, позволяющих оценивать сформированность как профессиональных, так и общих компетенций будущих специалистов в области права.

В настоящее время деловые игры служат универсальным методом, активизирующим познавательную активность студентов, развивающим у них систему умений, знаний, компетенций которые необходимы будущему специалисту. Анализировать возможную профессиональную ситуацию, отделяя главное от второстепенного, формулировать проблемы, проявлять максимум личной инициативы, обучать умению устанавливать деловой и эмоциональный контакт, осознавать свое место в системе межличностных профессиональных отношений — вот основные задачи имитационной (деловой) игры.

Деловая игра, основываясь на методах игрового социального имитационного моделирования, является инструментом, позволяющим формировать общекультурные и профессиональные компетенции у студентов, и в то же время может выступать оценочным средством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Биржа знаний»

Выполнила: Цацаева Т.Н.

ГАПОУ СО «Энгельсский

политехникум»


Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования определяет необходимость переосмысления ключевых методологических  подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные  эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях.

Решающим фактором социальной защищенности и профессионального развития выпускников считается высокий уровень их профессиональной компетентности, поэтому его достижение становится главной задачей процесса обучения в учреждениях профессионального образования.

Одним из наиболее распространенных способов активизации обучения студентов является имитационное моделирование. Имитационная игра рассматриваться как совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации, и которая позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные и нетипичные профессиональные задачи.

В современных условиях с позиций реализации ФГОС и компетентно-ориентированных подходов имитационная (деловая игра) является одним из видов контрольно-оценочных средств, позволяющих оценивать сформированность как профессиональных, так и общих компетенций будущих специалистов в области права.

В настоящее время деловые игры служат универсальным методом, активизирующим познавательную активность студентов, развивающим у них систему умений, знаний, компетенций которые необходимы будущему специалисту. Анализировать возможную профессиональную ситуацию, отделяя главное от второстепенного, формулировать проблемы, проявлять максимум личной инициативы, обучать умению устанавливать деловой и эмоциональный контакт, осознавать свое место в системе межличностных профессиональных отношений — вот основные задачи имитационной (деловой) игры.

Деловая игра, основываясь на методах игрового социального имитационного моделирования, является инструментом, позволяющим формировать общекультурные и профессиональные компетенции у студентов, и в то же время может выступать оценочным средством.

Деловая игра «Биржа знаний» проводится в течение пяти дней. Игра может проводиться как по одной дисциплине, так и по нескольким сразу. Например, в нашем техникуме мы проводим игру, которая основана на сочетании нескольких общеобразовательных дисциплин: математики, физики, химии, литературы, истории, ОБЖ, бизнеса, спортивных соревнований и игр.

На период игры преподаватель и 2-3 его ассистента из числа обучающихся учреждают Коммерческий общеобразовательный банк (КОБ). Банк пускает в обращение два вида ассигнаций - «таланты» и «вундеры». (Это обычные бумажные билетики).

Перед началом игры КОБ выдает всем участникам по 10 «талантов». Можно конечно в игре не участвовать - «зарыть таланты в землю».

Основная цель участника - в ходе игры обменять сумму «талантов» на как можно большее количество «вундеров». Плата за участие в мероприятиях принимается только в «талантах». При удачном выступлении банк расплачивается «вундерами». «Вундер» является свободно конвертируемой валютой; во время игры он обменивается на «таланты», а по окончании - на оценки по общеобразовательным предметам. Курс обмена ежедневно объявляется банком. Корректируя курс, преподаватель имеет возможность стимулировать обмен валют, что повышает деловую активность участников.

В рамках игры проводятся:

  1. Открытие биржи (понедельник).
  2. Лотерея (в течение всей недели).
  3. Спринт-олимпиада (вторник).
  4. Игра «Ипподром» (среда).
  5. Аукцион (четверг).
  6. Закрытие биржи (пятница).

Открытие биржи.

В этот день преподаватель разъясняет обучающимся правила и ход игры, предлагает оптимальную стратегию и раздает «таланты», а ассистенты начинают продажу лотерейных билетов.

Лотерея.

Для игры необходимо заготовить около 250 лотерейных билетов. Каждый билет имеет номер и содержит задание. Уровень сложности варьируется от элементарного до достаточно сложного. Цена билета 1 «талант».

Для удобства проверки ответов рекомендуется использовать специальную таблицу, в которой указаны правильные ответы на все вопросы лотерейных билетов. По этой таблице учитель или его ассистенты практически мгновенно оценивают правильность ответов.

Если участник справился с заданием билета, то он зарабатывает 1 «вундер».

Если обучающийся дал неправильный ответ, то лотерейный билет у него изымается. Его можно вновь выкупить, заплатив еще 1 «талант», и попытаться снова выполнить задание билета.

Часть заданий лотереи должна носить исследовательский, творческий характер. Движимые интересом, азартом, даже средние и слабые обучающиеся пытаются выполнить задание, используя при этом словари, справочники, другую дополнительную литературу.

Конечно, на все вопросы билетов обучающиеся не могут ответить сразу. Требуется основательная домашняя подготовка. Поэтому билеты лотереи и раздаются заранее, чтобы была возможность поработать с дополнительной литературой.

Спринт-олимпиада.

Обучающиеся желающие принять участие в спринте, приобретают у ассистентов игровой номер (цена 1 «талант»). Заблаговременно заготавливается таблица с номерами, куда ассистенты будут вносить промежуточные результаты участников.

Ведущий задает вопросы (около 40), интересные по форме и содержанию, а участник, желающий дать ответ, поднимает игровой номер. Если ответ правильный, то ассистент вносит в соответствующую игровому номеру строку таблицы плюс, если неправильный - минус.

Дав неправильный ответ, игрок может попытаться повторно ответить на этот вопрос, но лишь после того, как заплатит 1 «талант».

Каждый пятый вопрос спринта - призовой, сложность его выше; за ответ на него участник получает не один, а три плюса.

После того как вопросы спринта исчерпаны, подводятся итоги. Плюс и минус гасят друг друга; оставшиеся после погашения плюсы - это чистый выигрыш участника в «вундерах».

Кроме того, пять лучших участников спринт - олимпиады получают право участвовать в первом заезде ипподрома бесплатно.

Ипподром.

Эта оригинальная игра состоит из пяти заездов, в каждом из которых участвуют 5-6 человек. Участники заезда определяются произвольно.

Кроме того, как и на любом ипподроме, работает тотализатор. Перед каждым заездом, после того как определен его состав, ведущий предлагает делать ставки. Для этого по рядам, где сидят зрители, проходят букмекеры (ассистенты), которые принимают ставки (в «талантах») и помечают в протоколе заезда, на кого, кем и какая сумма поставлена. Для ускорения работы букмекеров удобно перед началом игры раздать всем зрителям номера. После того как сделаны ставки, начинается заезд. Всем его участникам дается одинаковое задание. Время на выполнение 2-4 мин., после чего ведущий определяет двух призеров.

Призовой фонд каждого заезда 4 «вундера»; из них 3 «вундера» получает победитель, а 1 «вундер» - тот, кто занял второе место.

Задания заездов должны быть разнообразными, неутомительными для игроков и зрителей.

Первый заезд (скачка с препятствиями).

Всем участникам предлагается дать ответ на пять вопросов (преодолеть пять препятствий).

Свои ответы участники записывают на заранее заготовленных и розданных им шаблонах, что позволяет ведущему быстро проверить ответы и определить призеров.

Второй заезд.

Выбирается одна из букв русского алфавита. Всем участникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к истории и начинающихся на эту букву. Проверка осуществляется ведущим; он подсчитывает количество правильных слов у каждого участника.

Третий заезд (скачка с выбыванием).

Участникам раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий зачитывает слова. После каждого слова участник должен с помощью карточки показать, является это слово физическим термином или нет. Сделавший две ошибки выбывает из борьбы. Заезд заканчивается после того, как остается один участник; это и будет победитель.

Подбор слов зависит от среднего уровня физической эрудиции обучающихся. Обязательно должны быть включены коварные слова, заставляющие поработать память, интуицию.

Четвертый заезд.

Участникам этого заезда предлагается достаточно длинное слово, из букв которого они должны составить как можно больше любых слов, причем химический термин считается за три слова. Победитель определяется по наибольшему количеству слов.

Пятый заезд.

Спортивный заезд.

Расчеты со зрителями проводятся по окончании всех заездов таким образом: если игрок, на которого была сделана ставка, занял первое место в заезде, то поставивший получает сумму ставки в «вундерах», если второе - в «талантах».

Ипподром - довольно сложное по своей организации мероприятие, поэтому нужно тщательно продумать действия ассистентов, заранее подготовить протоколы для тотализатора, шаблоны на которых участники заездов будут давать ответы.

Необходимо предусмотреть, чем будут заполнены паузы, возникающие во время подготовки участников в первом, втором и четвертом заездах.

Аукцион.

Вход на аукцион платный (цена 2 «таланта»). Капиталом обучающегося являются его знания, его эрудиция.

На торги выставляется 8-12 лотов. Каждый лот представляющий собой приз в 1-3 «вундера», разыгрывается следующим образом.

Ведущий задает вопрос, предполагающий несколько ответов. Участники дают свои ответы. Лот выигрывает тот, чей ответ оказался последним. Для того чтобы придать игре соответствующий характер, ведущий использует терминологию и атрибутику настоящего аукциона. Например, в случае паузы он начинает отсчет, сопровождая его ударами молотка. Ответы, поступившие после третьего удара, не принимаются.

Перед аукционом целесообразно пояснить участникам, какой тактики следует придерживаться, чтобы выиграть лот.

Приз здесь получает не тот, кто дал больше правильных ответов, а тот, кто дал ответ последним, поэтому для достижения успеха на аукционе помимо знаний необходимы еще и хладнокровие, выдержка, точный расчет.

Закрытие биржи.

В этот день преподаватель подводит итоги игры, награждает победителей. Желательно результаты всех участников свести в таблицу, снабдив их соответствующими комментариями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности

Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть компетентным, адаптирован к реальной жизни. Добиться этого в процессе обучения поможет такой из активных методов, как деловая игра....

Деловая игра «Биржа инвестиционных проектов»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по учебной дисциплине "Менеджмент"...

Презентация к деловой игре по основам деловой культуры "Разрешение конфликта с клиентом в ателье"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образо...

Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".

В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...