Открытое занятие по информатике. Тема: «Программное обеспечение компьютера»
план-конспект урока на тему

Название курса: Информатика

Название раздела: Компьютер и программное обеспечение.

Роль и место данной темы в курсе:

Данная тема изучается на 1 курсе в разделе « Компьютер и программное обеспечение» и призвана познакомить с основными видами программного обеспечения.

Краткий обзор изученного на предыдущих занятиях:

На предыдущих занятиях изучалась тема: «Аритектура ПК» (минимальный комплект устройств ПК, состав системного блока, основные технические характеристики ПК )

Основные особенности использования электронных образовательных ресурсов:

Электронные образовательные ресурсы в данной теме используются для тестирования и систематизации знаний. Обучащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений.

Использование компьютера при подготовке преподавателя к занятию:

Преподаватель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи обучающимся в процессе их самостоятельной работы.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер)

Средства обучения:

Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.

Дидактические методы: проблемный (проблемное изложение, исследовательский)

Формы деятельности: самостоятельное формулирование обучающимися темы, цели, задач урока; обобщение и сравнение, работа в группах, беседа по вопросам.

Способ организации деятельности: работа в малых группах.

Целевая аудитория: студенты первого курса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar490.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Программное обеспечение компьютера.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: комбинированный

Цели урока: 
1. Образовательная:

  • познакомить с программным принципом работы компьютера;
  • дать понятие программного обеспечения;
  • систематизировать знания об основных типах  программного обеспечения;

2. Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;

3. Воспитательная:

  • развивать культуру общения и культуру речи;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
  • учить отстаивать свою точку зрения;

Задачи урока:

  • проверить знания учащихся об устройствах компьютера;
  • сформировать у учащихся знания о классификации программного обеспечения компьютера.


Техническое обеспечение:

  1. компьютеры;
  2. мультимедийный  проектор;
  3. раздаточный материал: опорный конспект, глоссарий, файлы с заданиями;
  4. презентация «Программное обеспечение компьютера»,


Структура урока

1. Организационный момент                                     2 мин.

2. Проверка темы предшествующего занятия         10 мин.

3. Актуализация знаний                                             5 мин.

4. Изучение нового материала                                   35 мин.

5. Первичное закрепление нового материала           10 мин.

6. Работа по углублению и обобщению знаний       15 мин.

7. Подведение итогов                                                    10 мин.

8. Информация о домашнем задании                          3 мин.


ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске вывесить плакат:

Компьютер = Аппаратура (hardware) + Программное обеспечение (software).


I. Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте. Сегодня мы выполним исследовательский проект по теме «Программное обеспечение»

II. Актуализация знаний

Преподаватель: Представьте, что вашему вниманию предлагаются несколько видов мониторов, системных блоков, мышей, клавиатур. Давайте поставим перед собой задачу собрать конфигурацию компьютера. 

Преподаватель: Что вы выберете из этого списка устройств? 

Студенты должны выбрать из предлагаемых устройств те, которые по их мнению необходимы для работы компьютера.

Преподаватель:  Теперь посмотрим, что же у нас получилось. Все эти устройства

 составляют аппаратную часть компьютера и называется hardware. Об этом мы говорили на прошлом занятии. 

Сейчас предлагаю проверить знания по теме «Архитектура ПК» в форме онлайн тестирования   http://testedu.ru/test/informatika/10-klass/arxitektura-pk.html )

Преподаватель: Мы собрали компьютер. Подключили к электросети.  Можете ли вы уже начинать работать на компьютере?

Ответы учащихся.

Преподаватель: Правильно.

Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру для получения желаемого результата.

Преподаватель: А как вы думаете, как называется такая инструкция? С помощью чего мы работаем на компьютере?

Ответы студентов.

III. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается просмотром презентации)

Преподаватель: Правильно. С помощью программ (открываю лист с окончанием формулы) а точнее с помощью  Программного обеспечения software.

Преподаватель:  Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.

Тема нашего занятия – ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА.

Преподаватель: У вас на столе лежат  конспекты и глоссарии (словари компьютерных терминов), с которыми мы будем сегодня работать.

Преподаватель: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока. На сегодняшнем занятии мы должны дать определение понятию «программное обеспечение», познакомится с классификацией программного обеспечения и научиться самостоятельно выбирать программы, нужные для решения конкретных задач.

Преподаватель: Как вы уже поняли, компьютер без программы - это просто груда железа. И только программы делают его нашим помощникомА что же такое ПО? 

ПО – это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.

Преподаватель: Запишите определение себе в конспект.

Преподаватель: Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?

Это совокупность программ, т.е. большое количество программ. А все ли программы одинаковы?

Ответ учащихся.

Преподаватель: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо провести исследование.

Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет представлять то ПО, которое необходимо для решения определенных задач. (Делимся на группы.)

Преподаватель: Я раздам вам файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Также на цветных листах предложены названия программ, из которых необходимо выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нужному вам типу ПО. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить название вашего класса ПО, его назначение, а также выбрать программы, относящиеся к нему.

По окончании работы, группа выходит к доске и прикрепляет название и программы своего класса ПО. Затем у доски остается один представитель группы, который расскажет нам о своем классе ПО. Все остальные внимательно слушают сообщение и заполняют схему классификации ПО в опорных конспектах, записав название и назначение типа ПО и,  подчеркнув программы, входящие в него.

Первая группа – описывает класс ПО, которое позволяет организовать диалог с компьютером, сжимать файлы больших размеров и сканировать компьютер на наличие вирусов.

Вторая группа – находит информацию о ПО, которое позволяет, печатать тексты, слушать музыку, строить графики, рисовать, играть в игры, переводить текст, создавать базы данных и смотреть видеофайлы.

Третья же группа – расскажет нам, какое ПО используется как инструмент для создания новых программ.

Один из участников группы представляет о своем ПО, выбирает набор программ и Преподаватель приглашает его прикрепить на доску название класса ПО и перечень программ.

Ответ первой группы.

Вопрос учащимся: «Какая программа по вашему мнению является ведущей в работе компьютера?»

Ответы учащихся на вопрос.

Какие ОС вам известны? Назовите их.

Ответы учащихся на вопрос.

Преподаватель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМНЫМ ПО.

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение.

Преподаватель: Посмотрите в глоссарий и подчеркните определение Системного ПО.

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.

К основным элементам системного ПО относятся:

– ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (operating system)- программа,

осуществляющая диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами. В настоящее временя созданы сотни ОС, наиболее известные – Windows,  Linux, UNIX;
– драйверы
- это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Каждое внешнее устройство обслуживается своим драйвером.
– утилиты - программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности ОС. К ним относятся: архиваторы, антивирусные программы.

(Давайте вновь обратимся к глоссарию.)

Ответ второй группы.

Вопрос учащимся: «Люди каких профессий работают с данным видом программного обеспечения?»

Ответы учащихся на вопрос.

Преподаватель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются ПРИКЛАДНЫМ ПО.

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора.

Преподаватель: Давайте вновь подчеркнем в глоссарии определение Прикладного ПО.

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.

Сюда входят программы (MS Office WORD, MS Office Excel, Adobe PhotoShop, 3D-Max Studio, Компас-3D, Winamp), переводчики, игры, электронные учебники и справочники.

Запись учащимися информации в опорный конспект. Схема на доске и определения на слайдах.

Ответ третьей группы.

Вопрос учащимся: «Люди какой профессии работают с данным видом программного обеспечения?»

Преподаватель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Они  предназначенные для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.

Преподаватель: Подчеркните в глоссарии определение Систем программирования.

Системы программирования - это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.

Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

Запись учащимися информации в опорный конспект. Схема на доске и определения на слайдах.

Преподаватель: Мы закончили наше исследование по определению классов ПО.  Мы приобрели компьютер, который способен выполнить поставленные задачи. Получился целый исследовательский проект, который можно будет продолжить.

IV. Первичное закрепление нового материала

Преподаватель: Теперь я предлагаю вам пересесть за компьютеры и проверить, на сколько успешно вы разбираетесь в ПО, и сможете ли вы самостоятельно приобрести необходимое ПО.

Студенты пересаживаются за компьютеры.)

Преподаватель:  Найдите на Рабочем столе файл «Классификация ПО» и откройте его. Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 2 минут распределить предложенные программы по классам. Соотнесите букву и цифру, занеся ответ в таблицу. Например…

Выполнение задания на компьютерах.

Одного из учащихся попросить выполнить эту работу за компьютером учителя. Проверка проводится с помощью опроса, ссылаясь на работу учащегося, представленной на экране. С анализом ошибок.

Преподаватель: Посмотрите на экран. У вас получилось так же?

(По ходу занятия анализировать: А как вы..? А как у вас..? В чем ошибка?)

Преподаватель: Вы успешно справились с задачей и теперь свободно ориентируетесь в типах ПО. Я думаю, теперь вы сможете выбирать  ПО без помощи консультантов.

V. Работа по углублению и обобщению знаний

Преподаватель:  Разделитесь на две группы и представьте, что вы работаете в компьютерной фирме. Вам поступил заказ: установить на компьютер набор программ. Выберете из имеющихся программ те, которые необходимы для функционирования компьютера заказчика. (Отвечать должны те, кто не отвечал на предыдущих этапах урока.)

Преподаватель: Давайте посмотрим, что же вы выбрали. Первая группа (ответы, почему?). Вторая группа (ответы, почему?).

VI. Подведение итогов

Преподаватель: Как вы видите, каждый пользователь сам выбирает то ПО, с которым он будет работать. Причем в каждом наборе присутствуют представители каждого класса ПО.

Так что же такое ПО?

Ответы учащихся

(Слайд)

Программное обеспечение – это совокупность программ, позволяющих:

- осуществлять поддержку работы компьютера;

  • использовать компьютер как инструмент для решения поставленных задач;
  • применять различные устройства, подключенные к компьютеру;
  • поддерживать связь пользователя с компьютером.

VII. Домашнее задание

  1. Вам необходимо закончить наш проект, дополнив список программ, программным обеспечением, которое находится на вашем компьютере.
  2. Выяснить, какая операционная система стоит на компьютере у вас дома, а также программы какого класса и какие программы используются вами наиболее часто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное обеспечение компьютера и его виды

Компьютерная презентация по теме: "Программное обеспечение компьютера и его виды"...

Конспект учебного занятия "Программное обеспечение компьютера"

Учебное занятие по теме "Программное обеспечение компьютера" с технологической картой занятия и веми заданиями, необходимыми для проведения лекции...

Методическая разработка открытого занятия с использованием интерактивного плаката на тему "Программное обеспечение ПК"

Тема: Программное обеспечение ПКВид занятия: лекция информационнаяЦель занятия:Раскрыть обучающимся сущность, назначение и классификацию программного обеспечения компьютера.Методическая цель: продемон...

Технологическая карта занятия по дисциплине "Информатика" по теме: "Программное обеспечение персонального компьютера"

Мир цифровых технологий позволяет нам пользоваться такими услугами, как общение на большом расстоянии, обмен фото- и видеосообщениями, текстовыми и другими файлами. Все это возможно благодаря инноваци...

Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров

Презентация "Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компью...

Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по теме: «Программное обеспечение в профессиональной деятельности».

Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельностипо теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по...

План открытого урока : «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»

Тема открытого урока: «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»Цели урока:Образовательная - ввести пон...