Рабочая Программа "Устройство и Функционирование ИС"
рабочая программа на тему

Новиков Александр Игоревич

Рабочая Программа "Устройство и Функционирование ИС" Для студентов 2 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ustrfunktsionis_is-16-2.docx57.97 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Устройство и функционирование информационной системы»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

                                                                      г. Югорск, 2017

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией

_______________________________

Протокол _______

От «____»___________2015 г.

Председатель         ________________

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

и результатов опроса работодателей

Заместитель директора по учебной работе

                                        _________________

Разработчик:  Новиков А.И.. , преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине составлена на основании нормативных документов:

  1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2014 г. N 525 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2014 г. N 525).
  3. Выписки из рабочего учебного плана ОПОП по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) количества часов, отводимых на данную дисциплину.


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСТРОЙСТВО И ФУКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  09.02.04 Информационные системы (по отраслям), укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение учебной дисциплины направлено на формирование компетенций:

общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.

ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;
  • использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
  • использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели автоматизации производства;
  • типы организационных структур;
  • реинжиниринг бизнес-процессов;
  • требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы;
  • модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы;
  • технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы;
  • организацию труда при разработке информационной системы;
  • оценку необходимых ресурсов для реализации проекта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;

самостоятельной работы обучающегося 26 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

     практические работы

30

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

Подготовка сообщений, рефератов

Составление схем

26

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  ИС  

                                                                                                                                                               

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общие сведения об информационных системах.

32

Тема 1.1. Общая характеристика информационных систем

Содержание учебного материала

2

3

1

Основные понятия: информация, данные, способы сбора  и хранения и обработки информации. Понятие ИС. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС.  Состав и структура ИС: основные составные части.

 

2

Функциональные подсистемы. Обеспечивающие подсистемы: информационное, техническое, правое, программное, математическое,  организационное, лингвистическое.

2

Практическая работа

Выделение состава и структуры ИС (на примере конкретной ИС).

2

Выделение функциональных подсистем ИС (на примере конкретной ИС).

2

Выделение обеспечивающих подсистем ИС (на примере конкретной ИС).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений и рефератов по темам:

  1. Информация. Данные. Модели данных.
  2. Виды информационных процессов.
  3. Понятие «система». Свойства системы. Система управления.
  4. Классификация ИС.
  5. Мировые информационные ресурсы.
  6. Эффективность и перспективы развития ИС.

4

Тема 1. 2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов.

Содержание учебного материала

2

3

1

Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов.

2

Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами.

 

2

3

Использование информационных систем в реинжиниринге бизнес-процессов. Правила проведения реинжениринга. Основные этапы реинжениринга: планирование и начало работ, исследования, проектирование, утверждение, внедрение, последующие мероприятия.

1

Практическая работа

Оценивание предметной области и определение стратегии развития бизнес-процессов организации.

2

Идентификация бизнес-процессов предприятия. Структурно-функциональное моделирование бизнес-процессов.

2

Стоимостной анализ функций

2

Контрольная работа по разделу 1.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений и рефератов по темам:

  1. Фактографические АИС.
  2. Документальные АИС
  3. Экспертные системы (ЭКС). 
  4. Корпоративные информационные системы (КИС). Требования, предъявляемые к КИС.

6

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС.

46

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие жизненного цикла ИС. Процессы жизненного цикла ИС: основные, вспомогательные, организационные. Структура жизненного цикла ИС. Стадии жизненного цикла ИС: моделирование, управление требованиями, анализ и проектирование, кодирование, тестирование, установка и сопровождение.  Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы.

2

Основные процессы жизненного цикла. Вспомогательные процессы жизненного цикла. Организационные процессы. Структура жизненного цикла информационной системы. Начальная стадия. Стадия уточнения. Стадия конструирования. Стадия передачи в эксплуатацию. Модели жизненного цикла информационной системы. Каскадная модель жизненного цикла информационной системы. Спиральная модель жизненного цикла. Обзор методов проектирования ИС. Контрольная работа «Жизненный цикл ИС»

2

Практическая работа

Выделение жизненного цикла ИС (на примере конкретной ИС).

2

Выделение процессов жизненного цикла ИС (на примере конкретной ИС).

2

Выделение стадий жизненного цикла ИС (на примере конкретной ИС).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по темам: «Примеры ИС», составление схемы «Процессы жизненного цикла».

6

Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования информационных систем.

Содержание учебного материала

2

3

1

Технологии проектирования: характеристика и выбор. Основные компоненты технологии проектирования ИС.

2

Современные тенденции систем качества ИС. Стандарты оценки качества стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки процесса ее разработки. Критерии качества ИС: правильность, точность, совместимость, надежность, универсальность, защищенность, полезность, эффективность, проверяемость, адаптируемость. Стандарты управления качеством промышленной продукции. Контрольная работа «Основные понятия технологии проектирования информационных систем»

2

Практическая работа

Создание модели вариантов использования ИС.

2

Создание логической модели ИС.

2

Разработка диаграмм состояния ИС.

2

Разработка диаграмм активности ИС

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений и рефератов по темам:

  1. CASE-средства создания информационных систем.
  2. Сравнение существующих методик проектирования ИС.
  3. Промышленные технологии, их особенности и правила проектирования.

6

Тема  2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта.

Содержание учебного материала

2

3

1

Виды работ при разработке ИС на разных стадиях. Методы планирования выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием. Виды ресурсов, необходимых для реализации ИС. Методики оценки проектов создания ИС.

Практическая работа

Управление проектами (на примере Microsoft Project)

2

Управление проектами (на примере Microsoft Project)

2

Контрольная работа по разделу 2.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений и рефератов по темам:

1. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

4

Всего:

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.

Технические средства обучения:

- компьютерные и телекоммуникационные: персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Интернет;

- аудиовизуальные: мультимедиа проектор; мультимедийная доска.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- рабочие места по количеству обучающихся, оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;

- принтер;

- сканер;

- проектор;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия: раздаточный материал.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - 6-е изд. – М.: «Дашков и К», 2010. - 395 с.
  2. Васильев А.А. Избачков Ю.С. Петров В.Н. Телина И.С. Информационные системы/ - 30е изд. – Спб: Питер, 2011. – 544 с.
  3. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение управления. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2010. – 320 с.

Дополнительные источники:

  1. Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.
  2. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. Спб.: Питер, 2005. – 280 с.
  3. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. Серия Учебная литература для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru.
  2. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также подготовке обучающимися рефератов и сообщений, составление схем по темам дисциплины.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;

Выполнение и защита лабораторного практикума

использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;

Выполнение и защита лабораторного практикума

использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;

Выполнение и защита лабораторного практикума

знания:

цели автоматизации производства;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование

типы организационных структур;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование

реинжиниринг бизнес-процессов;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование

требования к проектируемой системе,

Электронное обучающее и аттестующее тестирование

классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование

модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование, коллоквиум

технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование

организацию труда при разработке информационной системы;

Электронное обучающее и аттестующее тестирование, коллоквиум

оценку необходимых ресурсов для реализации проекта.

Электронное обучающее и аттестующее тестирование, коллоквиум

Итоговая аттестация

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Устройство и функционирования информационных систем"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...

КТП по МДК «Организация, принципы построения и функционирования компьютерных систем»

Календарно-тематический план  по МДК «Организация, принципы построения и функционирования компьютерных систем»  для 4 курса специальности 230111 "Компьютерные сети".  Количество часов п...

"Значение мотива принятия ребенка-как успех успешного функционирования замещающей семьи"

Данный материал может быть использован для подготовки индивидуальных колнсультаций, элементов занятий с кандидатами в замещающие родители.Им могут воспользоваться социальные педагоги, психологи, а так...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Устройство и функционирование информационной системы»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...

Рабочая программа по ПМ.01 «Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации» (базовый уровень) ППССЗ по специальности CПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности CПО, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 46.00.00 «История и а...

Практическая работа "Фотография рабочего дня сотрудника службы ДОУ" МДК.01.01 "ДОУ" ПМ.01 "Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации"

Методические рекомендации для выполнения практической работы «Фотография рабочего дня сотрудника службы ДОУ» по МДК.01.01 «Документационное обеспечение управления» по специальн...