Самостоятельная работа по ОП 08 Основы проектирования баз данных
материал на тему

Самостоятельная работа по ОП 08 Основы проектирования баз данных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srsbazy_dannyh_is.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности технического профиля

09.02.07 Информационные системы и программирование

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

2017 год


Организация – разработчик: ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»

Разработчики:

Ивашова А.Н.,   преподаватель  электротехники  ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _____________/


ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины ОП.08 Основы проектирования баз данных по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по ОП.08 Основы проектирования баз данных, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 12 часов. Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу при овладении ОП.08 Основы проектирования баз данных и закрепить теоретические знания и умения.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование и требованиям рабочей программы ОП.08 Основы проектирования баз данных:

умения:

  • проектировать реляционную базу данных;
  • использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных

знания:

  • основы теории баз данных;
  • модели данных;
  • особенности реляционной модели и проектирование баз данных;
  • изобразительные средства, используемые в ER- моделировании;
  • основы реляционной алгебры;
  • принципы проектирования баз данных;
  • обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
  • средства проектирования структур баз данных;
  • язык запросов SQL.

Самостоятельная работа направлена на формирование у студентов и соответствующих ФГОС профессиональных и общих компетенций (ПК и ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.

ПК 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.

ПК 11.3. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.

ПК 11.4. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.

ПК 11.5. Администрировать базы данных.

ПК 11.6. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.


1. Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ОП.08 Основы проектирования баз данных

Темы самостоятельных работ

Задания для выполнения СРС

Кол-во часов

ОК и ПК

12

Принципы и методы манипулирования данными, навигация по набору данным

Подготовить конспект по теме «Принципы и методы манипулирования данными, навигация по набору данным»

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 9, ОК10

ПК 11.1 -ПК 11.6

Сравнительный анализ СУБД

Сравнительный анализ СУБД, составление сравнительной таблицы.

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 9, ОК10

ПК 11.1 -ПК 11.6

Изучение законодательной базы по защите данных в базах данных

Подготовить доклад по теме «Изучение законодательной базы по защите данных в базах данных»

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 9, ОК10

ПК 11.1 -ПК 11.6

Основные функции проектирования баз данных

Подготовить презентацию по теме «Основные функции проектирования баз данных»

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 9, ОК10

ПК 11.1 -ПК 11.6

Типология моделей представления информации

Подготовить доклад по теме «Типология моделей представления информации»

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 9, ОК10

ПК 11.1 -ПК 11.6

Сетевые технологии создания баз данных

Подготовить реферат по теме «Сетевые технологии создания баз данных»

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 9, ОК10

ПК 11.1 -ПК 11.6

Итого

12 часов

2 Методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы

2.1 Составление сводной (обобщающей) таблицы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.

Этапы составления сравнительных таблиц:

- выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление;

- сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы;

- в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения;

- формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектах;

- итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

Роль студента при составлении таких таблиц заключается в следующем:

- изучить информацию по теме;

- выбрать оптимальную форму таблицы;

- информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

- пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Критерии оценки составления таблицы:

- соответствие содержания теме;

- логичность структуры таблицы;

- правильный отбор информации;

- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- работа соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок.

2.2 Подготовка доклада, реферата

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Работа над докладом состоит из следующих этапов:

- составление плана работы;

- систематизации полученных сведений;

- составление выводов и обобщений.

Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.

Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе не обязательно:

- выделять структурные элементы работы в виде плана;

- выделять заголовки внутри текста;

- ссылаться на использованную литературу по ходу текста.

Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1) Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.

2)  Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3)  Составить план доклада.

4)  Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5) Прочитать текст и редактировать его.

6) Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов

Критерии оценки подготовки доклада, реферата:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.

2.3 Подготовка конспекта

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:

- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

- оформить работу и предоставить в установленный срок.

  1. Оформление практической работы
  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
  2.       Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
  3.       Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
  4.       Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению или практических работ.

2.4  Создание компьютерной презентации (КП)

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Рекомендации по оформлению слайдов

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)

Фон

Для фона предпочтительны холодные светлые тона (лучше пастельные).

Категорически не рекомендуется использовать картинки в качестве фона

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты

Для заголовков – не менее 24 пн.

Для информации – не менее 18 пн.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способы выделения информации

Следует использовать:

- рамки, границы, заливку;

- штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами


3. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных. –М.:  ОИЦ «Академия» 2015.
  2. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных : учебник для СПО / В. М. Илюшечкин. — испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Основы проектирования баз данных"

   Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. Самостоятельная работа студента явля...

Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных

Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Основы проектирования баз данных

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Основы проектирования баз данных для специальности 09.02.01 Инфрмационные системы по отраслям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Основы проектирования баз данных»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»

Методические указания к практическим занятиям «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные ...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»

Конспект лекций содержит теоретический материал в ком­пактной форме и представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Предназначен для студентов специальностей сред...

Контрольная работа по дисциплине "Основы проектирования базы данных"

При проектировании и реализации учебного процесса учитываю индивидуальные особенности студентов, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, используя различные формы организации учебной дея...