НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
статья на тему

Ружинская Елена Владимировна

Статья. Изменение социально-экономических условий в Российском обществе, переход к цифровой экономике привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста среднего профессионального образования (СПО).Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, самостоятельность, деловитость, предприимчивость, инициативность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда.С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ружинская Елена Владимировна

Преподаватель

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский медицинский колледж имени З.И.Маресевой»

Изменение социально-экономических условий в Российском обществе, переход к цифровой экономике привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста среднего профессионального образования (СПО). Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, самостоятельность, деловитость, предприимчивость, инициативность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Так в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) СПО для специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело были поставлены следующие требования:

«ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».

Вследствие этого в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием новых информационных технологий.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Самостоятельность - как черта личности, как необходимое условие реализации ФГОС третьего поколения+, на нее сделан серьёзный акцент.

Все мы знаем, что Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р говорит о следующем:

«С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.

В системе образования расширяется применение цифровых технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть "Интернет" и представлены там на своих сайтах в соответствии с государственными требованиями. Нормативно, технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования, ведется подготовка кадров для цифровой экономики».

В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", настоящая Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами».

Акцент делается на новых типах и возможностях самоорганизации, которые становятся возможны в сетевых структурах, виртуальной реальности, в стремительно развивающемся компьютерном мире.

Без информационных технологий сегодня нет доступа ни к каким другим современным технологиям. Информационные технологии сопровождают современные высокие технологии, которыми уверенно пользуется практически всё человечество. Взять хотя бы мобильные телефоны, компьютеры, медицину, энергетику.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Наиболее широко используются следующие формы самостоятельной работы:

- освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернете;

- подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;

- подготовка к опросу, к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;

- выполнение домашних контрольных работ и заданий;

- написание рефератов, докладов, статей;

- подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;

- выполнение курсовых работ (проектов);

- написание отчета по практике;

- выполнение дипломной работы (проекта). 

Можно определить следующие области использования информационных технологий (ИТ) во внеаудиторной деятельности студентов.

1. Непосредственное изучение средств ИТ для решения поставленных практических и научно-исследовательских задач, реализации творческих коллективных и индивидуальных проектов. Информационные ресурсы, предоставляемые в распоряжение студента-исследователя сетью Интернет огромны и очень важно при этом ему выбрать свой, наиболее оптимальный «информационно-знаниевый» маршрут.

2. Использование освоенных ИТ при подготовке рефератов, отчетов, при выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) и другие.

На сегодняшний день в процессе совершенствования образовательных технологий по различным направлениям следует активно использовать современные электронные и информационные средства обучения, основанные на цифровых методах измерения и обработки данных, мультимедийных, дистанционных и 3D-технологиях, разумно сочетая их с аналоговыми средствами и формами. Умение использовать электронные библиотеки, поисково-правовые информационные сайты, дает студенту навык обучения для дальнейшего дистанционного обучения и самообучения для повышения своей профессиональной компетенции.

В настоящее время существуют новые информационные технологии для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы. Давайте рассмотрим несколько российских платформ, которые мы можем использовать в работе медицинских колледжей, например, образовательный онлайн-ресурс www.stepik.org. Stepik – российская образовательная платформа конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков. Все курсы и материалы, размещённые на Stepik, лицензируются для свободного использования на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 4. Получение востребованных знаний бесплатно. Онлайн-курсы от ведущих вузов и компаний страны.

Рассмотрим Консультант студента онлайн-ресурс www.medcollegelib.ru - Электронная библиотека медицинского колледжа - объединенный каталог изданий по всем основным направлениям медицины: Учебная литература для среднего медицинского и фармацевтического образования, Интерактивные и Мультимедиа, Медицинские периодические журналы.

Далее рассмотрим онлайн-ресурс www.medlib.ru - Электронная библиотечная система «Медицинская библиотека» (ЭБС «MEDLIB.RU») является образовательным ресурсом для студентов, преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, врачей, биологов, среднего медицинского персонала и т.д., который позволяет получить доступ через Интернет к электронным версиям грифованных учебников и учебных пособий, руководств и атласов, справочников и монографий Издательства «МИА», самостоятельным электронным изданиям, а также мультимедийным интерактивным учебным комплексам.

Рассмотрим Многопрофильный образовательный ресурс "Консультант студента" www.studentlibrary.ru – который является электронной библиотечной системой (ЭБС), предоставляющей доступ через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых договоров с правообладателями. Полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3+) к комплектованию библиотек, в том числе электронных, в части формирования фондов основной и дополнительной литературы, для СПО, ВПО и аспирантуры.

Одним из правовых сайтов России рассмотрим ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/ – оказание комплексной профессиональной правовой поддержки с помощью современных информационных технологий. Новости законодательства РФ, аналитические материалы, правовые консультации, инфографика и др. Законодательство (полные тексты документов) с комментариями: законы, кодексы, постановления, приказы.

Существует и другие различные ИТ: например, Яндекс.Диск - бесплатный сервис, позволяющий хранить и передавать файлы на любое устройство, подключённое к интернету.

Таким образом, на сегодня в Российском информационном пространстве существует ряд информационно-правовых платформ в помощь для обучения и выполнения внеаудиторной работы студентам.


Литература:

  1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России, №6,2003.
  2. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г., Сиренко С.Н. (Ред.). № 28 Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего URSS. 2018. 344 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-5348-4.
  3. Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании и науке НИТО-2018» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nito.rsvpu.ru/NITO2018
  4. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р [Электронный ресурс] Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru 
  5. ФГОС-Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмыслен...

Презентация "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

презентация к выступлению "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендациипо организации и выполнению внеаудиторной   самостоятельной работы   студентов по дисциплине  ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛ...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ специальность 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин Методические указания к организации и выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы

Методические указания по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по  ОП.05 Тех...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности 15.02.12

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности 15.02.12...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МДК 01.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МДК 01.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт а...