МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИНФОРМАТИКА »
учебно-методический материал

Подшибякин Алексей Николаевич

Данная работа представляет собой методические рекомендации по выполнению практичечких работ по дисциплине "Информатика" курсантами 2 курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское  государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Морской технический колледж имени адмирала Д.Н.Сенявина»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПбМТК

____________ /В.А. Никитин/

Протокол № ______

от ___  »   ______   2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

 ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.02 Информатика

26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Санкт-Петербург

2018г.

Согласовано на

Методическом совете СПбМТК

Председатель МС _____/_________/

Протокол №_____

 «___»__________2018 г.

Составлены в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта по специальности   26.02.03  Судовождение

Методист  ________(             ФИО)

«_____»_____________ 2018г.

Рассмотрено и принято

на заседании цикловой методической комиссии

Председатель ЦМК _____ /____________/                  

Протокол №_____

 «___»__________2018 г.

        Методические рекомендации  для проведения   практических работ  и лабораторных занятий   разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)  (шифр и название специальности)  

Разработчики:

Подшибякин А. Н.         преподаватель СПб МТК

 

Согласовано

Начальник методического отдела

 _________ /О.Е.Корякина /

«___»___________________2018 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ИМЕНИ АДМИРАЛА Д. Н. СЕНЯВИНА

Соответствует учебному плану,

образовательному стандарту и

рабочей программе дисциплины

Методист СПбМТК

_______________ И.Ю. Плотникова

«_____»  августа  2017г.

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии

Председатель ЦМК _______/___________________

«_____»___________2017 г. Протокол №_________

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

________________ В.Е.Андреев

«___»_________________ 2017 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИНФОРМАТИКА »

Специальности:

Специальности:

26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

 

Преподаватель                                                                                                               Подшибякин А. Н.

 

Санкт-Петербург 2017/2018


Пояснительная записка

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Информатика  созданы для курсантов 2 курса по специальности:

Специальности:

26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Практические занятия составляют важную часть профессиональной подготовки курсантов. Основная цель проведения практических занятий - формирование у курсантов  аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков.                       Практические занятия выполняют следующие задачи:

- закрепляют знания, полученные в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы;

- расширяют объём профессионально значимых знаний, умений, навыков;

- позволяют проверить правильность ранее полученных знаний;

- прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления;

- способствуют свободному оперированию терминологией.

Учебная дисциплина «Информатика» входит в общепрофессиональный цикл  дисциплин по профессиям 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

26.02.06.ЭКСПЛУАТАЦИ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ  АВТОМАТИКИ

Изучение дисциплины направлено для формирования у обучающихся:

а) общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

б) профессиональных  компетенций (ПК):

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.

ПК 1.2. Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.

ПК 1.3. Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.

ПК 1.4. Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.

ПК 3.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

ПК 3.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК 3.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

ПК 3.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

ПК 3.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

ПК 3.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

ПК 3.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

Для реализации  требований стандарта  по учебному плану выделено 14  часов на проведение практических работ.

Практические работы проводятся с целью:

  • Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний;
  • Формирования умений использовать полученные знания для решения конкретных задач;
  • Развития познавательных способностей и активности обучающихся:  творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • Формирования самостоятельности мышления;
  • Формирования общих и профессиональных компетенций.

Практические работы выполняются курсантом по заданию преподавателя. Перед выполнением обучающимимся практических работ преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя цель задания, его содержание, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства  Информатики, включая дополнительное цифровое оборудование, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации.

В результате выполнения практических работ по учебной дисциплине «Информатика » обучающийся должен уметь:

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • Просматривать, создавать, редактироваь, сохранять записи в базах данных;
  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
  • Представлять информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма ..);
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Общие методические указания по выполнению

практических работ.

Приступая к выполнению работы, учащийся должен ознакомиться с настоящим пособием и рекомендованной литературой.                                                                                                                                        Если при изучении материала учащийся   не полностью понимает  рекомендации, то ему необходимо обратиться за помощью к преподавателю.

       Работу необходимо  оформить и защитить  в установленные преподавателем сроки.

    Перед началом работ преподаватель проводит вводную беседу и проверку знаний учащимися теоретического материала.

    При выполнении работ учащийся должен соблюдать правила техники безопасности, правила санитарии и гигиены.

    В том числе учащийся обязан:

   - организовать своё рабочее место так, что бы все необходимое было под руками, а все лишние предметы были убраны;

   - при проведении работы не отвлекаться и не отвлекать других;

   - пользоваться исправным счётным оборудованием, а в случае обнаружения неисправных вилок, розеток и т.п. немедленно сообщить преподавателю;

   - следить за чистотой, не покидать рабочее место, не входить и не выходить из аудитории без разрешения преподавателя, не пользоваться мобильным телефоном  во время занятий.  

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка «5» выставляется за выполненную практическую работу в полном объеме. Объем выполняемой работы определяется  заданием практической работы.

Оценка «4»   работа выполнена в объеме на оценку «5», но имеет одну ошибку.

Оценка «3» выставляется за выполненную работу в объеме на данную оценку

Оценка «2» выставляется учащемуся, который не понял задание или отказался его выполнять

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема

Вид работы

Кол-во

 часов

Тема 3 Количество и качество информации

Практическая работа № 1 Расчет меры информации синтаксического уровня

1

Практическая работа № 2 Расчет меры информации прагматического уровня

1

Практическая работа № 3  Расчет меры  семантического уровня

1

Тема 4 Представление информации в цифровых автоматах

Практическая работа № 4

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную

1

Практическая работа № 5 Арифметические действия над  целыми числами.

1

Практическая работа № 6  Выполнение арифметических операций с участием прямого кода

1

Практическая работа № 7 Выполнение арифметических операций с участием обратного кода

1

Практическая работа № 8

Выполнение арифметических операций с участием  дополнительного кода

1

Тема № 5 Формализация и моделирование

Практическая работа № 9

Решение задач моделирования с помощью графов

1

Тема № 6 Основы формальной логики

Практическая работа №  10 Решение задач на исчисление предикатов  

1

Практическая работа №  11  Решение задач с использованием функций алгебры логики

1

Практическая работа №  12  Решение задач на построение таблиц истинности

1

Практическая работа №  13  Решение задач на упрощение логических формул

1

Тема № 7 Понятие алгоритма и алгоритмические системы

Практическая работа № 14 Использование рекурсии в алгоритмизации вычислений

1

Практическая работа №  15

Создание блок-схемы алгоритма вычисления квадратного корня

1

Тема № 9 Редактор  OpenOfficeOrg Writer

Практическая работа № 16

Верстка и редактирование заданного текста

1

Практическая работа № 17

Форматирование страниц по заданному требованию

1

Тема № 10 Web-конструирование на HTML

Практическая работа № 18  Создание таблицы

1

Практическая работа №  19  Создание таблицы с использованием специализированных тэгов

1

Практическая работа №  20

Вставка звука, видео flash-анимации

1

Практическая работа №  21

Алгоритм создания сайта

1

Практическая работа №  22

Графический дизайн сайта

1

Тема № 11

 OOO. Calc

Практическая работа № 23

Решение задач с использованием логических функций

1

Практическая работа № 24

Решение задач с использованием логических функций

1

Практическая работа № 25

Решение задач с использованием логических функций

1

Практическая работа № 26

Решение задач на построение графиков простых функций

1

Тема № 12 Введение в работу с OOO. Base

Практическая работа № 27  Алгоритм создания таблиц

1

Практическая работа № 28 Создание таблиц

1

Практическая работа № 29  Создание таблиц заданным способом

1

Практическая работа № 30  Создание БД  

«Телефонная книга»

1

Практическая работа № 31 Продолжение решения задачи по созданию  БД  «Телефонная книга»

1

Тема № 13 Векторная графика

Практическая работа № 32 Создание простого рисунка

1

Практическая работа №  33  Создание клипарта

1

Практическая работа № 34  

Создание «Визитки»

1

Тема № 14  Трехмерная графика

Практическая работа № 35

Рендеринг объектов – моделирование чашки

1

Практическая работа № 36

Рендеринг объектов – моделирование кружки

1

Практическая работа № 37  - Рендеринг объектов – моделирование куклы

1

Итого

37

Практическая работа № 1 Расчет меры информации синтаксического уровня

Тема: Количество и качество информации

Цель: приобрести и отработать навыки определения объема информации

Задачи: Научиться работать с информацией

Контрольные вопросы: Какие способы определения объема информации вы знаете?

  1. В ящике находятся исправные и неисправные диски. Среди них 16 исправных. Сообщение о том, что из ящика достали неисправный диск, несет 1 бит информации. Сколько всего находится жестких дисков в ящике?
  2. В ящике находится 32 цветных карандаша, среди которых x – красного цвета. Наудачу вынимается один карандаш. Сообщение «извлечен не красный карандаш» несет 3 бита информации. Чему равно X?
  3. Сколько существует различных последовательностей из символов плюс и минус длиной ровно пять символов?
  4. Какое наименьшее число символов должно быть в алфавите, чтобы при помощи всевозможных двух буквенных слов, состоящих из символов данного алфавита, можно было передать не менее 11 сообщений?
  5. В двух вагонах товарного поезда находятся 32 генератора электрической энергии. Некоторые из них -  исправные, некоторые – нет. Сообщение «сломанный генератор находится в первом вагоне» несет 4 бита информации. Сколько генераторов находится во втором эшелоне?
  6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 16 пронумерованных шаров. Определите количество информации, содержащейся в сообщении о первом выпавшем номере.

Практическая работа № 2 Расчет меры информации прагматического уровня

Тема: расчет объема информации

Время выполнения 1 часа

Цель: приобрести и отработать навыки определения объема информации

Задачи: Научиться работать с информацией

Контрольные вопросы: Какие способы определения объема информации вы знаете?

  1. Определите количество информации, которое содержится в сообщении о результате броска монеты
  2. Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов на 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
  3. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых находится в двух состояниях. Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, что бы с его помощью можно было передать 50 различных сообщений?
  4. В двух вагонах пассажирского поезда находится 16 пассажиров. Сообщение пассажир первого вагона уснул несет 2 бита информации. Сколько пассажиров находится во втором вагоне?
  5. Для передачи секретного сообщения из 100 символов, использовался код, состоящий из 20 букв. Все буквы кодируются одним и тем же минимальным количеством битов. Определите, чему равен информационный объем такого сообщения в битах
  6. Сколько бит информации содержит сообщение 23 Мегабайта?

Практическая работа № 3 Расчет меры семантического уровня

Тема: расчет объема информации

Цель: приобрести и отработать навыки определения объема информации

Задачи: Научиться работать с информацией

Контрольные вопросы: Какие способы определения объема информации вы знаете?

Рекомендуемая литература: конспект лекций, методические рекомендации по выполнению практических работа Подшибякина А. Н

     

     1.В спичечной коробке лежат целые и сломанные спички. Сломанных спичек – в коробке 9 штук. Сообщение о том, что из коробки достали целую спичку, несет 2 бита информации. Сколько всего спичек в коробке?

2.  Дан фрагмент стихотворения Бориса Пастернака «Снег»:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет

Снег идет, и всё в смятении,

Всё пускается в полёт,

Черной лестницы ступени,

Перекресток поворот

 

Закодировать это сообщение неравномерным двоичным кодом, сопоставив двоичное значение  числам присвоенным буквам русского алфавита по возрастанию, начиная с а и заканчивая буквой я.  Определить количество переданного закодированного таким образом стихотворения, рассчитав меру Хартли и меру Шеннона, взяв за вероятность частоту появления буквы в стихотворении.    

Практическая работа № 4

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную

Тема: системы счисления

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления

Задачи: Научиться работать с различными системами счисления

Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?

  1. Какое количество битов содержит двоичное представление числа 100010 
  2. Перевести число 2567,2252 в десятичное число, перевести число 11111111001101,0010019  в двоичное.

 Практическая работа № 5 Арифметические действия над  целыми числами.

Тема: системы счисления

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления

Задачи: Научиться работать с различными системами счисления

Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?

  1. На какую цифру оканчивается запись числа 15А16 в системе счисления с основанием 8?
  2. На какую цифру оканчивается  запись десятичного числа 153 в системе счисления с основанием 16?
  3. Определите, выполняется ли  неравенство А8 B=6B16 C = 10001101

Практическая работа № 6  Выполнение арифметических операций с участием прямого кода 

Тема: системы счисления

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления

Задачи: Научиться работать с различными системами счисления

Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?

  1. Определите, какое будет получено число из числа 12,21024  переносом запятой на три разряда влево. Полученное число переведите в десятичную систему счисления.
  2. Определите, чему равное четвертичное число 3,11 в системе счисления по основанию 8
  3. Определите количество единиц в двоичной системе счисления числа 200,35

4. Представить число 12310 в двоичном коде в однобайтовом формате, в    двубайтовом формате

5. Представить число  65535 в двубайтовом формате в двоичном коде

6. Представить число -234 в прямом и обратном коде и дополнительном коде

7. Представить число -345 в прямом и обратном коде и дополнительном коде

Практическая работа № 7 Выполнение арифметических операций с участием обратного кода

 Тема: системы счисления

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления

Задачи: Научиться работать с различными системами счисления

Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?

  1. Представить число 576 в прямом, обратном и дополнительном коде
  2. Сложить числа 17 и 23, предварительно переведя в двоичный код их
  3. Сложить числа 161 и 198, предварительно переведя их в пятеричный код
  4. Сложить числа 178 и 456, предварительно переведя их в восьмеричный код
  5. Использую алгоритм обратного кода вычислить арифметическое выражение 3-10 в двоичной системе счисления
  6. Произвести вычисления   11100111,1112 – 11111,1012   ;  222322,43267 – 111234,5557

Практическая работа № 8  Выполнение арифметических операций с участием  дополнительного кода 

Тема: системы счисления

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления

Задачи: Научиться работать с различными системами счисления

Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?

Произвести вычисления из Практической работы № 7,(6) используя алгоритм дополнительного кода.

  1. Используя алгоритм обратного кода, вычислить арифметическое выражение 14-123 в двоичной системе счисления
  2. Используя алгоритм обратного кода вычислить арифметическое выражение 17- 190 в двоичной системе счисления.
  3. Используя алгоритм обратного кода вычислить следующие арифметически выражения в двоичной системе счисления: а) 123 – 78 б) 145 – 67 в) -78 -91 г) -93 – 12 д) -63-95 е) 95 +67

Тема: Формализация и моделирование

Практическая работа № 9

Тема: Формализация и моделирование

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки моделирования реальных процессов с помощью графов

Задачи: Научиться строить графы как средство моделирования

Контрольные вопросы: Какие типы графов вам известны?

Решение задач моделирования с помощью графов

1.Столбцы таблицы называются полями, а строки – записями

2.Каждая таблица содержит описание одного типа объектов (человека, бригады, самолета) или одного типа связей между объектами.

3.В каждой таблице есть ключ – некоторое значение, которое отличает одну запись от другой; в таблице не может быть двух записей с одинаковыми значениями ключа

4.На практике часто используют искусственно введенное числовое поле,которое называется идентификатор, ID)

Выбрать способ решения задачи с использованием графов.

Граф состоит из вершин, связанных линиями-ребрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками.

Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер.

 Неориентированные графы

I. два варианта значения слова “граф”:

1) удобная форма описания структур типа дорожной сети или сети передачи данных;

2) математический объект G := (V, E), где V — это непустое множество вершин, а E — множество ребер (пар вершин).

Для описания графа часто используют квадратную таблицу, которая описывает все возможные связи между узлами (без учета дублирования).

Если, например, на пересечении строки A и столбца B записано число 1, это означает, что есть ребро, соединяющее вершины A и B; число 0 в этой ячейке означает, что такого ребра нет. Такую таблицу называют матрицей смежности.

Задача 1: У Маши есть 2 конверта: обычный и экспресс, и 3 марки: круглая, прямоугольная и треугольная. Сколькими способами Маша может выбрать конверт и марку, чтобы отправить письмо?

Задача 2: На дополнительное занятие по физической культуре пришли восемь учащихся: Саша, Маша, Таня, Артём, Женя, Лёша, Настя и Юра. Физкультурный руководитель Николай Владимирович попросил их построиться по росту. Известно, что Саша выше Маши, Таня выше Артёма, Женя ниже Лёши, но выше Насти, Настя выше Саши, Лёша ниже Юры, а Маша выше Тани. Давайте поможем ребятам выстроиться по росту.

Задача 3: Крестьянин купил на базаре козу, кочан капусты и волка. По дороге домой нужно было переправиться через реку. У крестьянина была маленькая лодка, в которую кроме него могла поместиться только одна из его покупок. Как ему переправить все товары через реку, если нельзя оставлять козу наедине с капустой и волка наедине с козой?

Задача 4: Сколько трёхзначных чисел можно составить из четырёх цифр: 1, 2, 3 и 4.

Практические работы №  10 - 13 Решение задач по теме

Тема: Формальная логика

Время выполнения 4 часа

Цель: приобрести и отработать навыки работы в  использовании средств математической логики в своей деятельности

Задачи: Научиться решать задачи булевой алгебры

Контрольные вопросы: В чем главная особенность формальной логики?

Практическая работа № 10 Решить следующие задачи:

Задача 1 А,B,C  - целые числа, для которых истинно высказывание

ך(А ≡19) &((C>A)=>(2B (A≤2B+4))). Чему равно A если C =18 и B=8&

Задача 2 Определите наименьшее натуральное число X, при котором истинно высказывание: (X*(X+2)<50)=>(X*X > 35) .

Задача 3.  Определите, является ли тавтологией формула:

(((A≡B) ˅ B)  A) ˅ (A=>B)

Задача 4 Три студента – Иванов, Петров и Сидоров – хотят сдать сессию на отлично. Были высказаны следующие предположения:  

  1. Сдача экзаменов на отлично студентом Петровым равносильно тому, что сдаст на отлично Иванов и Сидоров.
  2. Неверно, что сдаст на отлично Петров или на отлично сдадут Иванов и Сидоров
  3. Студент Сидоров не сдаст экзамены на отлично, и это при том, что если Иванов сдаст на одни пятерки, то и Петров сдаст также на отлично.

После  сессии оказалось, что только одно из этих трех предположений ложно. Кто сдал экзамен на отлично?

Практическая работа № 11 Решить следующие задачи:

Задача 1 Четыре рядом стоящих дома расположены по одной стороне улицы. В них живут Маша, Света, Ира, Валя. Из каждого дома сбежало по кошке: черная, серая, белая, и трехцветная. Нашедший всех четверых животных точно знает, что:

  1. Валя – соседка Маши
  2. Ира живет левее Вали и Маши
  3. Света не соседка Вали
  4. У Иры кошка не черная и не серая
  5. Света живет правее и Вали и Маши
  6. Белая кошка не живет в крайнем доме
  7. Маша – хозяйка черной кошки

Определите цвет кошек, принадлежащей каждой девочке.

Задача 2  Даны три кучи камней, содержащих соответственно 1,3 и 5 камней. За один ход разрешается или удвоить количество камней в меньшей куче,  или добавить по одному камню в каждую кучу из трех. Выигрывает игрок,   после хода которого во всех трех кучах суммарно становится не менее 16 камней. Выясните, кто выигрывает при правильной игре, - первый или второй игрок.

Задача 7 Построить таблицу истинности для выражения

(X=>ךY)↓(Y<=ךZ)˅(Z=>ךX)

Практическая работа № 12 Решить следующую задачу:

 

Задача 1.  Дана таблица истинности выражения  F

x

y

z

f

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

9

Определите, соответствует ли F выражению:

X˄┐Y˄Z˅┐X˄Y˄Z˅X˄Y˄┐Z

Практическая работа № 13  Решить следующую задачу:

  Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучи камней. В первой из которых 1, а во второй 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что  игрок или увеличивает  в три раза количество камней в какой куче, или  добавляет два камня в какую то кучу. Выигрывает  игрок,  после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 17. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход. Или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?

Практическая работа № 14 Использование рекурсии в алгоритмизации вычислений

Тема: Теория алгоритма

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки в создании  алгоритмических способов обработки информации

Задачи: Научиться записывать алгоритмические структуры

Контрольные вопросы: Назовите особенности различных способов записи алгоритма

Рекомендуемая литература: конспект лекций, методические рекомендации по выполнению практических работа Подшибякина А.

Практическая работа № 14 Использование рекурсии в алгоритмизации вычислений

Задача 1 Построить дерево рекурсии для вычисления пятого члена последовательности  Фиббоначи

 Задача 2. Дан прямоугольник, стороны которого выражены натуральными числами. Разрежьте его на минимальное число квадратов с натуральными сторонами. Найдите число получившихся квадратов.

Разработать рекурсивную триаду.

Практическая работа № 15

Тема: Теория алгоритма

Время выполнения 1 час

Цель: приобрести и отработать навыки в создании  алгоритмических способов обработки информации

Задачи: Научиться записывать алгоритмические структуры

Контрольные вопросы: В чем различие записи алгоритма по Ван-Хао от записи алгоритма по Ляпунову?

Создание блок-схемы алгоритма вычисления квадратного корня. Написать этот алгоритм в операторных символах Ван-Хао и Ляпунова.

Практические работы  № 16, 17 Верстка и редактирование заданного текста 

Тема: Работа в текстовом редакторе Open Office Org Writer

Время выполнения 2 часа

Цель: приобрести и отработать навыки в создании  формул в текстовом редакторе информации

Задачи: Научиться записывать формулы

Контрольные вопросы: В чем главная особенность любого текстового редактора?

Верстка и редактирование заданного текста.

Практическая работа № 16   Набрать следующие формулы:

 

     

Практическая работа № 17   Набрать следующие формулы:


  1. a)
    , b) , c) .d)

а)  б)  в)  

    

Практические работы  № 18, 19, № 20, № 21, № 22

Тема: Web-конструирование на HTML

Время выполнения 1 час

Цель: получить начальные навыки и знания по  формированию  web-страниц

Задачи: Научиться работать с HTML кодом

Контрольные вопросы: В чем главная особенность кода  HTML?

Практическая работа № 18   Создание таблицы.

Создать в Блокноте и сохранить как вэб-страницу текст с главными тэгами   заданный текст:

«В отличие от многих прогрессивных сцен мира, израильская прогрессивная рок-сцена оставалась практически неизвестной за пределами страны, да порой и в самом Израиле. Ее формирование можно проследить в конце шестидесятых, когда в Израиле была оживленная, но небольшая клубная/дискотечная сцена, что дало многим группам возможность выступать и отшлифовывать свое звучание. Большинство этих групп (THE LIONS, UZI VE'HSIGNONOT, HACHOCOLADA, HASHMENIM VE'HARAZIM и другие) сконцентрировались на исполнении кавер-версий популярных в то время артистов, таких как THE BEATLES, PROCOL HARUM, THE SEARCHERS и т.д., в то время как другие начали разрабатывать свое собственное оригинальное звучание.»

Практическая работа  № 19 

  1. Впишите необходимые теги и текст, что бы получить HTML-код для вэб-страницы, показанный на образце:

< ___align=____>

Face=”____”> Архитектура компьютера  - устройство и принципы взаимодействия всех частей компьютера

<___color___size=____>

Образец:

Архитектура компьютера

Архитектура компьютера – устройство и принципы взаимодействия частей компьютера

_______________________________________________

 Выравнить текст и абзацы и подзаголовки. Управление начертанием текста. Изменение параметров шрифта. Типы списков, Графика. Внутренние гиперссылки. Создание сайта «Биографии ученых», «Устройство ввода информации»

Практическая работа №  20  Вставка звука, видео flash-анимации

Тема: Web-конструирование на HTML

Время выполнения 1 час

Цель: получить начальные навыки и знания по  формированию  web-страниц

Задачи: Научиться работать с HTML кодом

Задача: Вставить в готовую страницу заданный медиа-файл, интегрировать его в структуру вэб-сайта

 Практическая работа  №  21  Создание страницы с таблицами

 

Тема: Web-конструирование на HTML

Время выполнения 2 часа

Цель: получить начальные навыки и знания по  формированию  web-страниц

Задачи: Научиться работать с HTML кодом

Задача:

  1. Запишите необходимые теги и внесите  требуемую текстовую информацию, что бы получить необходимый HTML-код для вэб страницы: Проверьте правильность выполнения на  компьютере:

<___color=blue____=4____=” Tahoma”>

Основные устройства компьютера

<____border=1____>=black____center>

<___aling=_____><____><____>Компьютер <____>

<___><___> Устройство ввода <___><___>

<___><___> Устройство памяти <___><___>

Компьютер

Устройство ввода

Устройство памяти

Процессор

Устройство вывода

<___><___> Процессор <___><___>

<___><___> Устройство вывода <___><___>

               <______>

                 

         

Практическая работа  № 22 Создание страницы с таблицами

    Создайте файл с именем lesson.html  Создайте  таблицу в соответствии с образцом. Проверьте  правильность написания на компьютере. Сохраните полученный файл.

Образец:

Ячейка 1

Ячейка 2

Ячейка 3

Ячейка 4

Ячейка 5

Ячейка 6

Откройте файл lesson.html .  Внесите новую информацию в ячейки таблицы. Задайте в теге  

следующие параметры: ширина таблицы – 90%, расстояние между содержимым ячейки таблицы – 5, цвет линий – зеленый, толщина линий – 2, выравнивание – по центру.

Задайте  в теге

 ширину ячейки равной 45%. Сохраните файл

Образец:

Создание Web -  страниц

Глобальные компьютерные сети открыли пользователям компьютеров  быстрый и легкий доступ к мировым источникам информации

WWW (World Wide Web) система навигации. Поиска и доступа к мультемидейным ресурсам с помощью. средств гипертекста

Браузер – программа просмотра  гипертекстовых страниц  WWW

Гипертекст – текст, содержащий связи с другими текстами, графической, видео и звуковой информации

HTML – язык разметки гипертекста

HTML – документы – текстовые файлы в которые встроены специальные теги

 Теги- команды языка HTML

Практические работы  № 23, 24, 25

Тема: Электронные таблицы

Время выполнения 3 часа

Цель: получить начальные навыки и знания по  работе с формулами в электронной таблице

Задачи: Научиться использовать графические возможности электронных таблиц и создание формул в профессиональной деятельности

Контрольные вопросы: Какие задачи могут решать электронные таблицы?

.

Практическая работа № 23, 24, 25

Решение задач с использованием логических функций

Практическая работа № 23

Решить следующие задачи в ООО.Calc:

Задача 1. Необходимо переоценить товарные остатки. Если продукт хранится на складе дольше 8 месяцев, уменьшить его цену в 2 раза.

Задача 2. Если стоимость товара на складе после уценки стала меньше 300 р. или продукт хранится дольше 10 месяцев, его списывают.

Практическая работа № 24

Решить следующие задачи в ООО.Calc:

Задача 3. Ученики перед поступлением в гимназию сдают математику, русский и английский языки. Проходной балл – 12. По математике для поступления нужно получить не менее 4 баллов. Составить отчет о поступлении.

Задача 4 .Компания по снабжению электроэнергией взимает плату плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 КВт/ч и m рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 Квт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Практическая работа № 25

Решить следующие задачи в ООО.Calc:

Задача 5 10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастер, если он набрал в сумме не менее k очков. Сколько спортсменов получило звание мастера?

Задача 6. Рассчитать количество комиссионных на основе использования логических функций

099.jpg

Практическая работа № 26

Решить следующую задачу в ООО.Calc:

Тема: Электронные таблицы

Время выполнения 1 час

Цель: получить начальные навыки и знания по  работе с формулами в электронной таблице

Задачи: Научиться использовать графические возможности электронных таблиц и создание формул

Контрольные вопросы: Какие задачи могут решать электронные таблицы?

Решение задач на построение графиков простых функций

Задача: Построить графики простых и составных функций

Задача:

Построить график сложной функции с шагом h=0.1

Функция задается следующим уравнением:

F(x)=

Введение в работу ООО.Base

Практические работы  № 27 № 28 №29  Создание таблиц

Тема: Введение в работу ООО.Base

Время выполнения 2 часа

Цель: получить начальные навыки и знания по  формированию базы данных средствами офисного редактора

Практическая работа № 27

Задачи: 1. На городской олимпиаде по программированию предлагалась задача трех типов: А, В, С. По итогам олимпиады была составлена таблица, в колонках которой указано, сколько задач каждого типа решил участник. Вот  начало этой таблицы:

Фамилия

А

И

С

Иванов

3

2

1

За правильное решение задачи типа А участнику начислялся 1 балл, за решение задачи типа В – 2 балла, за решение задачи типа С – 3 балла. Победитель определялся по сумме баллов, которая у всех участников разная. Для определения победителя олимпиады достаточно выполнить следующий запрос:

  1. Отсортировать таблицу по возрастанию значения выражения А+В+С и взять первую строку.
  2. Отсортировать таблицу по убыванию значения выражения А+2В+3С и взять первую строку
  3. Отсортировать таблицу по убыванию значения выражения А+В+С и взять первую строку

Практическая работа № 28

Решить задачу:

Задача 2 Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию: Место <=3 И (Н>2 ИЛИ О>6)?

место

участник

в

н

п

о

1

Иванов

5

3

2

6,5

2

Петров

6

0

3

6

3

Сидоров

5

1

4

5,5

4

Кошкин

3

5

1

5,5

5

Матвеев

3

3

3

4,4

6

Павлов

3

2

4

4

Практическая работа № 29

 Решить задачу:

Задача 3 База данных школы включает таблицу с информацией о золотых и серебряных медалистах,  которая, наряду с другими, имеет поля с названиями Год, и Тип медали. В таблице находятся записи о количестве медалистов 2008, 2009, 2010 годов. Всего таблица включает 36 записей.

Заведующий учебной частью запросил информацию о медалистах. Ниже приведены запросы и количество записей которые удовлетворяют этим запросам.

Запрос

N

Год=2009 ИЛИ Тип медали = золотая

25

Неверно, что (Тип медали = золотая И Год = 2008)

32

Тип медали = серебряная И Год = 2010

8

Определите количество записей, удовлетворяющих запросу Тип медали = золотая И Год = 2010

Практические работы № 30 № 31 Создание БД «Телефонная книга»

Тема: Введение в работу ООО.Base

Время выполнения 2 часа

Цель: получить начальные навыки и знания по  формированию базы данных средствами офисного редактора

Задачи: Создать базу данных под названием «Телефонная книга» на 50-100  абонентов

Контрольные вопросы: Какие задачи решает любая база данных?  В чем особенность реляционной базы данных?

Практическая работа № 30 – Создание  базы данных «Телефонная книга». База данных создается из ста номеров произвольного значения с использование таблиц. При обращении к ней по фамилии или номеру телефона выдается информация абонента. Работа выполняется курсантом под руководством преподавателя и на основе  изученного ранее теоретического материала

Практическая работа № 31 – Завершение работы над созданием базы данных в редакторе OOO. Base «Телефонная книга»

Практические работы  № 32  № 33  № 34

Тема: Векторная графика

Время выполнения 3 часа

Цель: получить начальные навыки и знания по созданию простейших векторных рисунков

Задачи: Создать ряд рисунков под руководством преподавателя

Контрольные вопросы: Для чего предназначены векторные рисунки?

Практические работы № 32 № 33 № 34 посвящены созданию изображений в редакторе векторной графики Inkscape. Создать под руководством преподавателя ряд векторных рисунков

Практическая работы № 32  

Создание средствами векторной графики  Inkscape рисунка  «Пингвин». Рисунок создается курсантом под руководством преподавателя и после изучения необходимого теоретического материала.  

Практическая работы № 33   Создание клипарта. Курсантом самостоятельно создается клипарт на произвольно выбранную тему.  

Практическая работы № 34  Курсантом создаются две визитки, причем одна из них выполнена исключительно самостоятеьно а вторая под руководством преподавателя

.  

Практические работы  № 35 № 36 № 37

Тема: Трехмерная графика в редакторе Blender 

Время выполнения 3 часа

Цель: получить начальные навыки и знания по созданию простейших трехмерных рисунков

Задачи: Создать ряд рисунков под руководством преподавателя

Контрольные вопросы: Для чего предназначены векторные рисунки?

, Задача: Создать под руководством преподавателя ряд трех-мерных рисунков.

Практическая работа № 35 Рендеринг объектов – моделирование чашки

Практическая работа выполняется курсантом под руководством преподавателя и послее необходимого изучения теоретического материала.

Практическая работа № 36 Рендеринг объектов – моделирование кружки

Практическая работа выполняется курсантом исключительно самостоятельно

Практическая работа № 37 Рендеринг объектов – моделирование  куклы

Практическая работа выполняется курсантом под руководством преподавателя и после необходимого изучения теоретического материала

литература:

  1. Угринович Г. Информатика и информационные технологии ,2010
  2. Гребенюк Е.И.Технические средства информатизации -  Москва, 2009
  3. Гейн А.Г. Информатика -2009 Москва
  1. Шауцукова Л.З. Информатика  «Просвещение» 2011 г.
  2. Семакин и Хеннер   Информатика « БИНОМ» 2011
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ «БИНОМ» 2011
  4. Вейскас.  Эффективная работа с Microsoft Access. 2011
  5. Финансовый анализ деятельности фирмы – М.: ИСТ-СЕРВИС, 2009.
  6. Гридасов А.Ю. Лабораторный практикум 1С 8.0. Учебное пособие. Москва, 2010г.
  7. Аникин Б.А. Логистика. Изд. «Проспект», 2011 г.
  8. О. Б Богомолова Web – конcтруирование на HTML Москва Бином Знаний 2008 г.192 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине: Организация хранения и контроль запасов и сырья

Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине Организация хранения и контроль запасов и сырья. по специальности 19.02.10 Технология продукции ОП....

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Методическое пособие предназначено для студентов технических специальностей для выполнения практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования". В пособии имеется инфор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по практическим работам по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо практическим работампо дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»для студентов специальности35.02.07 Механизация сельского хозяйстваочной формы ...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам внеаудиторной самостоятельной работе...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"

Методические рекомендации к практическим  работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...