Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
методическая разработка

Батыргалиева Гульназ Бекбулатовна

Методическая разработка урока по информатике «Встроенные   математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» представляет собой урок – исследование, где обучающиеся знакомятся с графическим представлением числовых данных в прикладной программе Microsoft Excel, повторяют, систематизируют ранее изученный теоретический материал, учатся правильному оформлению результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип и параметры диаграмм.

Урок содействует формированию представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры, развитию сообразительности, смекалки обучающихся; воспитанию коммуникативных навыков. Для урока подобрана практическая работа, состоящая из трех заданий, которые формируют не только навыки работы со встроенными математическими функциями, но и отрабатывают навыки графического представления числовых данных. Новизна данной методической разработки -  это прием исследования. Цель исследования заключается  в том, чтобы обучающиеся самостоятельно выяснили и проанализировали результаты работы математической функции суммирования, сортировки и графического способа отображения данных.

Урок предназначен для обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, конкретно для обучающихся I –ого курса специальности Информационные системы и программирование.

На уроке обучающиеся узнают, что полученные знания нужны в практической деятельности: Microsoft  Excel применяют для решения планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, для выполнения операций бухгалтерского и банковского учета, при статистической обработке информации, анализе данных и прогнозировании проектов, для заполнения налоговых деклараций и т.п. Также инструментарий электронных таблиц Excel позволяет обрабатывать статистическую информацию и представлять данные в виде графиков и диаграмм, которые также можно использовать в повседневной жизни для личного учета и анализа расходования собственных денежных средств. Обучающиеся делают вывод, что  основным назначением электронных таблиц являются: ввод и редактирование данных; форматирование таблиц; автоматизация вычислений; представление результатов в виде диаграмм и графиков; моделирование процессов влияния одних параметров на другие и т.д.  MS Excel позволяет применять формулы для создания связей между значениями разных ячеек, причем расчет по формулам происходит автоматически.

Знание программы  MS Excel позволяет своевременно получать нужные данные и уметь их представлять в наглядном виде, что крайне важно в работе квалифицированного специалиста в любой сфере деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Новоузенский агротехнологический техникум»

Методическая разработка открытого занятия

на тему:  Встроенные   математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

.

Преподаватель ГАПОУ СО

«Новоузенский агротехнологический техникум»

Батыргалиева Гульназ Бекбулатовна

Новоузенск, 2019 г.

Введение

Методическая разработка урока по информатике «Встроенные   математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» представляет собой урок – исследование, где обучающиеся знакомятся с графическим представлением числовых данных в прикладной программе Microsoft Excel, повторяют, систематизируют ранее изученный теоретический материал, учатся правильному оформлению результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип и параметры диаграмм.

Урок содействует формированию представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры, развитию сообразительности, смекалки обучающихся; воспитанию коммуникативных навыков. Для урока подобрана практическая работа, состоящая из трех заданий, которые формируют не только навыки работы со встроенными математическими функциями, но и отрабатывают навыки графического представления числовых данных. Новизна данной методической разработки -  это прием исследования. Цель исследования заключается  в том, чтобы обучающиеся самостоятельно выяснили и проанализировали результаты работы математической функции суммирования, сортировки и графического способа отображения данных.

Урок предназначен для обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, конкретно для обучающихся I –ого курса специальности Информационные системы и программирование.

На уроке обучающиеся узнают, что полученные знания нужны в практической деятельности: Microsoft  Excel применяют для решения планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, для выполнения операций бухгалтерского и банковского учета, при статистической обработке информации, анализе данных и прогнозировании проектов, для заполнения налоговых деклараций и т.п. Также инструментарий электронных таблиц Excel позволяет обрабатывать статистическую информацию и представлять данные в виде графиков и диаграмм, которые также можно использовать в повседневной жизни для личного учета и анализа расходования собственных денежных средств. Обучающиеся делают вывод, что  основным назначением электронных таблиц являются: ввод и редактирование данных; форматирование таблиц; автоматизация вычислений; представление результатов в виде диаграмм и графиков; моделирование процессов влияния одних параметров на другие и т.д.  MS Excel позволяет применять формулы для создания связей между значениями разных ячеек, причем расчет по формулам происходит автоматически.

Знание программы  MS Excel позволяет своевременно получать нужные данные и уметь их представлять в наглядном виде, что крайне важно в работе квалифицированного специалиста в любой сфере деятельности.

Основная часть

Методические цели  открытого  занятия:

  • Обучающие: Повторить и закрепить навыки работы в MS Excel;
  • Развивающие: Развивать практические и исследовательские навыки по обработке данных в электронных таблицах.
  • Воспитательные: Воспитывать общую и информационную культуру, творческий  подход  к работе, желание экспериментировать, самостоятельность в учебном труде.

Технологическая карта занятия

Тема: Встроенные   математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Вид занятия: урок

Тип урока: Урок - исследование

Продолжительность занятия: 45 минут

Место проведения: кабинет информатики.

Цели занятия:

Образовательные:

  1.  дать представление о функциях суммирования, сортировки данных и построении диаграмм;
  2.  научить анализировать результат работы табличного процессора с данными;
  3.  изучить особенности табличного процессора.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений обработки данных;
  2. способствовать развитию умения выдвигать гипотезы для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы, способствовать формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к научным достижениям и изобретениям человечества;
  2. развивать навык рационального использования времени;
  3. воспитывать уважение к чужому труду и ответственность за коллективный труд.

Межпредметные связи:

- обеспечивающие:   математика, экономика.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентационный материал, компьютерный класс.

Ход занятия

№ п/п

Элементы занятия

Примерное время (мин.)

Содержание занятия

Методы и приемы обучения

Средства обучения

1

Организационный момент

1

Проверка готовности обучающихся к занятию и создание положительного эмоционального фона

Диалог преподавателя с обучающимися

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация

2

Актуализация  темы занятия и мотивация обучающихся

5

  1. Разминка

–  На уроке мы будем использовать электронные таблицы для решения реальных задач прикладного характера.

ВОПРОСЫ РАЗМИНКИ:

 (Презентация к уроку)

     Слайд № 2-6

  1. Что представляет собой  табличный процессор Microsoft Excel?
  2. Из чего состоит электронная книга?
  3. Назовите основные возможности программы  Microsoft Excel?
  4. Документом Microsoft Excel является файл с произвольным именем и расширением …
  5. Ячейка таблицы обладает …

Слайд № 7 (ребусы)

  1. Сообщение темы, цели и задач урока.

 (Презентация к уроку)

Слайд № 8

Тема урока: Встроенные   математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Постановка проблемы, подводящей к самостоятельной формулировке темы обучающимися.

Диалог, подводящий к самостоятельному определению цели занятия

Мультимедийный проектор компьютер, презентация

3

Проблемно-поисковый этап

20

1. Для изучения новой темы вам предстоит выполнить небольшое исследование. Цель исследования в том, чтобы самостоятельно выяснить результаты работы математической функции суммирования, сортировки и графического способа отображения данных

Для оптимизации ваших действий распределимся за  рабочие станции, и каждый индивидуально будет исследовать свою Excel-книгу, в которой в первых трёх листах представлены частично выполненные задания. Затем подведём промежуточные результаты индивидуального исследования.

Организует индивидуальную самостоятельную аналитическую работу.

Методология исследования  заключается в том, чтобы, студенты ознакомились с результатами частично выполненных заданий, по аналогии завершили их выполнение.и на основе результатов сделать выводы о функциях суммировании, сортировки и построении диаграмм.

Осуществляет индивидуальное взаимодействие с каждым обучающимся, осуществляет консультативную помощь.

Слайд № 9-11

 2.  Представление промежуточных результатов. Слайд № 12-14

Вопросы по суммированию:

  1. Каким образом можно просуммировать данные в столбце?
  2. Как результаты суммирования изменяются с изменением содержимого суммируемых ячеек?

Вопросы по сортировке

  1. Каким образом можно отсортировать данные в столбце?
  2. Каким образом можно отсортировать данные в строке?
  3. Как результаты сортировки отражаются на всей таблице?

Вопросы по построению диаграмм

  1. Каким образом осуществляется построение диаграммы?
  2. Какие данные отображаются в диаграмме?
  3. Как изменить тип диаграммы?
  4. Как изменится диаграмма при изменении столбцов/строк данных?

Самостоятельное выполнение практической работы.

Представление результатов работ.

Мультимедийный проектор компьютер, презентация.

4

Применение полученных знаний в новой ситуации.

15

1.  Предлагаю теперь, применяя результаты проведённых изысканий выполнить обработку данных  таблицы. 

Слайд № 15

2. Представление разработанных итоговых диаграмм.

Студент акцентирует внимание на тонкостях выполнения задания и индивидуальных настройках.

3.  Оценка результатов самостоятельной работы

Слайд № 16

Самостоятельное выполнение практической работы.

Представление результатов работ.

Мультимедийный проектор компьютер,

5

Подведение итогов. Рефлексия.

3

Преподаватель подводит итоги урока: спрашивает о том, что нового они узнали на уроке, обсуждает степень выполнения ими поставленных в начале урока задач, уровень усвоения материала.

Объявляет оценки за урок.

(Применение MS Excel) Слайд №17

Диалог преподавателя с обучающимися.

6

Домашнее задание

1

Домашнее задание:

  • Знать, что такое электронные таблицы, уметь вводить записывать формулы, используя функции, строить диаграммы.

Дополнительное задание: познакомиться с остальными видами диаграмм в Excel.

Слайд № 19

Монолог преподавателя, комментирование задания.

Мультимедийный проектор компьютер, презентация

Заключение

Представленная методическая разработка была апробирована среди обучающихся I - ого курса специальности  Информационные системы и программирование.

Для достижения поставленных целей мною  были   решены следующие задачи:

Образовательные:

1.        дать представление о функциях суммирования, сортировки данных и построении диаграмм;

2.        научить анализировать результат работы табличного процессора с данными;

3.        изучить особенности табличного процессора.

Развивающие:

1.        продолжить формирование умений обработки данных;

2.        способствовать развитию умения выдвигать гипотезы для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы, способствовать формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательные:

1.        воспитывать уважение к научным достижениям и изобретениям человечества;

2.        развивать навык рационального использования времени;

3.        воспитывать уважение к чужому труду и ответственность за коллективный труд.

Главными из них я считаю: формирование отношений взаимной ответственности и развитие мышления и познавательных интересов с применением ИКТ. Постановка проблемы была организованна так, чтобы подвести обучающихся к самостоятельной формулировке темы. Все этапы урока были связанны логической последовательностью и рационально распределены. Мне удалось сохранить это во время проведения урока. Была подчеркнута важность данной темы в будущей специальности. Были использованы следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Например, для формирования навыков самостоятельной работы я применила следующие методические приемы: исследование, практическая работа. Обеспечить работоспособность группы  мне удалось с помощью различных типов заданий, игровых технологий (блиц-опрос, работа  в  парах, ребусы, самостоятельное исследование). Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы ответы обучающихся были грамотные, четкие, ясные, но не многие обучающиеся могут так отвечать, поэтому, я стараюсь следить за своей речью, речью обучающихся, увеличиваю время свободного высказывания. По моему мнению, удалось рационально распределить время, место и приемы контроля. На протяжении всего урока в кабинете  царила атмосфера дружеского общения, взаимопонимания.

Присутствующие на уроке коллеги - специалисты в области ИКТ оценили проведенное занятие на высший балл.

Список литературы

1. Учебник  Н.Д. Угриновича “Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень”.

2. Угринович Н.Д. «Практикум по информатике и информационным технологиям», 10 - 11 кл.

3. Журнал «Информатика и образование».

интернет-ресурсы:

1.Международный научный журнал «Молодой ученый» http://www.moluch.ru/

2. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php - // Электронный ресурс.

Оглавление

Введение

2

1. Основная  часть

3

    1.1. Ход занятия

4

Заключение

9

Список  литературы

10

Оглавление

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе тема: «Исследование функции с помощью производной (по графику производной)».

Предлагается график функции, необходимо  заполнить таблицу по схеме исследования свойств функции. Предлагается выполнить тернажер по теме....

«Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных»

Дисциплина: «Информатика» Тема урока: «Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных» Цели: 1....

Наглядное представление статистической информации

Цели: умения работать с информацией, представлять ее в наглядном виде, анализировать, делать прогнозы и содержательные выводы.Задачи:Образовательные: проверка умения учащихся:изображать результаты экс...

урок по информатике в 7 классе "Наглядное представление процессов изменения величин"

Сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм.Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”;научиться ...

Методическая разработка урока на тему "Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков"

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации"Тема: Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиковВ основе урока по теме...

Презентация по дисциплине Статистика к теме "Наглядное представление статистической информации"

Материал презентации содержит обзор сущности табличного и графического способов отображения информации в статистике и контрольные вопросы усвоения изученного материала....

Графическое представление статистических данных

Презентация к уроку на День самоуправления по учебной дисциплине "Статистика" по теме: "Графическое представление статистических данных".Подготовили студентки 2 курса, специальност...