Игровые технологии на учебных занятиях по информатике
статья

Марыщена Светлана Александровна

Целью статьи  является рассмотрение особенностей организации педагогической работы на уроках информатики в школе с использованием игровых технологий и приемов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

  1. Игра,  как нетрадиционная форма урока

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом

  • к отбору содержания учебного материала;
  • к сочетание  методов  обучения;
  • к внешнему оформлению.

Одна из форм таких уроков является игра.

Урок-игра - это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.

Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Урок-игру можно рассматривать как одну из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

  1. Образовательная технология «Ролевая игра»

Ролевые игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование ролевых игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики.

В условиях обучения ролевая игра – это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях.

 Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие навыков и умений учащихся. 

Вывод: Ролевая игра дает возможность для получения дополнительных знаний, для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач;

  • Способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; развиваются творческие способности при решении поставленных проблем;
  • Учащиеся пытаются занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли (часто не совпадающей с их собственными взглядами); формируется толерантное отношение к другим мнениям;
  • Позволяет направить в полезное русло избыточную активность учащихся, дает возможность самовыражения,  проявления эмоций в социально приемлемых (и приветствуемых) формах для учеников с особенностями поведения.
  1. Виды  игровых технологий.
  1. Кроссворды.

Кроссворд – это один из видов игровой деятельности на уроках информатики Кроссворд обладает важным свойством - дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. Составление кроссвордов по изученной теме может быть и творческим домашним заданием, и темой небольшого проекта. Разгадывание кроссворда может служить формой контроля знаний учащихся. Использование кроссвордов расширяет кругозор, развивает логическое мышление и память. Например:

  1. У какого устройства часто образуется очередь? (принтер)
  2.  Я разбойник и пират

Навредить  программам  рад.

Я коварен и хитер

Виртуальный я жонглер.

Я задумал дело злое

И сейчас вам всем устрою,

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаю похищать.  (Вирус)

  1.  Ребусы

Ребусы - один  вид игровой деятельности. Уникальность ребусов такова, что, несмотря на формализованные правила работы с ними, они применимы в любых классах и параллелях, чему способствует наглядность представления входящих в ребусы объектов, возможность в занимательной форме формировать пространственное представление и мышление. Ребусы помогают развитию психических процессов школьников, приучают к строгости и последовательности выполняемых действий. Уже в основной школе ученики не только разгадывают, но и сами составляют ребусы. В обучении информатике ребусы несут в себе определенные функции:

  • активизация деятельности учащихся;
  • закрепление соответствующих умений ;
  • актуализация знаний;
  • мотивация  обучения.

Через ребусы возможно реализовать межпредметные связи информатики с другими школьными предметами, например, кодируемый объект (понятие) берется из информатики, а кодирующие его объекты — из других предметных областей или, наоборот, с помощью понятий информатики кодируются понятия других школьных предметов.

Выводы: Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра -  это важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Литература:

  1. Сохина Н.А. «Использование ролевых игр на уроках информатики» [Электронный ресурс] . Блог «/nsportal/shkola/informatika-i-ikt »– URL: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/05/01/ispolzovanie-rolevykh-igr-na-urokakh-informatiki   (дата обращения 8.12.2018)
  2. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7-9 класса / Л. Л. Босова. - 3-е изд., испр, и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, - 208 с: ил.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.,   задачи по информатике.3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. — 109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат «Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию»

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение преобредают игры для профессиональной и учебной деятельности. Иг...

Оценочная карта использования здоровьесберегающих технологий на учебном занятии

Согласно данной технологической карте в нашем колледже анализируются как теоретические, так и практические занятия, что позволяет структурировать деятельность преподавателя по формированию здоровьесбе...

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Конспект игрового занятия "Занимательная информатика"

Занимательная информатикаЭффективной формой развития познавательного интереса учащихся к информатике и вычислительной технике может послужить игра, например КВН.Цель:1.      Р...

Методический семинар-открытая педагогическая площадка "Современные образовательные технологии моделирования учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в системе СПО"

Цель: овладение слушателями профессионально-педагогическими компетенциями, необходимыми для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организация процесса обучения и воспитания в образ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...