Развитие творческих способностей студентов через организацию проектной деятельности
статья

Авилкина Татьяна Павловна

В статье рассматриваются основные этапы проектной деятельности, ее формы, критерии оценки проектов, результаты использования метода проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авилкина Татьяна Павловна

преподаватель спецдисциплин, высшая  квалификационная категория, ГОБУ СПО ВО “Бутурлиновский механико-технологический колледж”.

Статья “Развитие  творческих способностей студентов через организацию проектной деятельности”

Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, учит адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности

Для этого необходимо  использовать  новые образовательные технологии в профессиональной подготовке будущих специалистов, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала, способствуют  достижению высокого  уровня мотивации, развитию  самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого мышления. Конкурентоспособный специалист - это не только компетентный и высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного, гибкого мышления, готовая к  постоянному профессиональному росту, способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации.

Среди таких образовательных технологий хотелось бы выделить метод проектов.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с поурочной системой обучения без больших организационных преобразований. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Данный метод обучения был разработан на основе личностной концепции педагогики, которая предусматривает развитие активности студента в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых студент перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.

В мировой педагогике метод проектов применяется давно. Он возник в США в начале прошлого столетия. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Радикальным внедрением идей Дж. Дьюи стало обучение по "методу проектов", разработанному американским педагогом В.Х. Килпатриком, полагавшим, что учащиеся  готовятся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Но и после этого проектные  установки применялись  А.С. Макаренко, разработавшим основы  логики педагогического мышления.

Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным.

Понятие “проект”  применительно  к  методологии педагогической  деятельности  использовал Г.П. Щедровицкий  в 1968 г. в работе “”Педагогика и логика”. В разное время  применение проектной  деятельности в сфере обучения и воспитания  исследовали В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеев, В.Н. Никитин, В.В. Рубцов, В.Е. Радионов, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, О.С. Круглова. Е.С.Полат, И.Е.Брусникина, Т.А.Воронина, А.И.Савенков способствовали его возрождению в практике.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения;
  2. Поисковые (исследовательские) умения;
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  4. Менеджерские умения и навыки;
  5. Коммуникативные умения;
  6. Презентационные умения и навыки.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру;
  • реализует индивидуальный подход в обучении студентов;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

В проектной деятельности студенты  наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения  позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат творческая деятельность, появляется возможность на уроках углублять и закреплять знания. Проектная работа формирует у студентов качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения студентов, в корне меняется  подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

Практическая значимость использования метода проектов заключается в  скоординированной совместной деятельности студентов на уроках с использованием информационных,  телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации,  анализ и т.д.), системное мышление.

В теории проектного обучения Е.С. Полат в зависимости от  доминирующего  метода  исследования выделяет несколько  типов проектов: исследовательские, информационные, практико-ориентировочные, игровые и творческие.

Мы выполняем проекты  в рамках дисциплины “ Компьютерный дизайн и графика”, “Информационные технологии”.  Проекты создаются в различных формах:  создание мультимедийных презентаций, электронных учебников, сайтов, коллажей, Flach-роликов.

Реализация метода проектов на практике ведет к качественному изменению всего процесса учебной деятельности. Приоритет отдается деятельности исследовательского, поискового, а также творческого характера. Студенты выполняют  проекты, основанные на межпредметных связях, профессиональном материале. После зашиты проекты применяется в дальнейшей учебной и внеклассной работе колледжа.

Студенты  могут привлекаются  к выполнению  проектов конкретно по заявкам  преподавателей по различным дисциплинам и в различных формах.

За последние годы создаваны  электронные учебники по географии и  психологии,  по истории и  товароведению, по зерноперерабатывающему оборудованию,   мультимедийные презентации для  классных  часов и общеколледжских мероприятий.

С чего начинается выполнение проекта? На первых занятиях я знакомлю студентов с проектами прошлых лет с указанием слабых и сильных сторон работ.

На этом этапе я побуждаю в студентах мотивацию к самостоятельной проектной деятельности.

Далее довожу основные этапы выполнения творческого проекта и обращаю внимание  на их четкое  соблюдение.

В научной литературе  авторы по разному подходят  к определению их количества. Так, В.П. Сергеева предлагает семь этапов: подготовительный, проектировочный, проверка качества проекта, презентация и защита проекта, портфель методической документации, реализация проекта, рефлексия, анализ проектно-организаторской деятельности. Н.Ю. Пахомова рассматривает три этапа работы над проектом: подготовительно-организационный, осуществление деятельности, презентация. И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская в своих трудах представляют четыре этапа проектирования: предпроектный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, после проектный этап.  Г.К. Селевко  также предлагает  4 стадии: организационно- подготовительный, разработка проекта, технологическая стадия и заключительная стадия.

На основе анализа представленных источников я  предлагаю пять  этапов для организации проектной деятельности:

Организационный:  выбор темы проекта,  разделение участников на микрогруппы, планирование  деятельности каждого участника микрогруппы.

Поисковый: работа над содержанием проекта с использованием  всех видов  информационных ресурсов.

Оформительский: подбор дизайна, оформления.

Предварительная защита: представление  предварительного результата работы.

Защита проекта: представление окончательного результата работы. Защита.

Схематично это можно отобразить в таком виде:

создание  проектных групп - выбор темы проекта - сбор материала - оформление проектов -  предварительная защита - доработка проекта - защита проекта - применение проекта

Для выполнения проектов  студенты разбиваются на небольшие группы.

Высокий уровень активной  творческой деятельности  студентов достигается  с помощью такого  метода  коллективного  взаимодействия, как работа в малых группах (микрогруппах).  Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А.С. Макаренко назвал  “атмосферою ответственной зависимости”.

Такой способ обучения в малых группах, основанный на межличностном общении студентов, появился и активно разрабатывался с начала 70-х гг. XX в. (В.К. Дьяченко, X. Лийметс, Дж.Хассард и др.). Его сущность состоит во взаимном обучения через сотрудничество и взаимодействие студентов в микрогруппах (2-5 чел.), что актуально на современном этапе в свете коммуникативно-деятельностной, личностной направленности всего учебно — воспитательного процесса. Более того, психологические исследования показали, что взаимосвязь и сотрудничество учащихся внутри группы приводят к более высокому уровню их психического здоровья и укрепляют чувство защищенности, комфорта. Так, по исследованию Г.А. Цукерман, студенты, работающие совместно в группе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. по сравнению с учащимися, занимающимися по традиционной технологии, у них более успешно формируются рефлексивные действия. Этому способствуют следующие виды деятельности: самостоятельный поиск решения поставленных задач, выполнение различных проектов и заданий, демонстрация своих успехов, что усиливает мотивацию учения, повышает интерес к предмету, развивает интеллект и критическое мышление.

Групповая форма работы студентов  способствует не только решению коммуникативной задачи обучения, но и является своеобразной промежуточной ступенью от репродуктивной работы к максимально самостоятельной (проектной), творческой деятельности.

При создании проектов  студенты используют знания,  полученные при изучении  дисциплины “Информационные технологии” и работают с такими программными средствами как: текстовый редактор Word, графический редактор Photoshop, редактор  презентаций Power Point, редактор создания сайтов FrontPage, программами по обработке аудио и видеоматериалов, осуществляют поиск информации в Интернет, пользуются локальной компьютерной сетью колледжа,  умеют сканировать  и распознавать текст.

Навыки работы в этих программах будут востребованы  в профессиональной деятельности наших выпускников.

Эффективность наших занятий повышается при использовании на уроках  мультимедийных учебных пособий на электронных носителях таких,  как  видеоуроки по Photoshop, сайтостроению.

При выполнении проекта проходят постоянные  консультации с руководителем творческого проекта, а также с  преподавателями спецдисциплин, сделавшими заказ на проектную работу. После выполнения проекта студенты проходят предварительный этап защиты, где преподавателем, экспертной группой из старшекурсников  и  одногруппниками  указываются недостатки и ошибки, допущенные при выполнении проекта.

После устранения  ошибок студент выходит на защиту.

На защите студент дает краткое содержание проектной работы, указывает какими программными средствами и как выполнен проект, источники информации, размер проекта и его практическое применение. Такой эффективный прием защиты способствует повышению культуры устной речи - подготовка и  произношение публичной речи профессиональной направленности.

Критериями оценки проекта являются:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Такая организация  работы  призвана достичь следующих целей:

  1. оптимизировать знания, умения  и навыки в области информационных технологий;
  2. развить творческие способности, исследовательские умения, навыки самостоятельной работы с источниками информации, расширить кругозор.

Все работы студентов применяются  на  уроках по  различным дисциплинам.

Анализ выполнения  студентами творческих заданий  и их оценка  находятся  на достаточно высоком уровне обучения,  благодаря  активации обучения и самостоятельной деятельности  студентов.

Примерами могут служить проекты по следующим темам:

Творческие проекты: электронный учебник “Информационные  технологии”, электронный вариант  учебника “Оборудование зерноперерабатывающих предприятий”, сайт “БМТК - за здоровый образ жизни”,  сайт “Молодежь против наркотиков”, создание баннеров к колледжскому  сайту, создание коллажа на  тему:  “Выбирай здоровый образ жизни”, создание плакатов на тему: “Спорт – это жизнь”, сайт “Цветы”.

Исследовательские проекты: проект в форме презентации по темам: “Влияние  интернет-зависимости на  студентов  специальности “Компьютерные сети”,  “Влияние  социальных сетей на  студентов  специальности КС”, “Исследования в области  искусственного интеллекта”.

Информационные проекты: “Достижения в области  робототехники”, “Будущее персональных компьютеров”,  “Способы заработка в  Интернете”, “Язык  сети интернет”,  “Облачные  технологии”,  “Люди, повлиявшие  на  развитие IT - технологий”, “Профессии в области  IT - технологий”,

Многие работы студентов принимали участие в областных и  республиканских конкурсах.

Электронный учебник по дисциплине: “Информационные технологии” – победитель конкурса научно - исследовательских работ на региональной научно-практической конференции “День науки” - Диплом I степени.

Сайт “БМТК - за здоровый образ жизни” (WWW.бмтк.рф/stopnarkotik) – лауреат областного антинаркотического конкурса “Мы выбираем жизнь” и  участник 4 всероссийского конкурса  на лучший интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детскую и молодежную аудиторию.

Проекты студентов можно посмотреть и скачать с моего  сайта (http://tavilkina.ru). По результатам учебной дисциплины студенты показывают  высокий средний балл (4,5) и качество знаний (100%).

Опыт применения  метода творческих проектов дал определенные положительные результаты:

  • у студентов  появился интерес  к изучению дисциплины;
  • развилось умение работать   с информацией  различных видов из различных источников, перерабатывать  большие объемы информации с использованием  информационно- коммуникационных технологий;
  • способность  формулировать мысли, владеть  навыками публичной речи;
  • развитие творческих способностей;
  • способность  к социальному взаимодействию в обществе, коллективе, готовность  к сотрудничеству и разрешению конфликтных ситуаций, толерантность;
  • практическая направленность  заданий стимулирует познавательную активность, стремление к самосовершенствованию;
  • высокое качество при оформлении  итоговых результатов;
  • на  таких уроках воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые  способна применить в жизни.

Студенты показали высокий средний балл и качество знаний по  дисциплине.

Результат использования метода проектов:

-        умеют работать в группе;

-        умеют сделать устное сообщение;

-        студенты сами находят информацию  в учебниках и  сетях Интернет;  

-        умеют оценивать свою работу;

-        умеют оценить другую работу;

-        умеют правильно оформить проект;

-        умеют работать с необходимыми программами.

Обучение  проектной деятельности  студентов имеет  прежде всего  практическую направленность. Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой. Метод проектов способствует  интеграции профессиональной и  общеобразовательной подготовки студентов с установлением более прочных межпредметных связей (Архитектура ЭВМ, Программирование, Периферийные устройства).

Опыт работы над проектами позволил сделать некоторые выводы:

-        темы   проектов   должны   быть   актуальными, личностно значимыми, ориентированными на будущую профессию и усложняться в зависимости от возраста и уровня подготовленности студентов;

-        при работе над проектом важно соблюдать поэтапность (замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп, планирование, принятие решений,  выбор оптимального результата, выполнение проекта, его реализация, защита и рефлексия результатов);

-         роль педагога должна меняться в зависимости от этапа работы над проектом;

-        необходимо создавать условия для презентации результатов проекта как в образовательном пространстве колледжа, так и на городском,   региональном,   федеральном   уровнях (участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, и т.д.). Это дает возможность адекватно   оценить   полученные  результаты, сравнить  свои достижения  с достижениями других, получить экспертную оценку со стороны компетентных специалистов, определить направления для последующей творческой работы.

В заключении хотелось бы отметить, что  творческая деятельность направлена на формирование необходимых  для  конкурентоспособного  специалиста профессиональных и личностных качеств,  а именно: ответственность,  инициативность,  изобретательность,  самостоятельность,  способность к самоорганизации,  самосовершенствованию,  самоактуализации,  способность принимать  нестандартные решения, адаптироваться  в современных  сложных  социально – экономических и профессиональных реалиях.

Творческая деятельность  создает условия  для успешного  профессионального  становления конкурентоспособного  специалиста,  востребованного на рынке труда.

Список используемых и цитируемых источников:

1.        Сергеева В.П. Технология  подготовки  учителя  к проектно-организаторской  функции  воспитания  в непрерывном  образовании. – М., 2005.

2.        Сергеева В.П.  Проектно – организаторская  компетентность  учителя в воспитательной  деятельности: учеб.- метод. Пособие.-М., 2005.

3.        Пахомова  Н.Ю. Метод  учебного проекта  в образовательном учреждении: Пособие  для учителей и студентов. М.,: АРТИ, 2003.

4.        Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений.-М., 2005.

5.        Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В.  Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

6.        Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе  активизации, интентификации и эффективности управления УВК. М., 2005.

7.        Метод проектов – Википедия [электронный ресурс]. – URL http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод проектов (доступ 01.10.2019)

8.         Сайт “БМТК за здоровый образ жизни” - URL WWW.бмтк.рф/stopnarkotik (дата посещения 01.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА"

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3  -  5 марта   2015 г., Братск...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации

В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...