Лекция на тему "Метод половинного деления"
план-конспект занятия
Лекция по дисциплине Численные методы для студентов специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 3
«Метод половинного деления решения алгебраических и трансцендентных уравнений»
- Постановка задачи решения уравнений
Пусть имеется уравнение вида f(x)=0 , (2.1)
где f(x) - алгебраическая или трансцендентная функция.
Решить такое уравнение – значит установить, имеет ли оно корни, сколько корней, и найти значения корней (с указанной точностью).
- Отделение корней алгебраических и трансцендентных уравнений
Решение указанной задачи начинается с отделения корней, т.е. с установления:
- количества корней;
- наиболее «тесных» промежутков, каждый из которых содержит только один корень.
Чтобы выяснить имеет ли уравнение корень:
1) Строят график функции y=f(x) для уравнения вида f(x)=0. Значения действительных корней уравнения являются абсциссами точек пересечения графиков функций y=f(x) с осью Ох.
y=f(x) кривая трижды пересекает ось абсцисс, следовательно уравнение f(x)=0 имеет три простых корня
если кривая касается оси абсцисс, то уравнение имеет двукратный корень
если кривая имеет точку перегиба, следовательно уравнение имеет трехкратных действительных корень.
2) представляют уравнение в виде f(x)=g(x) и стоят графики функции y=f(x) и y=g(x). Значения действительных корней уравнения являются абсциссами точек пересечения графиков функций у=f(х) и y=g(x). По графику определяются два числа а и b, между которыми заключен корень.
кривые y=f(x) и y=g(x) пересекаются в двух точках, абсциссы которых х1 и х2 являются корнями уравнения f(x)=g(x)
При решении задачи об отделении корней бывают полезными следующие очевидные положения:
- Если непрерывная на отрезке [a;b] функция f(x) принимает на его концах значения разных знаков (т.е. f(a). f(b)<0), то уравнение (2.1) имеет на этом отрезке, по меньшей мере, один корень.
- Если функция f(x) к тому же еще и монотонна, то корень на отрезке [a;b] единственный.
Пример: Для графического отделения корней уравнения преобразуем его к равносильному уравнению и отдельно построим графики функций .
Из рисунка видно, что графики пересекаются в одной точке, то есть уравнение имеет единственный корень х=Е и этот корень находится на отрезке [1;1,5].
Вычислим для проверки значения функции на концах отрезка [1;1,5]: f(1)=0.909298; f(1,5)= -0,264344, на концах отрезка значения функции имеют разные знаки, тогда корень на отрезке [1;1,5] действительно имеется.
Для уточнения корней можно пользоваться различными методами. Рассмотрим некоторые из них.
- Метод половинного деления
Пусть уравнение (2.1) имеет на отрезке [a;b] единственный корень, причем функция f(x) на этом отрезке непрерывна.
1) Разделим отрезок [a;b] пополам точкой с=(a+b)/2.
2) Если f(c)=0, то корень найден.
3) Если f(c)≠ 0(что практически наиболее вероятно), то нужно выбрать отрезок, на котором расположен корень. Возможны два случая: f(x) меняет знак либо на отрезке [a;с] (рис 2.1), либо на отрезке [с;b] (рис 2.2).
Рис 2.1. – функция f(x) меняет знак Рис 2.2. – функция f(x)
на отрезке [a;c] меняет знак на отрезке [c;b]
Выбирая отрезок, на котором функция меняет знак, мы выбираем отрезок, содержащий корень.
4) Этот отрезок снова делим пополам и повторяем шаги 1)-3)
Тогда, либо через конечное число делений отрезка пополам найдём точное значение корня, либо построим бесконечную последовательность вложенных отрезков:
[a; b] [a1; b1] ... [an; bn], длины которых стремятся к нулю.
Как только |bn–an|/2 < E, где Е - заданная точность, то в качестве
приближённого значения корня можно взять середину этого отрезка: х=(an+bn)/2.
Метод половинного деления требует утомительных ручных вычислений, однако он легко реализуется с помощью программы на компьютере.
- Пример решения уравнений методом половинного деления
Пример: Найти корень уравнения на отрезке [1,3;1,5] с точностью до
Е=10-4=0,0001.
Решение: Уравнение имеет единственный корень на отрезке [1,3;1,5].
- Уточним корень уравнения: Найдем середину отрезка [1,3;1,5]: .
Определим, на каком из полученных отрезков [1,3;1,4] и [1,4;1,5] функция меняет свой знак.
1) [1,3;1,4]:
2) [1,4;1,5]:
Значит, корень уравнения находится на отрезке [1,3;1,4].
Проверим, достигается ли заданная точность решения 10-4:
, точность не достигнута.
- Продолжаем процесс разделим отрезок [1,3;1,4] пополам точкой .
Определим, на каком из полученных отрезков [1,3;1,35] и [1,35;1,4] функция меняет свой знак.
1) [1,3;1,35]:
2) [1,35;1,4]:
Значит, корень уравнения находится на отрезке [1,35;1,4].
Проверим, достигается ли заданная точность решения 10-4:
, точность не достигнута.
- Снова разделим отрезок [1,35;1,4] пополам точкой .
Определим, на каком из полученных отрезков [1,35;1,375] и [1,375;1,4] функция меняет свой знак.
1) [1,35;1,375]:
2) [1,375;1,4]:
Значит, корень уравнения находится на отрезке [1,375;1,4].
Проверим, достигается ли заданная точность решения 10-4:
, точность не достигнута.
- Продолжая делить отрезок пополам и проверять знаки функции на новых промежутках, до тех пор, пока не будет достигнута нужная точность решения (сделайте самостоятельно), получим:
Решение уравнения с точностью 10-4: х=1,3994.
Алгоритм метода половинного деления
1) Найдем середину отрезка [a; b]: c=(a+b)/2;
2) Вычислим значения функции в точках a и c и найдем произведение полученных значений: d=f(c)*f(a);
3) Если d>0, то теперь точкой a станет c: a=c; Если d<0, то точкой b станет c: b=c;
4) Вычислим разность a и b, сравним ее с точностью ε: если |a-b|> ε или
|a-b|/2> ε , то идем в пункт 1) если нет, то корень с нужной нам точностью найден, и он равен: x=(a+b)/2;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деление на двузначное число.
В курсе математики 3-го класса (автор Рудницкая В. Н.,Юдачева Т.В.) получили развитие основные методические идеи и подходы в обучении, которые были заложены в основу построения курса 1-2 классов...

2 класс УМК «Школа России» Математика Технологическая карта Табличное умножение и деление (12 часов)
Последовательность уроков математике, с приминением ситуативного задания....
Тренажер « МНОГОЧЛЕНЫ. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ С ОСТАТКОМ»
Практическое занятие по теме "Многочлены"...
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1)
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1. Эпоха дворцовых переворотов)...
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2).
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2. Правление Екатерины II и Павла I)...

Методический материал. Курс лекций по Истории 2 половины ХХ века для студентов 1-2 курсов учреждений среднего профессионального образования.
Методический материал.Курс лекций по истории 2 половины ХХ века для студентов 1-2 курсов учреждений среднего профессионального образования....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей
Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины 19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....