«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
статья

 «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_simonenko_e.e.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Симоненко Елена Евгеньевна

 преподаватель информатики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Пищевой колледж № 33»

simonenko.elena2011@yandex.ru

8-917-585-64-11 

Секция 1. Информатика. Современные тенденции в преподавании информатики.

 «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

Аннотация публикации: в статье рассмотрены различные формы и методы организации урока с использованием ИКТ-технологий, классификация ЭОР.

Ключевые слова: ИКТ- технологии; ЭОР.

"Modern forms and methods of organization of lesson using Internet technologies"

Author: Simonenko Elena  computer science teacher, State budget vocational educational institution of Moscow city "Food College № 33"

Abstract publications: the article describes the various forms and methods of organization of lesson using ICT technologies, the classification of electronic educational resources.

Keywords: Information and communication technology; electronic educational resources.

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
  • рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
  • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

Классификация ЭОР:

  1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
  3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
  5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа .

В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами колледжа, внутриколледжные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение преподавателем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ;

использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;

интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов .

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;
  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
  • развитию учебной мотивации;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитию способности к самостоятельной работе;
  • развитию навыков работы в коллективе;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • корректировке самооценки учащихся;
  • укреплению веры ученика в свои силы;
  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

Исходя из технического обеспечения, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

  • фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
  • индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Формы организации уроков с помощью ИКТ.

Форма организации

Цель

Содержание

Деятельность

Вид ППО

Техническое обеспечение

Руководство

Индивидуальная, фронтальная

Контроль знаний, повторение, закрепление

Одинаково для усвоения всеми (стандарт), возможность решения заданий повышенной сложности (индивидуально)

Автоматизация процесса и экономии времени обработки данных

Контролирующие и тестирующие программы

Компьютерный класс (сетевая версия), компьютер учителя (для фронтального контроля, коллективная работа)

Сам ученик, учитель (мотивация, поощрения, корректировка ответов)

Фронтальная, индивидуальная

Объяснение нового материала, повторение и закрепление

Одинаково для всех

Обучение

Обучающие программы

Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс

Учитель

Фронтальная

Объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента

Одинаково для всех

Демонстрация эксперимента, приёмов работы с лабораторным оборудованием, с веществами

Готовые программные средства: показ опытов, моделей, процессов.

Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися

Компьютер учителя, проектор

Учитель (постановка цели, мотивация, поощрения, корректировка ответов)

Коллективная, групповая

Развитие творческих способностей учащихся

Одинаковое для всех (проблемное, требующее обобщения знаний, применения их в новой ситуации, самостоятельность применения)

Исследовательская, поисковая деятельность

Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися.

Материалы сети Интернет

Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс

Учителем (постановка цели, определение проблемы), учащимися (выбор путей и средств достижения цели)

Индивидуальная

Выполнение домашнего задания, дополнительных работ, творческого направления, участие в конкурсах

Дифференцированное для каждого

Деятельность учителя - деятельность ученика. Наивысшая степень самостоятельности, индивидуальная

Работы, выполненные при помощи различных компьютерных программ (пакет Microsoft Office, CS ChemDraw Pro, Paint.Net, Adobe Photoshop CS и другие)

Компьютер ученика

Сам ученик

Алгоритм проектирования урока с использованием информационных технологий.

Этап урока

Характеристика этапа

I. Концептуальный - отражает систему идей, на которых строится урок.

Обоснование необходимости использования средств ИКТ, возможности представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (эксперимент, модели, виртуальные экскурсии на производства и другое); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость диагностики и контроля результатов обучения.

Формирование целей урока с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний и возможность их проверки).

II. Технологический - отражает разработку технологической и методической сторон урока.

Отбор электронных ресурсов с позиции генерализации информации;

определение необходимого аппаратного обеспечения (наличие локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный проектор, ноутбук, необходимое системное программное обеспечение);

прогнозирование эффективности использования данного ресурса при ведении различных типов уроков;

обдумывание методики проведения урока и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

обдумывание способов взаимодействия учителя и ученика (диалог, самостоятельная работа, исследование, творческая работа и другое)

III. Операционный - связан с поэтапным планированием урока, подготовкой учебных материалов.

Для каждого этапа:

  • цель
  • длительность
  • форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ
  • деятельность преподавателя и учащихся
  • виды контроля

IV. Педагогическая реализация - осмысление места и роли учителя на уроке с использованием ИКТ

Главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его продвижения и достижений.

V. Анализ и рефлексия проведения урока мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.

С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения:

- практической (что сделано? что является главным результатом?),

- технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.)

- мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти?).

Литература:

  1. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 2010 г.
  2. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. “Практикум по информатике и информационным технологиям” М.: Бином, 2008.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод проектов в преподавании информатики//Информатика и образование. 1996. № 1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин»

  Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – фор...

«Современные формы и методы проведения практических занятий по подготовке водителей автотранспортных средств категории В»

На дорогах России ежегодно гибнет больше  людей, чем погибло на афганской войн. Почему на Западе машин тьма, а аварий меньше чем у нас? Почему человек сдавший экзамен на право вождения автомобиля...

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...

Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"

Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...

Перспективы использования интернет-технологий при продвижении и реализации гостиничных услуг

В статье рассмотрены вопросы использования интернет-технологий при продвижении и реализации гостиничных услуг....

Современные формы и методы профориентационной работы в колледже

Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...