Современные формы и методы профориентационной работы в колледже
статья

Золотухина Надежда Алексеевна

Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению учащихся школ; создание условий для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"C:\Documents and Settings\Психолог\Рабочий стол\logo_gapou.png

Современные формы и методы профориентационной работы в колледже

Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению учащихся школ; создание условий для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. D:\!!!Arhive\Desktop\30498_5c1d3ce587ea16e481f86df9ed97c9ab.jpg

Профориентационная работа колледжа как система деятельности включает в себя следующие компоненты:

  • назначение ответственных за профориентационную работу
  • профессиональное просвещение;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный отбор абитуриентов (приемная комиссия).

Формы деятельности:

  • дни открытых дверей; презентация профессий, специальностей; выставки; промо-акции; экскурсии;
  • мастер-классы, тренинги, практические пробы;
  • поддержка странички по профориентации на сайте колледжа;
  • презентация  о специальностях, профессиях; видеоролик о колледже (снят студентами  колледжа).
  • выход профориентаторов на классные часы, классные и родительские собрания (классные, общие) в школу;
  •  индивидуальная работа, анкетирование, диагностика, консультирование;
  • смотры, конкурсы профессионального мастерства;
  • сотрудничество с  работодателями, проведение совместных мероприятий; взаимодействие с Центром занятости города Волжского;
  • Ярмарка вакансий (12 12.2019) с приглашением работодателей;
  • Портфолио студентов.

На что еще направлена современная профориентация?Она направлена в будущее. Например, движения WorldSkillsRussia и JuniorSkills как профессиональная пропаганда, туризм в профессию. Развитие системы всероссийских и региональных профориентационных конкурсов.

Практикоориентированные формы: квесты, квест-экспедиции (пришел – увидел – обучился - выполнил); школы реальных дел (заказ школе от работодателей); профессиональные лагеря; научные сообщества; профессиональные пробы; ролевые, деловые и имитационные игры; тренинги и  другие новые методики.

Следующая форма - пропаганда  профессий – это плакаты, красочные фотографии, стенды, обращения, видеоклипы и т.д.

Считаю одним из важных направлений - разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации, а также курс лекций  для выпускников и их родителей по ряду востребованных медицинских профессий.

Кроме того, должна быть программа повышения квалификации преподавателе (профориетаторов) по вопросам профессиональной ориентации учащихся школ.

 Что касается профессионального отбора, то есть некоторые недоработки в  компьютерном тестировании. Ответы на вопросы не дают полной картины о абитуриенте, отбор носит формальный характер и как правило не влияет на отбор. В результате мы сталкиваемся  уже впервые 2 месяца с отчислением по собственному желанию.

Профессиональная ориентация в филиале  - процесс интеграции индивида в социально-профессиональную структуру общества, осуществляемый в результате анализа им своих внутренних ресурсов в процессе обучения, и соотнесения их с требованиями профессии.

Цели профориентации студентов: установление оптимального соответствия между личностью и профессией; упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда. Процесс профессионального самоопределения обучающихся - долговременное планирование личного профессионального пути развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере.

В рамках подготовки к совещанию было проведено анкетирование студентов – выпускников по намерению в трудоустройстве. В результате исследования    были получены следующие результаты по вопросам анкеты:

  1. Задумываетесь ли о своём трудоустройстве?
  • да – 94%;
  •  нет – 6%.
  1. Где хотели бы вы  хотели работать в будущем?
  • Хотят работать в медицинских учреждениях, оказывающих первичную медико – санитарную помощь -16%;
  • На станции скорой медицинской помощи – 14%;
  • В стационарах – 30%;
  • Другое – 40%;
  1. В каких учреждениях Вы бы хотели работать?
  • В государственных учреждениях – 46%;
  • В частных – 54%;
  1. В каком регионе Вы бы хотели работать?
  • В Волжском  - 22%;
  • В Волгограде – 14%;
  • В Волгоградской области – 22%;
  • В другом регионе – 34%.
  1. Готовы ли вы заключить договор целевого обучения?
  • при заключении договора целевого обучения хотят получить  социальную  поддержку – 16%;
  •  возможно – 14%;
  • затрудняются ответить – 22%;
  • точно нет – 34%.
  1. Какие меры поддержки могут заинтересовать Вас для последующего трудоустройства в данной организации?
  • выплата дополнительной стипендии – 26%;
  • оплата стоимости обучения – 22%;
  • оплата проживания на съемной квартире – 10%;
  • оплата обучения по дополнительным образовательных программам – 14%;
  • другое – 26%.

В рамках реализации  профориентации обучающихся необходимо включить следующие направления:

1. Подготовка и утверждение нормативных документов: «Положение о работе по профориентации обучающихся в ПОО», функциональных обязанностей профконсультанта и т.д.; заключение договоров со школами, которые профориентированы на медицинские профессии.  

3. Составление программы, плана профориентационной деятельности, программ профессиональных проб, профильных курсов, спецкурсов по построению карьеры и т.д.

4. Подготовка информационного материала для профориентационной деятельности:

  • профессиограммы и рассказы о профессиях (специальностях);
  • презентации и фильмы про профессии (специальности) и ПОО;
  • историческая справка, рассказ о традициях ПОО;
  • рассказы о выпускниках, добившихся определенных успехов в работе по профессии (специальности), полученной в ПОО;
  • статистическая информация ЦЗН о состоянии рынка труда и востребованности в выпускниках ПОО;
  • мониторинг заработных плат по профессиям (специальностям), по которым осуществляется подготовка в ПОО и т.п.

 5. Подготовка и проведение рекламной кампании:

  • в СМИ;
  • публикации к юбилейным датам, профессиональным праздникам, освещение мероприятий, достижений, приглашение на мероприятия и т.п.;
  • размещение информации об учреждении в справочнике для поступающих;
  • использование возможностей Интернета (обновление сайта);
  •  разработка и выпуск рекламно-презентационной продукции.

Выполнение комплекса мер, направленных на создание условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения, расширение форм профориентации в филиале, а так же подготовка нормативных документов, например, разработка региональной Программы по развитию системы профориентации и общественно полезной деятельности обучающихся позволят вывести профориентационную работу на более высокий уровень и достигнуть тех целей, которые ставит перед нами современность в решении задач по профориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы и методы проведения практических занятий по подготовке водителей автотранспортных средств категории В»

На дорогах России ежегодно гибнет больше  людей, чем погибло на афганской войн. Почему на Западе машин тьма, а аварий меньше чем у нас? Почему человек сдавший экзамен на право вождения автомобиля...

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...

Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"

Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...

«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

laquo;Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»...

Содержание, формы и методы профориентационной работы для успешного самоопределения школьников

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Основой профессионального самоопределения является осознанный...

Современные формы и методы оценивания на примере рейтинговой накопительной системы

Проблема оценивания образовательных результатов обучающихся – одна из самых важных проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.Существующая сегодня система оценивания у...