Содержание, формы и методы профориентационной работы для успешного самоопределения школьников
методическая разработка

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Основой профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание, формы и методы профориентационной работы

для успешного самоопределения школьников

Рассматривая изменения, происходящие в российском образовании, которое ориентируется на новое качество, в первую очередь нужно уделять внимание педагогической поддержке старшеклассников в профессиональном самоопределении, что является наиболее значимым фактором эпохальных изменений и в образовании, и в обществе.

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.

Цель работы в вопросах профессионального самоопределения не в том, чтобы предоставить рекомендации учащемуся, какая профессия подходит, а в том, чтобы создать условия, которые стимулируют развитие человека, в итоге которой обучающийся самостоятельно и осознанно мог сделать профессиональный выбор.

Содержание профориентационной работы в школе

Профориентационная работа - это система психолого-педагогических, медицинских, государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, обоснованно и осознанно выбрать профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.

Основываясь на возрастные и психологические особенности школьников можно рассмотреть несколько этапов содержания профориентационной работы в школе:

  • 4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, осознание его значения в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанного на посильном практическом участии в различных ее видах, в том числе социальной, трудовой, игровой, исследовательской.
  • 7 классы: формирование у школьников смысла в получении когнитивного опыта и развитие интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому благоприятствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
  • 9 классы: уточнение образовательных требований в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование знаний, соответствующих интересам и способностям, ценностным ориентациям. В 8-9 классах подростков надо учить соотносить свои интересы и склонности с требованиями, которые выдвигают профессии.
  • 11 классы: На данном этапе важно научить старшеклассников действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда, корректировка профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. В 10-11 классах профориентационная работа ведется и направлена на самопознание и выбор профессии в соответствии со способностями и личностными качествами.

Таким образом, профориентационная работа и предпрофильная подготовка начинается с начала обучения в школе и на каждой ступени имеет свое содержание.

Профориентационную работу со школьниками в зависимости от целей и содержания можно условно разделить на четыре этапа.

1 этап - начальный. Работа с учащимися 1-4 классов.

С помощью профориентационной работы (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, ответственное отношение к труду, осознание его значения в жизнедеятельности человека и общества, дается установка на выбор профессии, проявляется интерес к будущей профессии.

  1. этап - ознакомительный. Работа с учащимися 5-7 классов.

Цель - знакомить учащихся с миром профессий, дать представление о многообразии профессий, сформировать интерес к проблеме выбора профессий.

Содержание работы: беседы, анкетирование учащихся и родителей, первичная диагностика познавательных интересов учащихся.

  1. этап - определительный. Работа с учащимися 8-9 классов.

Цель - научить учащихся сопоставлять свои интересы и особенности с условиями, которые предъявляет профессия; расширить кругозор учащихся о мире профессий.

Содержание работы: серия профориентационных занятий, экскурсии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования; профориентационные игры; беседы с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

  1. этап - развивающий. Работа с учащимися 10-11 классов.

Цель - помощь выпускникам в самопознании и выборе профессии в соответствии со способностями и личностными качествами.

Содержание работы: психологические игры, творческие работы, упражнения на выявление и развитие личностных качеств, индивидуальные консультации.

Исходя из всего выше изложенного, можно сказать, что профориентационная работа в школе должна представлять собой непрерывную систему мероприятий для учащихся и их родителей в соответствии с возрастными особенностями и ступенью обучения школьников. В зависимости от возраста учащихся подбираются профориентационные игры, упражнения, беседы, экскурсии, которые призваны сформировать у школьников представление о мире профессий и о собственных профессиональных предпочтениях.

Важную роль в достижении результата профессионального самоопределения ребенка играет правильный выбор методов профориентационной работы.

Формы профориентационной работы в школе

В зависимости от количества участников различаются:

  • индивидуальные формы профориентационной работы – данная форма проводится с определенным школьником, в форме беседы, консультации или индивидуальной диагностики;
  • групповые – данная форма предполагает работу с целым классом или группой учащихся. Это может быть игра, урок, групповая диагностика, семинар, беседа, тренинг;
  • массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.

Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:

  • в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
  • в старших — вечера встреч со специалистами.
  • беседы о профессиях,
  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
  • проведение викторин на знание техники и специальностей,
  • стенды и витрины «Профессии».
  • посещения школьниками предприятий и учреждений.
  • создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
  • выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации.

  • организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
  • вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
  • создание работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
  • профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны, которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
  • профориентационная работа центров занятости населения.

Методы профориентационной работы в школе 

Можно выделить четыре группы методов:

  1. информационно-справочные, просветительские;
  2. профессиональной психодиагностики;
  3. морально-эмоциональной поддержки;
  4. помощи в конкретном выборе и принятии решения.

Первая группа методов:

  1. Профессиограммы, или краткие описания профессий.
  2. Справочная литература, книжный фонд и медиаресурсы опрофессиях, популярная психологическая литература, помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе.
  1. Информационно-поисковые системы, глобальная информационная сеть Internet. Сейчас очень популярными стали виртуальные кабинеты профориентации (созданы в сети Internet). Такие кабинеты создаются с целью ознакомления учащихся с многообразием профессий, их спецификой и информацией, в каком учебном заведении можно получить данную профессию.  Так же там имеется возможность пройти тестирование, получить консультацию специалиста о своих психологических данных и о том, как их учитывать при выборе профессии, при этом выдается диагностика по результатам тестирования.
  2. Профессиональная реклама и агитация, но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. Важно информировать обучающихся о положении на рынке труда города, перспективах развития рынка труда города и России.
  3. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для проведения экскурсий важно выбрать специалистов, способных донести информацию достоверно, интересно и привлекательно.
  4. Встречи со специалистами. Они могут носить разносторонний характер:
  • Привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям по профориентации.
  • Проведение совместных мероприятий со специалистами предприятий.
  • Взаимодействие с бывшими учениками образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателями;
  1. Профориентационные уроки – должны рассматриваться, как система занятий, а не отдельные мероприятия. Это может быть цикл уроков-бесед о профессиях, может быть занятия типа «Основы выбора профессии», которое включает в себя методы не только первой группы, но и других групп.
  2. Учебные фильмы и видеофильмы. Фильмы и видеофильмы в большом количестве создаются профессиональными учебными заведениями в качестве информированности абитуриентов. Их можно найти в интернете и приобрести в качестве профориентационного материала
  3. Средства массовой информации (СМИ). Средства массовой информации зачастую искажают смысл профессии, поэтому не всегда удобно на них опираться, но как вариант возможен данный метод.
  4. Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. Ярмарки профессий позволяют молодому человеку выйти на прямую к представителям предприятий и фирм. Пообщаться обо всех интересующих вопросах.

Вторая группа методов

Вторая группа - это, по большому счету, помощь в самопознании:

  1. Закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам.
  2. Открытые беседы-интервью, позволяют общаться с ребенком по теме, не ограничивая традиционными рамками опроса.
  3. Опросники профессиональной мотивации. Данный метод позволяет выявить специфические стремления школьников к той или иной профессии. В большинстве своем это касается массовых профессий, «пригодных для большинства».
  4. Опросники профессиональных способностей. В основном, данный метод используется людьми со специальной подготовкой, которые способны адекватно разъяснить результаты тестирования. Данное тестирование оправдывает себя относительно профессий со специфическими условиями труда. В нашем городе такие опросники проводят в службе занятости населения.
  5. Личностные опросники – использование данного метода не всегда эффективно в обычных условиях. Как правило, личностные тесты – это поступки людей в ответственные, можно сказать экстремальные моменты жизни. Работать с этими тестами должны специалисты, которые осознают односторонность данной методики. По-настоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем.
  6. Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта.
  7. Метод наблюдения - это один из наиболее распространенных методов. Но данный метод эффективен только при длительном контакте с исследуемой личностью. Обязательно должен быть разработан инструментарий проведения наблюдения: кого и с какой целью исследуем, способы исследования, фиксация результатов, объяснение и подведение итогов.
  8. Сбор косвенной информации о школьнике от близкого окружения знакомых, родителей, товарищей, а также педагогов, врачей и т. д. Опрос должен носить ненавязчивый характер.
  9. Психофизиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда.
  10. Профессиональные пробы в учебном процессе. Метод интересный, но трудоемкий и материально затратный, не все образовательные школы могут себе это позволить. Он предполагает создание профессиональных условий на базе школы. Будь то создание мастерских по изготовлению деревянных изделий, пошиву фартуков и т.д. или создание фирмы.
  11. Игры и тренинги, моделирующие условия профессионального общения или морального принятия решения в процессе трудовой деятельности. Позволяют представить дальнейшее профессиональное поведение подростка. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия.

Третья группа методов

Данная группа методов включает в себя:

  1. Создание групп общения. На фоне комфортной психологической обстановки удается более эффективно рассматривать непосредственно профориентационные вопросы. Но данные группы не решают профконсультационные проблемы.  
  2. Тренинги общения помогают постигать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при устройстве на работу, на экзаменах, в деловом общении и т.д.
  3. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), используют данный метод только консультанты со специальной подготовкой. Данные методы помогают разобраться с проблемами, возникшими в процессе, профессионального самоопределения, а также осознать сущность выбираемой профессии.
  4. Публичные выступления способствуют формированию серьезной мотивационной базы для самоопределения.
  5. Успешные примеры самоопределения. Позволяют помочь ребенку повысить уверенность в себе, увидеть на наглядных примерах успешное решение его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством. Здесь важно приводить примеры выпускников, достигших хороших успехов на профессиональном поприще.
  6. Праздники труда - эти мероприятия способствуют повышению престижности конкретных профессий. Естественно - при учете специфики аудитории и при такой организации, которая создает обстановку праздника

(развлечения, буфет), а не торжественного организованного собрания.

Четвертая группа методов

  1. Построение алгоритма основных последовательных действий, обеспечивающих воплощение поставленных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ребенку возможные жизненные перспективы. Очень часто, отсутствие четкой программы действий не позволяет ребенку определиться с выбором профессии. Поэтому необходимо людям, занимающимся профориентационной работой помочь ребенку наметить план действий по достижению профессиональных целей.
  2. Построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив.
  3. Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации). Позволяет сориентировать ребенка не на одну конкретную профессию или одно учебное заведение, а представить несколько вариантов для подстраховки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне»

Эта презентация предназначена для использования на уроке на тему: «Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне». Представленная в презентации информация в наглядной форме способс...

«Использование разнообразных форм и методов в воспитании школьников»

Классный руководитель – это педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком. В усвоении культуры накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные ви...

Современные формы и методы профориентационной работы в колледже

Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....

Дидактика специального обучения: содержание, принципы, формы и методы».

Вспомогательная таблица по дидактике специального обучения. ...

Формы и методы профессионального самоопределения молодежи

Термин «профессиональное самоопределение» чаще всего можно встретить в специализированной психолого-педагогической литературе. Используется он, как правило, для раскрытия возрастных процес...