Формы и методы профессионального самоопределения молодежи
статья

Термин «профессиональное самоопределение» чаще всего можно встретить в специализированной психолого-педагогической литературе. Используется он, как правило, для раскрытия возрастных процессов личности подростка (молодого человека), его потенциала, дальнейших жизненных горизонтов и планов, профессионального выбора.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Федорова, преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум», г. Чита

Формы и методы профессионального самоопределения молодежи

Термин «профессиональное самоопределение» чаще всего можно встретить в специализированной психолого-педагогической литературе. Используется он, как правило, для раскрытия возрастных процессов личности подростка (молодого человека), его потенциала, дальнейших жизненных горизонтов и планов, профессионального выбора. 

Современная молодежь, в большинстве своем, не имеет прочных профессиональных целей и планов. Возможно, они и не пытаются их сформировать, встроить варианты своего профессионального развития. Кроме того, можно увидеть, что обучающиеся не размышляют о профессиональном будущем, не примеряют на себя различные профессиональные роли, не стремятся осознавать профессиональную принадлежность, редко задумываются, кем бы хотели быть в будущем. 

Из-за быстро изменяющегося мира профессий и сменяемости приоритетов в экономическом плане молодые люди ориентируются в своей жизни текущими желаниями, не осознавая важность выбора будущей профессии. 

Наиболее подходящим временем для профессионального самоопределения является подростковый возраст. И именно от успешности этого выбора зависит развитие и завершение профессионального самоопределения. 

На профессиональный выбор оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на две категории: 

  • внешние факторы - недостаточная осведомленность о рынке труда, актуальных профессиях, материальных доходах; 
  • внутренние факторы - объективная оценка собственного потенциала, профессиональной предрасположенности и т.д. 

Учитывая тот факт, что общество находится в постоянном развитии, на молодого человека, находящегося в процессе профессионального самоопределения, могут влиять разные причины и обстоятельства. 

Можно выделить пять причин, влияющих на ошибочный выбор профессии: 

1. Выбор профессии «на всю жизнь». На сегодняшний день данное заявление совсем не актуально. Общество развивается, сегодня человек может и должен пробовать себя в различных профессиях. 

2. Акцентировать свое внимание на более престижных и востребованных профессиях. Сегодня та или иная профессия может быть популярна и престижна, но будет ли так всегда? 

3. Выбор профессии, полагаясь на семейные традиции или предпочтения. Данный факт в определенной степени искажает личные цели и жизненные ориентиры, что в итоге может не соответствовать личностным характеристикам и возможностям. 

4. Поверхностное понимание будущей профессии и увлечение только ее внешней стороной. Незнание специфической стороны будущей профессии. Оценив только внешние критерии, молодой человек может недооценить свой внутренний потенциал (способности) в освоении выбранной профессии. 

5. Переоценивание или недооценивание своих психологических, физических возможностей и способностей. 

 Существует множество путей для достижения цели профессионального самоопределения. Представим поэтапно процесс профессионального самоопределения: 

1 этап. Выбор жизненного пути и активный поиск профессиональной цели. 

2 этап. Пересмотр и переоценка ценностей, приоритетов и осознанность сделанного выбора. 

3 этап. Формирование активной жизненной позиции, профессиональное самоопределение. 

 

И так, анализируя данный процесс с точки зрения целеполагания и этапов профессионального самоопределения, можно отметить его длительность, где результат во многом зависит от степени формирования у подростка адекватного отношения, прежде всего к себе, как к участнику и субъекту профессиональной деятельности. 

Хочется отметить, что профессиональное самоопределение является составной частью трудового и экономического воспитания. Процесс профессионального самоопределения реализуется через профессиональное просвещение. А профессиональное просвещение, в свою очередь, - при помощи профпропаганды, профинформации и профагитации информирует молодых людей о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, как в регионе, так и во всей стране, о наиболее актуальных, востребованных профессиях и о способах овладения ими. 

Одним из базовых компонентов профессионального самоопределения является профдигностика - изучение молодого человека с целью выработки рекомендаций в выборе будущей профессии. 

Процесс профессионального самоопределения включает в себя организацию профориентации, которая обычно реализуется по трем направлениям: 

  1. ознакомление участников со спецификой различных профессий и специальностей, с требованиями к подготовке к овладению данными профессиями; 
  2. приобщение к трудовой культуре, показ привлекательности трудовой деятельности; 
  3. организация допрофессиональной подготовки и первоначального профобучения. 

Эффективность данных мероприятий проявляется по показателю готовности к выбору будущей профессии. 

Переход молодого человека из статуса школьника в статус студента обозначает для него новый самостоятельный этап в жизни. На этом этапе порой решается судьба человека и именно от него зависит как направление, так и качество дальнейшей жизни. 

 Профессиональное самоопределение по сути своей – это, прежде всего, определенность в выборе профессионального пути, профессии, учебного заведения, и дальнейшего места работы. Для утверждения в правильности профессионального выбора и более надежного освоения выбранной профессии необходимо уже на первых порах обучения учитывать индивидуальное профессиональное и личностное самоопределение студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Методический доклад "разнообразие форм и методов контроля знаний с целью развития профессиональных навыков специалиста"

Данный методический доклад представляет интерес для преподавателей средних специальных учебных заведений. Доклад содержит направления практико - ориентированного обучения, формы и методы контроля знан...

Эффективные методы педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников в образовательном пространстве школы.

На мини-заседании проводится разбор блоков-тем «Стратегия выбора».  Используются интерактивные формы работы: игровые упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая&h...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Содержание, формы и методы профориентационной работы для успешного самоопределения школьников

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Основой профессионального самоопределения является осознанный...

Профессиональное самоопределение обучающихся и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность на примере ДОП «Азбука предпринимательства»

В соответствии с ФГОС СПО по профессиям и специальностям в результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Одна из общих компе...