Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи в Санкт-Петербурге
статья
Профессиональная ориентация представляет собой относительно самостоятельный социальный институт и обладает рядом специфических характеристик, среди которых: распределенность и многосубъектность; комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это требует реализации особой политики в области сопровождения профессионального самоопределения. При этом нужно учитывать, что профессиональная ориентация носит региональный характер. Конечные благополучатели профориентационной деятельности – это обучающиеся в образовательных организациях и предприятия-работодатели, которые имеют четкую территориальную привязку. Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок; межрегиональная мобильность довольно невелика. Более того, в ряде случаев она выступает отрицательным фактором. Следовательно,основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы должна осуществляться на региональном уровне управления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация представляет собой относительно самостоятельный социальный институт и обладает рядом специфических характеристик, среди которых: распределенность и многосубъектность; комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это требует реализации особой политики в области сопровождения профессионального самоопределения. При этом нужно учитывать, что профессиональная ориентация носит региональный характер. Конечные благополучатели профориентационной деятельности – это обучающиеся в образовательных организациях и предприятия-работодатели, которые имеют четкую территориальную привязку. Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок; межрегиональная мобильность довольно невелика. Более того, в ряде случаев она выступает отрицательным фактором. Следовательно, основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы должна осуществляться на региональном уровне управления. Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор – ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе с изменением своей социально-трудовой роли (организация самозанятости). Основная тенденция развития современного мира, оказывающая влияние на характер, направленность и темпы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, – это переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Формами проявления этой тенденции выступают: • глобализация производств и интеграция мировых экономик; • стремительное повышение динамики развития технологий и техники, повышение степени неопределенности будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности; • информатизация и цифровизация производства и других сторон социально-экономический жизни; • персонализация производства и потребления; • увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций (soft skills) при сохранении значимости профессиональных компетенций (hard skills); • дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности (фриланс, коворкинг, распределенные проектные команды и т. д.), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни; • переход к «открытому обществу», основанному на внутреннем контроле, самостоятельности и ответственности каждого человека. Все эти факторы значительно повышают требования к уровню профессиональной подготовленности работников и качеству самоопределения личности.
Одновременно с фактором развития профессиональной сферы все в большей степени возникает необходимость учета субъективных интересов конкретных работников, системы их взглядов, ценностных ориентаций и профессионально-личностной мотивации. Актуальным является формирование и распространение «постиндустриального самоопределения», осуществляемые путем определения и освоения индивидуального набора профессиональных компетенций, исходя из личностных возможностей и потребностей человека и создания рабочего места «под себя».
Профориентационная деятельность призвана оптимизировать поиски баланса между интересами всех субъектов системы, уделяя особое внимание освоению личностью компетенции профессионального самоопределения. Санкт-Петербург – второй по численности населения город России и четвертый в Европе – является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным и культурным центром. Экономика Санкт-Петербурга хорошо диверсифицирована, отличается многоотраслевым характером. По масштабам экономики среди субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург занимает четвертое место, уступая только Москве, Тюменской и Московской областям. Санкт-Петербург является одним из лидеров инновационного развития российской промышленности.
В этих условиях целесообразно проводить превентивную подготовку трудовых ресурсов (опережающее обучение) в целях получения высококвалифицированных кадров с учетом стратегии развития экономики Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург имеет развитую сеть образовательных организаций, способную предоставлять все виды образовательных услуг (от общего до высшего и последипломного образования). В городе функционируют более 740 организаций общего образования, 180 организаций дополнительного образования детей, 85 профессиональных образовательных организаций и 70 вузов.
Уникальность Санкт-Петербурга для профессиональной самореализации личности заключается в его объемной и многогранной экономике. Он является крупным промышленным, научным, образовательным и культурным центром с хорошо развитой социальной и транспортной инфраструктурой. Благодаря его расположению, в городе развиты туристическая отрасль со сферой услуг, международные связи и торговля. Таким образом, объективное преимущество Санкт-Петербурга – наличие уникальной среды профессионального самоопределения, насыщенной большим количеством профориентационно значимых возможностей. Эта среда может быть представлена как два взаимодействующих контура:
1) внутренний контур – организации, непосредственно осуществляющие профориентацион ную работу с обучающимися и реализующие программы, мероприятия, услуги по сопровождению профессионального самоопределения и другие виды профориентационных практик;
2) внешний контур – предприятия экономической и социальной сферы, учреждения науки и культуры, силовые структуры, многообразие и активное развитие которых предоставляет практически неограниченные возможности для знакомства обучающихся с современным миром труда и профессий.
Работа по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи осуществляется в Санкт-Петербурге с различными категориями обучающихся (воспитанники детских садов, школьники, студенты профессиональных образовательных организаций и вузов). При этом используются различные виды и формы деятельности, в том числе:
• районные и городские олимпиады, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали профессионального мастерства;
• профессиональные пробы на базах профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятий;
• индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального самоопределения;
• дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях, экскурсии в учебные заведения, на предприятия и в музеи, посвященные становлению и развитию отраслей экономики и профессий;
• опытно-экспериментальная работа на базах школ Приморского, Выборгского, Петроградского, Адмиралтейского, Колпинского, Московского районов города;
• профориентационная диагностика и психологическая поддержка населения в районных агентствах занятости и центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
• курсы повышения квалификации специалистов, занятых профориентационной работой, в учреждениях дополнительного профессионального образования;
• ярмарки профессий, временная занятость несовершеннолетних граждан (в возрасте от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время (как профессиональные пробы с целью привлечения к трудовой деятельности);
• интерактивные профориентационные программы для детей в возрасте от 1 года до 14 лет: развивающие занятия для малышей, групповые образовательные программы для школьников, необычные сценарии мероприятий, праздников и шоу предлагает детский развлекательный центр «КидБург»;
• профессиональные пробы на базе Малой Октябрьской детской железной дороги, которая является центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов и т.д. Школы города проводят множество традиционных мероприятий: классные часы, урокибеседы, лекции; интерактивные занятия, тренинги, деловые игры; дни/недели/месячники профориентации; тематические родительские собрания; посещение ярмарок профессий и учебных заведений, дней открытых дверей в вузах и поу, предприятий.
Проводятся занятия по программам предпрофильной подготовки, разработанные для учащихся 8-9-х классов: «Я и профессия», «Твоя профессиональная перспектива», «Основы выбора профессии», «Выбор профиля обучения». В дополнительном образовании вопросами профориентации занимаются районные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Они проводят индивидуальные консультирования со школьниками, реализуют программы «Мир профессий» и «Мой выбор», а также «круглые столы», деловые игры, интерактивные занятия, тренинги. Широкая сеть учреждений дополнительного образования (дворцы и дома детского и юношеского творчества, центры внешкольного развития и др.) осуществляют профориетационную деятельность, проводя творческие, художественные, технические конкурсы в рамках представленных направлений дополнительного образования. На базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее – Дворец учащейся молодежи) создан Центр содействия профессиональному самоопределению детей и молодежи, который является инициатором и организатором городских мероприятий профориентационной направленности и оказывает методическую помощь в их проведении различным образовательным организациям. На базе Дворца учащейся молодежи работают Музей истории профессионального образования с уникальной экспозицией, посвященной развитию профессионального образования в городе, и Региональный координационный центр союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в Санкт-Петербурге. Кроме того, Дворцу учащейся молодежи поручена объединяющая и координирующая роль в области сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в регионе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»
Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...

"Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования"
Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям....

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"
Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....

Программа тьюторского сопровождения профессионально самоопределения учащихся «Моя будущая профессия»
Программа тьюторского сопровождения учащихся...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"
Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...
5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи: 13.04.2021 г
5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи...

