Современные технологии и способы оптимизации процесса обучения
статья

Пантелеев Леонид Юрьевич

Обоснование необходимости внедрения инновационных технологий в процесс профессионального обучения студентов колледжа

Современные образовательные информационные технологии

Роль ИКТ-компетентности в современном профессиональном образовании

Формирование ИКТ-компетенций в современном профессиональном образовании на примере СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

 Использование облачных технологий в образовательном процессе

Возможности дискового пространства Goggle

Создание электронного журнала с помощью электронных таблиц

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

ТЕМА ____Современные технологии и способы оптимизации процесса обучения_ _____

Выполнил ____Пантелеев Леонид Юрьевич ______________________________________

        (фамилия, имя, отчество)

Санкт-Петербург 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ        5

1.1  Обоснование необходимости внедрения инновационных технологий в процесс профессионального обучения студентов колледжа        5

1.2 Современные образовательные информационные технологии        10

ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        16

1.1 Роль ИКТ-компетентности в современном профессиональном образовании        16

1.2 Формирование ИКТ-компетенций в современном профессиональном образовании на примере СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»        20

ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ        26

3.1 Возможности дискового пространства Goggle        26

3.2 Создание электронного журнала с помощью электронных таблиц        30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        37

ПРИЛОЖЕНИЯ        40


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня российское образование оказывается самым масштабным и может быть - единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны.

Современное профессиональное образование нацелено на формирование таких новых качеств выпускник как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий специалист должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Данная тема актуальная, так как в последние годы система  профессионального образования встала перед необходимостью решения существенных проблем. Во-первых, морально и материально устарело оборудование учебных мастерских. Во-вторых, рынок труда и подготовка кадров были оторваны друг от друга. Одной из задач модернизации системы профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, является внедрение информационных, дистанционных, интерактивных технологий обучения.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов в условиях системы профессионального образования.

Предмет исследования: использование инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке специалистов в условиях колледжа.

Цель исследования: обосновать использование современных образовательных технологий в профессиональной подготовке специалистов в условиях колледжа.

Задачи исследования:

  1. выявить требования рынка труда и с их учетом обосновать необходимость использования инновационных образовательных технологий в процессе подготовки специалистов в условиях колледжа;
  2. изучить современные подходы к процессу обучения;
  3. определить эффективность технологий, основанных на использовании компьютера, в развитии самостоятельности студентов в процессе обучения;
  4. выявить роль информационных технологий в современном образовании на примере СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»;
  5. разработать Google-документ для мониторинга успеваемости студентов по предмету.  

В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись методы исследования: анализ, метод сравнения учебной, научной литературы по заявленной теме, в т.ч. анализ нормативно-правовых документов, а также специальные методы - изучение и обобщение сведений, сравнение, классификация.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, иллюстраций, заключения, и списка литературы. Работа дополнения приложениями.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1  Обоснование необходимости внедрения инновационных технологий в процесс профессионального обучения студентов колледжа

Повышение уровня информационной грамотности и потребительской культуры, готовности к предпринимательской деятельности в молодежной среде является одним из приоритетных направлений развития российского образования. В качестве главного результата в Концепции модернизации российского образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих образовательное учреждение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Профессиональное образование – это непрерывный процесс, в котором среднее профессиональное образование является одним из звеньев. Получая среднее профессиональное образование, личность имеет возможность удовлетворить свои образовательные потребности и приобрести профессионально значимые компетенции.

Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального образования, осуществляемое в ССУЗах по основным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным государственным образовательным стандартам.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. 2К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. [1]

Под инновационными технологиями обучения понимают новые, оригинальные технологии (методы, средства, способы) создания, передачи и сохранения учебных материалов, других информационных ресурсов образовательного назначения. А также технологии организации и сопровождения учебного процесса (традиционного, электронного, дистанционного, мобильного) с помощью телекоммуникационной связи и компьютерных сетей, целенаправленно, систематически и последовательно внедряются в образовательную практику студентов.

На сегодняшний день в системе образования особенно актуальным является внедрение инновационных методов обучения, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • демократизация образовательного процесса;
  • обеспечение автономии студентов в обучении;
  • существенное изменение роли преподавателя в учебном процессе;
  • внедрение так называемого кооперативного обучения;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • информатизации образовательного процесса;
  • интенсификация образовательного процесса и максимальная активизация студентов в нем;
  • использование проблемного подхода к обучению;
  • совершенствование системы контроля (в том числе тестового контроля) знаний, навыков и умений, приобретенных студентами.

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В строительстве, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений,  мобильное реагирование на нестандартные ситуации. [2]

Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных экономических компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, амообучение, исследовательскую и творческую деятельность.

Метод проектов, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи.  

В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектной деятельности может быть различна. Например, педагог дает уже готовую формулировку задачи, а студенты работаю над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем студенты планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей и изготавливают конечный продукт. На заключительном этапе оценивают его.

Преподавателю необходимо определить, как будет организована работа над проектом – индивидуально или же по группам. Как в первом, там и во втором варианте есть свои особенности. Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подобрана таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности студента. Также следует отметить то, что в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. Такой проект чаще всего может быть выполнен односторонне. В свою очередь, групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества. Тема данного проекта выбрано в соответствии с интересами коллектива студентов. Такие проекты выполнены разносторонне. [3]

Возможности современных информационных и коммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании интенсивно возрастают. Информационно-коммуникационные технологии являются средством профессиональной подготовки будущих специалистов, они предназначены для предъявления одного или ряда взаимодополняющих элементов теоретических, практических, экзаменационных и других форм обучения и самообучения. Информационные и коммуникационные технологии используются не процессе измерения и контроля уровня знаний и умений студентов, при реализации научно-исследовательской и внеаудиторной деятельности, в организации и планировании деятельности учебных заведений.

Переход на инновационные технологии возможен только с применением инновационных способов изложения учебного материала, обеспечивающих визуальное, слуховое и моторное восприятие информации; особенно эффективно использование в учебном процессе СПО видео-лекций, электронных учебников, электронных рабочих тетрадей с печатной - основой, тестирования с применением компьютерных технологий. [4]

Как известно, использование инновационных технологий можно дифференцировать с помощью проблемного обучения. Для успешного применения проблемного обучения является одним из важных условий является владение обучающимися главными эвристическими методами науки: обобщением, анализом и синтезом, аналогии и т.д. Обобщение является результатом анализа, который выделяет суть, и синтеза. Решение всякой задачи делается с помощью анализа ее условий через соотношение с ее требованиями, поэтому нуждается в какой-то степени обобщения объектов, входящих в условие задачи с существенными признаками. Перенос решения в новых условиях является показателем обобщения решения большей проблемы. Умение использовать обобщения в процессе решения задач усиливает эффективность занятия. Задача, которая получила обобщенное решение высокого порядка, решена не только для частного случая, а практически для всех принципиально однородных случаев. А также обобщение решения проблемной темы помогает в освоении профессии [5].

Внедрение инновационных методов не только важный путь нейтрализации перегрузки студентов, это и важный аспект использования еще не раскрытых, но потенциальных внутренних ресурсов личности, которые проявляют себя в сотрудничестве друг с другом.

Преподаватель должен не только привести студента к источнику знаний, но и организовать работу так, чтобы обучающийся захотел сам взять эти знания. А для этого преподаватель должен иметь опережающий характер, то есть быть нацелен на будущее, на решение проблем нового века, развитие творческих способностей студентов, формирование у них новых способов мышления и действий. [6]

Итак, для выполнения поставленной цели необходимо вовлечение студента в активный познавательный процесс, обеспечение свободного доступа к информации, проведение совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве, а значит и изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения.

Таким образом, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения.

1.2 Современные образовательные информационные технологии

Современное общество характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой частью происходящего является компьютеризация образования. На сегодняшний день происходит активное становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Современные исследования показали, что существует значительная разница в знаниях людей, обучаемых при наличии компьютера, и людей, процесс обучения которых проходил без наличия информационной технологии.  Информационные технологии должны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью всего образовательного процесса, значительно повышающей эффективность. [7]

Внедрение информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения. Целью этих технологий в образовании является: повышение качества обучения, повышение активности обучаемых к познавательной деятельности, оптимизация поиска необходимой информации, развитие мышления, освоение навыков работы с информацией и различными программными продуктами. Также необходимо, чтобы компьютерное образование было согласовано с учебным планом.

Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Наиболее широким понятием, применимым ко всем обучающим программам, учебникам и другим компьютерным продуктам, является программное средство учебного назначения. Программные средства учебного назначения  имеют несколько целей: осуществление контроля и диагностики ошибок, облегчение образовательного процесса, представление учебной информации в удобном и интересном виде для обучаемого. [8]

Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы – это учебное пособие, которое предназначено для самостоятельной работы учащегося. Обучающие программы позволяют управлять своей учебной деятельностью, а также способны повысить активность обучаемого. Данные программы обязательно должны быть связаны с учебной программой, отвечать ее требованиям. Наиболее часто такие программы используют для визуализации образовательного процесса, самостоятельной работы, использования в качестве справочников и в качестве средств, помогающих расширить кругозор учащихся. Наиболее популярными обучающими программами являются различные курсы иностранных языков и различные мультимедийные энциклопедии.

Электронный учебник – это обучающая система, содержащая в себе дидактические и методические справочные материалы по учебной дисциплине. Электронный учебник подходит как для самостоятельного, так и для традиционного обучения. Он полон по своему содержанию, достаточно информативен и имеет удобное представление с интерфейсом, способным привлечь внимание учащегося. Данный вид учебника может стать отличным помощником для самоподготовки учащихся, а также для преподавателей при организации занятий.  Одним из самых явных преимуществ электронного учебника является представление информации в виде гипертекста, т.е. учебный материал имеет ссылки на другие части материала. Еще одним плюсом такого учебника является система проверки изученного материала. Учащийся способен оценить собственные знания по изученному материалу, с помощью различных тестов или контрольных работ и произвести анализ сделанных ошибок.

Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний - вызывает массу дискуссий. Многие психологи и педагоги пытаются ответить на вопрос: «Может ли бездушная машина оценить знания ученика?» Тем не менее, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности.

Компьютерные тесты и кроссворды вызывают больше положительных эмоций у учащихся, чем аналогичные задания на бумаге, а также они позволяют сэкономить время на уроке и индивидуализировать обучение.

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Создание сети Интернет показало людям совершенно новый способ общения и передачи информации в любую точку планеты. Преимуществом Интернета является использование уникальных ресурсов. С помощью данной сети можно с легкостью перевести текст с иностранного языка, воспользовавшись онлайн-переводчиком, провести химический виртуальный опыт, просмотреть интересные обучающие видеоролики. Еще одним из плюсов сети Интернет является развитие мотивации и поощрение потенциала учащихся. Например, публикации лучших сочинений, научно-исследовательских работ, рефератов, докладов на просторах глобальной сети. Однако, несмотря на многочисленные положительные стороны Интернета, существует и обратная сторона медали. На сегодняшний день найти необходимый доклад или какой-либо другой учебный материал с помощью Интернета не составит особого труда.

Дистанционное образование - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, которое отражает все компоненты, присущие обыкновенному процессу обучения. Дистанционное образование обеспечивает равные возможности получения образования для всех людей. Плюсом дистанционного образования является свобода выбора места, времени и скорости образовательного процесса. Благодаря данному виду образования, можно поступить и в зарубежный ВУЗ и в результате получить диплом, который будет цениться на мировом рынке. Препятствием для развития дистанционного образования является малая осведомленность людей о подобной системе. Но, несмотря на это, дистанционное образование набирает популярность. [9]

Дистанционное обучение открывает новые возможности, как для образовательных учреждений, так и для студентов, оно обладает такими основными положительными качествами:

  1. учеба по месту проживания – позволяет студентам получать высшее образование, не выезжая в другой город из своего населенного пункта.
  2. совмещение учебы и работы – дает возможность осваивать новую специальность, не уходя с занимаемой должности.
  3. обучающие материалы хорошего качества – для всех студентов они находятся в открытом доступе, также у каждого есть возможность составить индивидуальный план обучения.
  4. объективное оценивание – контроль пройденного материала осуществляется с применением автоматизированных методик оценивания знаний, которые позволяют студенту получить оценку его знаний дистанционно.
  5. индивидуальный подход — студенты могут совмещать работу и учебу, обучаться по индивидуальному гибкому графику, а также осваивать материал в удобном для себя темпе. [10]

Облачные технологии – набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок. [11]

Использования облачных  технологий  в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где  ученики могут  решать определенные  учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.

Для этого  можно  использовать:

-  компьютерные программы;

-  электронные  учебники;

-  диагностические, тестовые и обучающие системы;

-  прикладные и инструментальные программные средства;

-  телекоммуникационные системы (электронную почту, телеконференции);

-  электронные библиотеки  и другое. [12]

Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации: активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Проникновение в образование информационных технологий заставляет смотреть на процесс обучения как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Поэтому информатизацию образования необходимо рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств обучения, а как новый подход к организации учебного процесса. Благодаря современным информационным  технологиям, таким как электронная почта, Skype общение между преподавателем и учащимся может быть распределено в пространстве и во времени. Например, педагог и обучаемый могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой диалог, может быть, растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен спустя некоторое время. Главным направлением в информатизации образования должен стать переход от освоения навыков работы с компьютерами и программными продуктами к обучению правильному содержательному формированию, отбору и корректному использованию образовательных электронных учебников, обучающих программ, энциклопедий и ресурсов.

Таким образом, информатизация образования ведет к изменению существенных сторон процесса обучения. Изменяется деятельность преподавателя и обучающегося. Учащийся может оперировать большим количеством разнообразной информации, обрабатывать ее, имеет возможность моделировать процессы. Преподаватель также освобождается от рутинных действий и получает возможность анализировать процесс обучения, отслеживать развитие ученика.  Также информационные технологии в значительной мере повышают мотивацию людей к обучению, проведению различных научно-исследовательских работ, экспериментов, созданию инновационных проектов и статей. Применение информационных технологий в образовании является необходимостью, способной подготовить учащихся к жизни и работе в современном информационном обществе.

ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Роль ИКТ-компетентности в современном профессиональном образовании

В 2011 году были введены в действие федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения, а уже в 2014 году была проведена их корректировка.

В ФГОС третьего поколения изменились подходы к формированию и описанию требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Специалист по результатам обучения должен обладать набором общих и профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции  зависят от специальности или профессии, по которой проходит обучение.

Общие компетенции (ОК) практически одинаковы для всех специалистов среднего звена. Только в некоторых ФГОС есть отличия в части ОК.

В связи с требованиями, предъявляемыми государством к учебным заведениям, задача профессиональных образовательных учреждений (ПОУ) - подготовка специалиста, обладающего запасом необходимых теоретических знаний, хорошо сформированных профессиональных навыков, способного квалифицированно решать производственные задачи, то есть владеющего профессиональными и общими компетенциями.

Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и умения.

Важным условием адаптации специалиста в современном информационном обществе является наличие у него информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ-компетентности) как уникального объединения профессиональных знаний, навыков и опыта работы, выраженных в технологии решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

Требования, предъявляемые сейчас к современному специалисту, отличны от тех, которые предъявлялись ранее к выпускнику колледжа. Современный специалист должен:

  • иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;
  • уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;
  • располагать наработанной коммуникационной средой;
  • уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его к той или иной деятельности;
  • обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
  • иметь компетентность в смежных областях;
  • уметь быстро и эффективно принимать решения;
  • стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию. [13]

Требования к информационной компетентности обучающихся заложены в требованиях ФГОС СПО по каждой специальности, в виде общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Формирование этих компетенций осуществляется в процессе обучения по всем дисциплинам учебного плана, однако, ключевую роль в их формировании играют компьютерные дисциплины.

Формирование информационной компетентности студентов, как правило, осуществляется на всех занятиях посредствам использования электронных дидактических материалов, самостоятельной работы с различными информационными источниками, а так же использования компьютера и информационных технологий при подготовке к занятиям, выполнение практических и самостоятельных работ, подготовке рефератов, докладов, курсовых работ.

Это становится возможным лишь при владении студентами определенными информационными компетенциями. Основа ИКТ-компетенции закладывается при изучении компьютерных дисциплин.

По окончании ПОУ каждый студент должен выработать навыки знающего и думающего пользователя, стать создателем собственных продуктов (программы, рисунков, таблиц, презентаций), и, главное, приобрести высокий уровень информационной культуры.

Информационная культура -  способность к реализации возможностей ИКТ для решения задач профессиональной деятельности; к предвидению последствий информационной деятельности, к информационному взаимодействию.

ИКТ-компетентность, как готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий, является критерием профессиональной пригодности.

ИКТ-компетентность выпускника, будущего специалиста проявляется:

  • в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;
  • в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в овладении практическими способами работы с различной информацией;
  • в знании морально-этических норм работы с информацией. [14]

Для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.

2. Внедрение в образование новых информационных технологий.

3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.

4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.

5. Наличие современной технической (компьютерной) базы. [15]

Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной компетентности должно осуществляться на всех ступенях профессионального образования и по всем направлениям изучаемых курсов. ИКТ-компетентность можно считать сформированной тогда, когда выпускник не только в совершенстве владеет ИКТ-технологиями, но в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию в течение всей профессиональной деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности осуществляется в процессе овладения содержанием дисциплин, определенных Государственным образовательным стандартом, изучающих закономерности информационных процессов. Формирование ИКТ-компетентности будущего специалиста не может осуществляться изолированно, только в рамках узкопредметной области «Информатика», что обусловливает необходимость междисциплинарной интеграции.

Новые ИКТ позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей.

Таким образом, в современном информационном обществе, формирование ИКТ-компетентности будущих специалистов является важной составляющей профессионального образования. Формирование ИКТ-компетентности должно происходить комплексно, то есть при изучении всех дисциплин и междисциплинарных курсов учебного плана, однако, ключевая роль в этом процессе отводится компьютерным дисциплинам, где закладываются основные понятия, изучается основной инструментарий, технологии и рассматриваются возможности их применения в профессиональной деятельности.

1.2 Формирование ИКТ-компетенций в современном профессиональном образовании на примере СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

Основой для формирования ИКТ-компетенции у студентов ПОУ служит изучение дисциплины общеобразовательного цикла - «Информатика» и дисциплины общепрофессионального цикла - «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

В СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» обучение ведется по 7 специальностям и 3 профессиям среднего профессионального образования:

  1. «Гостиничный сервис»
  2. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» - углубленная подготовка
  3. «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
  4. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
  5. «Организация обслуживания в общественном питании»
  6. «Парикмахерское искусство» - углубленная подготовка
  7. «Туризм» - углубленная подготовка
  8. «Автомеханик»
  9. «Повар, кондитер»
  10.  «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))         

Все основные профессиональные образовательные программы по специальностям СПО построены с учетом современного развития ИКТ-технологий в своей сфере.

При обучении на базе 9 классов изучение компьютерных дисциплин начинается с общеобразовательной дисциплины «Информатика», затем все студенты изучают дисциплину «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Если изучение дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» не предусмотрено ФГОС, то данная дисциплина введена в учебный план за счет часов вариативной части. По специальностям, где владение информационными технологиями является частью профессиональной деятельности («Туризм», «Гостиничный сервис», «Документационное обеспечение управления и архивоведение»), специальные информационные технологии изучаются и в междисциплинарных курсах (МДК).

По дисциплине «Информатика» студенты всех специальностей изучают основу информационной культуры, техническую базу информационных технологий, системное программное обеспечение, изучаются студентами всех специальностей в виде интегрированного курса.

По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучаются общие информационные технологии и специальные информационные технологии, которые необходимы для работы по той или иной специальности.

Так, выпускник специальности «Туризм», согласно требованиям ФГОС, по курсу «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» должен

уметь:

  • работать в операционной системе;
  • работать с текстовым редактором;
  • работать с электронными таблицами;
  • использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной деятельности;
  • выполнять работу с программными средствами повышения информационной безопасности;
  • работать с профессионально ориентированным программным обеспечением;
  • пользоваться средствами связи и техническими средствами, применяемыми для создания,
  • обработки и хранения документов;
  • осуществлять документационное обеспечение профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

знать:

  • общие принципы работы с оболочками разных операционных систем;
  • правила и методы подготовки, сохранения и редактирования текстовых документов в разных текстовых редакторах;
  • общие принципы использования стандартных функций при вычислениях, способы представления результатов в обычном и графическом виде;
  • методы поиска необходимой информации, правила пользования основными службами глобальных сетей;
  • общий подход к организации размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации, защиты информации от несанкционированного доступа. [16]

То есть, фактически, результатом обучения по данной дисциплина должна стать сформированная ИКТ-компетентность, которая будет развиваться и дополнятся при изучении других дисциплин и курсов.

Важнейшей задачей в процессе становления специалиста по туризму, является формирование не только культуры управления, но и информационной и коммуникационной культуры, развитие умения адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий. При этом эффективность ИКТ туризме определяется не столько количеством имеющихся средств ИКТ, сколько качеством их использования, уровнем информационной компетентности специалиста. Навыки использования компьютера и Интернет в профессиональной деятельности превращаются в необходимый повседневный инструмент решения возникающих практических и теоретических задач.

Изучение дисциплины «Информатика и ИКТ» ведется на протяжении
1-2 семестров, а «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 3-4 семестров обучения. Общим объем максимальной нагрузки данных дисциплин согласно учебному плану - 176 (143+133) часа.

Так, например, при изучении текстового процессора MS Word используются тексты, таблицы, схемы из учебников по профессиональным дисциплинам, создаются шаблоны и электронные формы документов, используемых в турфирмах.

С помощью электронных таблиц MS Excel проводятся простейшие расчеты и анализ данных, ведется информационная база турфирмы, строятся диаграммы по количеству туров и т.д. При этом у студента формируется понимание того, что информационные технологии - это тот инструмент, который поможет сократить время и повысить эффективность при решении профессиональных задач.

Студенты нашего колледжа изучают систему Программный комплекс "Мастер-Тур", предназначенный для автоматизации деятельности туроператоров. Это профессиональная программа, которая позволяет формировать у студентов практические навыки работы от с необходимой информации о клиентах, партнерах и взаиморасчетах с ними, создания прайс-листа и каталогов до реализации турпродукта, от расчета реальной себестоимости до ведения взаиморасчетов с поставщиками, от оперативного учета до управленческого.

Использование профессиональной программы в процессе обучения формирует прочные умения и навыки работы с информацией. И даже если в дальнейшем студент столкнется на практике с другим программным продуктом, отличным от уже знакомого, он с легкостью сможет перестроится и работать в новой программе. Таким образом, у студента формируется алгоритм действий и профессиональная мобильность, то есть способность ориентироваться в новой профессиональной ситуации.

Так же студенты изучают различные способы подготовки мультимедийных продуктов - презентации (MS Power Point), видеоролики (Windows Movie Maker), редактор звуковых записей (Audacity). Эти знания необходимы им для организации и проведения деловых мероприятий, презентации различных услуг. У студентов формируются навыки поиска информации, отбора необходимой информации, ответственность за выбранную информацию, корпоративная ответственность и возможность выбора наиболее оптимального решения поставленной задачи.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности - это комплексный процесс, в основе которого лежит освоение компьютерных дисциплин.


ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1 Возможности дискового пространства Goggle

Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются следующие сервисы Google:

  • Google ArtProject – интерактивно-представленные музеи мира,
  • Google Calendar – онлайновый календарь,
  • Google Docs – онлайновый офис,
  • Gmail – бесплатная электронная почта,
  • Google Knol – вики-энциклопедия,
  • Google Maps – набор карт,
  • Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию,
  • Google Translate – переводчик,
  • YouTube – видеохостинг /6/.

Службы Google для образования содержат бесплатный (и свободный от рекламы) набор инструментов, который позволит преподавателям и студентам более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться.

Онлайновые сервисы для ВУЗов от Google обладают рядом достоинств, что даёт возможность использовать их в любой образовательной среде, где есть сеть интернет.

Выделим основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:

  • минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие – наличие доступа в интернет);
  • облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
  • Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и учебными заведениями;
  • работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в интернете;
  • все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны /8/.

Google Диск – единое пространство для хранения ваших файлов и работы с ними. Он позволяет работать над документами одновременно с другими пользователями - например, готовить совместный проект с коллегой, планировать любые события или вести учет расходов с партнерами. C помощью этого сервиса вы можете загрузить в облако и иметь постоянный доступ к любым файлам, в том числе видеороликам, фотографиям, PDF, текстовым документам и многим другим – всего 30 типов. [17]

Чтобы использовать возможности диска Google, нужно иметь аккаунт в системе Google. Для этого достаточно зарегистрироваться в почте Gmail.

После заведения профиля, можно пользоваться широким спектром возможностей множества сервисов.

На главной странице сайта www.google.ru, в верхней строки меню есть доступ к аккаунту. В нем можете зайти в общее меню с приложениями и выбрать Google Диск (Рисунок 1).

инструменты от Гугл

Рисунок 1. Вход в приложения Google Диск

Для освоения достаточно обратить внимание на всплывающие подсказки. Они научат создавать файлы и папки, в которые можно загружать документы, и не только. Google Диск предоставляет 15 Гб свободного пространства файлов бесплатно. При необходимости большего пространства необходимо производить тарифную плату.  

        Рабочий интерфейс диска – это небольшая панель слева, которая позволяет быстро создавать папки и загружать документы, а также их редактировать. Что бы начать работу с файлами достаточно нажать кнопку «Создать» или обратиться к вкладке «Мой диск» (Рисунок 2).

создать приложения

Рисунок 2. Работа с файлами в Google Диск

Через меню создадим папку с рекомендациями по практическим и самостоятельным работам для группы парикмахеров 219 П. Для этого выберем пункт «Создать папку», назовем ее «219 П ПРиСР».

В созданную папку загрузим первую самостоятельную работу согласно учебному плану. Для этого необходимо нажать кнопку «Создать», выбрать пункт «Загрузить файлы» и указать путь к нужному документу.

Документы Google – это бесплатный набор веб-сервисов в форме программное обеспечение как услуга, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый Google. Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем). Документы Google позволяют студентам и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, а преподавателям контролировать и управлять этой работой. Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования и публикации в интернете.

В дальнейшем можно загружать остальные работы необходимые выполнить студентом согласно программе изучаемого предмета.

Кликнув на папку, появляется небольшая панелька сверху, где будут собраны все функции для взаимодействия с ней:

  • начать с настройки доступа и отправить ссылку на папку тем, кому нужно предоставить доступ к ней;
  • удалить всю папку за несколько секунд (она отправиться в «Корзину», которая имеется в хранилище в меню слева);
  • открыть папку, используя подключенные приложения, или сделать это непосредственно при взаимодействии с папкой;
  • переместить папку в другие папки, созданные ранее или непосредственно в данный момент;
  • переименовать папку, изменить цвет, сделать пометку;
  • скачать папку или любые другие файлы на компьютер или другие носители в режиме онлайн.

 Совместный доступ к папке позволяет просматривать или редактировать файлы в Google диске в зависимости от выбранных настроек.  Чтобы другие пользователи могли просматривать документы папки необходимо указать их почтовые ящики или прислать им ссылку, создаваемую приложением Google (Рисунок 3).

Рисунок 3. Настройки совместного доступа к файлам Google Диск

Таким образом, облачное пространство Google диска позволяет студентам, отсутствующим по болезни или другим уважительным причинам, оперативно изучать пропущенный теоретический материал, предоставленный в виде презентаций, выполнять практические и самостоятельные работы и выкладывать задания на проверку (Приложение А).

3.2. Создание электронного журнала с помощью электронных таблиц

Любое образовательное учреждение сталкивается с большим потоком документооборота. Преподаватели ежедневно выполняют десятки манипуляций по отбору нужной информации, заполняют классный журнал.

На сегодняшний день уровень информационных технологий достаточно высок, и все большее количество электронной документации приобретает официальный статус, заменяя физические источники. Таким образом, информационные технологии позволяют реализовать систему дополнительного контроля успеваемости учащихся, автоматизируя при этом данный процесс в учебном заведении.

Электронный журнал - это удобный, мощный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

Так как электронный журнал - это информационная система, то все данные об учащихся и учебном процессе достаточно заполнить один раз, а в будущем только дополнять, или исправлять при необходимости. [18]

К сожалению, согласно инструктивно-методическому письму комитета по образованию Санкт-Петербурга «О переходе на электронный (безбумажный) учет успеваемости в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», система электронного журнала и электронного дневника реализована государством только в школах. В системе СПО все так же необходимо заполнять бумажные журналы. Однако колледжи вправе создать свою систему для мониторинга успеваемости студентов.

Хоть функционал Google весьма обширен, он не реализовывает весь спектр возможностей пакета MS Office. Поэтому для создания электронного журнала воспользуемся электронной книгой MS Excel.

Microsoft Excel — одна из самых популярных программ для работы с большим количеством данных, которая по своей сути является редактором электронных таблиц. Широкий функционал приложения не ограничивает пользователя возможностью лишь редактировать уже созданные таблицы, а позволяет создавать абсолютно новые, с внесением собственных данных. [19]

Для начала создадим электронную таблицу с названием «Электронный журнал». В ней необходимо сделать листы с названием групп, где будет вестись посещаемость и успеваемость студентов (Приложение Б).

В первой строки дана информация о названии и кураторе группы.

В столбец А записаны номера студентов согласно журналу. При необходимости можно добавить графу с поименными номерами.

Столбцы В-D содержат ФИО студентов. При необходимости прописными буквами можно выделить старосту группы или студента сменившего фамилию.

Третья строка заполняется количеством уроков согласно программе предмета. Один урок равен одной ячейке столбца.

В четвертой строке пишется дата проведения занятия.

Пятая строчка оставляется под примечание. В нее вносится название текущего контроля, проводимого или запланированного на занятии.

В ячейки начиная с Е6 вносится информация о деятельности студента, где:

  • пустая ячейка – студент присутствовал на занятии;
  • Н – студент отсутствовал на занятии;
  • цифра – оценка полученная студентом за урок.

Для наглядности с помощью функции условного форматирования цветовых шкал реализованы следующие условия:

  • пустая ячейка – отсутствует применения форматирования;
  • Н – ячейка закрашивается серым цветом;
  • цифра 2 или ниже – закрашивается красным цветом;
  • цифра 3 ил выше – закрашивается зеленным цветом.

Так же при необходимости в ячейку вставить примечание,  в которое можно набрать текст. О наличии примечания говорит красный уголок у ячейки, его текст появляется при наведении мыши на эту ячейку.

В конце таблицы приведены статистические данные:

        Пропуски студентом занятия реализованы с помощью формулы =СЧЁТЕСЛИ(диапазон ячеек посещаемости;"н"). Данная запись покажет, какое количество занятий пропущено.

        Средняя оценка -  =СРЗНАЧ(диапазон ячеек посещаемости), которая выводит среднее арифметическое из оценок полученных путем проведения текущего контроля.

        Ниже таблицы посещаемости и текущего контроля создана таблица выполнения обязательных практических и самостоятельных работ согласно курсу изучаемой дисциплины (Приложение В).

        В первые два столбца заносятся № и Фамилия студента. В последующие столбца номер работы согласно практическим и самостоятельным рекомендациям по предмету. В конце таблице с помощью формул =СРЗНАЧ выводится среднее арифметическая оценка по самостоятельным и практическим работам в пользу студента. Например, если студент имеет две четверки и две пятерки, то среднее выдаст оценку «пять».

        Если ячейка, рассчитывающее среднее выдаёт сообщение #ДЕЛ/0!, значит студент не выполнил какую-то работу.

        Так как выполнение всех практических и самостоятельных работ строго обязательно, применено следующее условное форматирование цветовых шкал:

  • цифра 2 или отсутствие её – закрашивается красным цветом;
  • цифра 3 или выше – закрашивается зеленным цветом.

        Далее строчкой ниже указывается расшифровка номера с названием работы.

        MS Excel позволяет работать с большим количеством листов, ограниченным лишь объемом оперативной памяти. Поэтому для каждой группы создан отдельный лист в одной электронной книге.

        Данный электронный журнал вместе с практическими и самостоятельными заданиями можно выложить в Google диск, и раздать студентам ссылку с правами доступа на просмотр, но не на редактирование.

Журнал можно реализовать в приложение Google таблицы, что позволило бы не загружать его заново после каждого обновления. Однако в  Google таблицы плохо реализованы функции и отсутствует условное форматирование цветовых шкал.

Благодаря электронному журналу можно выделить следующие плюсы:

- при имении телефона с выходом в Интернет быстро узнать и озвучить успеваемость студента;

- более подробно давать информацию об оценках;

- прозрачность оценок;

- уменьшает непредвзятость к выставлению оценок, так как программ сама выводит средний балл.

- позволяет с помощью формул быстро создавать отчеты, такие как посещаемость, процент качества, процент успеваемости группы и др.

  Из недостатков можно выделить:

- необходимость доступа в Интернет;

- при утрате логина и пароля есть риск потери или изменению информации;

- хоть нет закона, запрещающего выкладывать оценки в сеть Интернет (Облачные диски, социальные сети), некоторые родители и студенты не довольны, что их результаты выкладываются на всеобщее обозрение, в последствие чего это может привести к конфликту.

И главное, так как в системе СПО бумажные журналы обязательный бухгалтерский документ для заполнения, то электронный журнал является лишним дублированием работы преподавателя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к информационному обществу оказывает влияние на все общество, в том числе и на систему образования. Этим обусловлены возникновение новых понятий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, и использование компьютерной техники во всех областях деятельности современного общества.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении профессиональных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации.

Один из результатов процесса информатизации - формирование у студентов информационно-коммуникационной компетентности, которая должна обеспечить студентам возможность:

  • использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией в профессиональной сфере деятельности;
  • быть готовым к  профессиональной деятельности;
  • быть профессионально мобильным (ориентироваться в быстрой смене технологий);
  • работать в информационном обществе.

Компьютерные дисциплины, изучаемые при получении среднего профессионального образования, являются подходящим инструментом для формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить обучающегося за конечный промежуток времени преобразовать и усвоить определенное количество информации с целью дальнейшего ее использования в практической деятельности. При решении этой задачи преподаватель должен сочетать традиционные методы обучения c современными информационными технологиями.

Как и любая компетентность, ИКТ-компетентность студентов формируется из комплекса знаний, умений и практического опыта. Каждое занятие по дисциплинам «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» должно быть нацелено на формирование элементов ИКТ-компетентности.

Следует отметить, что технология дистанционного обучения может являться дополнением к обычному очному обучению студентов в колледже  и ориентирована в первую очередь на организацию самостоятельной работы студентов. При этом становятся возможными повышение производительности труда преподавателя, снятие ограничения зоны его деятельности стенами учебного корпуса колледжа, предоставление возможности получения образования обучающимися в более комфортных для них условиях, реализация личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, образовательные возможности сервисов Google позволяют связывать с новыми требованиями, которые предъявляются к выпускнику колледжа (развитием профессиональных компетенций выпускника) и с возможностью реализации на основе данных сервисов дистанционных технологий в образовательном процессе колледжа.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон об образовании в РФ 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения 14.06.2019)
  2. Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-sistiemy-spo.html (дата обращения 14.06.2019)
  3. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам/ Я.В. Евсеева // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 629-632
  4. О.А. Пучкова Технологии формирования экономических компетенций студентов в современной образовательной среде/Преподватель XXI век, 2011 №4 – с.38-44]
  5. Лесков, С.Л. Живая инновация. Мышление ХХI века / С.Л. Лесков. - М.: «Просвещение», 2010
  6. Мулина, О. Н. Проектная деятельность студентов – будущих педагогов в формировании инновационных компетенций / О. Н. Мулина // Научный журнал КубГАУ  - Scientific Journal of KubSAU.  - 2013. - № 85. - С. 614–623
  7. Зайцева С.А. Иванов В.В. «Информационные технологии в образовании» М., 2009. Информатизация общего среднего образования: пособие /Под ред. Матроса Д.Ш. М.: Педагогическое общество России, 2010. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 2011. № 1. ]
  8. Телегин, Антон Александрович. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. город. пед. ун-т. - Курск, 2006. - 23 с. ]
  9. Куваева Е.Н. Информационные технологии в образовании, 2016 URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1430896487 (дата обращения 14.06.2019) ]
  10. Impreror all about monarchy – Cовременные информационное технологии в образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://imperor.net/poslednie-novosti/tehnologii/sovremenny-e-informatsionny-e-tehnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения 14.06.2019)
  11. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909. — URL https://moluch.ru/archive/62/9448/ (дата обращения: 13.06.2019).
  12.  Дакашев Роман. Облачные технологии в образовании URL https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/26/oblachnye-tekhnologii-v-obrazovanii (дата обращения 14.06.2019)
  13. Александровна К.Л. Формирование ключевых компетенций будущих специалистов средствами информационных технологий/ // Социальная сеть работников образования. - 07.02.2013. [Электронный ресурс].  URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/02/07/formirovanie-klyuchevykh-kompetentsiy-budushchikh-spetsialistov (дата обращения 14.12.2017)
  14. Данилов О. Е. Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения / О. Е. Данилов // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XIII Международной научно- практической конференции (31 октября 2011 г.): Сборник научных трудов; Под ред. И.А. Рудаковой. — М.: Издательство «Спутник+", 2011. — С. 23-28.
  15. Информационная компетентность специалиста и информационная культура специалиста: от теории к практике: В 2 ч.-Ч.2: Материалы II открытой Краевой заочной научно-практической конференции/ Сост. О.С. Приказчикова, И.Г. Едовина, И.В. Приказчиков.- Пермь: ГБПОУ ПМК, 2016 - 392 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 43.02.10 «Туризм», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 474 от 07.05.2014
  17.  Возможности сервисов Goggle для образовательной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/vozmozhnosti-servisov-google-dlya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-955017.html ] (дата обращения 14.06.2019)
  18. Студенческая библиотека онлайн – Разработка автоматизированной информационной системы «Электронный журнал» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studbooks.net/2056984/informatika/ponyatie_elektronnyy_zhurnal ] (дата обращения 14.06.2019)
  19. Официальный сайт приложений от Microsoft Corporation [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://officeapplications.net/microsoft-excel/ ] (дата обращения 14.06.2019)


Приложение А

Goggle Диск


Приложение Б

Электронный журнал


Приложение В

Практические и самостоятельные работы электронного журнала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в процессе обучения

Современные образовательные  технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к ...

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Мастер -класс «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения»

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударс...

Мастер класс на тему: «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения».

Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...

Использование в процессе обучения и воспитания современных пед. технологий

Использование в процессе обучения и воспитания  современных пед.  технологий...

Статья "Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам"

Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений обучающихся, чаще всего решаются за счет использования «технологии индивидуализации обучения». Педагог стремится выявить реальные интер...