Современные технологии в работе с учебной и научной информацией. Электронный учебник.
статья

Устименко Наталья Юрьевна

Цель конкретизируется следующими задачами:

  1. Увеличение словарного запаса терминов по изучаемым дисциплинам.
  2. Расширение кругозора.
  3. Развитие коммуникационных навыков.
  4. Повышение уровня профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с учебной и научной информацией. Электронный  учебник.

Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, т.е. в педагогических инновациях.

Происходит широкое и грамотное внедрение инновационных идей, методов и технологий в практике преподавания в учебных заведениях. Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией – это компьютеры, интернет, аудио-, видео-, мультимедийная техника.

Сегодня невозможно себе представить образовательный процесс без интернета, так как это является выдающимся достижением информационных технологий. Роль интернета не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная, можно смело сказать, что это информационная сеть стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государствами, экономическими, социальными и религиозными границами.

Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества в состоянии объекта, процесса или явления.

Надо отметить три основных аспекта рационального применения интернет в системе образования:

  • Разработка гипертекстовых учебно-методических пособий.
  • Разработка практикумов удаленного доступа.
  • Разработка технологической среды для системы дистанционного обучения.

Среди факторов, способствующих инновационной деятельности в число значимых вошли: проведение конференций, семинаров, организация обмена передовым опытом, проведение конкурсов, информационное обеспечение учебных заведений.

На сегодняшний день особенно актуальным становится вопрос об электронных учебниках, будущее, безусловно, остается за ним.

Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых профессиональных и общих компетенций; он характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Эти учебники снабжаются гипертекстовыми ссылками, позволяющими переходить от одного фрагмента текста к другому. Электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, тестовые задания и т.д. Другими словами это и учебное пособие по предоставлению знаний и по их контролю. При этом мультимедийное сопровождение занятия позволяет рационально организовать работу всех учащихся для усвоения большого объема материала.

Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом:

  • простота и удобство обращения;
  • возможность обновления ресурса электронного учебника;
  • автоматизация учебного процесса;
  • увеличение скорости предоставления образовательной услуги;
  • полнота передаваемой информации.

Цель подготовки этого вида учебника – создание уникального учебного пособия в электронном варианте.

Цель конкретизируется следующими задачами:

  1. Увеличение словарного запаса терминов по изучаемым дисциплинам.
  2. Расширение кругозора.
  3. Развитие коммуникационных навыков.
  4. Повышение уровня профессиональных компетенций.

Основной этап разработки электронного учебного издания - это сбор и анализ информации из различных источников. Базой данного раздела становятся учебная литература, как отечественных, так и зарубежных авторов, периодические издания, электронные ресурсы. Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении дисциплин. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Электронные учебники используются для очной формы обучения на занятиях, и для дистанционного обучения.

Понятие «дистанционное обучение» довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта преподавателя и студента. Теперь, с развитием интернета, «сохранять дистанцию» стало проще.

Дидактические особенности дистанционного обучения обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

  • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

Чем быстрее и продуктивнее будет реализовываться факторы, способствующие инновационной деятельности, тем эффективней будут решаться задачи модернизации российской системе образования. С очевидностью можно утвердить: инновация – это требование времени.

Таким образом, инновационные технологии дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Их применение позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который предъявляет государство к современному образованию.

Библиографический перечень.

  1. Котельникова Л. А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Котельникова. – Бирск, 2010. – 191 с.
  2. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  3. Наука в системе образования : об организации науч. исслед. Минобразования России / М-во образования РФ. – М. : [б. и.], 2002. – 96 с.
  4. Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. С.68.
  5. Модернизация образования – совместное дело школы и вуза : материалы респ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 15 апр. 2005 г. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [под ред. Ивановой С. В.]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2005. – 135 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Научно-практическая конференция профессий и специальностей парикмахерского профиля «Теория и практика внедрения актуальных тенденций и современных технологий в парикмахерском искусстве»

В сборнике представлены материалы выступлений участников общетехникумовской научно-практической конференции специальностей парикмахерского профиля.Материалы конференции раскрывают актуальные про...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Технология обработки информации базы данных"

Программа изучения учебной дисциплины "Технология обработки информации базы данных" предусматривает самостоятельные работы обучающихся. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостояте...

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" ),

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" )

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов". Сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива".

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...