дополнительная общеразвивающая программа "кружок" по информатике "МЕДИАМАСТЕРСКАЯ"
рабочая программа
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиамастерская» направлена на приобретение обучающимися знаний и знакомство с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_mediamasterskaya.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел программы | Страница |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы | ||
Пояснительная записка | Стр. 3 | |
Цели и задачи программы | Стр. 5 | |
Содержание программы | Стр. 6 | |
Планируемые результаты | Стр. 11 | |
Комплекс организационно-педагогических условий | ||
Условия реализации программы | Стр. 11 | |
Формы аттестации/контроля | Стр. 12 | |
Оценочные материалы | Стр. 12 | |
Методические материалы | Стр. 13 | |
Список литературы | Стр. 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности программы
Довольно часто на учебных занятиях мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что-либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью, в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности обучающегося важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность студента связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиамастерская» направлена на приобретение обучающимися знаний и знакомство с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.
Работа в графическом редакторе основывается на знаниях обучающихся, полученных в школе на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Медиамастерская» имеет техническую направленность.
Содержание Программы направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также приобретение практических навыков работы с программными продуктами растровой и векторной графики.
Поскольку в рабочей программе первого курса СПО на изучение графических пакетов выделяется небольшое количество часов, то данная программа, предполагающая 20 часов изучения по 2 часа в месяц (вторая среда месяца), является актуальной. В ходе изучения курса предполагается формирование информационной культуры у обучающихся, расширение знаний и умений в области информатики, освоение новых технологий.
Изучение таких программ, как GIMP и Inkscape, в настоящее время становится очень актуальным, в виду того, что они являются доступными для многих операционных систем. GIMP и Inkscape входят в состав большинства дистрибутивов GNU/Linux. GIMP и Inkscape, также доступны и для других операционных систем таких как Microsoft Windows™ или Mac OS X™ от Apple (Darwin ). В данной Программе предполагается разработка творческих проектов, а также полиграфической продукции, созданной при помощи программ компьютерной графики Inkscape и GIMP (буклетов, календарей, визиток, коллажей, наклеек и т.д.)
Также в ходе работы по Программе усиливается вариативная составляющая общего образования и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Знакомятся с узкими направлениями деятельности по профессиям, связанным с компьютерной графикой.
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст детей:
Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте 14-17 лет. Группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.
Формы организации образовательного процесса: основными формами занятий являются лекции, практические занятия, работа в группах, выполнение индивидуальных проектов. Большое внимание уделяется эргономическим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам работы в компьютерном классе.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы: обучить обучающихся основам работы в программах векторной и растровой графики Inkscape и GIMP.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить обучающихся с видами компьютерной графики;
- Помочь понять принципы работы векторного и растрового редакторов, их отличия и возможности применения;
- Освоить знания и получить навыки работы с программными продуктами для работы над изображениями.
- Научить обучающихся работать в среде векторного редактора Inkscape и растрового GIMP;
Развивающие:
- Развить коммуникативные умения и творческие способности обучающихся;
- Развить навыки операционного мышления;
- Сформировать познавательную активность обучающихся;
- Развитие у обучающихся информационной компетенции.
Воспитательные:
- Формирование у обучающихся любознательности, потребности в саморазвитии в сфере информационных технологий.
- Формирование у обучающихся активной жизненной позиции
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы разделов | Теория | Практика | Дата проведения занятия | |||
По плану | По факту | ||||||
1 Раздел: Растровая графика GIMP | |||||||
Инструктаж по технике безопасности. Что такое компьютерная графика: векторная и растровая. Графический редактор Gimp. Основные инструменты. Инструменты рисования и редактирования. Работа с изображением | 1 | 1 | |||||
Специальные кисти. Практическая работа «Учимся клонировать изображение». Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Рисуем яблоко». Рисование градиентом. Редактор градиентов. Работа со средствами выделения объектов | 2 | ||||||
Слои в графическом редакторе Gimp. Работа с многослойными изображениями. Практическая работа «Аквариум». Практическая работа. Создание коллажа на тему «Золотая осень». Практическая работа «Раскрасим в разные цвета» | 1 | 1 | |||||
Работа со шрифтами. Добавление новых шрифтов. Основы ретуширования фотографий. Фильтры. Общие понятия. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки ледяную». | 1 | 1 | |||||
Улучшение композиций, работа с цветом на фото. Практическая работа «Семейный альбом». | 2 | ||||||
Всего 1 раздел: | 3 | 7 | 10 | ||||
| |||||||
Векторная графика. Программа Inkscape. Панель инструментов. Рисование линий, прямоугольников, квадратов. Цветовые модели. | 1 | 1 | |||||
Дублирование, выравнивание, порядок объектов. Работа с инструментом «Перо». Практическая работа «Архитектурная композиция» Практическая работа «Замок». | 1 | 1 | |||||
Рисование произвольных линий и кривых Безье. Выполнение операций втягивания контуров. Практическая работа «Морозные узоры». Практическая работа «Орнамент в платке» | 2 | ||||||
Практическая работа: «Создание визитной карточки». Векторизация растрового изображения. Изучение основ дизайна и композиции. Практическая работа «Коллаж-открытка» | 1 | 1 | |||||
Распределение объектов по радиусу круга с использованием функции «Узор из клонов». Защита зачетных работ, Подведение итогов изучения курса. | 1 | 1 | |||||
Всего 2 раздел: | 4 | 6 | 10 | ||||
Всего | 7 | 13 | 20 |
Содержание изучаемого курса
1 Раздел: Растровая графика Gimp
1.1. Знакомство с программой Gimp: запуск программы, интерфейс, меню программы, обзор панели инструментов, диалоги и панели в Gimp.
1.2. Обзор Меню окна изображения и контекстного меню изображения. Настройки окна изображения. Вспомогательные элементы (сетка, направляющие). Параметры сетки. Прилипание к направляющим и сетке. Отмена действий, неотменяемые операции. Настройки изображения по умолчанию.
1.3. Работа с изображением — основным объектом GIMP. Возможность работы с несколькими изображениями одновременно. Изменение размера изображения, сжатие изображения, кадрирование изображения. Работа инструментами преобразования (отражение, поворот, масштаб, искривление перспектива и т.д.). Настройка параметров инструментов преобразования.
1.4. Инструменты рисования и редактирования; рисование, стирание, копирование, размытие, освещение, затемнение. Инструмент (Кисть); Диалог выбора кисти; простые кисти, цветные кисти, анимированные кисти, параметрические кисти. Создание собственных кистей. Изменение размеров кистей. Рисование градиентом. Редактор градиентов. Рисование простых объектов.
1.5. Механизм выделения областей изображения. Работа со средствами выделения: инструменты создания выделений, операции над выделениями, а также возможность переключения в режим быстрой маски, т.е. «рисование» выделений. Растушевка. Инструмент «Контуры». Создание контуров.
1.6. Слои в GIMP. Структура слоёв в изображении в диалоге «Слои» Создание нового слоя, копирование слоя. Работа с многослойными изображениями. Свойства слоя, типы слоёв, видимость, связь с другими слоями, настройки и режимы слоев («режимы смешивания»). Создание групп слоев. «Историю» действий в GIMP. Практическая работа «Коллаж» с использованием нескольких изображений.
1.7. Управление цветом в GIMP. Цветовые модели. Использование инструментов цветокоррекции: яркость/контраст, уровни, кривые, тон/насыщенность.
1.8. Панель инструментов текста. Текст; изменение вида текста (приукрашивание текста). Работа со шрифтами, добавление новых шрифтов. Упражнение на закрепление материала «Шрифтовая композиция».
1.9. Основы ретуширования фотографий. Исправление цифровых фотографий. Улучшение композиции, работа с цветом на фотографии, исправление дефектов. Инструмент штамп. Практическая работа «Семейный альбом», «Обработка ретро-фотографий».
1.10. Фильтры в GIM: общие понятия о фильтрах; изменение изображений при помощи фильтров. Категории фильтров. Фильтры размытия, фильтры усиления, фильтры искажения, световые эффекты и шумовые фильтры. Практическая работа с использованием фильтров «Создание плаката, рекламной листовки».
2 Раздел: Векторная графика Inkscape.
2.1. Цифровое представление изображения: векторная и растровая графика, графические примитивы, пиксели. Цвет: цветовая схема, количество цветов.
2.2. Векторный редактор Inkscape: запуск программы; инструменты и диалоги; основные режимы работы, масштаб просмотра. Работа с Панелью управления с основными командными кнопками и панелью Параметры инструментов.
2.3. Начальное представление о рисующих фигуры инструментах (прямоугольник, эллипс, звезда, спираль), выделение, редактирование и группировка фигур, выравнивание и распределение объектов. Упражнение на закрепление материала: Создание композиции с помощью фигур, зоопарк, букет, конструктор из кубиков.
2.4. Цвет в Inkscape. Цветовые модели, библиотека цветов. Установка параметров заливки и обводки. Способы заливки и обводки. Особенности работы инструментом Градиент.
2.5. Дублирование и выравнивание объектов. Порядок расположения объектов. Действия с клавиатуры. Использование клавиатуры для перемещения объектов, изменения размера и вращения. Упражнение для закрепления «Архитектурная композиция», «Замок».
2.6. Работа с инструментом перо. Рисование произвольные линий и кривых Безье, логические операции с контурами, упрощение контуров. Редактирование контуров перетаскиванием узлов и рычагов управления, субконтуры. Преобразование фигур и текстовых объектов в контур (оконтуривание). Выполнение операций втягивание и вытягивание контуров. Упражнение на закрепление материала: морозные узоры, орнамент на платке. Каллиграфическое перо. Знакомство с возможностями пера и стандартными приёмами каллиграфии.
2.7. Работа с инструментом набора текста. Способы изменить шрифт, его стиль, размер и наклон. Регулирование расстояния между буквами и линиями. Работа с текстом в Inkscape с помощью горячих клавиш. Преобразование текста в контуры. Практическая работа: создание визитной карточки.
2.8. Работа с растровым изображением. Векторизация растрового изображения. Уменьшение количества узлов на контуре. Практическая работа: коллаж - открытка с использование первоначального растрового изображения.
2.9. Виды современной дизайнерской деятельности. Профессия компьютерного дизайнера. Направления профессии.
Изучение основ дизайна и композиции. Элементы дизайна: линия, фигура, размер, пространство, цвет, имитирующая текстура и интенсивность. Изучение основных правил дизайна: баланс, контраст, акцент, пропорция, текстура, градация. Композиция. Выполнение проектной работы на свободную тему. (Создание буклета, рекламной листовки).
2.10. Профессиональные приемы использования программы Inkscape. Интерполяция. Интерполяция между двумя различными объектами. Способ интерполяции. Иммитация градиентной заливки. Распределение объектов по радиусу круга с использованием функции «Узор из клонов». Нарезка изображения. Удаление ненужного из документа с целью уменьшения размера файла. Создание тени.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
- Создание собственных иллюстраций и коллажей, используя основные инструменты программ Inkscape и GIMP;
- Разработка проектов и выполнение творческих работ;
Личностные:
- Приобщение обучающихся к информационной культуре, раскрытие творческих способностей детей;
- Умение пользоваться различными интернет источниками (интерактивные компьютерные справочные системы, книги, справочники, технические описания) для самостоятельного получения информации и знаний;
- Совершенствование навыков работы с компьютером и умение применять изученные алгоритмы для решения актуальных задач;
- Осознанный выбор профиля дальнейшего обучения и профессионального развития.
Предметные:
- Понимание принципов работы и особенностей пакетов векторной и растровой графики;
- Углубленное и расширенное изучение возможностей и функций GIMP и Inkscape, методов кодирования, создания, редактирования, хранения изображений в памяти компьютера;
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Раздаточные и методические материалы:
-учебные разработки по темам;
-у каждого ребенка – бумажный носитель для записей, авторучка.
Технические средства:
Для деятельности объединения дополнительного образования требуется:
- кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук; стулья: 16 штук.
Технические информационно-коммуникационные средства: компьютеры: 15 единиц; проектор, экран, презентации по разделам Программы.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Формы и методы контроля, подведения итогов и определения результативности освоения программы:
Методы проведения контроля:
- Самооценка;
- Словесный контроль;
- Наглядный контроль;
- Практические работы;
- Проектно-конструкторский.
Формы проведения контроля:
- Устный опрос;
- Упражнение;
- Зачетная практическая индивидуальная работа;
- Тестирование теоретических знаний;
- Выставка выполненных работ;
- ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Собственная разработка тестов и онлайн тестов по каждому разделу.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Программно-педагогические средства:
- Windows XP
- Inkscape
- GIMP
2. Дидактические и методические материалы:
Методические разработки к занятиям; презентации, выполненные в программе Power Point или Impress, раздаточный и демонстрационный материал.
9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Яцюк О. Компьютерные технологии в дизайне (эффективная реклама). С-Пб. БХВ 2012.
- GIMP Essential Reference (Основной справочник по GIMP); автор: Alex Harford; издательство: New Riders Publishing.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие. Бином. Москва 2013
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Бином. Москва 2012
- Мак-Клелланд, Дик. Photosop CS2. Библия пользователя.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2013.
Перечень Internet-ресурсов
- http://www.gimp.org/
- http://inkscape.org/
- http://docs.gimp.org/ru
- http://gimp-savvy.com/BOOK
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.progimp.ru/
- http://breys.ru/blog
- http://ru.wikipedia.org/wiki/GIMP
- http://gimp-savvy.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
Пояснительная запискаНаправленность образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Дополнительная общеразвивающая (рабочая) авторская программа объединения по интересам «Кадр»
Информационная картадополнительной общеразвивающей (рабочей) авторской программы объединения по интересам «Кадр»Направленность: художественнаяВид образовательной деятельности: доп...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"
Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»
Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...