Информационные технологии: Медицинская информационная система
статья

Лужкова Инна Евгеньевна

Информационные технологии: Медицинская информационная система
Состав, функций и возможности медицинской информационной системы ЛПУ, цели создания МИС ЛПУ, классы задач, решаемых в МИС ЛПУ, классификация МИС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meditsinskaya_informatsionnaya_sistema.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии: Медицинская информационная система

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

МИС—программный продукт позволяющий автоматизировать документооборот в медицинском учреждении. Она включает электронные медицинские карты, финансово-административную информацию, данные медицинских исследований и мониторинга состояния пациента с медицинских приборов в цифровой форме, средства общения между сотрудниками, система поддержки принятия врачебных решений.

Медицинские информационные системы (МИС) обладают рядом функциональных возможностей:

- сбор, регистрация, структуризация и создание информационного пространства;

- обеспечение обмена информацией;

- хранение и поиск информации;

- статистический анализ данных;

- контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи;

- поддержка принятия решений;

- анализ и контроль работы учреждений, управление ресурсами учреждения;

- поддержка экономической составляющей лечебного процесса;

- обучение персонала;

Исходя из понятий базовой информатики, информационная система (ИС) — это система, в которой присутствуют информационные процессы (хранение, передача, преобразование информации).

Основной задачей МИС является обеспечение оперативного доступа персонала к актуальной информации с рабочего места любому специалисту данного учреждения с учетом прав доступа.

Любая МИС − это система работы с медицинской информацией, поступающей в реальном времени или сохраняющейся в базе данных. Без базы данных не может обойтись ни одна информационная система. Наличие базы данных позволяет применять стандартные процедуры обработки файлов.

МИС, как и каждый ее автономный блок, состоит из обязательных программных модулей:

1. Модуль сбора информации.

2. База данных.

3. Модуль обработки и анализа данных.

4. Модуль управления документооборотом.

5. Модуль управления медицинскими аппаратными средствами.

Интеллектуальные информационные системы (ИИС) кроме перечисленных модулей имеют Базу знаний, о которой будет сказано ниже. Современные системы бывают разных масштабов: масштаба ЛПУ, корпорации, города, региона, государства.

Современные МИС состоят из отдельных блоков (подсистем), способных работать автономно или в совокупности с другими блоками (подсистемами) через локальные или глобальные сети.

ПК пользователей данной МИС (от одного до нескольких) образует автоматизированные рабочие места (АРМ).

С помощью АРМ происходит организация доступа к информационной системе для каждого медицинского работника (врача, фельдшера, лаборанта, медицинской сестры). Любое АРМ специализировано для выполнения строго конкретных профессиональных задач и работы с установленной медицинской документацией. Обеспечивает работу всех блоков главный компьютер (центральный), который отвечает за выполнение наиболее важных и ответственных операций и таким образом является его основным вычислительным ресурсом.

Система обеспечивает информационную поддержку всех служб медицинского учреждения – от документооборота и финансового учета до ведения клинических записей о пациенте, интеграции с медицинским оборудованием и поддержки принятия решений.

В понятие МИС входят: автоматизированные системы управления (АСУ), медицинские информационно-поисковые системы (МИПС), медицинские информационно-справочные системы (МИСС), медицинские лабораторные информационные система (МЛИС), системы передачи медицинских данных (СПМД), интеллектуальные информационные системы (ИИС) и др.

Классификация МИС

Классификация МИС основана на иерархическом принципе и отвечает многоуровневой структуре здравоохранения:

1. базовый уровень (МИС для врачей различного профиля);

2. уровень учреждений (МИС ЛПУ - поликлиник, стационаров, диспансеров, больниц скорой помощи);

3. территориальный уровень (МИС для профильных и специализированных медицинских служб и региональных органов управления здравоохранением);

4. государственный уровень (МИС Министерства здравоохранения).

1. Медицинские информационные системы базового уровня. Системы этого уровня предназначены для обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей различных специальностей. Основная их цель - компьютерная поддержка работы врача-клинициста, гигиениста, лаборанта. По решаемым задачам их можно разделить на следующие группы:

1. 1. Медицинские приборно-компьютерные системы. Предназначены для получения полной, объективной и быстрой информации в диагностическом и лечебном процессах с помощью современных медицинских компьютерных специализированных комплексов.

1. 2. Медицинские информационно-справочные системы. Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Базы данных и Банки данных таких систем содержат медицинскую справочную информацию различного характера.

1. 3. Автоматизированные системы диагностики заболеваний и прогнозирования результатов их лечения − диагностические программы и интеллектуальные информационные системы различных уровней и назначений.

1. 4. Автоматизированное рабочее место (АРМ). Предназначено для автоматизации технологического процесса медицинского работника.

2. Медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Это МИС, основанные на объединении всех информационных потоков ЛПУ в единую систему и обеспечивающие автоматизацию различных видов деятельности учреждения. Чаще всего такая информационная система создается поэтапно, причем так, чтобы очередной информационный блок ее приносил конкретную пользу и служил основой для следующего блока.

3. Медицинские информационные системы территориального уровня. Это программные комплексы, обеспечивающие работу автоматизированных систем управления органов здравоохранения (АСУ ЗО) на уровне территории (города, области, республики), включая управление специализированными и профильными медицинскими службами:

3. 1. Административно-управленческие подсистемы МИС подготовлены для выполнения организационных задач, решаемых руководителями территориальных медицинских служб (областных, городских, районных отделов здравоохранения).

3.2. ИС для научно-исследовательских институтов (НИИ) и Вузов решают три основных задачи: информатизацию процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и Вузов.

3.3. Статистические информационные системы, осуществляющие сбор, обработку и получение по территории (областных, городских, районных отделов здравоохранения) сводных данных по основным медико-социальным показателям

3.4. Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона.

4. Государственный уровень. Автоматизированные системы управления, предназначены для информационной поддержки служб государственного уровня

МИС ЛПУ

Она состоит из нескольких блоков (подсистем):

1. Регистрационно-статистическая подсистема. Она позволяет регистрировать все события и факты, происходящие в лечебном учреждении.

Такая подсистема помогает в оперативном управлении, позволяет получать все виды статистических данных, необходимых для финансового и экономического анализа, а также организовать совместную работу всех служб и тем самым сократить как временные, так и финансовые потери, связанные с ошибками персонала или пациентов, имеет обратную связь. В регистратурах поликлиники устанавливаются программы «Расписание» и «Регистратор», с их помощью налажено ведение электронных расписаний врачей, планирование приема с записью пациентов (очный и по телефону), организовывается одновременный доступ всех регистраторов в единый банк свободных талонов к врачам, позволяющий увеличить поток пациентов, не создавая при этом очередей.

В приемном отделении стационара также устанавливается программа «Регистратор стационара», позволяющая регистрировать всех пациентов, поступающих на лечение. Все это дает возможность создать единый регистр пациентов, которые получают медпомощь в клинике, независимо от того, в каких подразделениях проходило их лечение и диагностика.

На следующем этапе налаживается компьютерный учет всех предоставленных пациенту услуг - в стационаре, поликлинике, лаборатории, позволяющий сформировать медицинскую статистику. В результате этого каждый пациент получает электронную историю болезни, содержащую все сведения об обращении, случаях госпитализации, предоставленные услуги и установленные диагнозы. В результате можно будет получать весь комплекс медико-статистической информации как стандартизированной, так и по произвольным параметрам.

На последнем этапе регистрационно-статистическая подсистема поддерживает основной технологический цикл работы медицинского учреждения.

2. Лабораторная подсистема - лабораторная информационная система (ЛИС).

В функции ЛИС входит управление всеми данными, которые поступают из разных источников (анализаторы, проведенные вручную измерения, бумажные документы) и объединение этих данных в единую информационную базу данных клинико-диагностической лаборатории. Подсистема обеспечивает соединение практически с любыми автоматическими анализаторами и позволяет обмениваться информацией в режиме реального времени с любым АРМ, что дает мгновенный доступ к готовым результатам. ЛИС позволяет сократить непроизводительные расходы лаборатории, избавиться от рукописных журналов, отслеживать и оценивать качество исследований и получать всю необходимую отчетную документацию.

3. Медицинская подсистема (электронная история болезни) - позволяет врачам в удобной форме сохранять и передавать друг другу материалы, связанные с диагностикой и лечением пациента, помогает в научной работе, создает основу для удаленных врачебных консультаций по телемедицинским каналам.

4. Формализованная электронная история болезни (ЭИБ) представляет собой специализированную базу данных, содержащую сведения о пациенте и полный (в юридическом и медицинском аспектах) набор документов о ходе лечебно-диагностического процесса, в том числе:

- паспортные данные больного;

- сигнальную информацию (непереносимость лечебных средств, наследственные заболевания и т.д.);

- анамнестические данные;

- заключительные диагнозы, перенесенные операции;

- результаты лабораторных исследований;

- результаты инструментальных исследований;

- диспансеризацию;

- анкету автоинтервьюирования (скрининг) и др.

ЭИБ на Рабочем столе Windows имеет определенную структуру. Она представляет собой папку, разделами которой являются наборы документов различного типа.

Например, папка «Запись врача в приемном отделении» имеет документы: Осмотры. Диагнозы. Дневник. Оперативные пособия. и т.д. Папка «Назначения диагностические» имеет документ: Консультации. Лабораторные исследования. Инструментальные исследования. Результаты. и т.д. Папка «Раздел восстановительного лечения» имеет документы: Режим. Диета. Лечебные назначения. и т.д.

Каждый документ или папка, представлены в виде, удобном для просмотра. ЭИБ может содержать и несколько специализированных медкарт (стоматологическую, гинекологическую, санаторную книжку и т.д.)

Подразделы (отделение функциональной диагностики, рентгеновское отделение, клиническая лаборатория, эндоскопия) в локальном режиме реализуют ввод данных в электронные истории болезней. Эти части подсистемы должны быть подключены к компьютерным сетям для обмена медицинскими данными на основе принятых в мире стандартов (См.гл.1).

5. Справочная подсистема, предоставляет врачам справочную информацию по ведению лечебной деятельности (например, справочники лечебных средств, врачебные новинки, ссылки на медицинские сайты и т.п.) Справочная подсистема независима от первых трех подсистем и может использоваться в любой момент.

6. Аналитическая подсистема представляет интегрированную медицинскую и финансовую информацию в виде, удобном для анализа. Таким образом, она помогает руководству вырабатывать обоснованные долгосрочные решения и контролировать эффективность преобразований, которые проводятся в лечебном учреждении, совершенствовать стратегическое планирование. Основой для работы аналитической информационной системы лечебного учреждения являются детальные персонифицированные данные о составе и реальной стоимости лечения каждого пациента. Эти данные подытоживаются по каждому подразделу, врачу, кабинету, по профилям лечения, по компаниям страховок и источниках финансирования.

При создании информационных медицинских систем очень важно обеспечить санкционирование доступа к информации, которая сохраняется в информационной системе. Система должна работать по такому принципу: если у пользователя нет прав на получение определенной информации, то МИС должна вести себя так, как будто этой информации о пациенте нет в базе данных.

Далее презентация АРМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация медицинских информационных систем. Автоматизированные системы управления лечебно-профилактическим учреждением

Данный лекционный  материал разработан для студентов специальности "Лечебное дело" в рамках изучения раздела "Медицинские информационные системы" на 3 курсе обучения по дисциплине  "Информат...

Методы поддержки процессов принятия решений в медицинских информационных системах

Статистическая проверка гипотез, статистические модели...

Медицинские информационные системы и их классификация

Не будет неожиданностью, если сказать, что XXI век – это век информационно-компьютерных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных тех...

Методическая разработка открытого урока "Построение примитивов и изменение общих свойств" по дисциплине «Информационные технологии в строительстве» специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» курс III

В ходе урока студенты научатся работе с инструментами панели "Рисование" для создания графических объектов. Применять привязки при создании объектов. Выполнять редактирование созданных...

Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся

В статье идет речь об информационных технологиях в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии по специальностям 09.02.07 Информационные системы и программирование, 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 38.02.04 Коммерция

Рабочие программы учебной дисциплины Информационные технологии  разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандарта по специальности среднего профессионального образования...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...