Методическая разработка открытого урока "Построение примитивов и изменение общих свойств" по дисциплине «Информационные технологии в строительстве» специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» курс III
учебно-методический материал

Курганова Светлана Николаевна

В ходе урока студенты научатся работе с инструментами панели "Рисование" для создания графических объектов. Применять привязки при создании объектов. Выполнять редактирование созданных  объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kurganova_s.n.docx1005.11 КБ

Предварительный просмотр:

Декадник специальности 09.02.04 «Информационные системы»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРТСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

"Построение примитивов и изменение общих свойств"

по дисциплине «Информационные технологии в строительстве»

специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

курс III

Разработал преподаватель

Курганова С.Н.

Гуково 2019

Тема урока: Построение примитивов и изменение общих свойств

Цели урока

Обучающая:

  • сформировать у обучающихся представления о способах построения примитивов и командах изменения общих свойств,

  • научить студентов создавать примитивные двухмерные объекты.

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, навыков индивидуальной и коллективной деятельности,

  • развитие ориентации во времени, аналитического мышления, творческих способностей обучающихся.

Воспитательная

  • воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Планируемые образовательные результаты:

  1. предметные – приобретение умений  работы с панелями «рисование» и «редиктирование» при построении графических примитивово и применение этих команд в программе AutoCАD 
  2. метжпредметные– Организовать применение студентами полученных знаний в процессе самостоятельной работы; Развивать умение самостоятельно ставить цели;

Общие компетенции: ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Профессиональные компетенции: ПК 3.4 Создавать у управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных

  1. личностные – понимание роли информационных систем в жизни современного человека, в освоении специальности

Методическая цель урока: использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях подисциплине «Информационные технологии в строительстве»

Оборудование:

  • ноутбуки-трансформерыDell;
  • SmartVision,
  • рабочие тетради,
  • опорные конспекты,
  • методические указания к практической работе,
  • мультимедийные презентации, видеоролик.

Межпредметные связи.

Информатика, спецдисциплины.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  1. Проверка готовности аудитории и обучающихся к занятию
  1. Актуализация знаний:

Успешная деятельность значительной части фирм и коллективов в промышленно развитых странах во многом зависит от их способности накапливать и перерабатывать информацию. Сегодня без компьютерной автоматизации уже невозможно производить современную сложную технику, требующую высокой точности. Во всем мире происходит резкий рост компьютеризации на производстве и в быту. Внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий повышает эффективность и производительность труда. Отставание в области высоких технологий может привести к превращению страны в сырьевой придаток.

В наши дни наблюдается быстрое развитие систем автоматизированного проектирования (САПР) в таких отраслях, как авиастроение, автомобилестроение, тяжелое машиностроение, архитектура, строительство, нефтегазовая промышленность, картография, геоинформационные системы, а также в производстве товаров народного потребления, например бытовой электротехники.

Студенты самостоятельно определяют цели и задачи урока.

  1. Проверка теоретической части -10 мин

На прошлом уроке мы изучили тему «Настройка программы AutoCAD. Интерфейс программы».

Проверка знаний осуществляется на портале TestPad

https://onlinetestpad.com/ru/test/38940-test-po-programme-autocad

Анализ результатов теста

Объяснение нового материала:

Просмотр видео.

http://www.youtube.com/

Урок «Инструменты для построения объектов»

Цель нашего урока–познакомиться с понятиями привязка объектов,графическиепримитивы и применение этих команд в программе AutoCАD.

Привязка объектов        

При точном построении чертежей в AutoCAD важную роль играет привязка к координатам объектов. Возможна привязка координат к сетке (команда Snap) и привязка к конкретным точкам существующих объектов (команда Osnap).

При черчении с включенной кнопкой Osnap настроенные привязки (табл.1) действуют постоянно, а привязки, выбранные на панели инструментов Object Snap, срабатывают при указании положения точки только один раз, но имеют приоритет.

Объектные привязки AutoCAD

Форм

а

Инструм

Название

Описание

курсо

ент

ра

Endpoint

Привязка к конечной точке отрезка или дуги

Midpoint

Привязка к середине отрезка или дуги

Center

Привязка к центру круга

Node

Привязка к точечным объектам

Quadrant

Привязка к квадрантным точкам – точкам пересечения

координатных осей с окружностью, дугой или

эллипсом

Intersection

Привязка к пересечению отрезков

Extension

Привязка к точке на предполагаемом продолжении

линий или дуг

Insertion

Привязка к точке вставки блока

Perpendicul

Привязка к точке на линии, окружности, эллипсе,

ar

сплайне или дуге, которая при соединении с последней

точкой образует нормаль к выбранному объекту

Tangent

Привязка к касательной

Nearest

Привязка к точке на линии, дуге или окружности,

являющейся ближайшей к позиции перекрестия

графического курсора

Apparent

Привязка к точке воображаемого пересечения линий

Intersecttio

или границ областей

n

Parallel

Привязка к параллели выбранной линии

Разовая объектная привязка применима только к следующему выбранному объекту. Команда

активизируется с помощью кнопки  (рис. 1).

Рис. 1. Панель объектной привязки

 Создает временную точку для объектной привязки

 Привязка с отступом из временной точки

Отмена объектной привязки

  • помощью команды Snap в качестве привязки определяются узлы координатной сетки. Для визуализации сетки на экране используется команда Grid.

Графические примитивы

Работа с командами черчения сводится к выбору точек и вариантов построения примитивов.

Все отрезки чертятся от точки к точке. Ниже приведено описание основных команд для черчения.

Линия – команда Line (Отрезок), кнопка .

Существуют различные способы задания команды вычерчивания отрезков в AutoCAD:

1-й способ: введите в командной строке Line и нажмитеEnter;

2-й способ: щелкните на кнопке Line (Отрезок)панели инструментов Draw (Рисование).Диалог в командной строке AutoCAD может выглядеть так (в круглых скобках приведены

комментарии):

Command: line (вводим с клавиатуры либо нажимаем соответствующую кнопку);

Specify first point: 40, 20 (задаем вручную либо указываем курсором на чертеже координатыпервой точки);

Specify next point or [Undo]: 80, 60 (задаем вручную либо указываем курсором на чертежекоординаты второй точки);

Specify next point or [Undo]: (нажимаемEnterдля завершения рисования).

После записи Specify next point or [Undo]: возможно указание относительных координат второй точки линии (@80, 60 или @50 < 45).

Пример рисования линии приведен на рис. 2.

Рис. 2. Пример рисования линии

Выполнение заданий по практической работе «Построение примитивов и изменение общихсвойств»

  1. Практическая часть.

Цель: осуществить текущий контроль за уровнем форсированности практических умений и навыков по созданию графических примитивов сиспользованию привязок.

Форма: групповая практическая работа.

Практическое задание 1

  1. Создайте в AutoCAD чертеж формата А4.
  2. Установите десятичный режим измерения (миллиметры).
  3. Установите шаг координатной сетки 5 мм.
  4. Включите режим привязки к координатной сетке.

  1. С помощью инструмента Линия (кнопка ), без использования абсолютных и относительных координат, нарисуйте контур чертежа, отступая 20 мм от края слева и по 5 мм с остальных сторон.

ConstructionLine(Конструкционная линия) –команда Xline,кнопка .

Команда позволяет строить конструкционные линии бесконечной длины по вертикали, горизонтали или под заданным углом для удобства дальнейшего рисования.

После запуска команды Xline возможен выбор вариантов построения:

Specify a point (Задайте точку) –эта опция позволяет определить линию построения двумяточками. В ответ на этот запрос укажите одну из точек, через которую должна проходить прямая:

Hor –построение горизонтальной вспомогательной линии;

Ver–построение вертикальной вспомогательной линии; Ang –угол наклона прямой;

Bisect –эта опция позволяет построить биссектрису угла по его вершине и двум точкам,расположенным на сторонах угла.

Multiline (Мультилиния) –команда Mline,кнопка .

Мультилиния – это объект специального типа, состоящий из рядов параллельных прямых (до 16 штук), которые ведут себя как единое целое. По умолчанию предлагаются две параллельные прямые. Мультилинии могут различаться наличием или отсутствием сочленений, которые отображаются на углах перегиба, или стилем наконечника, появляющегося возле точек начала и конца мультилинии.

Построение мультилинии.

Построить мультилинию можно, используя ранее загруженный стиль или стандартный стиль, принятый по умолчанию, следующими тремя способами задания команды:

1-й способ: введите в командной строке Mline и нажмитеEnter;

2-й способ: щелкните на кнопке Multiline инструментов Draw;

3-й способ: выберите на линейке меню Draw/Multiline.

Параметр Justification указывает, к какому основанию будет «привязан» курсор. Пример рисования мультилинии приведен на рис. 3.

Poly Line (Полилиния) –команда Pline,кнопка .

Полилиния – последовательность соединенных отрезков прямых и дуг, которая является единым объектом. Кроме того, существует возможность управлять шириной каждого сегмента полилинии.

Построить полилинию в AutoCAD можно одним из трех различных способов:

1-й способ: введите в командной строке Pline и нажмитеEnter;

2-й способ: щелкните на кнопке Polyline панели инструментов Draw;

3-й способ: выберите на линейке меню Draw/Polyline.

Рис. 3. Пример рисования мультилинии

Следующий пример иллюстрирует последовательность действий, необходимых для вычерчивания полилинии, состоящей из отрезка прямой, дуги и еще одного отрезка (рис. 4).

Диалог в командной строке AutoCAD выглядит так:

Command: pline (вводим с клавиатуры либо нажимаем кнопку);

Specify start point: (указываем на чертеже курсором либо вводим цифровое значениекоординат первой точки);

Current line-width is 0.0000;

Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: (указываемточку2);

Specify next point or [Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]: A (выбираемрежим

вычерчивания арки: команда Arc либо сокращенно – А);

Specify endpoint of arc or [Agle/CEnter/CLose/Direction/ Halfwidth/Line/Radius/Second pt/Undo/Width]: (диалогспредложениемвыбратьвариантпостроенияарки.Используемпростейший способ, заключающийся в указании точки 3 курсором мыши);

Рис. 4. Пример рисования полилинии

Specify endpoint of arc or [Angle/CEnter/CLose/Direction/ Halfwidth/Line/Radius/Second pt/Undo/Width]: L (возвращаемся в режим рисования линии–команда Line (L));

Specify next point or [Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]: (указываем4-юточкуначертеже);

Specify next point or [Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]: (завершениерисования–нажатие Enter).

Практическое задание 2

Используя полилинию, создайте объект, изображенный на рис. 4.

Polygon (Полигон,многоугольник) –команда Polygon,кнопка .

Выполняет построение треугольника, пятиугольника или другой правильной 14-угольной фигуры. В процессе построения необходимо указать тип многоугольника – вписанный в круг (Inscribed, значение по умолчанию) или описанный (Circumscribed).

Пример построения правильного шестиугольника приведен на рис. 5.

Порядок работы в командной строке выглядит так:

Command: polygon (вводим команду либо нажимаем соответствующую кнопку);

Enter number of sides <6>: 6 (указываем с клавиатуры число сторон);

Specify center of polygon or [Edge]: (указываемкурсоромцентрокружности);

Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle] <I>: (режимрисования:

многоугольник, вписанный в окружность);

Specify radius of circle: 40 (указываем радиус окружности и нажимаемEnterдля завершениярисования).

Рис. 5. Пример построения многоугольника

Практическое задание 3

Постройте правильный пятиугольник, описанный окружностью радиусом 50 мм.

Rectangle (Прямоугольник) –команда Rectangle,кнопка .

Для создания прямоугольника следует указать точку-вершину одного угла, переместить курсор и выбрать положение противоположного угла.

Практическое задание 4

Используя соответствующий инструмент, постройте прямоугольник с длинами сторон 50 мм и 100 мм. Координаты левого нижнего угла (40, 80). Сохраните чертеж.

Arc (Дуга) –команда Arc,кнопка .

Под дугой в AutoCAD понимается часть окружности.

Приступить к построению дуги можно с задания ее центра или точки начала. Если выбрана опция Center (Центр), то система запросит у вас координаты точки центра дуги, а затем точки начала. AutoCAD рисует дуги против часовой стрелки, поэтому следует выбирать точку начала в направлении поворота часовой стрелки от конечной точки.

После того, как точки центра и начала заданы, система представляет на выбор несколько следующих опций:

  • Angle (Угол).Предполагает ввод значения центрального угла дуги.Например,уголвеличиной 180 градусов соответствует полукругу;

  • Length of chord (Хорда).Эта опция требует указания длины воображаемого отрезка прямой,соединяющего концевые точки дуги. Если вдруг окажется, что точное значение длины хорды вам известно, смело используйте этот вариант;

  • Endpoint (Конечная точка).В этом случае следует указать координаты точки,в которойдуга заканчивается.

Если первым выбором была точка начала дуги, то будут предоставлены следующие варианты:

  • Center (Центр).Выбор этого варианта приведет к тому,что вам станут доступны опции,рассмотренные выше: Угол, Хорда и Конечная точка;

  • End (Конец).В этом случае,как и ранее,при задании опции Конечная точка системаожидает координаты точки, в которой дуга заканчивается. Затем система предложит следующие варианты, уточняющие выбор: Angle (Угол), Direction (Направление), Radius (Радиус), Centerpoint (Центральная точка);

  • Second Point (Вторая точка).Это опция по умолчанию.Вторая точка не завершает дугу;онапринадлежит дуге и вместе с начальной и конечной точками определяет ее кривизну, т. е., собственно, длину. Введя координаты второй точки, необходимо завершить построение, указать затем конечную точку дуги.

Пример построения дуги с заданием центральной точки и хорды приведен на рис. 6. Порядок работы в командной строке при построении дуги:

Command: Arc(вводим команду либо нажимаем кнопку );

Specify start point of arc or [Center]: C (указываемопциюЦентр);

Specify center point of arc: (указываем координаты центра курсором(точка1)на чертеже либовводим их вручную);

Specify start point of arc: (указываем координаты начала дуги курсором(точка2)на чертежелибо вводим их вручную);

Specify end point of arc or [Angle/chord Length]: L (выбираемопциюДлина хорды);

Specify length of chord: 98 (вводим длину хорды).

При необходимости соединения дугой двух окружностей удобно воспользоваться режимом рисования дуги: Start, End, Radius. Данный режим выбирается в меню Draw/Arc/Start, End, Radius.Также рекомендуется включить объектные привязки Tangent и Nearest.

Рис. 6. Построение дуги с указанием центра, начальной точки и хорды

Практическое задание 5

  1. Используя соответствующий инструмент, постройте дуги всеми возможными способами

(см. меню Draw/Arc).

  1. Постройте объект, изображенный на рис. 7 без размерных линий и размер.

Рис. 7. Практическое задание 5

Circle (Окружность) –команда Circle,кнопка .

AutoCAD предлагает простые способы рисования кругов:

1-й способ: ЗР(ЗТ).Требуются три точки на окружности;

2-й способ: 2Р(2Т).Задаются две концевые точки диаметра;

3-й способ: TTR (ККР).Указываются две касательные и радиус.

Все эти варианты построения круга полезны в том случае, когда фигуру требуется поместить в заранее определенную точку чертежа.

Практическое задание 6

  1. Откройте чертеж задания 4.

  1. Постройте четыре окружности с центрами в углах прямоугольника. Используйте объектную привязку.

Spline (Сплайн) –команда Spline,кнопка .

Объект «сплайн» в AutoCAD может использоваться для реализации механизма рисования от руки, в свободной манере.

Пример рисования сплайна приведен на рис. 8.

Рис. 8. Пример рисования сплайна

Порядок работы в командной строке следующий:

Command: _spline (нижнее подчеркивание означает,что нажата кнопка Spline);

Specify first point or [Object]: (указываем первую точку сплайна–1);

Specify next point: (указываем точку2);

Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: (указываемточку3);

Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: (указываемточку4);

Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: (нажатьEnter);

Specify start tangent: (указываемточку1);

Specify end tangent: (указываемточку4).

Практическое задание 7

Постройте объект, изображенный на рис. 8.

Ellipse (Эллипс) –команда Ellipse,кнопка .

Эллипс – деформированный круг, который характеризуется значениями большой (длинной)

  • малой (короткой) осей, которые определяют длину, ширину фигуры и степень кривизны ее границы. После ввода команды рисования эллипса AutoCAD предлагает следующие варианты его построения:

  • Arc (Дуга).Опция позволяет создать эллиптическую дугу,а не полный эллипс.Дальнейшиешаги по определению эллиптической дуги совпадают со способами построения эллипса, перечисленными ниже;

  • Center (Центр).Подразумевает задание центра эллипса и последующее указание конечнойточки одной из осей;

  • Axis endpoint I (1-йконецоси).Эта опция предполагает,что одна из осей будет задаватьсяконцевыми точками, а другая – длиной или углом поворота.

Оформление отчета

Отчет должен содержать:

  1. Цель работы.
  2. Перечень основных команд, используемых при выполнении задания,
  3. Назначение команд.
  4. Выводы по работе.

Первичное закрепление

Устный опрос.

  1. Для чего используются привязки? Какие виды привязок вы знаете?
  2. Перечислите основные правила работы с мультилинией.
  3. Назовите основные способы и особенности вычерчивания дуг.

Подведение итогов. Выводы: Цели урока достигнуты, задачи выполнены.

Задание: Пройти тест НОУ ИНТУИТ курс «Проектирование AutoCAD»

https://www.intuit.ru/studies/courses/2327/627/info

Источники:

  1. Материал https://knowledge.autodesk.com/ru/support/autocad/learn-explore/caas/CloudHelp/cloudhelp/2020/RUS/AutoCAD-Core/files/GUID-8F5E5431-9EFB-414E-BC6D-2C65EFB2DAC3-htm.html
  2. Курс лекций https://volpi.ru/files/vkm/vkm_tutorial/vkm_kurs_lekciy_po_komp_grafike.pdf
  3. Электронный учебник разработка преподавателя Кургановой С.Н.

Интернет-ресурсы:

  1. Курс лекций по компьютерной графике. http://256.ru/lecture/lect-kgg0001.php

  1. Видеоурок. http://www.youtube.com/ Урок №2-1. Инструменты для построения объектов

Дополнительные источники:

  1. Старостина Л.А. Введение в Автокад. - М.: Бутек, 2007.

  1. Гесснер Р., Бойс Д. Автокад для начинающих. В 2х т. - Казань: «Гармония», 2010.

  1. Автокад: Справочник команд. - Казань: «Гармония», 2008.

  1. Романычева Э.Т. и др. AutoCAD. Практическое руководство. - М.: ДМК, Радио и связь,

2008.

  1. Романычева Э.Т., Сидорова Т.М., Сидоров СЮ. AutoCAD 14. Русская и англоязычная версии. - М.: ДМК, Радио и связь, 2009.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных

В  методической разработке раскрыты особенности  подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях,  применение методических приемов и методов на разных этапах ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Устройство и функционирование информационной системы». Предназначены для студентов специальности средне...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...

Методическая разработка открытого практического занятия на тему "Разведение антибиотиков" ПМ 02 Курс "Технология оказания медицинских услуг".

В разработке представлены:1. История открытия антибиотиков;2.Правила расчета и разведения антибиотиков;3.Правила введения суспензии антибиотика "Бициллина";4. Алгоритм манипуляции введения с...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)...