Статья
статья

Викторова Юлия Тенгизовна
Статья на тему "Критическое мышление в компьютерном обучении учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2020_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Критическое мышление в компьютерном обучении учащихся

В связи с массовым внедрением в 90-х г.г. компьютерной техники в различные сферы производства, компьютеризация непосредственным образом отразилась на стремительном вхождении информационных технологий в процесс обучения различных образовательных учреждений для детей, и положила тем  самым начало нового этапа в образовании общества.

Стремительное развитие компьютерной техники, которая в свою очередь обуславливает развитие программного обеспечения, постоянно обновляющееся и совершенствующееся, требует от молодого человека умений быстро перестраиваться в его овладении. И, чтобы человеку легче было повысить свою квалификацию не только в области информационных технологий, но и в других областях, но с использованием тех же самых информационных технологий, он должен уметь учиться самостоятельно, т.е. осуществлять самостоятельный поиск необходимых информационных источников и уметь с ними работать.

В формировании и развитии данных интеллектуальных умений может способствовать такая педагогическая технология как технология развития критического мышления.

Единого определения понятия критического мышления в литературных источниках не существует. Так, Дайана Халперн, в книге «Психология критического мышления» под критическим мышлением понимает «использование когнитивных техник стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». М.В. Кларин   в книге «Инновации в обучении: метафоры,         и модели. Анализ зарубежного опыта» предлагает следующее определение критического мышления: «критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять».

Главным в развитии критического мышления при овладении новыми информационными технологиями является работа с информацией как теоретического,  так и практического характера.

И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская в книге «Учим детей мыслить критически» выделяют следующие стадии развития критического мышления: 1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления. 3. Стадия рефлексии

Авторы книги используют эти стадии при развитии критического мышления через чтение и письмо. Все три стадии могут с успехом использоваться в компьютерном обучении детей как при изучении теоретических сведений по компьютерным и Интернет-технологиям и информации дополнительного познавательного характера, так и при овладении практическими умениями работы на компьютере.

При самостоятельном изучении новой компьютерной программы учащиеся проходят следующие стадии и задачи развития критического мышления:

1. Стадия вызова:

  • как можно запустить компьютерную программу;
  • что мне уже известно из внешнего вида программы;
  • для чего предназначена данная программа;
  • что я в ней хочу создать

2. Стадия осмысления:

  • что я могу прочитать, чем могу воспользоваться, чтобы мне в компьютерной программе реализовать мой творческий замысел;
  • мысленное планирование практической работы;
  • выполнение практической работы с применением старых и новых знаний.

3. Стадия рефлексии:

  • почему у меня не получилось в компьютерной программе реализовать мой творческий замысел;
  • что я могу предпринять, чтобы достигнуть цели;
  • почему у меня получилось;
  • что я еще могу создать в этой программе.

В свою очередь развитость критичности мышления у человека говорит о наличии у него таких интеллектуальных умений как самостоятельное приобретение знаний, их анализ, отбор, осмысление, обобщение, планирование, постановка вопросов, формирование собственного мнения и точек зрения, работа с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний и др.

Умение и желание обучающихся работать с информационными источниками позволяет сделать вывод о соответствующем уровне развития у них познавательной самостоятельности, т.е. начальном уровне самообразования. Технология критического мышления может выступать одним из ведущих методов развития познавательной самостоятельности. Т.к. по мнению психологов наиболее благоприятным возрастом для развития у детей навыков познавательной самостоятельности является младший подростковый возраст, то  и развитие критического мышления следует начинать на этом этапе.

Для того, чтобы  у обучающихся развивать навыки познавательной самостоятельности с последующим выходом на уровень самообразования с использованием компьютерной техники информационное обеспечение учебного процесса не должно ограничиваться только учебным материалом и педагогом.  Для этого необходимо учить детей осуществлять поиск разнообразных информационных  источников (литературных, электронных, аудио-видео). Но, чтобы учащиеся могли с ними продуктивно работать, необходимо развивать критичность мышления.

Многообразие литературных источников, компьютерных программ, компьютерных игр, а также информация в сети Интернет говорит о том, что учащиеся должны уметь с критической точки зрения подходить к данным информационным источникам.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о важности развития критического мышления в компьютерном обучении обучающихся младшего подросткового возраста с целью развития познавательной самостоятельности и выходом на уровень самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....