Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов системы СПО "Мы славим Родину трудом"
методическая разработка

Паревская Ирина Сергеевна

Данное внеклассное мероприятие разработано в связи с 80-летним юбилеем системы среднего профессионального образования в России. Его целями выступают: стремление сформировать у обучающихся понимание значимости российской системы среднего профессионального образования на всех этапах ее развития; презентация опыта учреждений СПО Ростовской области в процессе подготовки специалистов IT-сферы;освещение общих сведений об IT-профессии будущего - архитектор виртуальных миров.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_my_slavim_rodinu_trudom.doc980 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Ростовской области

«Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики»

(ГБПОУ РО «РКСИ»)

Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему:

«Мы славим Родину трудом!»

Разработал: преподаватель высшей квалификационной категории

Паревская И.С.

г. Ростов-на-Дону

2020 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

общественных наук

Протокол №4 от 17.11. 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по НМР

____________________

И.В. Подцатова

17.11. 2020 г.

Пояснительная записка

        Современный мир  — это мир прогрессивных технологий, модернизации, глобализации, стремления к новому, неизведанному. Воспитание студентов в современном учреждении системы СПО осуществляется в парадигме развивающегося образования.  Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

        Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует  процессу социальной адаптации студентов, осуществляемому в интересах личности, общества и государства. Важнейшая роль в формировании  профессиональных намерений обучающихся  отводится классному руководителю, реализующему целенаправленную деятельность по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Кроме того, каждый классный руководитель должен владеть широким спектром средств, методов и приемов формирования у обучающихся чувства патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время. В связи с этим, актуальность  темы «Мы славим Родину трудом» для внеклассного мероприятия, проводимого в студенческой группе первого курса, очевидна и не вызывает сомнений.

        Целью методической разработки является создание развивающего пространства по нравственному воспитанию студентов, обеспечивающего формирование общих компетенций в составе ФГОС ТОП-50:

        ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска);

        ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования);

        ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности);

        ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста (грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе);

        ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (описывать значимость своей специальности).

        Цели  внеклассного мероприятия:        

  • сформировать у обучающихся понимание значимости российской системы среднего профессионального образования на всех этапах ее развития;
  • осветить общие сведения об IT-профессии будущего – архитектор виртуальных миров.

        

        Образовательные задачи:

        –  предоставить краткую историческую справку о развитии системы среднего профессионального образования в России;

        –  сформировать у обучающихся представление о значимости современных профессий в области информационных технологий;

        – осветить решаемые практические задачи, требуемые профессиональные навыки специалистов в области архитектуры виртуальных миров;

        обобщить знания, а также практические умения и навыки обучающихся при работе с изученными ими информационными технологиями.

        Развивающие задачи:

        – способствовать развитию алгоритмического и объектного стиля мышления, творческих способностей личности, умения работать в группе;

        развивать у обучающихся умение сопоставлять исторические факты, явления и события;

        – способствовать формированию информационной культуры обучающихся.

        Воспитательные задачи:

        осуществлять формирование у обучающихся:

  • мотивации и осознанного интереса к трудовой деятельности, к сфере информационных технологий и профессиям данной отрасли;
  • гражданской ответственности, уважения к историческому прошлому России, к представителям предшествующих и нынешних поколений жителей нашей страны;

воспитывать у обучающихся самостоятельность, ответственность и творческое отношение к учёбе.

        Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: коллективная, парная, индивидуальная. 

        Методы и приемы обучения:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);
  • методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);
  • методика концентрации внимания (включение игровых элементов);
  • исследовательские и поисковые методы (в рамках проектной деятельности).        

        Используемые современные средства обучения:

  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильм, звук заводского гудка и т. д.);
  • электронные образовательные ресурсы (скриншоты мультимедийных учебников, используемые в презентациях для проектной деятельности).

        Технологии обучения: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления, игровые технологии, технология проектного обучения. 

        Методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, колонки, три ноутбука, 4 компьютерные презентации,  1 видеоролик,  раздаточный материал, 6 ручек.

        Программное обеспечение: операционная среда «Windows 10»; программа «Презентация Microsoft PowerPoint».

        

        Ход внеклассного мероприятия:

Звучит заводской гудок

        Преподаватель:

        Скажи, мой юный  друг,

        Ты слышал о парнишке,

        Что день и ночь стоявший у станка,

        Недоедал и худенький был слишком,

        Но твердою была его рука.

        Да, много сотен было тех мальчишек,

        После войны поднявших города.

        Потомки наши пусть от нас услышат,

        Что возродил Россию человек труда.

        Пусть вашу память не развеют ветры,

        Жить и трудиться, вам желаю, на Донской земле!

        Плоды ваших трудов пускай увидят ваши дети,

        А вам — под мирным небом послужить стране!

        Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я провожу у вас внеклассное мероприятие на тему: «Мы славим Родину трудом».

        Можете ли вы определить основную идею сегодняшнего мероприятия, опираясь на текст прослушанного вами стихотворения?

        Примерные ответы обучающихся: труд во благо Отечества являлся и является основой жизни и процветания нашего государства в мирное и военное время.

        Преподаватель: Маша, прочти, пожалуйста, каким целям посвящено внеклассное мероприятие.

        Обучающиеся: Цели  внеклассного мероприятия:        

  • сформировать у обучающихся понимание значимости российской системы среднего профессионального образования на всех этапах ее развития;
  • осветить общие сведения об IT-профессии будущего  архитектор виртуальных миров.  

        Преподаватель: Действительно, сегодня наше мероприятие позволит осознать значимость  российской системы среднего профессионального образования и, в частности, учреждений Ростовской  области в процессе подготовки квалифицированных кадров. Кроме того,  вам предстоит в рамках проектной деятельности погрузиться в виртуальную реальность для решения конкретных профессиональных задач, поставленных перед каждой микрогруппой   профессионалов.

        Преподаватель: Для человека любой профессии есть уникальный, дорогой его сердцу звук.

        В начале мероприятия вы слышали заводской гудок, оповещавший о начале трудовой смены на заводах и фабриках граждан Совесткого Союза в предвоенные годы. Именно в этот период, а именно 2 октября 1940 года, произошло знаменательное событие — рождение и становление системы профессионально-технического образования, обучающимися которой сегодня являетесь вы, ребята.

        Коля, прочти, пожалуйста, с какой целью был издан указ «О  государственных трудовых резервах СССР»?

        Обучающийся: «В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности обеспечить подготовку квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи».

        Преподаватель: Обратите внимание, ребята, советское общество 40-х годов XX в. являлось индустриальным обществом. Поэтому понятие  «развитие промышленности» можно рассматривать как синоним  понятию «развитие экономики». Этим же обстоятельством объясняется популярность рабочих профессий. Современное российское общество является обществом постиндустриальным, а значит,  какой ресурс представляет наибольшую ценность?

        

        Обучающиеся: доминирующим производственным ресурсом являются 

информация и знания.

        Преподаватель:  Верно! Какие профессии, связанные с процессом получения, обработки, хранения, передачи информации, будут особо значимы в постиндустриальном обществе?

        Обучающиеся: Особой популярностью будут пользоваться профессии, связанные с IT-технологиями.

        Преподаватель:  26 октября 2020 года был издан приказ Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации об утверждении списка 50  наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Профессии перечислены в алфавитном порядке.  Под 31 номером указан специалист по информационным системам и программированию. Ребята, прочтите, пожалуйста, какие профессии можно приобрести, обучаясь по специальности «Информационные системы»?

Обучающиеся читают перечень профессий.

        Преподаватель:        Спасибо! Как вы считаете, ребята, в ближайшем будущем популярность профессий, связанных с развитием  информационных технологий, будет расти или падать? Будут ли оставаться новыми перечисленные профессии? Или их  неизбежно заменят другие профессии IT-сферы?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения

        Преподаватель: Интенсивное развитие человеческого общества в XXI  в. обуславливает появление целого ряда новых экономических задач и рождение новых профессий.

        Достаточно редкой, но востребованной и высокооплачиваемой профессией IT-сферы является архитектор виртуальных миров. Архитектор VR — это архитектор виртуальной реальности, специалист, создающий новое виртуальное пространство.

        Эта профессия появилась сравнительно недавно и в официальный перечень профессий ещё не внесена. Но востребованность таких специалистов становится всё более актуальной.

        Журналисты всего мира неоднократно задавали специалистам IT-сферы вопрос: «Какой фильм наиболее точно передает содержание профессии архитектор виртуальных миров?». 90% опрашиваемых называли фильм «Матрица» и были не правы. В «Матрице» отражена суть профессиональной деятельности архитектора информационных систем. А вот самым популярным современным фильмом, отражающим принципы работы архитектора виртуальных миров, является кинолента «Первому игроку приготовиться!».

        Сейчас я буду исполнять роль автора игры, а вы становитесь ее геймерами.

        Ну что же, загружаю новую  реальность.

        Ростовская область. 2045 год. Все вы являетесь архитекторами виртуальной реальности и находитесь на рабочем месте: Саша и Таня, вы работаете в Каменском химико-механическом колледже; Сережа и Настя — работники Ростовской областной клинической больницы, а Андрей и Таня — сотрудники Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области.

        Через четыре минуты вам предстоит дать интервью, посвященное вашей профессиональной деятельности. С целью подготовки к нему, вам необходимо выполнить задания, содержащиеся в презентациях на ваших ноутбуках. Если вы справитесь, у вас получится логичный текст. Чем быстрее каждая пара игроков справится с заданием, тем раньше мы сможем начать. Открываем слайд  2 и приступаем к работе. На разработку проектов вам отводиться 4 мин.

Обучающиеся выполняют задание

        Преподаватель: Время, отведенное для работы, подошло к концу. Итак, прошу начать работников системы образования.

        Текст, который должны были восстановить студенты в процессе групповой работы:

        Мы — архитекторы виртуальной реальности в образовательных учреждениях. Наши обязанности:

  • моделируем реально существовавшие цивилизации для изучения студентами исторических фактов, событий, явлений и личностей;
  • моделируем фантастические миры с целью развития у обучающихся воображения и  творческого мышления,
  • создаем новое виртуальное пространство для изучения ребятами художественных произведений.

        При помощи виртуальной реальности мы способны погрузить студентов в мастерскую или на предприятие и обеспечить тем самым прохождение учебной и производственной практики. Соавторами всех проектов выступают педагоги.   Управление виртуальными пространствами в процессе обучения осуществляют как студенты, так и преподаватели.

        Преподаватель: Большое спасибо! Сотрудники медицинских учреждений, каковы особенности вашей профессиональной деятельности?

        Обучающиеся: Мы занимаемся созданием новых виртуальных пространств как для врачей, так и для пациентов. Начинающие врачи на тренажерах-симуляторах отрабатывают свои навыки, а трансляции операций с помощью виртуальной реальности позволяют получить опыт докторам со всего мира, и, в случае возникновения сложностей, получить консультацию более опытного коллеги независимо от того, где он находится.

        Пациентам виртуальная реальность может помочь в лечении неврозов, психозов, разного рода зависимостей. Виртуальная реальность помогает в терапии после инфарктов восстановить двигательную активность, если человек визуализирует  действия — он быстрее восстанавливается.

        Преподаватель: И завершают сегодняшний диалог сотрудники правоохранительной организации.

        Обучающиеся:IT-специалисты  разрабатывают программы для планшетных компьютеров «Конструктор места происшествия», позволяющие «оцифровать» место преступления. Технология позволяет в три раза сократить время, которое тратит следователь на осмотр места  происшествия.

        Технологии виртуальной реальности позволяют добиться реалистичности и эффекта присутствия сотрудников правоохранительных органов и экспертов на месте происшествия, облегчают протоколирование и представление картины события в суде.

        Преподаватель: Таким образом,  архитектор виртуальной реальности — это специалист, способный работать в различных государственных учреждениях во благо всех граждан нашей страны.

          Спасибо! Все игроки успешно достигли финиша. Игра окончена.

        Преподаватель: вопросы, волнующие любого специалиста: «Где найти работу?»  и «Какой будет заработная плата?». Сайты по поиску работы в России: HeadHunter.ru,  RABOTA.RU, SUPERJOB.RU и т. д. Если вас интересует удаленная работа, стоит посетить сайты дистанционной работы, форумы дизайнеров, IT и SEO-специалистов. Начинающим специалистам предлагают зарплату от 35 тыс. рублей. Опытные фрилансеры могут получать до 350 тыс. рублей в месяц.

        К работе допускаются лишь те специалисты, которые имеют высшее техническое образование.

        Приоритетные специальности СПО:

  • «Информационные системы и технологии в управлении»;
  • «Эксплуатация информационных систем»,
  • «Информатика и вычислительная техника»,
  • «Прикладная информатика»,
  • «Программная инженерия».

        Преподаватель: Знаете ли вы, ребята, в каких учреждениях Ростовской области  осуществляют подготовку специалистов IT- сферы?

        Обучающиеся читают информацию на слайдах:

        «Каменский химико-механический техникум»,

        «Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики»,

        «Ростовский-на-Дону колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий»,

        «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»,         «Новочеркасский политехнический колледж Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова».

        

        Преподаватель: Как вы думаете, почему на экране демонстрировались  фотографии выпускников данных колледжей и техникумов, а не фотографии зданий?

        Примерные ответы студентов: потому что главный показатель качества работы образовательного учреждения — эффективная профессиональная деятельность его выпускников.

        Ребята, вспомните, какой была цель сегодняшнего внеклассного мероприятия.

        

        Студенты: Цели  внеклассного мероприятия:        

  • сформировать у обучающихся понимание значимости российской системы среднего профессионального образования на всех этапах ее развития;
  • осветить общие сведения об IT-профессии будущего – архитектор виртуальных миров.

        

        Преподаватель: Как вы считаете, были ли достигнуты данные цели? Что нового вы узнали сегодня? Какие формы работы вам понравились?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения

        Преподаватель: Я поздравляю вас с юбилеем системы среднего профессионального образования. Желаю быть настоящими специалистами своего дела и компетентными гражданами Российской Федерации. Благодарю за работу! До свидания!

Список литературы:

        1. Архитектор VR профессия будущего [Элетронный ресурс].  Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5b43b7dfa8604800a9853c58/arhitektor-vr-professiia-buduscego-5b4d1116f329b400a948c4f3

        2. Кабарухин Б. В., Яненко В.Ф., Пшеничная Л.Ф., Семененко Л.А.,. Полянцева О.И Рабочая книга методиста, куратора в ссузе // Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 288 с.

        3. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. – изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д,  2016. – 352 с.

        4. Мезенцева О. И. Современные педагогические технологии.: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.  
        5. Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. – изд. 4-е, допол. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 384 с.

        6. Современные формы и методы воспитательной работы. Методические материалы. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya rabota/library/2013/01/13/nagrady-velikoy-pobedy

        7. Приказ Минтруда России №744 от 26 октября 2020 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Элетронный ресурс].  Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488

        8. Профессия  Архитектор виртуальной реальности [Элетронный ресурс].  Режим доступа: https://postupi.online/professiya/arhitektor-virtualnosti/

9.  Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР» от 2 октября 1940 г. [Элетронный ресурс].  Режим доступа: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/news/2020-10-01-996.

ФОТООТЧЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Пусть славят гимном на планете геройский город Сталинград»

Внеклассное мероприятие направлено на  совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания обучающихся педагогического колледжа.  Тема  актуальна всегда, особенно сей...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»

Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле,  посвящается   дню охраны труда....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Только в труде велик человек"

Методическая разработка для использования на внеклассном мероприятии, направленном на трудовое воспитание студентов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Этих дней не смолкнет слава» по дисциплине: «История» для первых курсов

Данная работа посвящена 75-ой годовщине Победы Советского народа над фашистской Германией. Главная задача: воспитание патриотизма, уважение к истории страны и героям-землякам....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Круглый стол" на тему: Востребованность выпускников строительных специальностей на рынке труда

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Круглый стол" на тему: Востребованность выпускников строительных специальностей на рынке труда для учащихся 2 и 3 курсов специальности ...