Практические занятия по УД "Информатика". MS Excel (СПО 2 курс)
методическая разработка

Логвиненко Ольга Викторовна

Практические занятия по УД "Информатика".  MS Excel

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАСЧЕТЫ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL

Практическое занятие №_

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ MS EXCEL (№1)

Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов в таблицах MS Excel.

Оборудование и материалы: ПК, ОС Windows ,  MS Excel, раздаточный материал, практикум по информатике Михеева Е.В 2004

Задание 1. Создать таблицу подсчета котировок курса доллара.

Исходные данные представлены на рис.1.

Ход работы

1.Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Пуск -….- Microsoft Excel) и создайте новую электронную книгу (Файл/Создать – создать пустую книгу).

Рис.1. Исходные данные для задания 1

2. Изучите назначение кнопок панелей инструментов программы Microsoft Excel, подводя к ним курсор. Обратите внимание, что ряд кнопок аналогичны кнопкам программы MS Word и выполняют те же функции (Создать, Открыть, Сохранить, Печать и др.)

3. Установите курсор на ячейку А1. Введите заголовок таблицы «Таблица подсчета котировок курса доллара».

4. Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос текста, для это сделайте клик ПКМ по выделенной строке, из выпадающего меню выберите формат ячеек, также  выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – «по центру».

5. В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – «Дата», «Курс покупки», «Курс продажи», «Доход».

6. Заполните таблицу исходными данными согласно заданию (рис.1).

Краткая справка. Для ввода ряда значений даты наберите первую дату 01.12.22 и произведите автокопирование до даты 20.12.22 (прихватите левой кнопкой мыши за маркер автозаполнения, расположенный в правом нижнем углу ячейки, и протащите его вниз).

7. Произведите форматирование значений курсов покупки и продажи. Для этого выделите блок данных, начиная с верхнего левого угла блока (с ячейки В4) до правого нижнего (до ячейки С23); откройте окно Формат ячеек: сделать клик пкм - формат ячеек - вкладка Число и установите формат Денежный, обозначение валюты – «нет». Число десятичных знаков задайте равное 2

Краткая справка

Для выделения блока несмежных ячеек необходимо предварительно нажать и держать клавишу [Ctrl] во время выделения необходимых областей.

8. Произведите расчеты в графе «Доход» по формуле

Доход = Курс продажи - Курс покупки, в ячейке D4 наберите формулу = С4-В4 (в адресах ячеек используются буквы латинского алфавита).

Введите расчетную формулу в ячейку D4, далее произведите автокопирование формулы.

Краткая справка

Для автокопирования формулы выполните следующие действия: подведите курсор к маркеру автозаполнения, расположенному в правом нижнем углу ячейки; когда курсор примет вид черного крестика, нажмите левую кнопку мыши и протяните формулу вниз по ячейкам. Можно произвести автокопирование двойным щелчком мыши по маркеру автозаполнения, если в соседней левой графе нет незаполненных данными ячеек.

9. Для ячеек с результатом расчетов задайте формат Финансовый (Формат ячеек/вкладка Число/формат Финансовый, обозначение признака валюты – «р.» – рубли, число десятичных знаков задайте равное 2).

10. Произведите обрамление таблицы.

Для этого выделите блок ячеек таблицы, начиная от верхнего левого или от нижнего правого угла таблицы. Откройте окно Обрамление таблиц командой Формат ячеек/вкладка Границы. Задайте бордовый цвет линий. Для внутренних линий выберите тонкую, а для контура – более толстую непрерывную линию.

11. Выделив ячейки с результатами расчетов, выполните заливку светло-сиреневым цветом (Формат ячеек/вкладка Заливка).

12. Проведите форматирование заголовка таблицы. Для этого выделите интервал ячеек от А1 до D1, объедините их кнопкой панели инструментов Объединить и поместить в центре или командой меню. Задайте начертание шрифта – полужирное, цвет – по вашему усмотрению.

13. Переименуйте ярлычок Лист 1, присвоив ему имя «Курс доллара». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться командой Переименовать контекстного меню ярлычка, вызываемого правой кнопкой мыши.

Сделайте вывод:



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №_

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ MS EXCEL (№2)

Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов в таблицах MS Excel.

Оборудование и материалы: ПК, ОС Windows ,  MS Excel, раздаточный материал, практикум по информатике Михеева Е.В 2004

Задание 2. Создать таблицу расчета суммарной выручки (в уже созданном файле, только на другом листе).

Исходные данные представлены на рис.1 (год надо указать актуальный нынешнему).

1. Перейдите на Лист 2, щелкнув мышью по ярлыку Лист 2, при этом откроется новый пустой лист электронной книги.

2. На Листе 2 создайте таблицу расчета суммарной выручки по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты, как на рис.1  (год указать актуальный нынешнему. Клик по ячейке ПКМ- Формат ячеек - вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста – «1 Май, 2022 г.»). Далее скопируйте дату вниз по столбцу автокопированием.

3. Наберите в ячейке ВЗ слова «Подразделение 1» и скопируйте их направо в ячейки СЗ и D3.

4. Выделите область ячеек В4:Е24 и задайте денежный формат с двумя знаками после запятой. Введите числовые данные.

5. Произведите расчеты в колонке «Е».

Формула для расчета

Всего за день = Отделение 1 + Отделение 2 + Отделение 3, в ячейке Е4 наберите формулу = В4 + С4 + D4. Скопируйте формулу на всю колонку таблицы. Помните, что расчетные формулы вводятся только в верхнюю ячейку столбца, а далее они копируются вниз по колонке.

Рис.1

6. В ячейке В 24 выполните расчет суммы значений данных колонки «В» (сумма по столбцу «Подразделение 1»). Для выполнения суммирования большого количества данных удобно пользоваться кнопкой Автосуммирование  на панели инструментов. Для этого установите курсор в ячейку В24 и выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши по кнопке «автосуммирование» - Произойдет сложение данных колонки «В».

7. Скопируйте формулу из ячейки В24 в ячейки С24 и D24 автокопированием с помощью маркера автозаполнения.

8. Задайте линии вокруг таблицы и проведите форматирование созданной таблицы и заголовка.

9. Переименуйте ярлычок Лист 2, присвоив ему имя «Выручка». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться командой Переименовать контекстного меню ярлычка, вызываемого правой кнопкой мыши.

10. В результате работы имеем электронную книгу с двумя таблицами на двух листах. Сохраните созданную электронную книгу в своей папке с именем «Расчеты».

Задание 3. Заполнить таблицу, произвести расчеты и форматирование таблицы (рис.2).

Формулы для расчета:

Всего по цеху = Заказ № 1 + Заказ №2 + Заказ №3

Всего = сумма значений по каждой колонке.

Краткая справка. Для выполнения автосуммы удобно пользоваться кнопкой Автосуммирование на панели инструментов или функцией СУММ. В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета суммы.

Рис.2

Задание 4. Заполнить таблицу, произвести расчеты и форматирование таблицы (рис. 3).

Краткая справка. Добавление листов электронной книги производится командой Вставка/Лист.

Рис.3. Исходные данные для задания 4

Формулы для расчета:

Сумма надбавки = Процент надбавки * Сумма зарплаты.

Примечание. В колонке «Процент надбавки» установите процентный формат чисел.

Сделайте вывод:



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №_

Тема: Построение и форматирование диаграмм в MS Excel

Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов в таблицах MS Excel.

Оборудование и материалы: ПК, ОС Windows ,  MS Excel, раздаточный материал, практикум по информатике Михеева Е.В 2004

Задание 1. Создать таблицу «Расчет удельного веса документально проверенных организаций» и построить круговую диаграмму по результатам расчетов.

Исходные данные представлены на рис.1.

Порядок работы

1. Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Пуск/Microsoft Excel).

2. Откройте файл Расчеты, созданный в предыдущей практической работе  (Файл/Открыть).

3. Переименуйте ярлычок Лист 3, присвоив ему имя «Удельный вес».

4. На листе «Удельный вес» создайте таблицу «Расчет удельного веса документально проверенных организаций» по образцу, как на рис.1.

Примечание. При вводе текстовых данных, начинающихся со знака тире или другого математического знака, сначала нажмите клавишу Пробел – признак текстовых данных, а затем – тире и текст (– государственных, – муниципальных и т.д.).

5. Произведите расчеты в таблице. Формула для расчета

Удельный вес = Число проверенных организаций/Общее число плательщиков.

В колонке «Удельный вес» задайте процентный формат чисел, при этом программа умножит данные на 100 и добавит знак процента.

Рис.1

6. Постройте диаграмму (круговую) по результатам расчетов с использованием мастера диаграмм.

Для этого выделите интервал ячеек Е7:Е11 с данными расчета результатов и выберите команду Вставка/Диаграмма.

На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы – Круговая {Объемный вариант разрезанной круговой диаграммы).

На втором шаге на вкладке Ряд в окошке Подписи категорий укажите интервал ячеек В7:В11.

Третий шаг мастера диаграмм. Введите название диаграммы на вкладке Заголовки; укажите подписи значений на вкладке Подписи данных.

Четвертый шаг мастера диаграмм. Поместите диаграмму на имеющемся листе.

Сделайте вывод:

Задание 2. Форматирование диаграммы «Расчет удельного веса документально проверенных организаций».

Порядок работы

1. Сделайте диаграмму активной щелчком мыши по ней, при этом появятся маркеры по углам диаграммы и серединам сторон.

2. Мышью переместите диаграмму под таблицу, измените размеры диаграммы (мышью за маркеры).

3. Выполните заливку фона диаграммы. Для этого выполните двойной щелчок мыши по области диаграммы. В открывшемся окне Формат области диаграммы выберите желтый цвет заливки и нажмите на кнопку Способы заливки.

В открывшемся окне Способы заливки на вкладке Градиентная бегунком выберите степень затемнения и укажите тип штриховки Вертикальная, после чего дважды нажмите кнопку ОК.

4. Отформатируйте легенду диаграммы. Щелчком мыши сделайте область легенды активной, двойным щелчком вызовите окно Формат легенды. На вкладке Вид нажмите на кнопку Способы заливки. В открывшемся диалоговом окне Способы заливки выберите вкладку Текстура, укажите вид текстуры Серый мрамор и нажмите кнопку ОК.

5. Заштрихуйте один сектор (дольку) круговой диаграммы. Для этого выделите одну дольку (выполните на дольке диаграммы два одинарных щелчка, при этом маркеры должны переместиться на дольку). Двойным щелчком по выделенной дольке вызовите диалоговое окно Формат элементов данных, выберите цвет и нажмите на кнопку Способы заливки. В открывшемся окне Способы заливки на вкладке Узор выберите диагональную штриховку и дважды нажмите кнопку ОК

6. Проведите форматирование подписей данных (значений 34%, 8% и т.д.). Для этого выполните двойной щелчок мыши по одному из численных значений подписей данных и в открывшемся окне Формат подписей данных на вкладке Шрифт установите: полужирный курсив – 14 пт., гарнитура шрифта – Arial Суr

7. Увеличьте область диаграммы. Для выполнения этого форматирования выполните щелчок мыши в центре «слоеного пи рога» диаграммы, что приведет к активизации области построения диаграммы. Измените размеры области построения диаграммы мышью за угловые маркеры.

8. Скопируйте созданную диаграмму (после выделения диаграммы используйте команды Правка/Копировать, Правка/Вставить).

9. Измените вид диаграммы на гистограмму. Для этого сделайте диаграмму активной щелчком мыши, далее щелчком правой кнопкой мыши по области диаграммы вызовите Свойства диаграммы, выберите команду Тип диаграммы и укажите тип – Гистограмма. Обратите внимание на произошедшие изменения в диаграмме.

10. Выполните текущее сохранение файла (Файл/Сохранить).

Сделайте вывод:



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №_

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ MS EXCEL

Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов в таблицах MS Excel.

Оборудование и материалы: ПК, ОС Windows ,  MS Excel, раздаточный материал, практикум по информатике Михеева Е.В 2004

Задание 1. Создать таблицу «Сводка о выполнении плана». Построить график и диаграмму по результатам расчетов.

Исходные данные представлены на рис. 1.

При необходимости добавляются новые листы электронной книги командой Вставка/Лист.

Переименуйте ярлычок Лист 4, присвоив ему имя «Выполнение плана».

Расчетные формулы:

% выполнения плана = Фактически выпущено /План выпуска

 Всего = сумма значений по каждой колонке.

Выполните текущее сохранение файла {Файл/Сохранить).

Задание 2. Создать таблицу «Расчет заработной платы». Построить гистограмму и круговую диаграмму по результатам расчетов.

Данные для построения диаграммы выделяйте при нажатой клавише [Ctrl].

Исходные данные представлены на рис. 2.

Рис. 2

Расчетные формулы:

Премия - Оклад * 0,2;

Итого начислено = Оклад + Премия;

Подоходный налог = Итого начислено * 0,13;

Итого к выдаче = Итого начислено - Подоходный налог.

Сделайте вывод:



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №_

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В РАСЧЕТАХ MS EXCEL

Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов с использованием встроенных функций в таблицах MS Excel.

Оборудование и материалы: ПК, ОС Windows,  MS Excel, раздаточный материал, практикум по информатике Михеева Е.В 2004

Задание 1. Создать таблицу динамики розничных цен и произвести расчет средних значений.

Порядок работы

1. Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск-Microsoft Excel).

2. Откройте файл «Расчеты», созданный ранее (Файл/Открыть).

Рис.1

3. Переименуйте ярлычок Лист 5, присвоив ему имя «Динамика цен».

4. На листе «Динамика цен» создайте таблицу по образцу, как на рис. 1.

5. Произведите расчет изменения цены в колонке «Е» по формуле

Изменение цены = Цена на 01.06.2003/Цена на 01.04.2003

Не забудьте задать процентный формат чисел в колонке «Е» (Формат ячеек/ Число/Процентный).

6. Рассчитайте средние значения по колонкам, пользуясь мастером функций fx. Функция СРЗНАЧ находится в разделе «Статистические». Для расчета функции среднего значения установите курсор в соответствующей ячейке для расчета среднего значения (В14), запустите мастер функций (кнопкой Вставка функции fx или командой Вставка/Функция) и на первом шаге мастера выберите функцию СРЗНАЧ (категория Статистические/СРЗНАЧ).

После нажатия на кнопку ОК откроется окно для выбора диапазона данных для вычисления заданной функции. В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета среднего значения В6:В13 и нажмите кнопку ОК . В ячейке В14 появится среднее значение данных колонки «В».

Аналогично рассчитайте средние значения в других колонках.

7. В ячейке А2 задайте функцию СЕГОДНЯ, отображающую текущую дату,

установленную в компьютере (Вставка/Функция/ Дата и Время/Сегодня).

8. Выполните текущее сохранение файла (Файл/Сохранить).

Задание 2. Создать таблицу изменения количества рабочих дней наемных работников и произвести расчет средних значений. Построить график по данным таблицы.

Исходные данные представлены на рис. 2.

Порядок работы

На очередном свободном листе электронной книги «Расчеты» создайте таблицу по заданию. Объединение выделенных ячеек произведите кнопкой панели инструментов Объединить и поместить в центре или командой меню

Рис.2

Краткая справка. Изменение направления текста в ячейках производится путем поворота текста на 90° в зоне Ориентация окна Формат ячеек, вызываемого командой

Произвести расчет средних значений по строкам и столбцам с использованием функции СРЗНАЧ.

3. Построить график изменения количества рабочих дней по годам и странам. Подписи оси «X» задайте при построении графика на втором экране мастера диаграмм (вкладка Ряд, область Подписи оси «X»).

4. После построения графика произведите форматирование вертикальной оси, задав минимальное значение 1500, максимальное значение 2500, цену деления 100. Для форматирования оси выполните двойной щелчок мыши по ней и на вкладке Шкала диалогового окна Формат оси задайте соответствующие параметры оси.

5. Выполните текущее сохранение файла «Расчеты» {Файл/Сохранить).


Задание 3. Применение функции ЕСЛИ при проверке условий. Создать таблицу расчета премии за экономию горючесмазочных материалов (ГСМ).

Исходные данные представлены на рис. 3.

Порядок работы

1. На очередном свободном листе электронной книги «Расчеты» создайте таблицу по заданию.

2. Произвести расчет Премии (25 % от базовой ставки) по формуле

Премия = Базовая ставка х 0,25 при условии, что План расходования ГСМ > Фактически израсходовано ГСМ.

Рис.3

Для проверки условия используйте функцию ЕСЛИ.

Для расчета Премии установите курсор в ячейке F4, запустите мастер функций (кнопкой Вставка функции fx или командой Вставка/Функция) и выберите функцию ЕСЛИ (категория – Логические/ ЕСЛИ).

Задайте условие и параметры функции ЕСЛИ.

В первой строке «Логическое выражение» задайте условие С4 > D4.

Во второй строке задайте формулу расчета премии, если условие выполняется Е4 * 0,25.

В третьей строке задайте значение 0, поскольку в этом случае (невыполнение условия) премия не начисляется.

3. Произведите сортировку по столбцу фактического расходования ГСМ по возрастанию. Для сортировки установите курсор на любую ячейку таблицы, выберите в меню Данные команду

Сортировка, задайте сортировку по столбцу «Фактически израсходовано ГСМ».

4. Выполните текущее сохранение файла «Расчеты» (Файл/Сохранить).

Задание 4. Скопировать таблицу котировки курса доллара («Курс доллара») и произвести под таблицей расчет средних значений, максимального и минимального значений курсов покупки и продажи доллара. Расчет произвести с использованием «Мастера функций».

Скопируйте содержимое листа «Курс доллара» на новый лист {Правка/'Переместить/'Скопировать лист). Можно воспользоваться командой Переместить/Скопировать контекстного меню ярлычка. Не забудьте для копирования поставить галочку в окошке Создавать копию.

Перемещать и копировать листы можно перетаскивая их ярлычки (для копирования удерживайте нажатой клавишу [Ctrl]).

Краткая справка. Для выделения максимального/минимального значений установите курсор в ячейке расчета, выберите встроенную функцию Excel МАКС {МИН) из категории

«Статистические», в качестве первого числа выделите диапазон ячеек значений столбца В4: В23 (для второго расчета выделите диапазон С4: С23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятий «Электронные таблицы Microsoft Excel. Теория и практика».

Цикл занятий для повышения компьютерной грамотности педагогов школы....

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ) по междисциплинарному курсу МДК.03.01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Данная работа имеет форму методической разработки занятия для студентов третьего курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по теме «Отражение в учете суммы начисл...

Практическая работа "Поиск решения. MS Excel".

Применение Excel в работе менеджера, бригадира....

Методические указания к практическим занятиям по теме «Решение задач оптимизации в программа MS EXCEL»

Работа предназначена для освоения студентами методов решения задач оптимизации.На простом примере по выбору варианта покупки поясняется суть задач линейной оптимизации, понятия целевой функции и огран...