Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике
методическая разработка

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Информационный калейдоскоп»

Подготовила: преподаватель

специальных дисциплин

Ахметгареева А.Р.

Покачи

2021


Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Информационный калейдоскоп»

Пояснительная записка.

Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой — возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей образовательной информации и концепций в единую систему знания. Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают необозримые возможности для решения широкого круга задач. Использование компьютера в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, методический аппарат. Использование мультимедийных технологий позволяет существенно повысить интерес к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний.

В настоящее время в обучении немаловажная роль отводится занятиям в форме игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Данная методическая разработка в полной мере удовлетворяет всем этим требованиям.

Наличие разнообразных заданий поможет реализовать индивидуальный подход к обучению студентов, позволяющий им полнее раскрыть свои творческие способности, умения проводить исследования предложенной ситуации, способствует развитию любознательности, глубокого познавательного интереса. Вопросы в конкурсах активизируют мыслительную деятельность студентов, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к специальности «Компьютерные системы и комплексы».

Во время проведения данного мероприятия у студентов формируются навыки самостоятельности, воспитываются чувства взаимопомощи, коллективизма, развиваются познавательные процессы, активность, они приобщаются к поисковой и творческой деятельности, достигается целый ряд других развивающих и воспитательных целей.

Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по информатике для старшеклассников, студентов учреждений СПО.


Добрый день, участники, уважаемое жюри, гости!

Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «Информационный калейдоскоп».

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты слова Виктора Пелевина «Любая реальность является суммой информационных технологий». А мы с вами попробуем использовать знание информационных технологий в нашей игре.

В нашем конкурсе принимают участие 2 команды  группы ПКС-19.

Теперь представляю вам жюри.

Оглянитесь все вокруг!
Вот компьютер — верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить.
Стало легче с ним, чем прежде,
Дом построить, сшить одежду.
И послать ракету к звёздам.
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет — что ж такого!

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Итак, мы начинаем…

1 конкурс Разминка

Участники выполняют следующие задания (4 минуты на выполнение каждого задания):

  1. «Последствия вируса» (до 5 баллов)

В наш компьютер «забрался» вирус, который перепутал все буквы в словах. Ваша задача восстановить исходные слова из предложенных исходных букв. Все они связаны с вычислительной техникой.

КАДСИТЕ ТИРНРЕП СЙЖКОТДИ РАВЛУАТИКА НОЛИКОК 

(Дискета, Принтер, Джойстик, Клавиатура, Колонки)

2. «Собери слово» (до 3 баллов)

У вас на столах есть 11 обрывков слов. Ваша задача: из этих кусочков собрать два слова, связанные с информатикой. После этого у вас должно остаться 4 обрывка.

Р РЬ НЕ ТОР ТЕ ТА ИН ЕР НИ ПР МО

(ПРИНТЕР, МОНИТОР. Оставшиеся части: РЬ ЕР НЕ ТА)

3. «Старое – «новое» изобретение» (5 баллов)

Рассказывают, что некий гениальный жулик умудрился продать новейший суперкомпьютер Sucaba. В договоре он указывал, что Sucaba прошел массивное тестирование, потребляет меньше электричества, чем любой из существующих на рынке компьютеров, прост в использовании и не потребует замены деталей на протяжении как минимум 10 лет. И, что самое смешное, он не погрешил против истины, ибо продавал… Что?

(Счеты - абак, abacus, или справа налево - Sucaba.)

2 конкурс. «Кроссворд»

1 балл за каждый верно отгаданный термин.

hello_html_m1e4cfab0.jpg

По горизонтали:
4. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на гибких магнитных дисках (дискетах).
7. Устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации.
9. Ячейки памяти, которые служат для кратковременного хранения и преобразования данных и команд.
11. Линия связи, к которой подключена сеть.
13. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на жестких магнитных дисках.
14. Устройство ввода звуковой информации.
15. Системная магистраль передачи данных.

По вертикали:
1. Устройство для вывода чертежей на бумагу.
2. Электронная схема, которая управляет работой какого-либо внешнего устройства.
3. Устройство для обмена информацией между компьютерами через телефонные, оптоволоконные и др. сети.
5. Вспомогательный процессор, предназначенный для выполнения математических и логических действий.
6. Небольшая электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации.

8. Устройство вывода звуковой информации.
10. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер с бумажных носителей информации.
12. Печатающее устройство, предназначенные для вывода информации на бумагу.
14. Манипулятор для ввода информации в компьютер.

Во время отгадывания (для зрителей) - «Вредные советы».

Если старые дискеты

Пятый год лежат в коробке,

Ходят слухи, что способны

Размагнититься они.

Чтобы данных не утратить,

Из коробки вынь дискеты,

Отыщи магнит побольше

И опять их намагнить!

Если подлый компилятор

Сообщает об ошибке,

Значит, видимо, процессор

Надо срочно поменять.

Заменить попробуй мамку,

Дисковод, видеокарту,

Наконец, мышиный коврик.

Может быть, проблема в нем?

Разгоняя свой процессор,

Не забудь про охлажденье.

Регулярно (летом чаще)

Поливай его водой.

Если ж после процедуры

Он работать перестанет,

Что ж, такое может статься.

Что поделаешь - замерз!

Если вдруг на твой винчестер

Просочился злобный вирус,

Не лечи его Касперским:

Вирус тоже хочет жить!

Зараженные программы

Посылай по электронке,

И тебя твои коллеги

Будут часто вспоминать.

Загадки.

На столе он перед нами, на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя... (Монитор).

Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь
и курсором управляешь. Ты – компьютерная... (Мышь).

Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть. Очень тонкая натура. Имя ей ...

(Клавиатура).

Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног, и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок).

Сетевая паутина оплела весь белый свет, не пройти студентам мимо. Что же это?

(Интернет).

3 конкурс Кто быстрее «Одним словом»

Задания для участников (до 15 баллов):

Командам одновременно зачитываются термины из области информатики. Команде, которая первая назовет слово или словосочетание, их объединяющее, засчитывается 1 балл.

  1. Клавиатура, мышь, принтер, плоттер, сканер (периферийные устройства)
  2. Монитор, видеокарта, видеоадаптер (видеосистема)
  3. Каталог, папка, фолдер (директория)
  4. MS DOS, WINDOWS, UNIX, LINUX (операционная система)
  5. Магнитная лента, дискета, книга, фотопленка, оптический диск (носители информации)
  6. Вариант, модификация, редакция, разновидность (версия)
  7. Arial, Courier, Wingdings, Symbol (шрифт)

8. yandex, rambler, aport, yahoo, google (поисковая система)

9. Dr.Web, Avast, Панда, Касперский, Eset Nod 32 (антивирус, антивирусная

программа)

10. ЛЕКСИКОН, ФОТОН, Word (текстовый редактор)

11. CorelDraw, Adob Illustrator, PhotoShop, Paint (графический редактор)

12. WinZip, WinRar, Win Arj (архиватор)

13. Мышка, трекбол, джойстик, руль и педаль (манипулятор)

14. Графический редактор, файловый менеджер, архиватор, антивирусная

программа (программное обеспечение)

15. Текстовый редактор, электронные таблицы, базы данных (прикладное

программное обеспечение)

4 конкурс Тест

Участники команд выполняют тестовые задания по теме «Компьютерные сети» (до 10 баллов).

1. При виде какой аббревиатуры сразу на ум приходит Интернет?

1) DDD 2) WWW 3) GGG

2. Что обязательно имеет компьютер, подключенный к Интернету?

1) доменное имя 2) IP-адрес 3) домашнюю Web-страницу

3.Какой вид связи не используется в Интернете?

1) телепатическая 2) радиорелейная 3) спутниковая

4. Как называется общепринятое соглашение, которого придерживаются сетевые компьютеры для распознавания и проверки получаемых данных?

1) контракт 2) договор 3) протокол

5. Какая из информационных услуг компьютерных сетей является исторически первой?

1) телеконференции 2) электронная почта 3) поисковые системы

6. Как называлась площадь в Древнем Риме, где сосредотачивалась общественная жизнь?

1) форум 2) чат 3) сервер

7. Как называется поставщик услуг Интернета?

1) браузер 2) провайдер 3) супервизор

8. С помощью какого инструмента можно узнать, что думают люди о вашей страничке?

1) кондуит 2) жалобная книга 3) гостевая книга

9. Назовите самый молодой сервис Интернета?

1) WWW 2) E-mail 3) News

10.  Во что превращается курсор мыши при попадании на гиперссылку?

1) в кулак 2) в указующий перст 3) в паука

5 конкурс Вопросы

Участники отвечают на вопросы (3 балла за каждый правильный ответ). Время на размышление -3 минуты.

  1. Однажды гарвардский студент взломал базу данных университета и начал

выставлять на свой сайт фотографии студентов. В течение нескольких часов ресурс посетило полтысячи людей. Так родилась она. (Социальная сеть Facebook)

  1. Данная компьютерная программа получила название в честь императора

Нерона, который по легенде сжёг Рим. Благодаря игре слов название программы может переводиться как «Нерон сжигает Рим». Хотя значок программы содержит исторический казус: на нём изложен пылающий Колизей, который был построен уже после смерти Нерона. (Nero)

  1. В 80-е годы появились программы, которые получали интересные и порой волнующие названия, например: Капающие слезы, Листопад, Камень, Мячик, Пакистанский мозг, Love. Программы такого вида распространены и сейчас.

К какому классу относятся данные программы? (Компьютерные вирусы)

  1. Американский юморист Эван Эзар создал и издал «Компьютерный

словарь», в котором написано что такое компьютер. «Компьютер — электронное устройство, которое не заменит человека до тех пор, пока не научится смеяться шуткам своего босса и ...». Что компьютер должен научиться делать со своими ошибками? (Сваливать на соседний компьютер.)

  1. Один американский математик сказал: «Он сделает всё, что вы захотите, но это может существенно отличаться от того, что вы имели в виду». О ком или о чем он говорил? (Ответ: о компьютере.)
  2. Во время натовских бомбардировок в Белграде на окна наклеивали кресты из скотча, чтобы не вылетали стекла. Это гораздо эстетичнее и удобнее, чем полосы из газетной бумаги, которыми пользовались раньше. А как называлась эта конструкция, предназначенная для защиты оконных стекол? (Ответ: Windows.)
  3. В Англии давно была написана программа, предназначенная для использования в офисах крупных компаний. По принципу действия она напоминает антивирусы, но используется для другой цели. Для какой? (Ответ: для уничтожения игр.)

6 конкурс Подбери выражение

Для каждого слова из первого столбика найдите соответствующее слово – из второго. За каждый верный ответ – 1 балл.

язык

электронное

система

текстовый

периферийные

модуль

загрузочный

счисления

технологии

программирования

оперативная

информационные

сообщение

устройство

тактовая

каталог

логическое

память

редактор

тождество

корневой

частота

7 конкурс  Нарисуй дерево

Все файлы и каталоги на дисках организованы в виде дерева. Если бы перечисленные ниже термины являлись именами файлов с соответствующим имени содержанием, как бы организовали структуру этих файлов на диске. Нарисуйте «Дерево» файлов и каталогов (7 баллов).

Мышь, CD-ROM, монитор, графопостроитель, сканер, клавиатура, звуковые колонки, системный блок, винчестер, джойстик, принтер, дискета.

8 конкурс Ученые

Командам можно дополнительно заработать 4 балла, правильно ответив на следующий вопрос: «Назовите фамилии учёных, чьи фотографии вы здесь видите»

  1. hello_html_m3972cf74.jpgФранцузский физик и математик, создавший первую счётную машину (Блез Паскаль)

  1. hello_html_m11bd01c6.jpgАмериканский инженер, изобретатель формулы для определения количества информации

(Роберт Хартли)

  1. hello_html_m3632c65a.jpg Английский математик, автор первой аналитической машины

(Чарльз Беббидж)

  1. hello_html_m5483211b.jpgАмериканец, изобретатель специального телеграфного кода

(Сэмюэл Морзе)


9 конкурс. «Найди компьютерный термин в тексте»

Отвечает команда, первая поднявшая руку. 2 балла за правильный ответ.

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией
  2. Потом они торжествовали и радовались как дети
  3. Несмотря на это, его феска не раз падала с головы
  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько электростанций
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки
  7. Он всегда имел запас калькуляторов
  8. Комментатор сказал: «Забей Сиканов пенальти – он стал бы героем матча».

В настоящее время изменяются требования к человеку. Становится необходимостью высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики современного человека.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

А теперь - слово жюри.

Награждение.



Предварительный просмотр:

Ответы для жюри

1 конкурс Разминка

  1. «Последствия вируса» (до 5 баллов)

КАДСИТЕ ТИРНРЕП СЙЖКОТДИ РАВЛУАТИКА НОЛИКОК 

(Дискета, Принтер, Джойстик, Клавиатура, Колонки)

2. «Собери слово» (до 2 баллов)

        Р РЬ НЕ ТОР ТЕ ТА ИН ЕР НИ ПР МО

       (ПРИНТЕР, МОНИТОР. Оставшиеся части: РЬ ЕР НЕ ТА)

3. «Старое – «новое» изобретение» (3 балла)

       Счеты - абак, abacus, или справа налево – Sucaba

2 конкурс. «Кроссворд»

3 конкурс Кто быстрее «Одним словом»

1 балл за правильный ответ (до 15 баллов)

4 конкурс Тест

1. При виде какой аббревиатуры сразу на ум приходит Интернет?

1) DDD 2) WWW 3) GGG

2. Что обязательно имеет компьютер, подключенный к Интернету?

1) доменное имя 2) IP-адрес 3) домашнюю Web-страницу

3.Какой вид связи не используется в Интернете?

1) телепатическая 2) радиорелейная 3) спутниковая

4. Как называется общепринятое соглашение, которого придерживаются сетевые компьютеры для распознавания и проверки получаемых данных?

1) контракт 2) договор 3) протокол

5. Какая из информационных услуг компьютерных сетей является исторически первой?

1) телеконференции 2) электронная почта 3) поисковые системы

6. Как называлась площадь в Древнем Риме, где сосредотачивалась общественная жизнь?

1) форум 2) чат 3) сервер

7. Как называется поставщик услуг Интернета?

1) браузер 2) провайдер 3) супервизор

8. С помощью какого инструмента можно узнать, что думают люди о вашей страничке?

1) кондуит 2) жалобная книга 3) гостевая книга

9. Назовите самый молодой сервис Интернета?

1) WWW 2) E-mail 3) News

10.  Во что превращается курсор мыши при попадании на гиперссылку?

1) в кулак 2) в указующий перст 3) в паука

5 конкурс Вопросы (по 3 балла)

  1. Однажды гарвардский студент взломал базу данных университета и начал

выставлять на свой сайт фотографии студентов. В течение нескольких часов ресурс посетило полтысячи людей. Так родилась она. (Социальная сеть Facebook)

  1. Данная компьютерная программа получила название в честь императора

Нерона, который по легенде сжёг Рим. Благодаря игре слов название программы может переводиться как «Нерон сжигает Рим». Хотя значок программы содержит исторический казус: на нём изложен пылающий Колизей, который был построен уже после смерти Нерона. (Nero)

  1. В 80-е годы появились программы, которые получали интересные и порой волнующие названия, например: Капающие слезы, Листопад, Камень, Мячик, Пакистанский мозг, Love. Программы такого вида распространены и сейчас.

К какому классу относятся данные программы? (Компьютерные вирусы)

  1. Американский юморист Эван Эзар создал и издал «Компьютерный

словарь», в котором написано что такое компьютер. «Компьютер — электронное устройство, которое не заменит человека до тех пор, пока не научится смеяться шуткам своего босса и ...». Что компьютер должен научиться делать со своими ошибками? (Сваливать на соседний компьютер.)

  1. Один американский математик сказал: «Он сделает всё, что вы захотите, но это может существенно отличаться от того, что вы имели в виду». О ком или о чем он говорил? (Ответ: о компьютере.)
  2. Во время натовских бомбардировок в Белграде на окна наклеивали кресты из скотча, чтобы не вылетали стекла. Это гораздо эстетичнее и удобнее, чем полосы из газетной бумаги, которыми пользовались раньше. А как называлась эта конструкция, предназначенная для защиты оконных стекол? (Ответ: Windows)
  3. В Англии давно была написана программа, предназначенная для использования в офисах крупных компаний. По принципу действия она напоминает антивирусы, но используется для другой цели. Для какой? (Ответ: для уничтожения игр.)

6 конкурс Подбери выражение

Для каждого слова из первого столбика найдите соответствующее слово – из второго. За каждый верный ответ – 1 балл.

язык

программирования

система

счисления

периферийные

устройство

загрузочный

модуль

технологии

информационные

оперативная

память

сообщение

электронное

тактовая

частота

логическое

тождество

редактор

текстовый

корневой

каталог

8 конкурс Ученые

Командам можно дополнительно заработать 4 балла, правильно ответив на следующий вопрос: «Назовите фамилии учёных, чьи фотографии вы здесь видите»

  1. hello_html_m3972cf74.jpgФранцузский физик и математик, создавший первую счётную машину (Блез Паскаль)

  1. hello_html_m11bd01c6.jpgАмериканский инженер, изобретатель формулы для определения количества информации

(Роберт Хартли)

  1. hello_html_m3632c65a.jpg Английский математик, автор первой аналитической машины

(Чарльз Беббидж)

  1. hello_html_m5483211b.jpgАмериканец, изобретатель специального телеграфного кода

(Сэмюэл Морзе)


9 конкурс. «Найди компьютерный термин в тексте»

Отвечает команда, первая поднявшая руку. 2 балла за правильный ответ.

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией (процессор)
  2. Потом они торжествовали и радовались как дети (монитор)
  3. Несмотря на это, его феска не раз падала с головы (сканер)
  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько электростанций (принтер)
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол (мышка)
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки (модем)
  7. Он всегда имел запас калькуляторов (паскаль)
  8. Комментатор сказал: «Забей Сиканов пенальти – он стал бы героем матча» (бейсик)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Брейн-ринг"

Представленную разработку можно использовать при проведении различных предметных недель или декад по информатике....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине информатика

В методической разработке представлены основные элементы для проведения внеклассного мероприятия со студентами 1 курса СПОУ по дисциплине «Информатика» с элементами дисц...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Информатика"

Цели:Обучающая: привить любовь к информатике, профессии, углубить знания и повысить способности обучающихся;   Воспитывающая: воспитывать интерес обучающихся к  информатике, технике, ок...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальное кафе. Знатоки информатики"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальное кафе. Знатоки информатики"...