ДОКЛАД на онлайн-семинар Тема: «Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения»
материал

Бобырева Ирина Валерьевна

Современная система образования, как и все информационное общество в целом, претерпевает существенные качественные изменения, обусловленные развитием различных интерактивных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_onlayn-seminar.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                                                                                        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ МО «ШЭТ»)

                           

ДОКЛАД

на онлайн-семинар

Тема: «Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения»

Подготовила:

Бобырева И.В.

преподаватель спецдисциплин

г. Шатура

2021

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

Современная система образования, как и все информационное общество в целом, претерпевает существенные качественные изменения, обусловленные развитием различных интерактивных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека. Реформирование системы среднего профессионального и высшего образования в направлении признания студента центральной фигурой учебного процесса с одновременным развитием его познавательной активности является сегодня обоснованной необходимостью педагогики. Данный процесс предусматривает перестройку процесса обучения, конечной целью которого должны стать максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и саморазвитие личности каждого студента.

Одной из наиболее оптимальных форм современного обучения, в равной степени эффективного при получении основного и дополнительного образования, является дистанционная форма, называемая рядом исследователей образовательной системой 21 века. Именно дистанционная форма обучения дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения и общего обмена информацией, наиболее адекватно и гибко реагирует на потребности общества в части подготовки высокопрофессиональных специалистов.

Характерные особенности (рис. 1).

В дистанционном обучении используются различные виды специализированных образовательных технологий: Интернет-технологии, телекоммуникационные технологии и т. д.

Одним из инновационных направлений дистанционного обучения и, одновременно, интерактивного образования, является онлайн-обучение в целом и онлайн-курсы, в частности, относящиеся к наиболее перспективным тенденциям в развитии образования до 2028 года

Массовый открытый онлайн-курс — это Интернет-ресурс с интерактивным участием и открытым доступом, позволяющий любому желающему изучить тот или иной дисциплинарный курс и сдать экзамен в режиме онлайн.  

 Все существующие на сегодня онлайн-курсы можно подразделить на три типа в зависимости от педагогических подходов к процессу массового сетевого обучения:

  1. Массовые открытые дистанционные курсы цель обучения, в которых определяется самим обучающимся. Эксперты считают, что такой тип курсов подходит слушателям, мотивированным на самостоятельное обучение, умеющим выбирать необходимое содержание образования. Основной и наиболее эффективной сферой применения данной категории онлайн-курсов выступает форма непрерывного обучения и повышения квалификации.
  2. Массовые открытые дистанционные курсы, которые базируются на определенных заданиях. В основе функционирования таких курсов лежит возможность слушателя выбирать и выполнять определенный набор задач.
  3. Массовые открытые дистанционные курсы, которые имеют четкие графики. Такие курсы используются в крупных международных университетах. Разработкой такого рода онлайн-курсов занимаются профессиональные преподаватели и эксперты.  

         Внедрение массовых открытых дистанционных курсов, как и применение любой другой образовательной инновации, является основанием для сомнений среди индивидов, получивших образование в традиционных условиях: с аудиториями, лекциями, практическими занятиями, семинарами.  Однако массовый подход к образовательным услугам уже активно используется многими странами, в том числе Российской Федерацией, и открытые дистанционные курсы имеют большую популярность среди студентов по всему миру. Немало вопросов внедрение массовых онлайн-курсов вызывает и у преподавателей, а также у самих обучающихся. Многие рассматривают данную форму обучения как замену общеизвестной формы заочного обучения или как предоставление услуг студентам-экстернам. Однако это не так. Онлайн-обучение, помимо прочих достоинств и преимуществ, отличает от других форм образования открытый доступ (обучающимся не требуется регистрация и оплата обучения) и массовый характер (курсы организованы так, чтобы обслуживать неопределенное количество участников). В то же время онлайн-обучение предполагает определенный уровень подготовки обучающихся и высокий уровень их мотивации к получению образования, так как контролирующая функция при такой форме обучения имеет гораздо меньшее значение, чем при других формах образования.

К потенциальным трудностям, с которыми могут столкнуться пользователи онлайн-курсов, можно отнести:

‒ отсутствие элементарной компьютерной грамотности;

‒ недостаточную саморегуляцию обучения;

‒ отсутствие привычек социализации, установления контактов с другими обучающимся;

 ‒ трудности оценивания уровня усвоения материала слушателями, которые предполагают документально подтвердить свое обучение для предъявления документа в другие учебные заведения или работодателю;

‒ потеря ориентации для тех, кто привык к строгим академическим курсам. Вместе с тем, положительных сторон у онлайн-курсов в условиях стремительного развития информационного общества гораздо больше. Помимо уже указанных открытого доступа и массовости, к потенциальным преимуществам онлайн-курсов можно отнести:

‒ обучение в неформальных условиях, а не в аудиториях;

 ‒ интерактивность и содействие академическому взаимодействию между профессорами — обучающимися, обучающимися — обучающимися, обучающимися и сообществом вне границ обучения;

 ‒ отсутствие необходимости быть студентом;

‒ гибкость любого онлайн-курса, что позволяет обучающемуся работать в удобное для него время.

         Таким образом, онлайн-обучение — это инновационный метод доставки образования пользователям, который содействует развитию новой культуры обучения, коммуникации, сотрудничества, получению знаний через Интернет, созданию академических сообществ. Появление массовых открытых дистанционных курсов базируется на реализации современных образовательных принципов открытости обучения, равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем и глобализации образовательного пространства. Стремительное развитие таких курсов количественно уменьшает роль традиционной системы образования, однако, не принижает ее фундаментально-академического значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Актуальность темы  исследования обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированной на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от с...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"...

Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО

В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

В данной работе даны причины возникновения, основные формы организации, необходимые средства, области применения, достоинства и недостатки дистанционного образования как инновационной формы обучения....

Статья. Дистанционное образование - как инновационная форма образования.

Статья. Дистанционное образование - как инновационная форма образования....

Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".

Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....