Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО
методическая разработка

Коваль Яна Вячеславовна

В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется на уроках теоретического и производственного обучения. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_innovatsii.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Коваль Яна Вячеславовна

                      Методист

                                                        ГБПОУ РК «Евпаторийский техникум

строительных технологий

и сферы обслуживания»

Инновационные формы и методы обучения при изучении тем  теоретического и производственного обучения в системе СПО

     В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется на уроках теоретического и производственного обучения. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов. 

     Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие следующие требования: она должна готовить специалистов приспособленных к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в образовании особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы. Ведущее место в такой  системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся.

     В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, мастеров п/о, разработке новых технологий и методов обучения.

     Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных форм обучения и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию.

      Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и др.

      С целью формирования умений и навыков студентов после урока по теоретическому обучению проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Знания, полученные студентами в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума.

Практическое занятие — это такая форма организации обучения, в которой представляется  возможность студентам применять полученные ими знания в практической деятельности. 
    Различного рода экспериментальные задания, предусмотренные программой по естественными профессиональным дисциплинам, выполняются на занятиях производственного обучения (практикума). На этих занятиях студенты, используя разнообразные приборы и инструменты, проводят различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации обучения направлена на то, чтобы вооружить студентов элементарными экспериментально-практическими умениями и навыками.
Применить знания на практике студенты могут в процессе учебно-производственной деятельности на предприятиях.  При такой форме организации обучения целесообразны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.

    Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы студентов с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все студенты овладевали основами изучаемого материала непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей.


   Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок,  выделяет
.следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической и производственной практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учётом их интересов, наклонностей, потребностей и способностей.
4.Установление осознаваемых студентами  межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями, умениями, и навыками, опора на достигнутый уровень развития студентов.
6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8.Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом студентов.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.


Инновационные формы.


    Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей, мастеров производственного обучения  и целых коллективов.

    С внедрением в производственный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной профессиональной и педагогической подготовки. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.


    Виталий Александрович Сластёнин - российский учёный в области педагогики - пишет «понятие  "инновация" - означает новшество, новизну, изменение. Применительно к производственному  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности мастера и студента».
    Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются - традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес студентов к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых - нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков можно выделить следующие формы:  деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-диспуты и другие.
    В понимании сущности инновационных процессов в образовании и внедрении их в производственное обучение лежат следующие важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового практического опыта и проблема внедрения достижений теоретических знаний в практику.

 

     Учебная работа имеет специфику: это работа с людьми и каждый студент чему-то учится. А это значит, что при любом обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность студентов –  устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

        В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, ученый совет, редакционный совет.

Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является  элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры обучающиеся не только закрепляют  и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом и с мастером производственного обучения.

Инновационные уроки наиболее логично применять для повторения, усвоения и закрепления пройденного материала, а не для изучения нового.

     Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

     Компетенция — это готовность (способность) студентов использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

     Хотелось бы подчеркнуть что, педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, а начало карьеры формируется с личности. Интерес студента  совпадает с началом осознанности, значимости его будущей профессии.                                           

 В моей группе обучаются студенты по профессии «Повар». Вдумайтесь в это слово – Повар.                                                                                         Это одна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Повара иногда называют кудесником, который может из самых незатейливых продуктов приготовить настоящий «шедевр» кулинарного мастерства. Да, не каждый может овладеть этим многогранным искусством – профессией «Повар». Эта профессия выбирает тщательно,  кандидат должен быть  физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимание, высокой чувственностью к оттенкам запаха и вкуса, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным. Эта профессия в системе коллектива и требует толлерантности к многочисленным контактам (навыкам) делового коллективного общения.
Для лучшего усвоения материала на уроках производственного обучения использую в своей работе элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технологии развивающего и проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, проектной технологии,  здоровьесберегающей технологии,  личностно-ориентированной  технологии.

       Основное  требование,  предъявляемое к  современному  уроку - перенесение  центра  тяжести  с  информационного  обучения  на  активизацию  познавательной  деятельности  и  самостоятельной  учебной  работы, использование  игровых  технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности студентов, их инициатива и самостоятельность.

       Игровые  технологии - дают  возможность  использовать  коллективные  формы  взаимодействия  студентов,  выявить  межпредметные  связи  и  интегрировать  их  в  общие  знания, повысить интерес  студентов  к  профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения студентами  знаний, умений и навыков.  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования  студентов к учебной деятельности.   

      Например,  на уроках производственного обучения использую различные игры - игра «Лото», «Вставь пропущенное слово-продукт», логический диктант, игра «Собери мозаику», «Аукцион», «Кроссворд, загадка, ребус» и др. Использование на уроках таких игр, как: «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое оборудование,  температурные режимы приготовления, форму нарезки и т.д.», «Найди ошибку» и др., предполагает развитие у студентов вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

    Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у  студентов страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

К организации игр предъявляются определенные требования:

- игра должна  основываться на свободном творчестве студентов.

-игра должна вызывать у обучающихся только положительные эмоции.                                                                                                                                                           - цель игры должна быть достижимой, а её оформление - красочным и разнообразным,   что создает новизну,  эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками

- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов.

- обязательно подведение  результата игры.

Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления.  Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе".  Таким образом, игровые формы уроков позволяют расти как студентам, так и мастеру.

Деловая игра -  этот метод обучения дает  студентам  возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста.   Ролевые  игры позволяют  студентам  «примерить»  новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры  применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На  занятиях  имитируется  деятельность  какого-либо  предприятия,  его  подразделения,   события, конкретная  деятельность  людей  (деловое  совещание, обсуждение  планов, шеф – повар, помощник повара, повар и т.д.)  Игра  развивает   адаптивные  возможности   будущих  специалистов    к  реальным  условиям  производства. Игра помогает студентам осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет студентов считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

На уроках-конференциях затрагиваются вопросы о качестве продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения пищевых продуктов и блюд, история блюд, исторические события и др. К уроку студенты получают опережающее задание и   готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы,  материалов интерент-сайтов, а также собственных рассуждениях.  На таких уроках формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему.

Этому в немалой степени способствует проводимые в группе конкурсы профессионального мастерства и  уроки – соревнования,  базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии – Повар. 

Урок соревнование - развивает у студентов  чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности.  

Урок – соревнование заставляет студентов работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние  задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки и так далее.

При применении на уроках технологии  взаимообучения - группе  студентов дается  опережающее задание по теме урока,  затем они выступают  на уроке в роли мастера п/о. Такая работа всегда вызывает интерес у студентов . Подготовительный период к таким урокам отмечается  высокой степенью  сочетания индивидуальной и совместной творческой работой  студентов и мастера.

Проектная  технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  студентов - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности студентов  в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении поварского искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими  студентами под руководством мастера. Так, например можно задать  любую тему  —  и   студентам необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего блюда.


Студенты осуществляют  проект по следующему  алгоритму:
- подбор продуктов (товароведение),
- их дополнение друг другом (физиология питания, химия, биология),
- технологическая часть (кулинария и оборудование),
- оформление (изобразительное творчество),
- рассказ о том, к какой кухне народов мира принадлежит данное блюдо (история),
- реализация блюда (санитария и гигиена).


Студенты самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют  основные задачи, выполняют производственное задание и  представляют  результат своей работы.  Например,
другое направление - национальная кухня. При представлении национальной кухни студенты   знакомятся с культурой и традициями народов мира. Благодаря этому они изучают множество рецептов, применяют  на практике логическое мышление в приготовлении и оформлении блюд. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у  студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в  разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для культурных связей. В ходе выполнения проекта студенты собирают  необходимую информацию, классифицируют  ее, строят  целостную картину применения художественного творчества в работе повара.   Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Здоровьесберегающие технологии - направлены на обеспечение психического здоровья студентов, достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений.                                                                                                                                        Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  на уроке такой атмосферы, которая расковывает студентов и в которой они чувствуют себя "как дома". Каждый  студент должен ощущать веру мастера  в свои силы.

Ситуация успеха – «я могу!», которая создаётся при введении нового знания для каждого студента, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения.  «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».

Использование ИКТ - уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и студентов; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности студента. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность студентов. Поэтому так важно научить их  различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, студентам работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами студентов нужного в данный момент   материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад,  яркие моменты  урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки  в работе после объяснения нового материала, предлагаю студентам перечислить возможные ошибки приготовления, причины их   возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя», предлагаю  студентам выполнить различное оформление для одинаковых блюд и т.д.    

Широко использую на уроках производственного обучения  документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности приготовления, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество  работы, создает у  студентов правильное представление о современной технологии.

Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги   другому. Каждый  студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из  студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием студенты, оказавшись «впереди планеты  всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут – то было! Такому  студенту  предлагаю помочь неуверенным  в себе другим студентам,  которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой,  кроме того, сильных  студентов увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: студенты  приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы  в мини- группах    (2-5 человек)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение производственного задания  (приготовление блюда) в группе с последующей защитой проделанной работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать»  студентам,  а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для  студентов праздником, взлётом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа студента словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.

Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.

“Чтобы быть хорошим педагогом, мастером, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”.

В данной методической разработке мной раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется на уроках производственного обучения. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов. 

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие следующие требования: она должна готовить специалистов приспособленных к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в образовании особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся.

В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, мастеров п/о, разработке новых технологий и методов обучения.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных форм обучения и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и др.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся и  формированию профессиональных компетенций.


Необходимо добиваться, что бы студент стал активным участником учебного процесса, а мастер, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности студента.

 Высокая организация производственного обучения предусматривает наличие качественно продуманного плана урока, четкое представление о его целях; понимания и осознанности студентами, какие работы они будут выполнять и для чего им нужна эта работа; наличие исправного оборудования, необходимых приборов и материалов, инвентаря  и инструментов, образцовый порядок на каждом рабочем месте, рациональную и полную загрузку всех студентов соответствующими задачами, постоянный контроль мастера за работой каждого студента, соблюдение всех условий безопасной работы, связь с предметами теоретического обучения, постоянное совершенствование приемов и методов производственного обучения, которые обеспечивают наибольшую активизацию умственной и познавательной деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

        Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...

Методическая разработка по теме урока производственного обучения слесарным работам "Разметка"

Урок по теме «Разметка» проводится в группе 1 курса по профессии «Машинист локомотива». На данный урок в учебной программе отводится 6 часов, то есть один урок производственного обучения. Эта тема и...

Методическая разработка по теме: "Взаимосвязь движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в классе домры"

На основе выявленных особенностей восприятия и мышления в детском возрасте разрабатывается методика развития взаимосвязи движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в клас...

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....

Методическая разработка на тему "Нетрадиционные формы урока"

Нетрадиционные типы урока. Краткое описание, задачи и их результаты...