статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
статья на тему

Гергель Светлана Анатольевна

Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

«Игра – это искра зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Большинство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды имеют слабую мотивацию к обучению, незначительный опыт общения, ограниченный контакт с окружающим миром.

Принцип активности обучающихся в процессе профессионального обучения был и остается одним из основных условий качественного освоения профессиональных компетенций. И именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игра – это важный и необходимый элемент в развитии любого человека и особенно лиц с ОВЗ и  инвалидов, т.к. делает  процесс обучения не только занимательным и увлекательным, но и позволяет создать такие условия, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ученика.

Игровые технологии как нельзя лучше позволяют создать на уроке благоприятную дружественную атмосферу. В ходе игры каждый обучающийся чувствует себя более свободно и имеет возможность предложить свои варианты ответов и решений не боясь ошибиться и мыслить самостоятельно, чувствовать себя более уверенно в профессии. Тем самым повысить самооценку и уверенность в себе.

Составление и решение кроссвордов, чайнвордов, логических задач и другие интеллектуальные игры являются действенным инструментом усвоения теоретических знаний, профессиональных терминов; кроме того, они способствуют формированию у обучающихся навыков сотрудничества, ведения социального диалога. Включение в учебный процесс интеллектуальных игр таких, как «Светофор», «Что лишнее?», «Что, где, когда?», «Крестики-нолики», «Брей-ринг», «Умники и умницы» и др., позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности обучающихся, сделать сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным.

В ходе игры мы как педагоги можем увидеть реальный уровень усвоенного материала, приобретенных навыков и умений каждого ученика, что помогает нам строить и корректировать индивидуальный маршрут всех обучающихся в группе.

 Поэтому, игровые методы обучения наиболее широко используются в нашей практике на различных этапах занятия включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группах, парами и индивидуально) не только на уроках теоретического, но и производственного обучения.

На втором году приобретения профессиональных компетенций наиболее актуально применение более сложных видов игровых технологий, таких, как разыгрывание ролей с элементами деловых игр. Цель такой игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Обучающиеся 2 курса во 2 полугодии выходят на производственную практику и сталкиваются с трудностями на производстве в связи с возникновением различных незнакомых производственных ситуаций. А включение в учебный процесс элементов деловых игр: ролевых и имитационных, меняет мотивацию обучения: знания усваиваются не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Это в дальнейшем помогает выпускникам в трудоустройстве и с более быстрой адаптацией на производстве.

На занятиях производственного обучения в ходе различных игровых ситуаций целесообразно применение деловой игры с имитацией реальных производственных ситуаций: например, для профессии «Портной» - ателье, поточное производство (где каждый выполняет конкретное задание), выполнение мелкого ремонта одежды, выполнение ВТО изделия до товарного вида.  Каждому ученику отводится своя роль с учетом их индивидуальных особенностей. Во время игры обучающиеся могут выполнять отдельные роли или работать в группе. При групповой работе над заданием обязательно предусматривается, в последствии, межгрупповая дискуссия: представление результатов, выводы экспертов, анализ хода и результатов игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В процессе игры мастер производственного обучения контролирует исполнение каждой роли в соответствии с предложенным сценарием. При проектировании игр предоставляется возможность примерить разные роли каждому обучающемуся и почувствовать себя более уверенно и спокойно в каждой предложенной роли. Во время игры обучающиеся закрепляют навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи в процессе работы для достижения общего конечного результата.

Игра — это работа, развивающая деятельность. Через игру идет нескончаемый поток информации, который заставляет активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, позволяет преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. Игра — это зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, сотворчества ученика и педагога.

Педагогическая деятельность в профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ направлена на индивидуальный и межличностный подход к каждому обучающемуся. И игра – неоценимый в этом помощник. Она становится адаптером индивидуума к реальности.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

При планировании игры дидактическая цель ставится в виде игровой задачи, дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования, а успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом по определенным критериям.

Опираясь на собственный многолетний опыт и опыта коллег по использованию игровых технологий в профессиональном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов можно сделать вывод, что достоинства применения игровой технологии обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, познавательной деятельности учеников. Игровые технологии развивают самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, решительность.

Игровые технологии выгодно отличается от других методов обучения тем, что дают возможность обучающемуся быть лично причастным к решению «реальных» профессиональных задач. Это способствует углубленному пониманию внутренних закономерностей изучаемой профессии, позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия. Очень важно, что игровые технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, т.к. они формируются в самостоятельной деятельности.

Но создать некий комплекс или модель игры, рекомендуемые для разных категорий учеников невозможно. Проектирование игрового элемента или игры — это индивидуальная работа отдельно взятого педагога, на которую влияет достаточно большое количество факторов: эмоциональная и психологическая обстановка в группе, владение информацией и уровень знаний обучающихся, их интерес к проблеме и т.д.

Мы надеемся, что предложенные нами методические рекомендации помогут коллегам в разработке учебных занятий на основе применения игровых технологий.


G:\IMG-20181205-WA0004.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

Педагогика поддержки в среднем профессиональном образовании на уроках теоретического и производственного обучения

Также к статье прилагается памятка, где отображены проблемные ситуации и пути выхода из них....

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"...

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках учебной практики"

Использование игровых технологий на уроках учебной практики...