Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"
статья

Величко Светлана Николаевна

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК37

Светлана Николаевна Величко

преподаватель ОГАПОУ СПК,

г. Старый Оскол, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация

В статье представлен опыт использования игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций студентов в системе СПО. А также перечислены игры, которые можно использовать в педагогическом процессе.

Ключевые слова

игровые технологии, игра, игровые методы, профессиональные компетенции (ПК), основные компетенции (ОК), СПО.

«Игра практически с древних времён

 выступает как форма обучения»

Ян Коменский [1]

Подготовка специалистов, которые отвечают требованиям времени, самая важная цель профессионального образования. На сегодняшний день упор делается на организацию учебного процесса с целью формирования у студентов активного отношения к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из их жизненной позиции и профессионального самоопределения. В настоящее время реализация требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных навыков невозможна без использования альтернативных технологий: проблемное, разноуровневое, проектное обучение, использование игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления.

Игра, в современной педагогической теории, представляет собой ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.  Н.К. Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» [2, с.266]. И все привыкли считать, что игра – это основное занятие только ребенка. На самом деле это не так. Играют все: люди и животные, дети и взрослые.

Игра представляет собой такой уникальный вид деятельности, который помогает снять стресс, расслабиться, поднять настроение, а также сохраняет мозговую активность на должном уровне и помогает развивать необходимые навыки и способности.  

Для формирования и оценки качества образовательных результатов студентов на учебных занятиях по МДК «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» успешно использую игровые технологии, так как эти технологии позволяют создавать в естественной и непринужденной атмосфере профессиональные знания, практические умения и навыки, опыт профессиональной деятельности, а также ОК и ПК студентов.

Игра позволяет формировать компетенции студентов, то есть является важным элементом в освоении профессий и специальностей. Если рассмотреть общие компетенции, то практически все они наилучшим образом формируются именно в игре:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм [4].

Выделяют следующие типы уроков с применением игровых технологий в СПО:

1) ролевые и деловые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые часто предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных групп одной параллели.

В педагогической практике в системе СПО наиболее часто встречаемыми являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры.

В своей работе использую следующие игровые технологии:

  • викторина-зачет, которая проводится по отдельным темам и разделам преподаваемых дисциплин, например, викторина «Формы организации труда»;
  • зачет-игра по изученным темам, например, «Теоретические основы трудового воспитания в Дошкольном образовательном учреждении»;
  • квест, например, «Задачи трудового воспитания в современном детском саду»;
  • игры-упражнения;
  • деловая игра, например, «Один день в детском саду», «Программа А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»;
  • Клуб весёлых и находчивых.

Однако я считаю, что деловые игры более эффективны в преподавании именно профессиональных модулей и предметов. Как правило, мы проводим их как практические занятия, поскольку они позволяют смоделировать исследуемую ситуацию и закрепить знания, полученные в ходе лекций. Примеры тем таких деловых игр: «Ситуация», «Взаимодействие воспитателя с родителями» и т. д.

В связи с применением игровых методов заметила, что на учебных занятиях:

  • повышается интерес учащихся к учебным деятельности и к проблемам, которые включены в содержании учебного занятия;
  • эффективность обучения повышается, поскольку теоретические знания студентов соотносятся с их личным опытом;
  • практические навыки вырабатываются путем приближения учебного процесса к реальной профессиональной деятельности;
  • создаются условия для формирования личной позиции студента;
  • развиваются коммуникативные навыки учащихся и др.

В самостоятельной внеаудиторной работе студентов я пока использую мало игровых технологий. Например, студентам второго курса было получено разработать проект «Уголок природы в Дошкольном образовательном учреждении» в разных возрастных группах. Студенты могли проектировать сами или, объединившись в группы, делать ручную работу или использовать 3D. Конечно, не все восторженно откликнулись к этому предложению, но интересные проекты ручной работы, все же, были, но компьютерные варианты были очень слабыми, видимо, не хватает им знаний. В целом, конечно, хотелось бы, больше использовать именно компьютерное моделирование, но для этого необходимо хорошо знать и владеть компьютерными программами.

Студентам обычно нравится играть. Но иногда некоторые из них оказываются настолько стеснительными и неуверенными в себе, что поначалу категорически отказываются играть. Таких студентов нужно постепенно вовлекать в игру, начиная с небольших ролей. Игры помогают таким студентам расслабиться, что, очень важно в работе педагога.

Игра – увлекательнейший процесс обучения. Педагог и сам обучается в игре. Не всегда предсказуем ход и результат игры. Для управления игрой тоже, помимо знаний, нужен навык, который развить можно только, принимая участие в игре. Игра помогает педагогу уйти от назидательности, что вызывает естественные эмоции и реакции, создает непринужденную, дружелюбную атмосферу. Поэтому систематическое и целенаправленное применение игровых методов может дать определенные результаты как для педагогов, так и для обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональный опыт доказывает, что деловая игра, как один из методов активного обучения игровой технологии, способствует систематизации и актуализации профессиональных знания будущих воспитателей, придает им жизненность, действенную направленность, способствует формированию профессионального опыта, общих и профессиональный компетенций.

Список использованной литературы:

1. Ифоурок. Ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/user/kukushkina-zinaida-vladimirovna/blog/citaty-pedagogov-ob-igre-162685.html (дата обращения 31.10.2021 г.)

2. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.

3. Козлова С.А., Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования - М.: Издательский центр «Академия», 2016 – 144 с.

4. Старооскольский педагогический колледж. URL: http://pedcolledge.ru/2014-09-30-06-47-59 (дата обращения 31.10.2021 г.)

@ С.Н. Величко, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»

Урок по теме “Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах”  проведен с целью  обобщение и систематизации знаний, умений и навыков по планированию и организ...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиепо теме:Деловая игра «Творческий пробег...

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников  II курс  специальность 44.02.01 Дошкольное образование  по теме:...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...

Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей

Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс  специальность  44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: &la...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

Методическиеуказания для студентов колледжапо выполнению практических заданийпо МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковПМ.02 Организация различных ...

ЛЕКЦИИ МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Лекции Профессиональный модуль: ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей Междисциплинарный курс: МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой дея...