Конспект урока по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»
методическая разработка

Величко Светлана Николаевна

Урок по теме “Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах”  проведен с целью  обобщение и систематизации знаний, умений и навыков по планированию и организации самообслуживания в разных возрастных группах.

Содержание урока ориентировано на анализ  видео  непосредственной образовательной деятельности по самообслуживанию  и применяемых методов и приемов в разных возрастных группах ДОУ.

В процессе урока применялись методы и приемы, которые обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия  для формирования у обучающих практических умений в области планирования    самообслуживания в разных возрастных группах и развития профессиональных компетенций.

На уроке  использовались информационно-компьютерные средства  для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»

Специальность:  44.02.01 Дошкольное образование.

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Формируемые общие компетенции, определенные стандартом (ФГОС):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Формируемые профессиональные компетенции, определенные стандартом (ФГОС)

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

Цель: способствовать формированию  у обучающих практических умений в области планирования    самообслуживания в разных возрастных группах.

Задачи:

  • образовательные:  углубить и расширить знания об особенностях  самообслуживания в разных возрастных группах;
  • развивающие: совершенствовать профессиональные навыки студентов по изучаемой теме, систематизировать знания обучающихся о методах и приемах при организации самообслуживания дошкольников; 
  • воспитывающие: воспитывать умение работать в группах; способствовать положительной мотивации к педагогической деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Используемые технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, приемы технологии педагогических мастерских.

Методы и приёмы: метод практического обучения, наглядно-иллюстративные методы, приемы взаимопроверки, самооценивания, тестирование, устный опрос, оценка результатов самостоятельной деятельности студентов, рефлексия, диалогово-словесный, практический (выполнение упражнений)

Обоснование метода обучения и формы работы: перечисленные выше методы обучения и формы работы:

  • помогают активизировать внимание обучающихся в процессе закрепления учебного материала;
  • служат формированию у обучающихся собственного мнения .критического и логического мышления;
  • способствуют освоению общих и профессиональных компетенций.

Межпредметные и внутрипредметные связи: ПМ.02. Организация различных  видов деятельности и общения детей, МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников, Раздел 2 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска

Методическое обеспечение: презентация, раздаточный материал, видеоролик, методическая разработка урока. 

Ход:

I этап: организационный

- Здравствуйте уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на нашем учебном занятии. Хочу пожелать всем хорошего настроения и успешной продуктивной работы.

II этап: мотивационный

- Начну наше занятие с высказывания Томаса Фуллера «Знание-сокровищница, но ключ к ней - практика» Как вы думаете, почему я выбрала это высказывание?

- Сегодня на уроке мы через включение в различные виды  практической деятельности будем пополнять сокровищницу ваших профессиональных компетенций.

III этап: актуализация знаний

- Но прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним и повторим пройденный материал. Предлагаю вам, использовать платформу online test pad пройти онлайн тестирование с помощью QR-кода (Приложение №1).

- Поработаем в парах. Обменяйтесь телефонами, соотнесите процент выполнения с оценкой на экране. Оцените выполнение работы. Критерии оценивания на экране.

-Какие вопросы вызвали у вас сложности? С какими вопросами вы справились с легкостью?

- В течении урока вы используете рабочие листы, в которых вы фиксируете результаты своей работы. Занесите результат в рабочий лист. В конце урока вы сдадите листы (Приложение № 2).

- Мы повторили пройдённый материал. Думаю, он вам поможет сегодня на уроке.  

- Давайте вспомним, что мы изучили по теме (на экране).

- На предыдущих уроках мы с вами изучили  виды труда, рассмотрели самообслуживание как вид труда, формы организации трудовой деятельности, познакомились с  методами трудового воспитания.

- Как вы думает, чем вам необходимо владеть, чтобы научится организовать самообслуживание?

- Верно, сегодня мы начнем учиться планировать самообслуживание в разных возрастных группах.

IV этап: целеполагание

- С помощью упражнения «Облако слов» вы определите тему сегодняшнего урока. Внимание на экран (Приложение №3).

- Тема нашего урока «Методика формирования навыков самообслуживания в разных возрастных группах».

- Чтобы наша работа была плодотворной и целенаправленной, нам необходимо поставить перед собой цель на этом уроке.

- Подумайте, как можно сформулировать цель вашей работы на занятии?

- Научиться планировать самообслуживание  дошкольников.

V этап: Практическая работа студентов в группах.

- Чтобы достичь поставленных целей перейдем к практическим заданиям.

1.Распределить  методические приемы по группам и назвать в какой части  занятия можно  их использовать (Приложение №4) (Индивидуальная работа у доски). Задание для групп: в желтых конвертах лежат конспекты занятий, познакомьтесь с ним. Назовите методы и приемы, применяемые воспитателем.

- Назовите применяемые методы в младшей группе … , в старшей группе.  Какие методы вы будете использовать в своей работе. Какой метод вам кажется самым эффективным

Вывод: практические методы эффективные Высказывание Конфуция «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял».

 Прошу заполнить рабочие  листы.

2. - Дальнейшую работу мы построим следующим образом, мы будем работать в группах.

- В синих конвертах лежат задания. Внимательно прочитайте задания, посовещайтесь, напишите план своего ответа. Продемонстрируйте задания у доски.(1,2,Ж,4) (показ фрагмента занятия по самообслуживанию).

- Выступление групп будет оценивать жюри, жюри будет поочередно каждая группа. Жюри нужно не только оценить выступление, но и дать рекомендации.

- Прошу заполнить рабочие листы.

3. - Посмотрите видео занятия. Проведите анализ занятия по предложенному плану. Обратите внимание анализ занятия в розовых конвертах (Приложение № 5).

VI этап: Подведение итогов. Оценивание.

- Мы с вами проделали большую работу, и наступило время подвести итоги.

- Сегодня с вами мы безошибочно называли методические приемы, проводили анализ конспекта занятий. Мне бы хотелось отметить вашу активную работу, полные, грамотные ответы на занятии следующих студентов…

- А теперь у вас есть возможность самостоятельно оценить результативность вашей работы  на учебном занятии. Какой вывод вы можете сделать по итогам рабочего листа.

Попрошу сдать оценочные листы.

VII этап: Домашнее задание.

- Дома вам предстоит подготовить конспект занятия по самообслуживанию, возраст детей на ваш выбор.

VII этап :  «Рефлексивный экран»(Приложение № 6)

- Насколько содержание занятия было важным для вашей будущей профессиональной деятельности? 

Спасибо за занятие  и до новых встреч!

Приложение №1

Тест

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:

а)  взаимодействие  педагога  и  ребенка  с  целью  формирования  положительного  отношения  к  труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в)  целенаправленное  воздействие  на  ребенка  с  целью  формирования  положительного

отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком  по формированию способности к труду

2. Выберите виды труда дошкольников:

 а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

г) прикладной

3. Выберите формы организации труда дошкольников:  

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

4.Определите компоненты труда как деятельности:

а) мотив

б) результат

в) прием

г) способ

 5.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

6.Какие  формы  организации  трудового  воспитания  характерны  для  детей  младшего

дошкольного возраста:

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

7. Труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?

а) самообслуживание б) хозяйственно – бытовой в) ручной труд г) труд в природе

8. В чем отличия трудовой деятельности от игры:

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

9. Соотнесите задачи самообслуживания в соответствии с группой:

1. 2-я группа раннего возраста

А) продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застегивать пуговицы)

2.  младшая

группа

Б) совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, приучать аккуратно, складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок

3. средняя

группа

В) формировать у детей умения самостоятельно себя обслуживать(во время одевания, раздевания, умывания, еды)

4. старшая

группа

Г) закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место)

Эталон ответов

1-а

2-б, в

3-б, в, г

4-а,б,г

5-а,б,в

6-а

7-а

8. б,г

9 1-в, 2-а, 3-б, 4- г

Критерии оценивания

Оценка за контроль ключевых компетенций студентов производится по пятибалльной системе.

Ставится отметка:

«3» - за 60% правильно выполненных заданий,

«4» - за 70 – 80% правильно выполненных заданий,

«5» - за 90 – 100% выполненных заданий.

Приложение №2

Рабочий лист

ФИО______________________________________________________

Тест

Упражнение «Методические приемы»

Упражнение «Демонстрация фрагмента занятия»

Упражнение

«Анализ занятия»

Сумма баллов

Оценка

3 балла - оценка 5

2 балла - оценка 4

1 балл - оценка 3

1 балл —правильный ответ

Максимально- 8 баллов

3 балла - методические приемы соответствуют  требованиям структуры построения занятия

2 балла - методические приемы соответствуют  требованиям структуры построения занятия, но допущена 1 неточность

1 баллов - методические приемы соответствуют  требованиям структуры построения занятия, но допущена 2 и более неточности

3 балла - ответ развернутый, полный

2 балла - одна неточность

1 балл-в ответе допущены 2 и более неточности, не полный ответ

Перевод баллов в оценку:

15-17 баллов-«5»

13-15 баллов-«4»

11-13 баллов-«3»

Приложение №3

Упражнение «Облако слов»

Приложение №4

Упражнение «Распределить  методы  по группам»

Приложение № 5

Анализ занятия (самоанализ)

Занятие______________________________________________________________________

Задачи:_______________________________________________________________________

Возрастная группа_____________________________________________________________

Воспитатель (специалист)_______________________________________________________

Дата проведения_____________________ Количество детей__________________________

п/п

                       Критерии анализа

Уровни оценок

Высокий

Средний

Низкий

 1.

Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей

2.

Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового)

3.

Развитие мыслительной деятельности детей на      занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли      ребенка, наличие поисковых ситуаций)

4

Развитие психических процессов у детей

5.

Воспитательная ценность занятия (развитие ребенка)

6.

Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия

7.

Эстетика занятия:

8.

Использование наглядных пособий

9.

 Продуманность построения занятия

10.

Разнообразие методов и приемов

11.

Речь педагога                                                      

12.

Педагогический такт специалиста                  

13.

Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития

14.

Качество выполнения заданий (работ) детьми                                                                

15.

Поведение детей на занятии                        

16.

Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание)

17.

Подведение итога занятия

18.

Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие)

ИТОГО

Примечание.  В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.

Выводы по занятию_________________________________________________________________

Предложения и рекомендации_________________________________________________________

ФИО наблюдателя __________________________________________________________________

Должность____________________________________________________________________

Дата «____»____________20___г.                                               Подпись __________________

Приложение № 6

Упражнение «Рефлексивный экран»

Продолжи предложения:

Сегодня я узнала…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я поняла, что…

Я приобрела…

Я научилась…

Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг

Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиепо теме:Деловая игра «Творческий пробег...

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников  II курс  специальность 44.02.01 Дошкольное образование  по теме:...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...

Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей

Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс  специальность  44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: &la...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

Методическиеуказания для студентов колледжапо выполнению практических заданийпо МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковПМ.02 Организация различных ...

Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"...