Методическая разработка по теме урока производственного обучения слесарным работам "Разметка"
учебно-методический материал на тему

Урок по теме «Разметка» проводится в группе 1 курса по профессии «Машинист локомотива». На данный урок в учебной программе отводится 6 часов, то есть один урок производственного обучения. Эта тема имеет важное значение для любой профессии, связанной с металлообработкой, так как является первым занятием с выполнением учебно-производственной работы. От того, как обучающиеся освоят данную слесарную операцию, будет зависеть успешное выполнение ими в дальнейшем других, более сложных учебно-производственных работ. Из личного опыта замечено, что обучающиеся, которые не в полном объеме приобрели знания, умения навыки по данной теме, в последующем имеют низкий уровень обученности. Для устранения данной проблемы мастер производственного обучения обязан более ответственно подойти к передаче обучающимся знаний, умений и навыков. Цель методической разработки – помочь начинающим молодым специалистам (мастерам производственного обучения) спланировать учебное занятие и провести его поэтапно, опираясь на данную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razmetka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 1»

Методическая разработка

 урока производственного обучения

по теме: «Разметка»

Разработал:

Васильев С. Ю.

Чита, 2012г.

Введение

Урок по теме «Разметка» проводится  в группе 1 курса по профессии  «Машинист локомотива». На данный урок в учебной программе отводится 6 часов, то есть один урок производственного обучения. Эта тема имеет  важное значение для  любой профессии, связанной с металлообработкой, так как является первым занятием с выполнением учебно-производственной работы. От того, как обучающиеся освоят данную слесарную операцию, будет зависеть успешное выполнение ими в дальнейшем других, более сложных учебно-производственных работ. Из личного опыта замечено, что обучающиеся, которые не в полном объеме приобрели знания, умения навыки по данной теме,  в последующем имеют низкий уровень обученности. Для устранения данной проблемы мастер производственного обучения обязан более ответственно подойти к передаче обучающимся знаний, умений и навыков.

Цель методической разработки – помочь начинающим молодым специалистам (мастерам производственного обучения)  спланировать учебное занятие и провести его поэтапно, опираясь на данную работу.

Основная часть

  1. Подготовка к уроку

Для качественного проведения урока  по теме «Разметка» требуется тщательная подготовка.

Мастер производственного обучения тщательно изучает данную тему:

  • повторяет теоретическое содержание темы урока;
  • знакомится с методическими рекомендациями, разработками;
  • подбирает учебно-производственную работу;
  • подготавливает инструмент, заготовки;
  • изготавливает эталон;
  • рассчитывает рабочее время обучающихся;  
  • составляет план урока производственного обучения.

Урок проводится в слесарной мастерской.

Верстаки (попарно соединенные между собой) в мастерской расположены в два ряда, на них разложен инструмент, соответствующий данному уроку.

Оснащение рабочего места мастера производственного обучения  :

  •  письменный стол мастера;
  •  оверхед с набором фолий или мультимедиа проектор;
  •  экран;
  •  стулья;
  •  демонстрационный столик для эталона и заготовок.

Сидячие места обучающихся находятся в начале мастерской уровнем ниже, чем место мастера (для лучшего восприятия вводного инструктажа).                                  Слева располагается демонстрационный верстак для демонстрации трудовых приемов.

На доске пишется тема урока и его цель, а также учебно-производственная работа и нормы времени.

  1. Проведение урока

  1. Организационная часть

Урок начинается с организационной части продолжительностью 5 минут, которая содержит в себе построение группы, рапорт старосты, проверку внешнего вида, согласно требованиям  техники безопасности. После этого ребята занимают места для получения вводного инструктажа.

  1. Вводный инструктаж

Следующим этапом урока является вводный инструктаж, на который отводится 45 минут. Но из личного опыта советую увеличить продолжительность вводного инструктажа  вследствие большого объёма содержания темы занятия, так как тема «Разметка» содержит в себе 2 подтемы: «Разметка плоскостная» и «Разметка пространственная».  За 45 минут обучающиеся не способны воспринять знания, умения навыки по данной теме, поэтому мастер производственного обучения увеличивает вводный инструктаж до 55 минут.

  1. Сообщение темы и цели урока

Мастер сообщает тему и цель урока. Это очень важный этап начала урока. Тема и цель урока должны звучать конкретно и  четко с обозначением определенных задач занятия.

Вообще каждый этап урока производственного обучения важен, так как он несет определенную задачу для достижения общей цели. Каждый последующий элемент урока должен быть связан с предыдущим. Благодаря этому урок достигает своей эффективности.

  1. Актуализация знаний

Актуализация знаний  этап урока, на котором планируется воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

Так как разметка представляет собой нанесение рисок на заготовку, определяющих контуры будущей детали или изделия, она непосредственно связана со специальной дисциплиной «Черчение».  

Выбрав заранее учебно-производственную работу «Построение геометрических фигур», мастер предполагает связь практики с дисциплиной «Геометрия».

Поэтому актуализацию знаний рационально проводить, опираясь на знания, полученные в процессе изучения данных дисциплин.

  1. Мотивация познавательной деятельности

Успешно проведя актуализацию знаний, мастер переходит к мотивации познавательной деятельности обучающихся.  

Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

На данном этапе мастер производственного обучения должен проследить за тем, чтобы мотивационный момент проник в каждого обучающегося, сформировав в нем направленность на достижение цели.

2.2.4.  Формирование новых знаний

Следующий этап – формирование новых знаний (объяснение нового материала). На данном этапе мастер производственного обучения формирует новые знания в основном в следующей последовательности:

  •  определение (назначение) данной операции, виды;
  •  приспособления, которые применяются при работе;
  •  инструмент, применяемый при данной операции;
  •  типичные ошибки;
  •  техника безопасности.

Объясняя новый материал,  мастер производственного обучения должен учитывать пересечение тем дисциплины «Слесарное дело» с темами производственного обучения. От этого зависит объем излагаемого материала, а следовательно и время вводного инструктажа. При несовпадении тем мастер производственного обучения на подготовительном этапе должен спланировать данную ситуацию и найти рациональное решение проблемы

(можно организовать бинарный урок).

Еще одной особенностью данного этапа является постоянное пересечение теории с практикой. Формируя знания об инструменте, применяемом при данной операции, мастер обязан практически показать использование данного инструмента в работе: объяснить хватку инструмента, рабочую позу, особенности производимой операции.

Кроме того мастер производственного обучения объясняет типичные ошибки, допущенные при работе, и правила их предупреждения и устранения.

Объяснение техники безопасности является неотъемлемой частью успеха урока производственного обучения.

 Нарушая технику безопасности, обучающийся подвергает свое здоровье и жизнь опасности, а мастер возлагает на себя не только моральные обязательства, но и несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей.

Поэтому нужно ответственно относиться к данному элементу урока: следить за требованиями техники безопасности, предотвращать нарушения техники безопасности в процессе урока, своевременно и правильно заполнять журнал учета производственного обучения (форма № 3).

   

  1. Закрепление изученного  материала

На данном этапе свойственно повторение не только материала, объясненного мастером, но и воспроизведение умений, показанных мастером производственного обучения в процессе объяснения нового материала, а также повторения технологии выполнения учебно-производственной работы.

В основном мастер производственного обучения задает теоретические вопросы по изложенному материалу конкретным обучающимся в группе. Также вызывает к демонстрационному верстаку для воспроизведения и закрепления  сформированных умений по данной теме.

  1. . Текущее инструктирование и

самостоятельная работа обучающихся

После  того, как обучающиеся приступают к выполнению задания, наступает следующий этап урока производственного обучения - текущее инструктирование и самостоятельная работа обучающихся, продолжительностью 280 мин.

На данном этапе урока мастер совершает обходы с целью контроля и корректировки технологии изготовления изделия.

Обход № 1. Проверка соблюдения технологического процесса.

Обход № 2. Проверка организации рабочего места.                

Обход № 3. Индивидуальное инструктирование.  

Обход № 4. Проверка соблюдения ТБ.

2.4. Заключительный инструктаж

После текущего инструктирования и самостоятельной работы обучающихся наступает  заключительный инструктаж, на который отводится 20 мин.

В это время мастер указывает на ошибки, допущенные ребятами в ходе выполнения работы, выставляет оценки.

Задается домашнее задание.

После окончания урока производится уборка мастерской.

Заключение

В данной методической разработке описан классический способ проведения урока производственного обучения.  Она является выражением собственного опыта и предназначена для помощи молодым специалистам (мастерам производственного обучения) для планирования и проведения самостоятельных уроков производственного обучения.

Важно помнить, что форма проведения занятия и методы достижения цели всегда зависят от индивидуальной особенности и желания мастера производственного обучения.

Всегда  нужно учитывать уровень  развития обучающихся в разных  группах. И как следствие необходимо использовать различные методы и способы обучения для достижения целей урока производственного обучения.

                План урока производственного обучения.

Группа: 1-30

Тема урока:  «Разметка».

Цель урока: научить обучающихся приемам  разметки                                                                                                                                                                                                

                        Развивать творческое мышление;

                        Воспитывать в учащихся аккуратность и точность.

Тип урока:  урок по изучению новых ЗУН

Метод урока: рассказ-беседа с демонстрацией трудовых приемов. Материальное и дидактическое оснащение: инструкционные, карты,  эталон, линейки  масштабные, чертилки, кернера, молотки, циркули.

Межпредметные связи: черчение, геометрия, материаловеденье, слесарное дело.

Время: 6 часов.

Учебно-производственная работа: тренировочные упражнения (геометрическое построение фигур)

Литература: Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела», Н.И. Макиенко                              

        «Практические работы по слесарному делу», В.А. Скакун

                      «Слесарное дело».

Литература, рекомендуемая учащимся: Н.И. Макиенко «Общий курс

                      слесарного дела», Н.И. Макиенко «Практические работы по              

                      слесарному делу».

                                     Ход урока.                                                                      

I. Организационная часть (5мин).

     1. Построение, рапорт старосты.

     2. Проверка спецодежды, с точки зрения техники безопасности.

II. Вводный инструктаж (55 мин).

  1. Сообщить тему, цель урока.
  2. Актуализация знаний
  3. Формирование новых знаний.
  4. Закрепление изученного материала.

   

III. Самостоятельная работа обучающихся и текущее инструктирование (280 мин).

Обход № 1. Проверка соблюдения технологического процесса.

Обход № 2. Проверка организации рабочего места.                

Обход № 3. Индивидуальное инструктирование.  

Обход № 4. Проверка соблюдения ТБ.

IV. Заключительный инструктаж (20 мин).

  1. Подведение итогов, выставление оценок
  2. Указать на допущенные ошибки.
  3. Выставление оценок с их комментированием.
  4. Домашнее задание:  повторить §2.1 Н. И.  Макиенко  «Общий курс слесарного дела».
  5. Уборка мастерской.

Литература

  1.  Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально техническое образование. – Москва, 1977.
  2.  Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела. - Москва 1984.
  3. Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения. – Москва, 1988.
  4. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Часть I, II. - Москва, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Рубка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО

В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...