АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
статья

Панфилов Денис Игоревич

В данной статье рассматривается проблема недостаточности знаний и характеристик для описания термина «компьютерная грамотность» в настоящее время. Также более детально сформулирован сам термин «компьютерная грамотность», как системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в информационном и компьютеризированном обществе. Так же в статье освещено то, что владение компьютерной грамотностью возможно на разных уровнях. Помимо этого, в статье приведена система компьютерной грамотности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11st_panfilov.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.862

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Д.И. Панфилов,

магистрант 2 курса напр. «Управление и инновации в образование», ТюмГУ г. Тюмень

Научный руководитель: Л.М. Волосникова,

к.ист.н., доц., ТюмГУ, г. Тюмень

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема недостаточности знаний и характеристик для описания термина «компьютерная грамотность» в настоящее время. Также более детально сформулирован сам термин «компьютерная грамотность», как системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в информационном и компьютеризированном обществе. Так же в статье освещено то, что владение компьютерной грамотностью возможно на разных уровнях. Помимо этого, в статье приведена система компьютерной грамотности.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, информационная грамотность, технологическая грамотность, уровни владения компьютерной грамотности.

  1. Характеристика понятия «Компьютерная грамотность» и его особенности

Информация — всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах. Данные — это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве информации. Знания — это результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Уникальность социальной коммуникации в условиях нашего информационного общества состоит в невероятном увеличении объемов обрабатываемой человеком информации, сопровождающегося информационным «голодом» (трудностью, а иногда и невозможностью человека выделить из такого объема информации что-то нужное и важное). Данную ситуацию можно коротко охарактеризовать как «информационный кризис». Первым и важным шагом на пути разрешения этой проблемы стало создание микропроцессора в 1971 году.

Необходимо сделать акцент на остроте и актуальности проблемы создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов.

Любой дальнейший прогресс человеческого общества связан с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. На самых первых этапах идея компьютеризации школы обуславливалась необходимостью внедрения и использования новейших технологий своего времени для решения задач учебно-образовательного процесса. Принятое еще в 1985 году правительственное решение об обеспечении компьютерной грамотности учащихся повлекло за собой немедленное внедрение в образовательный процесс первых на тот момент электронных вычислительных машин [О мерах 1985]. Таким образом, формирование компьютерной грамотности школьников изначально было направлено на устранение разрыва между мировым и российским уровнями внедрения компьютерной техники в социум. [41

Что же такое «компьютерная грамотность»? На сегодняшний день компьютерная грамотность является далеко не новым понятием. Использование данного термина встречается во многих исследовательских и научных работах даже до начала 2000-х годов. Стоит отметить, что часто данный термин идёт в связке с такими понятиями, как «информационная грамотность», «технологическая грамотность» и многие другие, связанные с программированием и IT.

В научной литературе термин «компьютерная грамотность» чаще всего понимается как владение навыками работы с компьютером: использование компьютера, мыши, работа с текстом. Под информационной грамотностью, как правило, понимают работу непосредственно с информацией: поиск, понимание, оценка, взаимодействие.

Самое первое определение компьютерной грамотности было размещено С. А. Христочевским в статье под названием «Компьютерная грамотность, что это такое?». По мнению С. А. Христочевского, компьютерная грамотность — системная совокупность знаний и умений, необходимых человеку для использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда в компьютеризированном обществе [Христочевский, 1988].

Так же подробно тему компьютерной грамотности и компьютерных технологий изучал академик А. П. Ершов. По его мнению, компьютерная грамотность — знание основ вычислительной техники и языков программирования. Разумеется, необходимо учитывать время, в которое жили и работали данные ученые, потому что Андрей Петрович в тот момент опирался прежде всего на содержание использования ЭВМ и больше был нацелен на формирование компьютерной грамотности будущих программистов.

П. В. Беспалов, например, считает понятие компьютерной грамотности не совсем точным и предлагает придерживаться понятия «компьютерная компетентность». Показателями сформированности компьютерной компетентности П.В. Беспалов считает наличие таких качеств личности, как: интерес к проблемам становления информационного общества, осознанная установка на использование информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности; умение быстро и эффективно переходить от одного языка программирования к другому; соблюдение этикета электронного общения и усвоение оптимального диалогового ре-жима общения с помощью ЭВМ [2].

Подход А. Л. Семёнова к определению компьютерной грамотности кажется одним из самых приближенных к современным реалиям. В своей работе он рассуждает о компьютерной грамотности с точки зрения информационной компетентности, в которую входят умение обрабатывать информацию а также принимать решения в непредвиденных ситуациях на основе полученной информации.

Так или иначе, все те, кто рассматривал явление компьютерной грамотности или схожих с этим термином понятий (работы А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А. Негодаева, и др.) [3] сходились во мнении, что компьютерная грамотность, по факту — умение работать с компьютером и, в самом лучшем случае, умение программировать. Однако процесс формирования компьютерной грамотностью не должен сводиться лишь к обучению составления программ и работы с ними на компьютере. В наше время этот процесс уже затрагивает не только профессиональную, но социальную жизнь.

  1. Уровни владения компьютерной грамотности

Говоря об уровнях владениях компьютерной грамотностью, нельзя не рассмотреть работы Пасковой А.А. и Бутко Р.П., которые выделяют три уровня владения компьютерной грамотностью [4]:

  • Уровень элементарной компьютерной грамотности. Приобретение минимального набора знаний, навыков и приемов работы на персональном компьютере.
  • Уровень функциональной компьютерной грамотности. На этом уровне предполагается приобретение необходимых и достаточных знаний в области информационных технологий и владение наиболее общими способами деятельности, направленными на преобразование объектов действительности с помощью средств вычислительной техники.
  • Уровень системной профессиональной компьютерной грамотности. Для этого уровня характерно формирование профессионально значимых качеств в области использования информационных технологий, позволяющих реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности и в современной информационной среде.

Специалисты американской консалтинговой фирмы Nielsen Norman Group разделяют пользователей по четырем различным уровням владением компьютерной грамотностью. В их число входят:

Уровень 0. Пользователи, имеющие самый низкий уровень компьютерной грамотности. Как правило, такие пользователи очень редко работают с компьютером. Для таких людей не проблема создать или удалить файл или отправить электронное письмо на почту, однако на этом их навыки заканчиваются. [5]

Уровень 1. Пользователи, имеющие базовый уровень владения компьютером. Для таких людей не проблема найти нужную информацию в интернете или отсортировать письма в электронной почте, разобрав на ходу все нужные файлы. В эту категорию входит большая часть офисного персонала.

Уровень 2. Опытный пользователь. На этом уровне выполнение задач требует и опыта, и специфических знаний, с одновременным пониманием самой задачи. Здесь уже речь идёт о работе со сложными таблицами, многостраничными формами, работа с приложениями. Также от пользователей первого уровня их отличает многоуровневость задач (большее количество промежуточных этапов).

Уровень 3. Продвинутый пользователь. Самая малочисленная группа людей. Такие пользователи способны решить задачу любого уровня сложности, имея при этом 2–3 варианта решения проблемы с помощью различных инструментов.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что компьютерную грамотность, как правило, определяют как возможность человека использовать компьютер, выделяя при этом 3 основных уровня владения компьютером: базовый, основной и продвинутый.

В рамках написания текста статьи нам удалось сформулировать определение термина «компьютерная грамотность» на базе определения С. А. Христочесвского [6]. Однако, оно не в полной мере отражает актуальность компьютерной грамотности в рамках современного времени, так как сегодня люди, владеющие компьютерной грамотностью — это не только программисты, но ещё и люди любых других профессией, использующих компьютерные технологии в обычной жизни. В связи с этим, появилась необходимость определить и зафиксировать собственное определение компьютерной грамотности, а также выделить уровни владения компьютерной грамотностью, учтя при этом особенности организации, на базе которой проходила практика с целью принести максимальную пользу, не разрушая при этом принципы образовательного процесса и стратегии, выбранной руководством организации.

  1. Система компьютерной грамотности

На основе анализа научной литературы и опыта работы, на наш взгляд, рациональной представляется следующая структура компьютерной грамотности. (Схема №1).

Схема1. Система компьютерной грамотности

Ценностно-мировоззренческая составляющая предполагает формирование мировоззрения в соответствии с системно-информационной картиной мира, изучение общих закономерностей строения и функционирования самоуправляемых систем, а также понимание ценности компьютерной грамотности специалиста для решения профессиональных задач.

Информационно-познавательная составляющая — это знания, связанные со строением и функционированием ПК, а также информационных и коммуникационных технологий; знание возможностей компьютера для осуществления самообразования.

Операционно-деятельностная составляющая подразумевает наличие умений и навыков использования компьютера и применения информационных и коммуникационных технологий для успешного функционирования человека в информационном обществе.

Эколого-валеологическая составляющая включает в себя знания негативных влияний компьютера и информационных технологий на человека, а также знание мер, предотвращающих таковые и умение применять их на практике.

Проанализировав научные статьи, диссертации и многие другие источники, было принято решение сформировать следующее определение компьютерной грамотности: Компьютерная грамотность — системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в информационном и компьютеризированном обществе.

Овладение компьютерной грамотностью возможно на разных уровнях. Однако не представляется возможным выделить четкие необходимые области знаний для формирования компьютерной грамотности, потому что в данном вопросе все очень сильно зависит от сферы деятельности человека, формирующим компьютерную грамотность. Именно поэтому при формировании составляющих компьютерной грамотности были учтены тренды современного общества, а также потенциал программирования как сферы деятельности человека.

Уровни владения компьютерной грамотностью:

Базовый уровень. Умение работать с операционной системой Windows: умение печатать и использовать мышь, работа с папками, файлами, текстом, таблицами, сервисами Google.

Основной уровень. Умение работать с простыми 3D-моделями: создание, редактирование, программирование, знание основ обработки фотографий: размер фотографии, работа с эффектами и обработкой.

Продвинутый уровень. Знания в области игрового дизайна: виды игровых движков, создание 2D и 3D игр; Сайтостроение: структура любого сайта, создание постов, добавление фотографий.


Список литературы

[1] Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. – М.: Наука, 1984. – 236 с.

[2] Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе// Информатика и образование. – 1986. – № 1. – С. 18-19.

[3] Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. – М.: Прогресс, 1988. – 265 с.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – 605 с.

[4] Паскова А.А. Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Шуя, 2002. – 17 с.

[5] Ершов А.П. Программирование – вторая грамотность // ЭКО. – 1982. – №2. – С. 143-156.

[6] Христочевский С.А. Компьютерная грамотность, что это такое?// Информатика и компьютерная грамотность. – М.: Наука, 1988. – С. 36-38.

© Д.И. Панфилов, Л.М. Волосникова, 2022 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная грамотность - как составляющая профессиональной подготовки специалистов

Компьютерная  грамотность - как составляющая  профессиональной подготовки специалистов Сегодня в мире информационные технологии развиваются очень стремительно, поэтому чтобы успевать за...

Кружок «Компьютерная грамотность»

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения студентов образования в области новых информационных технологий. Информатика как динамично развивающаяся наука...

ОП.07. Компьютерная грамотность Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС  по профессии   18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»...

Программа учебной дисциплины Основы компьютерной грамотности по профессии Каменщик

     Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 12680 Каменщик для профессиональной подготовки в ГБПОУ «К...

презентация к докладу: Дополнительная общеразвивающая программа « Компьютерная грамотность»

Даны цели изадачи курса по дополнительной  общеразвивающая программа  « Компьютерная грамотность» расчитанной на 60 часов. Приведены полученные результаты работы по программе....

Программа ДОП образования "Компьютерная грамотность"

Направленность образовательной программы «Компьютерная грамотность 16» - научно-техническая. Она ориентирована на изучение основ компьютерной грамотности в области работы с операционной си...

Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОТЕНЦИАЛ»"

В статье изучены подходы к развитию современных представлений о потенциале, выделены основные подходы: ресурсный, ресурсно-целевой, управленческий, комплексный....