ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА
учебно-методический материал
Программа предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки студентам первого курса, испытывающим трудности в период первичной адаптации к учебе в колледже и освоению будущей профессии. Основная цель программы — создание условий для успешного освоения специальности и минимизация риска дезадаптации и стресса у студентов, оказавшихся в новой социальной среде.
Актуальность программы
Первый год обучения традиционно является критическим этапом, сопровождающимся изменениями привычного уклада жизни, сменой круга общения и появлением новых требований. Особенно важны навыки адаптации для студентов, выбравших профессию «Социальная работа», поскольку специфика этой специальности предполагает высокую ответственность и активное участие в социальной сфере. Помимо профессиональной подготовки, особое внимание уделено воспитанию готовности к общению, развитию эмпатии, навыков саморегуляции и толерантности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАРЬИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КОСТРОМКОЙ ОБЛАСТИ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
39.02.01 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Разработала: Пестрякова Т.А.
Место составления: ОГБПОУ Костромской области «Шарьинский педагогический колледж»
Курс: 1-й курс
Группа: 1Г
Срок реализации: сентябрь—декабрь 2025 года (I семестр)
Шарья, 2025 г.
Общая характеристика программы
Программа предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки студентам первого курса, испытывающим трудности в период первичной адаптации к учебе в колледже и освоению будущей профессии. Основная цель программы — создание условий для успешного освоения специальности и минимизация риска дезадаптации и стресса у студентов, оказавшихся в новой социальной среде.
Актуальность программы
Первый год обучения традиционно является критическим этапом, сопровождающимся изменениями привычного уклада жизни, сменой круга общения и появлением новых требований. Особенно важны навыки адаптации для студентов, выбравших профессию «Социальная работа», поскольку специфика этой специальности предполагает высокую ответственность и активное участие в социальной сфере. Помимо профессиональной подготовки, особое внимание уделено воспитанию готовности к общению, развитию эмпатии, навыков саморегуляции и толерантности.
Необходимость разработки специальной программы продиктована задачей оказать содействие студентам в прохождении начального этапа социализации и адаптации к новому месту учебы. Основной функцией программы является поддержка молодых специалистов в выработке эффективных стратегий личной и академической самореализации.
Цель программы
Формирование благоприятных условий для успешной интеграции студентов первого курса в образовательную среду колледжа и развитие у них профессионально значимых компетенций.
Задачи программы
- Содействовать преодолению студентами трудностей адаптации и повысить их устойчивость к стрессу.
- Формировать положительное отношение к выбранной специальности и поддерживать мотивацию к учебе.
- Укреплять уверенность студентов в своих силах, содействуя раскрытию лидерского потенциала и развитию навыков сотрудничества.
- Развивать компетенции, важные для будущей профессиональной деятельности социального работника.
- Совершенствовать навыки управления личным прогрессом и осознанного восприятия происходящих изменений.
Принципы построения программы
- Принцип дифференцированного подхода — учитывать индивидуальные особенности студентов.
- Принцип активности и субъектности — мобилизовать внутренние ресурсы студентов для преодоления кризисных состояний.
- Принцип постепенности и преемственности — последовательно реализовывать запланированные мероприятия.
- Принцип обратной связи — регулярно оценивать достигнутые результаты и вносить изменения в поддерживающие мероприятия.
Формы и методы работы
- Индивидуальные и групповые консультации, беседы.
- Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и устойчивости к стрессовым ситуациям.
- Профориентационная работа и посещение профильных организаций и социальных служб.
- Совместная творческая деятельность и участие в общественно полезных акциях.
- Мониторинг и диагностика текущего состояния адаптации студентов.
Основные направления работы
- Информационно-просветительская работа — знакомство студентов с правилами обучения, дисциплиной и организационными нормами учебного заведения.
- Социально-психологическая поддержка — проведение консультаций, диагностика проблем и разработка способов их устранения.
- Организационно-воспитательная работа — организация мероприятий, конкурсов и акций, нацеленных на сплочение группы и развитие профессиональных навыков.
- Работа с родителями — информирование родителей о ходе адаптационного процесса, организация встреч и обсуждений текущих вопросов.
Планируемые результаты программы
- Устойчивое удовлетворение студентов жизнью в колледже.
- Минимизация рисков дезадаптации и исключение вероятности отчисления.
- Повышение эффективности учебной деятельности и улучшение мотивации к учебе.
- Расширение коммуникативных возможностей и формирование навыков сотрудничества.
- Осознанное принятие ценностей и норм профессии «Социальная работа».
Критерии оценки эффективности программы
- Постоянно сохраняемое позитивное отношение к профессии и учебному процессу.
- Повышение показателей успешности адаптации и сокращение количества пропусков занятий.
- Улучшение успеваемости и отсутствие задолженности по дисциплинам.
- Повышение инициативы и активной роли в студенческих сообществах.
- Отсутствие симптомов ухудшения физического и психического здоровья, стабильный рост самооценки.
Мероприятия и сроки реализации программы
Месяц | Мероприятие | Ответственный |
Сентябрь | Первая встреча с группой | Классный руководитель |
Анкетирование и диагностика | Классный руководитель | |
Беседа «Профессиональные ожидания» | Классный руководитель | |
Дебют первокурсника. Посвящение в студенты | Библиотекарь | |
Октябрь | Тренинг «Коммуникативный тренинг» | Классный руководитель |
Участие в конкурсах, мероприятиях | Классный руководитель | |
Ноябрь | Посещение музеев, выставок | Классный руководитель |
Беседа «Жизнь нашего колледжа» | Классный руководитель | |
Декабрь | Завершающие индивидуальные консультации | Классный руководитель |
Выпуск итогового буклета «Наши успехи» | Классный руководитель |
Ресурсное обеспечение программы
- Кабинет классного руководителя для проведения групповых занятий.
- Библиотека колледжа и доступ к интернет-ресурсам.
- Сотрудники колледжа (преподаватели, заведующий отделением).
- Материалы и оборудование (компьютеры, специальное ПО, аудиотехника).
Прогнозируемые риски и меры профилактики
- Несоответствие успеваемости требованиям — усилить контроль, провести дополнительную консультацию.
- Проблемы в установлении контактов со сверстниками — индивидуальные встречи, приглашения на мероприятия, тренинг общения.
- Утрата мотивации и неудовлетворённость выбором профессии — сотрудничество с семьёй, информирование о карьерных возможностях.
Механизм мониторинга
- Регулярные анкеты и интервью с участием студентов.
- Анализ статистических данных по посещаемости и успеваемости.
- Наблюдение и отчёты классного руководителя.
Предложения по дальнейшей поддержке студентов
В дальнейшем рекомендуется продолжение сопровождения студентов посредством регулярных практикумов и стажировок в организациях социальной защиты, курсов повышения квалификации для педагогов-наставников, регулярного обновления программы с учётом текущих потребностей студентов.
Заключение
Осуществление представленной программы создаёт оптимальные условия для успешной адаптации студентов-первокурсников специальности «Социальная работа», обеспечивает необходимую базу для дальнейшего профессионального становления и формирования готовности к предстоящей деятельности в качестве квалифицированных специалистов.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебник для вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 2023. — 512 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для бакалавров / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2022. — 384 с.
- Березовская, Г.А. Профессиональная адаптация студентов первого курса колледжа : учеб.-методич. пособие / Г.А. Березовская. — Ярославль: ЯрГУ, 2024. — 144 с.
- Добровольская, Т.А. Управление процессом адаптации студентов в условиях среднего профессионального образования : монография / Т.А. Добровольская. — Кострома: КГСХА, 2022. — 236 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 2023. — 480 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 2024. — 352 с.
- Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога : справочно-методическое пособие / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2023. — 992 с.
- Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология : учебник для врачей и психологов / В.Д. Менделевич. — М.: МедПресс-информ, 2022. — 608 с.
- Смирнова, Е.Е. Детская психология : учебник для пед. вузов / Е.Е. Смирнова. — М.: Владос, 2023. — 384 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе : научное издание / И.С. Якиманская. — М.: Просвещение, 2022. — 256 с.
Приложение
Приложение 1
Анкета для диагностики адаптационного состояния студентов
ФИО студента: ________________
Группа: ___________
Дата заполнения: ___________
Часть I. Самочувствие и настроение
- Как вы чувствуете себя в настоящее время?
- Хорошо, спокойно
- Немного тревожно
- Испытываю напряжение и беспокойство
- Чувствую подавленность и усталость
- Насколько тяжело вам дается привыкнуть к новым правилам и распорядку колледжа?
- Легко приспосабливаюсь
- Есть небольшие трудности
- Сложно перестроиться
- Чрезвычайно трудно
- Часто ли возникают конфликты с одногруппниками или преподавателями?
- Никогда
- Редко
- Иногда
- Довольно часто
Часть II. Отношения в группе и взаимоотношения
- Легко ли вам находить друзей и общаться с однокурсниками?
- Да, легко
- Среднего уровня сложности
- Затрудняюсь отвечать
- Мне сложно заводить знакомства
- Достаточно ли внимания уделяют ваши одноклассники вашему мнению и желаниям?
- Всегда прислушиваются
- Чаще всего уважают мое мнение
- Изредка обращают внимание
- Меня почти игнорируют
- Хотите ли вы присоединиться к каким-либо клубам или секциям в колледже?
- Уже участвую
- Хочу записаться, но пока не определился
- Возможно, позже
- Нет желания заниматься дополнительно
Часть III. Оценка учебного процесса
- Насколько довольны вы качеством преподаваемых предметов?
- Весьма доволен(-а)
- Скорее доволен(-а)
- Ни хорошо, ни плохо
- Недоволен(-а)
- Какой уровень нагрузки считаете оптимальным лично для вас?
- Текущая нагрузка оптимальна
- Желателен меньший объём занятий
- Нужно увеличить нагрузку
- Все равно, какой уровень нагрузок
- Какие трудности возникли у вас в первом учебном полугодии?
- Никаких особых трудностей
- Небольшие учебные сложности
- Некоторые проблемы с усвоением материала
- Много серьезных препятствий
Часть IV. Самооценка и личное самочувствие
- Как бы вы оценили свое состояние здоровья?
- Отличное здоровье
- Здоровье хорошее
- Временами чувствую слабость
- Часто болею
- Насколько сильна ваша внутренняя уверенность в себе?
- Очень высокая уверенность
- Средняя уверенность
- Низкая уверенность
- Практически отсутствует уверенность
- Сколько часов сна в сутки достаточно для поддержания хорошего самочувствия?
- До 6 часов
- 6–7 часов
- 7–8 часов
- Больше 8 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"
Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"...

Адаптационное занятие с первокурсниками. Творческо-групповая работа с первокурсниками в общежитии.
Данная разработка ориентирована на воспитателей общежитий начального и среднего образования.Адаптация обучающегося в общежитии – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, что...

Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»
Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности ...
