ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА
учебно-методический материал

Татьяна Александровна Пестрякова

Программа предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки студентам первого курса, испытывающим трудности в период первичной адаптации к учебе в колледже и освоению будущей профессии. Основная цель программы — создание условий для успешного освоения специальности и минимизация риска дезадаптации и стресса у студентов, оказавшихся в новой социальной среде.

Актуальность программы

Первый год обучения традиционно является критическим этапом, сопровождающимся изменениями привычного уклада жизни, сменой круга общения и появлением новых требований. Особенно важны навыки адаптации для студентов, выбравших профессию «Социальная работа», поскольку специфика этой специальности предполагает высокую ответственность и активное участие в социальной сфере. Помимо профессиональной подготовки, особое внимание уделено воспитанию готовности к общению, развитию эмпатии, навыков саморегуляции и толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_adaptatsionnaya_programma.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАРЬИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КОСТРОМКОЙ ОБЛАСТИ»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

 СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

39.02.01 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Разработала: Пестрякова Т.А.

Место составления: ОГБПОУ Костромской области «Шарьинский педагогический колледж»

Курс: 1-й курс

Группа: 1Г

Срок реализации: сентябрь—декабрь 2025 года (I семестр)

Шарья, 2025 г.

Общая характеристика программы

Программа предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки студентам первого курса, испытывающим трудности в период первичной адаптации к учебе в колледже и освоению будущей профессии. Основная цель программы — создание условий для успешного освоения специальности и минимизация риска дезадаптации и стресса у студентов, оказавшихся в новой социальной среде.

Актуальность программы

Первый год обучения традиционно является критическим этапом, сопровождающимся изменениями привычного уклада жизни, сменой круга общения и появлением новых требований. Особенно важны навыки адаптации для студентов, выбравших профессию «Социальная работа», поскольку специфика этой специальности предполагает высокую ответственность и активное участие в социальной сфере. Помимо профессиональной подготовки, особое внимание уделено воспитанию готовности к общению, развитию эмпатии, навыков саморегуляции и толерантности.

Необходимость разработки специальной программы продиктована задачей оказать содействие студентам в прохождении начального этапа социализации и адаптации к новому месту учебы. Основной функцией программы является поддержка молодых специалистов в выработке эффективных стратегий личной и академической самореализации.

Цель программы

Формирование благоприятных условий для успешной интеграции студентов первого курса в образовательную среду колледжа и развитие у них профессионально значимых компетенций.

Задачи программы

  1. Содействовать преодолению студентами трудностей адаптации и повысить их устойчивость к стрессу.
  2. Формировать положительное отношение к выбранной специальности и поддерживать мотивацию к учебе.
  3. Укреплять уверенность студентов в своих силах, содействуя раскрытию лидерского потенциала и развитию навыков сотрудничества.
  4. Развивать компетенции, важные для будущей профессиональной деятельности социального работника.
  5. Совершенствовать навыки управления личным прогрессом и осознанного восприятия происходящих изменений.

Принципы построения программы

  1. Принцип дифференцированного подхода — учитывать индивидуальные особенности студентов.
  2. Принцип активности и субъектности — мобилизовать внутренние ресурсы студентов для преодоления кризисных состояний.
  3. Принцип постепенности и преемственности — последовательно реализовывать запланированные мероприятия.
  4. Принцип обратной связи — регулярно оценивать достигнутые результаты и вносить изменения в поддерживающие мероприятия.

Формы и методы работы

  • Индивидуальные и групповые консультации, беседы.
  • Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и устойчивости к стрессовым ситуациям.
  • Профориентационная работа и посещение профильных организаций и социальных служб.
  • Совместная творческая деятельность и участие в общественно полезных акциях.
  • Мониторинг и диагностика текущего состояния адаптации студентов.

Основные направления работы

  1. Информационно-просветительская работа — знакомство студентов с правилами обучения, дисциплиной и организационными нормами учебного заведения.
  2. Социально-психологическая поддержка — проведение консультаций, диагностика проблем и разработка способов их устранения.
  3. Организационно-воспитательная работа — организация мероприятий, конкурсов и акций, нацеленных на сплочение группы и развитие профессиональных навыков.
  4. Работа с родителями — информирование родителей о ходе адаптационного процесса, организация встреч и обсуждений текущих вопросов.

Планируемые результаты программы

  • Устойчивое удовлетворение студентов жизнью в колледже.
  • Минимизация рисков дезадаптации и исключение вероятности отчисления.
  • Повышение эффективности учебной деятельности и улучшение мотивации к учебе.
  • Расширение коммуникативных возможностей и формирование навыков сотрудничества.
  • Осознанное принятие ценностей и норм профессии «Социальная работа».

Критерии оценки эффективности программы

  1. Постоянно сохраняемое позитивное отношение к профессии и учебному процессу.
  2. Повышение показателей успешности адаптации и сокращение количества пропусков занятий.
  3. Улучшение успеваемости и отсутствие задолженности по дисциплинам.
  4. Повышение инициативы и активной роли в студенческих сообществах.
  5. Отсутствие симптомов ухудшения физического и психического здоровья, стабильный рост самооценки.

Мероприятия и сроки реализации программы

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

Первая встреча с группой

Классный руководитель

Анкетирование и диагностика

Классный руководитель

Беседа «Профессиональные ожидания»

Классный руководитель

Дебют первокурсника. Посвящение в студенты

Библиотекарь

Октябрь

Тренинг «Коммуникативный тренинг»

Классный руководитель

Участие в конкурсах, мероприятиях

Классный руководитель

Ноябрь

Посещение музеев, выставок

Классный руководитель

Беседа «Жизнь нашего колледжа»

Классный руководитель

Декабрь

Завершающие индивидуальные консультации

Классный руководитель

Выпуск итогового буклета «Наши успехи»

Классный руководитель

Ресурсное обеспечение программы

  • Кабинет классного руководителя для проведения групповых занятий.
  • Библиотека колледжа и доступ к интернет-ресурсам.
  • Сотрудники колледжа (преподаватели, заведующий отделением).
  • Материалы и оборудование (компьютеры, специальное ПО, аудиотехника).

Прогнозируемые риски и меры профилактики

  • Несоответствие успеваемости требованиям — усилить контроль, провести дополнительную консультацию.
  • Проблемы в установлении контактов со сверстниками — индивидуальные встречи, приглашения на мероприятия, тренинг общения.
  • Утрата мотивации и неудовлетворённость выбором профессии — сотрудничество с семьёй, информирование о карьерных возможностях.

Механизм мониторинга

  • Регулярные анкеты и интервью с участием студентов.
  • Анализ статистических данных по посещаемости и успеваемости.
  • Наблюдение и отчёты классного руководителя.

Предложения по дальнейшей поддержке студентов

В дальнейшем рекомендуется продолжение сопровождения студентов посредством регулярных практикумов и стажировок в организациях социальной защиты, курсов повышения квалификации для педагогов-наставников, регулярного обновления программы с учётом текущих потребностей студентов.

Заключение

Осуществление представленной программы создаёт оптимальные условия для успешной адаптации студентов-первокурсников специальности «Социальная работа», обеспечивает необходимую базу для дальнейшего профессионального становления и формирования готовности к предстоящей деятельности в качестве квалифицированных специалистов.

Список литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебник для вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 2023. — 512 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для бакалавров / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2022. — 384 с.
  3. Березовская, Г.А. Профессиональная адаптация студентов первого курса колледжа : учеб.-методич. пособие / Г.А. Березовская. — Ярославль: ЯрГУ, 2024. — 144 с.
  4. Добровольская, Т.А. Управление процессом адаптации студентов в условиях среднего профессионального образования : монография / Т.А. Добровольская. — Кострома: КГСХА, 2022. — 236 с.
  5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 2023. — 480 с.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 2024. — 352 с.
  7. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога : справочно-методическое пособие / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2023. — 992 с.
  8. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология : учебник для врачей и психологов / В.Д. Менделевич. — М.: МедПресс-информ, 2022. — 608 с.
  9. Смирнова, Е.Е. Детская психология : учебник для пед. вузов / Е.Е. Смирнова. — М.: Владос, 2023. — 384 с.
  10. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе : научное издание / И.С. Якиманская. — М.: Просвещение, 2022. — 256 с.

Приложение

Приложение 1

Анкета для диагностики адаптационного состояния студентов

ФИО студента: ________________

Группа: ___________

Дата заполнения: ___________

Часть I. Самочувствие и настроение

  1. Как вы чувствуете себя в настоящее время?
  • Хорошо, спокойно
  • Немного тревожно
  • Испытываю напряжение и беспокойство
  • Чувствую подавленность и усталость
  1. Насколько тяжело вам дается привыкнуть к новым правилам и распорядку колледжа?
  • Легко приспосабливаюсь
  • Есть небольшие трудности
  • Сложно перестроиться
  • Чрезвычайно трудно
  1. Часто ли возникают конфликты с одногруппниками или преподавателями?
  • Никогда
  • Редко
  • Иногда
  • Довольно часто

Часть II. Отношения в группе и взаимоотношения

  1. Легко ли вам находить друзей и общаться с однокурсниками?
  • Да, легко
  • Среднего уровня сложности
  • Затрудняюсь отвечать
  • Мне сложно заводить знакомства
  1. Достаточно ли внимания уделяют ваши одноклассники вашему мнению и желаниям?
  • Всегда прислушиваются
  • Чаще всего уважают мое мнение
  • Изредка обращают внимание
  • Меня почти игнорируют
  1. Хотите ли вы присоединиться к каким-либо клубам или секциям в колледже?
  • Уже участвую
  • Хочу записаться, но пока не определился
  • Возможно, позже
  • Нет желания заниматься дополнительно

Часть III. Оценка учебного процесса

  1. Насколько довольны вы качеством преподаваемых предметов?
  • Весьма доволен(-а)
  • Скорее доволен(-а)
  • Ни хорошо, ни плохо
  • Недоволен(-а)
  1. Какой уровень нагрузки считаете оптимальным лично для вас?
  • Текущая нагрузка оптимальна
  • Желателен меньший объём занятий
  • Нужно увеличить нагрузку
  • Все равно, какой уровень нагрузок
  1. Какие трудности возникли у вас в первом учебном полугодии?
  • Никаких особых трудностей
  • Небольшие учебные сложности
  • Некоторые проблемы с усвоением материала
  • Много серьезных препятствий

Часть IV. Самооценка и личное самочувствие

  1. Как бы вы оценили свое состояние здоровья?
  • Отличное здоровье
  • Здоровье хорошее
  • Временами чувствую слабость
  • Часто болею
  1. Насколько сильна ваша внутренняя уверенность в себе?
  • Очень высокая уверенность
  • Средняя уверенность
  • Низкая уверенность
  • Практически отсутствует уверенность
  1. Сколько часов сна в сутки достаточно для поддержания хорошего самочувствия?
  • До 6 часов
  • 6–7 часов
  • 7–8 часов
  • Больше 8 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"...

Адаптационное занятие с первокурсниками. Творческо-групповая работа с первокурсниками в общежитии.

Данная разработка ориентирована на воспитателей общежитий начального и среднего образования.Адаптация обучающегося в общежитии – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, что...

Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»

Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности ...